- Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения
- Правая клавиатура баяна схема нот для
- Правая клавиатура баяна схема нот для
- Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов
- Школа игры на баяне — А. Онегин
- 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ БАЯНА
- 2. УСТРОЙСТВО БАЯНА
- 3. УХОД ЗА БАЯНОМ
- 4. ПРАВАЯ КЛАВИАТУРА БАЯНА
- 5. ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА БАЯНА
Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения
В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.
После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.
В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.
Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.
Для кого подготовлены эти упражнения?
— Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.
— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.
В комплекте:
32 видео, 115 видео упражнений.
А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.
Цена 300 рублей
По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна
Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.
Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.
Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.
Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.
Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.
Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:
Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.
Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.
Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.
Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».
Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.
Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.
Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.
Источник
Правая клавиатура баяна схема нот для
Учимся играть на баяне и гармошке, клавиатуры и расположение нот
В литературе я видел немало картинок клавиатур и расположения нот, но работать с ними одно мученье. Мне удобнее, когда на картинке я вижу в точности то, что видит играющий, если наклонит голову вперед, а не зеркальные отображения и прочую галиматью. Я привык к буквенным названиям аккордов и вместо «Ля септ аккорд» мне привычнее написать «A7», не говоря о том, чтобы искать аккорды по трезвучиям, записанным в басовом ключе. Поэтому левые клавиатуры разрисованы именно таким образом.
Для правых клавиатур я поместил соответствующие ноты. Для тех, кто не знает нот очень рекомендую найти и почитать азы нотной граммоты и для начала просто усвоить на какой кнопке искать нужную ноту (не вдаваясь пока в длительности нот и прочие тонкости).
Слева играем аккомпанемент. Левая рука задает и размер мелодии, правая играет под нее (а не наоборот!). Собственно все то же самое как, например, на гитаре, то есть бас-аккорд или бас-бас-аккорд. Рядом с основными басами есть кнопочки дополнительных басов и я рекомендую не забывать про них, для того, чтобы разнообразить аккомпанемент, а не тупо лупить бас-аккорд. Напирмер для аккорда Am кроме баса A может быть и C и E или даже F. Очень часто такие нестандартные вещи так и записываются, к примеру Am/G — бас G с аккордом Am. Для использования доп. басов очень помогает использование четырех пальцев левой руки.
Вертикальные ряды. Имеем два ряда басов, 1й — дополнительный, 2й — основной, от которого есть еще три ряда готовых аккордов. Аккорды нарисованы кружками побольше. Первый ряд — мажор, потом минор, потом мажор-септ, например, C(бас) — C(мажор) — Cm(минор) -C7 (мажор-септ). Дополнительные басы часто находятся на ряд выше-ниже во втором ряду, например для C это может быть бас G. Горизонтальные ряды расположены через квинту (5 полутонов), то есть никаких проблем играть аккомпанемант в любой тональности с той же аппликатурой. Основные звуки и аккорды это белые кнопочки, черные — диез/бемольные полутона.
Короче говоря есть все звуки и основные аккорды для них. (Прим. аккордеоны и некоторые баяны имеют шестой вертикальный ряд минорных септаккордов типа Cm7, Am7 etc).
В отличие от баяна обычная гармошка-хромка (25×25) играет только в двух тональностях, например в моем примере это C-мажор и A-минор. Хочу отметить, что это условные тональности, на самом деле чаще всего гармошки настроены в Fm-Ab. Но при записи нот подразумевается именно C/Am. Почему именно Fm? Дело в том, что если петь под гармошку, Am не очень удобен для многих голосов.
Первый веркальный ряд — басы. Это ряд вспомогательных басов в том смысле, что аккорды построены не от них.
Второй вертикальный ряд — минор/септ. Расположены они в порядке бас-аккорд, через квинту. Например, типичным аккомпанементом будет Am-Dm-H7-E7-Am.
Третий вертикальный ряд — басы и мажорные аккорды, расположенные точно так же как и во втором ряду. Для многих частушек, например будет такой аккомпанемент — F-C-G-C.
Все вышесказанное про баян в полной мере справедливо и здесь, то есть игра четырьмя пальцами и чередование басов.
Здесь играется мелодия. Именно правая рука играет под левую. Ноты обычно записываются в унисон (мелодия как она есть). Очень часто приходится переделывать если петь под баян/гармонь, потому как петь в унисон не очень удобно.
Играть надо четырьмя или пятью пальцами. Чаще всего большой палец правой руки «достается» из-за грифа только для исполнения каких-то мест произведения, а потом «прячется» обратно.
