Правая сторона гармони ноты

Правая сторона гармони ноты

Игра по нотам

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и , может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.

Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.

Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич , а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.

Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения — зачем . А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.

Читайте также:  Джингл белс ноты табы

Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.

А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность .

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык — это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота — расположение на нотном стане и движений пальцев — нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Октавы выделены разным цветом: 1 октава, 2 октава, 3 октава.

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет «раз», но вслух произносить это не надо ) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

«Мантра» для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре — до

гамма в 1 октаве

гамма во 2 октаве

гамма в 3 октаве

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.

Источник

«Шпаргалки» для начинающего гармониста

  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 25

Здорово живёте, товарищи!

Не знаю куда выложить, поэтому оставлю здесь парочку файлов по теме. Надеюсь, они окажутся кому-нибудь полезными.
Всем добра!

Раскладка клавиатур
Аккорды на правой клавиатуре
Аккорды на правой клавиатуре (урезанный вариант)

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Иван
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 88
  • Спасибо получено: 20

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Anatoliy
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 294
  • Спасибо получено: 127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Юрий 50
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 519
  • Спасибо получено: 119

Иван пишет: Подскажите пожалуйста, для гармони в какой тональности эта таблица?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Максим
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 55
  • Спасибо получено: 9

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Леонид
  • Автор темы —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 25

Ноты для гармони пишутся и подбираются с тем учётом, что это диатонический инструмент, то бишь без всяких там «диезов».

Дабы хоть как-то исправить эту ситуёвину, добавили кнопки-ноты в верхней части правой клавиатуры и назвали гармонь хроматической (хромкой), что, конечно же, не совсем верно. Вот эти ноты:

  1. ре-диез 2-ой октавы;
  2. фа-диез 2-ой октавы;
  3. соль-диез 1-ой октавы.

Последняя в этом списке, кстати, встречается чаще всего в гармошечных нотах.

Тональность гармони, это то, как на самом деле звучит «гармошечная До 1-ой октавы» в сравнении с другими, полностью хроматическими, инструментами (баян, фортепиано, гитара и т.п.). При игре только на одной гармони, никакого влияния тональность не оказывает; разве что под голос, желательно, выбирать ту, которая больше подходит (поётся).

Но вот если, скажем, придётся играть вместе с другими инструментами, например, с баяном, то тональность, конечно же, играет огромную роль.

Если «гармошечная До» звучит также, как «До» на баяне, то смело можно играть композицию вместе; разумеется, с одних и тех же нот.

Если же у гармошки другая тональность, например, «Соль», то баянисту (по тем же нотам) нужно играть всю композицию либо на 2,5 тона ниже (в унисон), либо 3,5 тона выше (в октаву). Т.е. я, например, играю «Ля» первой октавы, а баянист давит на «Ми» первой или второй октавы и у нас получится созвучная игра.

Другими словами, баянисту или пианисту нужно выполнить т.н. транспонирование — перенос звука на заданный интервал вверх или вниз. К слову, со струнными инструментами, можно обойтись проще — достаточно их настроить в тон вашей гармошки.

А вот, насчёт «выборных аккордов» я вопрос не понял — требуется уточнение.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Правая сторона гармони ноты

Самоучитель был издан в 1998 году и предназначен для людей с музыкальным слухом . Которые иногда могут взять баян или гармонь и подобрать понравившуюся мелодию. Или спеть под собственный аккомпанемент в кругу друзей знакомую песню .

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Методы и подходы, изложенные в самоучителе, подойдут и для Гармони . Нужно только разметить правую и левую клавиатуры гармони так, чтобы играть мелодии самоучителя.

Основа обучения — игра, пение и аккомпанемент популярных песен и мелодий. Песен в самоучителе более 500 . Вырабатываются слухо-моторные навыки . Запоминается аккомпанемент песен. Улавливаются схемы мелодий, основы музыкальной гармонии . Можно сыграть и спеть все песни самоучителя не один, а несколько раз. Вернуться к понравившимя . Уточнить усвоенные приемы.

В самоучителе ноты , обозначающие звуки, заменены цифрами .
Вместо 7 нот до ре ми фа соль ля си
Даны 7 цифр 1 2 3 4 5 6 7
Все просто. Звук 3 выше звука 1 , а звук 2 ниже звука 6
Вы учитесь по книге старому забытому ремеслу — игре по слуху .

Авторы кандидаты наук и искусствоведения и прекрасно знают нотную грамоту. Такая методика обучения без нот одобрена Консерваторией им. П. И. Чайковского, Училищем им. Гнесиных, много лет преподается в Училище им. Ипполитова-Иванова .

Играющий не должен смотреть на клавиатуру . Только по слуху и на ощупь. Представьте что гармонь прозрачная . Сначала можно иногда подглядывать на себя играющего в зеркало . Через несколько занятий смотреть не понадобится.

Звуки правой клавиатуры Гармони (слуховая методика)

Ряды 1 — 2 Диезы
Ряды 2 — 5 низкая (самая басовая) семерка звуков.
Ряды 5 — 8 средняя семерка звуков.
Ряды 9 — 12 высокая (самая писклявая) семерка звуков.

В книге Парнес Оськина в примерах песен маленькими цифрами под слогами даны именно звуки семерок . Номера звука низкой, средней и высокой семерок те же. Это подсказки для игры по слуху . В мелодии на семерку точно не ошибетесь. Хотя по законам музыкальной гармонии на семерку выше или ниже — это правильно.