Тут все понятно. Белые кнопки — основные тона, черные — диез-бемольные. Очень удобно, что если играть на ряд выше-ниже с той же аппликатурой, то уезжаем на полтора тона вверх-вниз (для настройки под голос например).
Мелодия соло и под голос чаще всего играется в пределах малой-первой октавы.
Как я уже говорил, хромка играет только в двух тональностях. Соответственно и звукоряд обрезан и загнан в соответствующую тональность. Звукоряд повышается не так как у баяна, а наоборот (не слева-направо-вверх, а справа-налево на нижнюю кнопку). Диез-бемольные ноты (их только три) вынесены на самый верх. Очень часто используеся диез-бемольная нота из другой октавы и используется большой палец правой руки. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего.
Источник
Правая клавиатура баяна схема нот для
Данная статья является приложением к методике игры по слуху на баяне. Методика изложена в самоучителе Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот . Глава Мелодия с аккордами на правой клавиатуре стр. 149
В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20
Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7. Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Латинские буквенные обозначения C D E F G A H
Аккорды в слуховой методике обозначены Цифрой с буквой . Очень многие задают вопрос. Зачем ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си обозначать цифрами. Каждый знает элементарную считалку еще с детского сада для запоминания нот. До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — села кошка на такси. А теперь простой эксперимент . Ответьте сразу мгновенно — какая нота выше , например Фа или Ля. А теперь в цифрах. Какая нота выше 4 или 6. Мгновенно — 6 выше 4 .
Буквы
- б — мажорный аккорд
- м — минорный аккорд
- с — септаккорд
Например
6м — Ля минор, 1б — До мажор, 3с — Ми септ и так далее
На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре. Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.
Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде. Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.
Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м (Ля минор). В словах Виновата и Люблю аккорд 6м играется на звук мелодии 3 (Ми). А в словах Голос и Ему аккорд 6м играется на звук мелодии 6 (ля) .
Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.
Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию, чем левый аккомпанемент .
Например . Аккорд Ля минор готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков . Аккорд Ля минор выборный справа. Имеет три позиции , с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна — четыре и даже пять октав . Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.
Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов
Рисунки схем даны со стороны играющего, который представляет, что баян прозрачный .
При взгляде на себя играющего в зеркало рисунки полностью соответствуют.
Все аккорды во всех позициях расположены в пределах двух октав . Играющий в зависимости от мелодии сам выбирает выше или ниже ему следует играть аккорды.
Вертикальные линии это номера рядов клавиатуры первый ряд считается от мехов .
Аппликатура мелодии
- Клавиши 1 ряда — указательный палец
- Клавиши 2 ряда — средний палец
- Клавиши 3 ряда — безымянный палец
- Клавиши 4 звука в септаккордах — мизинец
Источник
Школа игры на баяне — А. Онегин
Ноты, сборники, литература для баяна
1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ БАЯНА
Современному баяну предшествовала гармоника. Впервые это название появляется в XVIII веке. В начале XIX века так называли инструмент, напоминающий современную губную гармонику. Звук на этих гармониках извлекался при помощи язычков, которые приводились в колебание струей воздуха. Губные гармоники в России появились в 30— 40-х годах XIX века. Их первыми мастерами были тульские оружейники.
В 50-х годах прошлого века тульский оружейник Сизов сконструировал ручную однорядную гармонику. По ее типу стали делать инструменты и другие оружейники Тулы. Такая гармоника называлась «тульской однорядной с русским строем» (построена на диатоническом звукоряде). Вскоре инструмент распространился почти по всей России. Названия местечка, села или города, где изготовлялись эти гармоники, переносились и на самый инструмент. Так появились «вятские», «саратовские», «касимовские?) и другие гармоники. Большая роль в усовершенствовании и распространении гармоник принадлежала русскому мастеру Белобородову. В 1861 — 1862 годах им была сконструирована гармоника с полным хроматическим звукорядом. На таких гармониках играли в первом ансамбле гармонистов под руководством Белобородова.
Все употреблявшиеся когда-то в России старинные гармоники можно разделить на два основных типа:
1. Гармоники, в которых каждая клавиша дает при ведении меха в обоих направлениях один и тот же звук. К этому типу относятся однорядные гармоники: «ливенские», «вятские» (татарские), «смоленские», «елецкие», «сибирские»; двухрядные: «хромки» (вологодские), «елецкие» диатонические и хроматические.
2. Гармоники, у которых каждая клавиша в зависимости от направления движения меха дает два разных звука. К этому типу относятся однорядные: «тульские», «саратовские», «черепашки»; двухрядные: «бологойские»,«касимовские» и хроматические Белобородова.
Большинство этих типов гармоник в настоящее время вышло из употребления.
Звукоряды старинных гармоник имели строение (лад), характерное для русских народных песен, возникших в данной области (миксолидийский, дорийский и другие).
В 1908 году исполнитель на гармонике Орланский-Титаренко заказал Стерлигову хроматическую трехрядную гармонику, которая и была названа баяном в честь легендарного певца. Это название сохранилось и до сих пор.
В настоящее время существуют две системы баянов — готовые и выборные.
Готовым называется баян
(в этой конструкции баяна, готового с переключением на выборный, 5-й ряд клавиш дает уменьшенное трезвучие. Ряд готовых доминант-септаккордов отсутствует (6-го ряда нет). Доминантсептаккорды могут быть получены одновременным нажатием двух клавиш 3-го и 5-го рядов, дающих соответственно мажорное и уменьшенное трезвучие, образующие доминантсептаккорд)
у которого каждая клавиша 3-го, 4-го, 5-го, а иногда и 6-го ряда левой клавиатуры дает готовый аккорд трезвучия мажора, минора, доминантсептаккорда с пропущенной квинтой и уменьшенного трезвучия.
Выборным называется баян, у которого готовых аккордов нет, а клавиатура левой руки построена по принципу клавиатуры правой руки и заключает в себе нижний регистр (басы). Для получения того или иного аккорда нужно нажать несколько клавиш — набрать, или выбрать, аккорд, что и определило название баяна. Выборный баян впервые был сконструирован мастером Стерлиговым.
Кроме двух основных видов баянов, существуют и так называемые комбинированные баяны.
Комбинированный баян совмещает в себе готовый и выборный, с переключением одного на другой. В нем две системы левой клавиатуры: одна — выборная — построена по принципу хроматической правой клавиатуры, другая — готовая — построена по обычно распространенной системе готовых аккордов.
такой конструкции не имеют широкого распространения. Поэтому настоящая Школа предназначена для обучения игре на баяне с готовыми аккордами.
2. УСТРОЙСТВО БАЯНА
Баян состоит из двух частей, соединенных между собой мехом.
Правая часть корпуса имеет так называемый гриф — тонкую дощечку, которая прикреплена к корпусу баяна ребром, то есть перпендикулярно. Гриф служит основанием для расположенных на нем клавиш. В зависимости от конструкции баяна, правая часть корпуса имеет от 52 до 64 клавиш, которые составляют правую клавиатуру баяна.
На левой части корпуса баяна находится от 100 до 120 клавиш. Эти клавиши составляют левую клавиатуру баяна.
Мех состоит из складчатой четырехгранной камеры, сделанной из картона и покрытой плотной материей. Число складок (борин) — от 12 до 16. Мех служит камерой для воздуха и обеспечивает подвижность правой и левой частей корпуса баяна. Движение воздуха, происходящее при сжимании и разжимании меха, приводит в колебание металлические язычку (голоса).
Баян имеет два ремня. К правой части корпуса прикреплен длинный ремень; с левой стороны ремень короткий, он идет вдоль левой части корпуса. Ремни служат для держания инструмента (рис. 1).
3. УХОД ЗА БАЯНОМ
К инструменту нужно относиться бережно Содержать баян в чистоте; образовавшуюся на клавиатуре и корпусе пыль стирать мягкой тряпочкой. Баян, по возможности, надо оберегать от сотрясений, ударов, от резких температурных изменений; не держать баян в сыром помещении — от этого инструмент портится: дерево разбухает, в силу чего клапаны западают, «голоса» ржавеют и расстраиваются. Не следует держать баян вблизи отопления, так как от этого инструмент рассыхается. Рекомендуется держать баян в футляре.
Баян не следует подвергать частой разборке, снимать правую или левую часть корпуса и т. п., так как это может расстроить соединения точно пригнанных друг к другу частей инструмента. Не следует поднимать баян за ремни, ставить инструмент на крышку левой части корпуса. Баян рекомендуется ставить во всех случаях (даже и в футляре) в том же положении, в каком находится он во время игры.
4. ПРАВАЯ КЛАВИАТУРА БАЯНА
Правая клавиатура состоит из трех продольных рядов клавиш. Нумерация рядов начинается от корпуса баяна, то есть первым считается ряд, ближайший к корпусу и т. д. Эти ряды находятся не в одной плоскости, а расположены ступенями: второй ряд несколько ниже первого, а третий — ниже второго.