Чтобы хорошо вслепую и на слух ориентироваться в клавиатуре Нужно играть гаммы
Можно посредине клавиатуры Можно сверху вниз Можно туда и обратно

Мажорная гамма
начиная с 1 — 1 2 3 4 5 6 7 1 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Минорная гамма
начиная с 6 — 6 7 1 2 3 4 5 6 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Звуки левой клавиатуры гармони (слуховая методика)

Третий ряд пары Аккорд — Ниже его ба с. 4 аккорда Сверху вниз 2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4.

Готовый аккорд аккомпанемента мелодии. Делается специальными тягами левой механики гармони. Одна клавиша аккорда — сразу 3 звука .

Бас звук — Цифра без буквы — ( Например 2 )
Минорный аккорд — Цифра с буквой м ( Например 2м )
Мажорный аккорд — Цифра с буквой б ( Например 2б )
Септ аккорд — Цифра с буквой с ( Например 3с )

Кто до обучения на гармони играл на гитаре . Без труда сыграет по аккордам . Жмите бас вместе с его аккордом. Во втором ряду те самые заветные 3 аккорда — 3с, 6м, 2м ( Буквами E7, Am, Dm )
Буквы заменены цифрами совсем для начинающих . Так им легче. Любой догадается, что звук 6 выше звука 3 . Но не любой догадается, что звук A выше звука E.

Варианты чтения мелодии и аккомпанемента

Вариант 1
Полное чтение по нотам
Это нотное чтение для профессионалов. Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки дана на втором нотном стане с басовым ключом . Можно играть басы и аккорды аккомпанемента в выборном или готовом строе инструмента.

Вариант 2
Сокращенное (эстрадное) чтение аккомпанемента
Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки даны сокращенным (буквенным) обозначением .

Вариант 3 Условное чтение цифрами и буквами

Партия (мелодия) правой руки дана Цифрами под слогами слов песни. Цифры звуков более высокой или низкой октавы одни и те же. Басы и аккорды аккомпанемента даны Цифрами с буквами под слогами слов песни. Цифры и буквы это не программа игры. А просто подсказка . Если мелодия подобралась. На цифры и буквы можно не смотреть .

Вариант 4 Условное чтение цифрами 50 клавиш гармони

Правая рука куплет:
3-15-4-4-16-15-
17-16-4-4
17-6-18-17-6-6-17-2-17

Правая рука припев:
18-17-5-4-17-17-5-17-16-15
3-15-4-4-6-6-17-2-17 – повторяем 2 раза.

Левая рука куплет:
В куплете левую руку отбиваем как марш.
14-14-16-16-
14-14-14-14-14-14
12-12-14-14-14-14

Левая рука припев:
Припев играем без отбоя.
14-6-6-14-14-
16-16-16-16-
14-14-12-12-14-14

Чтение по 25 цифрам левой и еще 25 цифрам правой клавиатур гармони напоминает механическую игру шарманки .

Вариант 1 — Игра по нотам Мелодия и аккомпанемент по нотам. Это самое полное и богатое звучание.
Вариант 2 — Игра по нотам и буквам. Мелодия по нотам, аккомпанемент условно буквами
Вариант 3 — Игра по слуху. Мелодия по 7 цифрам октавы, басы аккомпанемента по 7 цифрам октавы, аккорды по 3 буквам
Вариант 4 — Игра по цифрам. Мелодия и аккомпанемент по 50 цифрам клавиш гармони

Если в детстве Вы закончили музыкальную школу , и знаете нотную грамоту. Вам больше подойдет Вариант 1 или Вариант 2

Однако взрослый человек в силу занятости не может себе позволить 5 лет по 2 часа в день заниматься в детской музыкальной школе . К сожалению, у него нет времени осваивать нотную грамоту. А песня так и просится чтобы ее спеть. Поэтому для любителя подходят Вариант 3 и Вариант 4 .

Начинающие гармонисты предпочитают Вариант 4. Можно сразу без подбора на слух по цифрам сыграть и разучить песню. Нужно только запомнить 25 клавиш правой клавиатуры и еще 25 клавиш левой клавиатуры. Какие только ухищрения не предпринимаются для запоминания цифр 50 клавиш . Вплоть до покраски клавиш разноцветными лаками для ногтей.

А как будут запоминать цифровики более 200 клавиш на баяне или аккордеоне? Поэтому кто желает музыку без нот выбирают Гармонь . Потому что меньше клавиш .

Между тем игра по слуху проще чем по цифрам. И подходит для баяна и аккордеона. А самое главное. Не нужно переучиваться на гармони с цифровика на нотника. Можно сразу перейти на ноты.

Из картинки Вариант 3 Игра по слуху Три танкиста можно определить. Тональность Ля минор (6м) Опорная нота акцента запева (На гра — НИ — це) Слог НИ это нота Ми (3)

Но так как это игра по слуху без нот . Чтоб не загружать играющего ничем, кроме музыки на картинке нет нот (Ля минор и Ми) Есть только бас 6, аккорд м и опорный звук 3 При обучении авторы определили, что обозначение нот цифрами воспринимается лучше чем буквенное

Слепой слуховой метод верен. И к нему надо стремиться. Однако у начинающих он может вызвать трудности.

Посадить начинающего гармониста за неразмеченную клавиатуру с двадцатью пятью белыми клавишами в двух рядах. Это все равно что выбросить из лодки человека посредине реки, надеясь что он не утонет, а научится плавать.

Поэтому в первые 1 — 3 месяца обучения можно разметить правую клавиатуру. По мере обучения разметку лучше убрать . Чтобы не быть зависимым от разметки. И свободно играть на любом неразмеченном инструмент е
При разметке важно соблюдать принципы.

  • Выделить все, значит не выделить ничего
  • Размечать по звукам октавы
  • Никаких цветов, только черно-белая разметка

Пример разметки.
Черные клавиши.

  • Диезы
  • Звуки октавы Соль Ля Си

Источник

Оцените статью