Клавиши второго ряда немного сдвинуты вниз по отношению к первому ряду, клавиши третьего — от отношению к второму, и таким образом получаются поперечные ряды, несколько скошенные книзу от первого ряда к третьему.
В каждом ряду правой клавиатуры баяна имеются белые и черные клавиши. В первом и во втором рядах черные и белые клавиши расположены попарно, то есть две белые, затем две черные и опять две белые и т. д.,
В третьем же ряду чередуются три белые клавиши и одна черная.
На белых клавишах расположены основные звуки до-мажорной гаммы. Черные клавиши дают альтерированные звуки, повышенные (# — диез) или пониженные (V—бемоль). Все клавиши правой клавиатуры издают различные по высоте звуки.
Каждой клавише соответствует только один звук, который на клавиатуре больше не повторяется. Низкие звуки расположены вверху клавиатуры, высокие— внизу. Если нажимать клавиши последовательно по поперечным косым рядам, не пропуская ни одного ряда и клавиш в нем и опускаясь таким образом вниз по клавиатуре, то получается равномерно повышающаяся по полутонам последовательность звуков (хроматическая).
Каждая тринадцатая клавиша, отсчитанная в указанном порядке от любой клавиши, дает звук, сходный по звучанию со звуком первой клавиши, но отличающийся по высоте (октава). Такие звуки называются одноименными, так как они имеют одни и те же названия. Если же отсчитывать в продольном ряду, то это будет пятая клавиша, которая дает сходный одноименный звук.
В первом ряду клавиатуры, в первой паре белых клавиш, нижняя дает звук до малой октавы. Звук до, находящийся во второй паре (считая сверху клавиатуры), дает начало первой октаве. Звук до в следующей паре белых клавиш является начальным звуком второй октавы, следующий звук до — третьей октавы и т. д.
Диапазон правой клавиатуры простирается (в зависимости от конструкции баяна) от до малой октавы до четвертой.
Клавиши 1-го, 2-го и 3-го рядов расположены вдоль клавиатуры таким образом, что каждая соседняя клавиша дает звук, равный по высоте малой терции.
Так, в первом ряду от ноты до вниз по клавиатуре ближайшая соседняя черная клавиша дает звук ми-бемоль (он же ре-диез), следующая черная клавиша —- соль-бемоль (он же фа-диез), следующая первая белая клавиша дает звук ля, соседняя с ней—опять звук до и т. д. во всех октавах.
Во втором ряду первая белая клавиша дает звук ми, соседняя с ней белая — звук соль, следующая первая черная—звук си-бемоль, вторая черная—звук ре-бемоль (или до-диез) и т. д.
В третьем ряду первая белая клавиша дает звук си, вторая белая — звук ре, третья белая — звук фа, следующая черная — ля-бемоль (соль-диез) и затем первая белая — опять звук си и т. д.
Благодаря такому расположению клавиш создается возможность определить три основные позиции для игры правой рукой.
В первой позиции играются произведения в мажорных и минорных тональностях, начинающихся с клавиш первого ряда (до, ми-бемоль, соль-бемоль, ля мажор и ля, до, ми-бемоль, фа-диез минор).
Во второй позиции исполняются произведения в мажорных и минорных тональностях, начинающихся с клавиш второго ряда. То же самое можно сказать и о третьей позиции, связанной с третьим рядом правой клавиатуры.
5. ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА БАЯНА
Левая клавиатура состоит из пяти (а иногда из шести) продольных рядов. Эти ряды считаются по направлению от меха к краю, то есть первым называют ряд, ближайший к меху.
Клавиши продольных рядов левой клавиатуры расположены не точно против клавиш первого ряда, а каждый ряд несколько сдвинут кверху, по отношению к предыдущему. Таким образом создаются несколько скошенные кверху поперечные ряды.
Клавиши 1-го и 2-го продольных рядов при нажатии дают басовые звуки. Каждая клавиша 3-го, 4-го и 5-го рядов (а в некоторых инструментах и 6-го ряда) дает звучание готовых аккордов.
Главным » рядом левой клавиатуры является второй продольный ряд басов, который носит название основного.
Клавиши основного ряда расположены не в порядке ступеней гаммы, а так, что каждая соседняя клавиша, считая снизу вверх вдоль клавиатуры, дает звук квинтой выше предыдущего.
Примерно в середине этого ряда имеются семь басовых клавиш, из них первая снизу белая дает самый низкий звук баяна — ноту фа контроктавы; соседняя белая клавиша дает звук до большой октавы и т.д.
Третий продольный ряд дает мажорные трезвучия (или их обращения), построенные от основных басов тех звуков, которые извлекаются соседними клавишами второго продольного ряда. Четвертый ряд дает аккорды минорных трезвучий (или их обращений), а пятый ряд дает доминантсептаккорды (или их обращения).
В баянах некоторых конструкций имеется еще шестой продольный ряд, который дает звуки аккордов уменьшенных трезвучий.
Басы второго ряда являются основными звуками по отношению к звукам аккордов остальных рядов, то есть
Соседняя с нотой фа вниз черная клавиша дает звук си-бемоль, вторая вниз черная клавиша—звук ми-бемоль и т. д. Таким образом, звуки, извлекаемые на белых клавишах 2-го ряда, в целом составляют звукоряд до-мажорной гаммы, но расположены не в обычном порядке. Пять черных клавиш этого ряда по отношению к белым клавишам дают звуки хроматически измененные (т. е. бемольные и диезные).
Семь белых и пять черных клавиш дают все 12 хроматических звуков в пределах одной октавы. Кроме семи белых и пяти черных, в том же ряду имеются еще белые и черные клавиши, представляющие собой повторение указанных выше; они предназначены для удобства (для избежания скачков).
Первый ряд левой клавиатуры называется вспомогательным. Клавиши первого ряда расположены между собой точно так же, как и во втором ряду и являются повторением 2-го (основного ряда), но первый ряд по отношению ко второму по высоте сдвинут на большую терцию вверх (по написанию нот).
Таким образом, против звука фа 2-го продольного ряда (первой снизу белой клавиши) находится звук ля.
Вспомогательный ряд, дающий звуки терции к основному ряду басов (2-й ряд), представляет большое удобство и значительно облегчает игру на басах.
Клавиши вспомогательного ряда в нотах условно обозначаются буквой В, которая ставится под или над нотой.
Басы каждой клавиши основного и вспомогательного рядов записываются одной нотой, хотя при нажиме соответствующей клавиши звучит не один звук, а три одноименных звука сразу в трех октавах:
Третий продольный ряд дает мажорные трезвучия (или их обращения), построенные от основных басов тех звуков, которые извлекаются соседними клавишами второго продольного ряда. Четвертый ряд дает аккорды минорных трезвучий (или их обращений), а пятый ряд дает доминантсептаккорды (или их обращения).
В баянах некоторых конструкций имеется еще шестой продольный ряд, который дает звуки аккордов уменьшенных трезвучий.
Басы второго ряда являются основными звуками по отношению к звукам аккордов остальных рядов, то есть аккорды зависят от названия того баса, против которого они стоят в поперечном (косом) ряду. Иначе говоря, каждый основной бас по поперечному косому ряду имеет три готовых, относящихся к нему аккорда.
При нажатии лишь одной клавиши 3-го, 4-го, 5-го и, 6-го продольных рядов звучит сразу целый аккорд, но в нотах все же выписываются все звуки, входящие в аккорд. Звучание этих аккордов не выходит за пределы малой и первой октав.
Для облегчения нахождения аккордов на баяне в нотах применяются условные обозначения:
1) мажорные аккорды (большие трезвучия) обозначаются буквой Б;
2) минорные аккорды (малые трезвучия) обозначаются буквой М;
3) доминантсептаккорды обозначаются цифрой 7;
4) уменьшенные трезвучия обозначаются буквой У.
Если после баса стоит аккорд, имеющий одно из этих условных обозначений, то этот аккорд берется в соответствии с обозначением в том же поперечном (косом) ряду, в котором находится бас.
Для более легкого нахождения на клавиатуре нужной клавиши внизу аккорда пишется маленькая нотка в скобках, которая указывает, от какого основного баса следует брать аккорд:
В примере 2 бас си берется во вспомогательном ряду, а следующий мажорный аккорд от ноты соль находится в одном поперечном ряду с нотой си.
Если аккорд стоит над басовой нотой, то бас и аккорд исполняются одновременно, то есть две клавиши, басовая и аккордная, нажимаются вместе.
В этих случаях под аккордом может быть также подписана маленькая нотка в скобках, указывающая, от какого баса следует исполнять аккорд:
Если бас записан нотами больших длительностей, а аккорд имеет меньшую протяженность, запись в нотах имеет следующий вид:
Источник