Правая сторона гармошки ноты

Правая сторона гармошки ноты

Игра по нотам

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и , может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.

Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.

Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич , а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.

Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения — зачем . А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.

Читайте также:  Ноты мовсесян мы армия народа ноты

Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.

А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность .

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык — это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота — расположение на нотном стане и движений пальцев — нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Октавы выделены разным цветом: 1 октава, 2 октава, 3 октава.

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет «раз», но вслух произносить это не надо ) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

«Мантра» для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре — до

гамма в 1 октаве

гамма во 2 октаве

гамма в 3 октаве

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.

Источник

Правая сторона гармошки ноты

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

Правая сторона гармошки ноты

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони — Играй гармонь народная

Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони

Тональность
Герметичность меха и корпуса

Проверка клавишного механизма
Условия эксплуатации
Состав инструмента
Правила игры на гармони
Аппликатура
Работа со звуком

Урок №2
Левая клавиатура
Игра на левой клавиатуре
Схема расположения клавиш
Басы
Аккорды
Вспомогательный ряд
Минор
Мажор
способы извлечения звука

Урок №3
Правая клавиатура
Игра на правой клавиатуре
Схема расположения клавиш
Упражнения
«Тонкая рябина»
«Цыганочка»
Изучение основных аккордов

Урок №4
Нотоносец
Расположение звуков
Длительность звуков
Игра двумя руками
Основы музыкальной грамоты
Нотный стан
Ключ соль
Ключ фа

Урок №5
Игра в мажоре
Основы аккомпанемента
Цифровое обозначение клавиш

урок №6
Высота звука
Октава
Звукоряд правой клавиатуры
Такты
Знаки изменения длительности нот
Нота с точкой
Лига
Фермата
Пауза

Источник

Как научиться играть на гармошке?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Без хорошего гармониста на селе ещё полвека назад не обходилось ни одно праздничное мероприятие: свадьбы, именины, крестины, новогодние праздники, «Масленица» и другие большие и малые торжества. В некоторых местах и поныне живёт традиция звать гармониста на значимый для семьи праздник. Разные мотивы на гармошке — песни, плясовые мелодии, хороводные — передаются в основном «на слух» из поколения в поколение, от опытного умельца к новоявленному музыканту. Однако на этом народном музыкальном инструменте можно научиться и самостоятельно — без наставника-самоучки или образованного педагога.

Как держать гармонь?

Само собой, обучение игре на любом музыкальном инструменте начинается с правил посадки с ним, его удержания, расположения рук и пальцев. С этого и начнём учиться играть на гармошке.

В основном гармонь — инструмент довольно компактный, вес его невелик, поэтому играть на нём удобно как в сидячем положении, так и стоя.

Далее в статье рассматриваются вопросы обучения на обычной гармошке, имеющей две клавиатуры:

  1. правую — мелодическую, предназначенную для пальцев правой руки;
  2. левую — басовую, на которой играют пальцы левой руки.

Разновидностей этого инструмента не счесть: в одних местах играют на больших инструментах, у которых в левой клавиатуре три ряда кнопок, в других — на маленьких, однорядных, в третьих предпочитают иметь двухрядную гармонь. Кроме этого, среди тех же однорядных либо двухрядных встречается немало отличий. Некоторые модели и вовсе имеют в левой или правой клавиатуре не кнопки, а клавиши. И у всех найдутся свои особенности как в посадке и расположении рук, так и в технике игры.

Поэтому будем учиться играть на самой популярной, наверное, из всех моделей инструмента – «двухрядке». Она обладает в правой клавиатуре 25 кнопками, расположенными в 2 ряда, а в левой — тремя рядами с таким же количеством кнопок.

Современные гармошки имеют два наплечных ремня, прикреплённых к инструменту со стороны правой клавиатуры, и один торцевой ремень для фиксации левой руки со стороны басовых кнопок.

Наплечные ремни надеваются в любом случае, то есть не имеет значения, сидит или стоит гармонист.

Ремни нужно отрегулировать по своей фигуре: инструмент должен удобно расположиться на груди. Нижняя его часть при сидячем положении музыканта опирается на бедро правой ноги правой стороной корпуса, а внутренняя часть своим верхом касается груди. Размещаться удобнее всего на табуретке либо жёстком стуле, но не очень глубоко – ближе к краю. С левой стороны от гармониста должно быть свободное пространство – туда он будет растягивать меха при игре. Сидеть нужно прямо (ни сутулиться, ни наклоняться вперёд не следует). Откидываться назад, например, на спинку стула также не рекомендуется. Левая рука продевается в торцевой ремень, который должен плотно удерживать её, но не ограничивать любое её перемещение вверх, вниз, вперёд (в глубину клавиатуры) и назад.

В правой руке в основном уделяют внимание размещению большого пальца. Он может иметь несколько положений, что зависит от того, какую функцию на него возлагает музыкант.

  1. Большой палец не участвует в игре на клавиатуре, а служит лишь для дополнительной фиксации музыкального инструмента и компенсации усилий играющих пальцев. В этом случае он находится с обратной стороны грифа.
  2. Он не играет, но и не поддерживает инструмент, а лишь слегка разряжает напряжение других пальцев и служит, скорее, в качестве опоры и направляющего средства для кисти и предплечья правой руки. При этом он находится на ребре грифа, касаясь его второй фалангой и скользя по нему вслед за пальцами. Пальцы в таком случае собраны все вместе.
  3. Большой палец участвует в игре, как и все остальные. Такое решение повышает технические возможности гармониста.

Нужно отметить, что некоторые модели «двухрядок» имеют в басах не три, а два ряда кнопок. Однако это обстоятельство не должно смущать настоящего гармониста: он всегда найдёт нужный бас или аккорд.

Движение меха

Звуки на гармошке получаются за счёт нажатия на кнопки и одновременного движения меха. Если кнопки не нажимать, то и меха не получится ни раздвинуть, ни сдвинуть, так как войти или выйти воздуху некуда. Кнопки — это своего рода воздушные клапаны, которые при нажатии на них открывают звуковые отверстия, а при отпускании — закрывают их.

И наоборот, если меха неподвижны, то нажимать на кнопки инструмента смысла нет — воздушного потока нет, звуковые язычки остаются «глухими».

Важно научиться раздвигать и сдвигать меха гармони таким образом, чтобы всегда оставался запас в ту или иную сторону.

Движением мехов управляет левая рука музыканта, так как правая сторона инструмента остаётся неподвижной.

Длинные ноты нужно стараться воспроизводить непрерывно — при движении меха в какую-то одну сторону (любую). А также нужно понимать, какие изменения звука происходят при тех или иных движениях меха. Перечислим основные, которые полезно узнать начинающим:

  • при медленном движении меха звук тише;
  • при увеличении скорости движения звук усиливается;
  • особенно громкий звук возникает при резком движении меха;
  • равномерно и плавно ускоряя или замедляя движение меха, можно получить не только звуки с меняющейся динамикой, но и с различным тембром.

С опытом, конечно, придёт умение правильно рассчитывать длительности нот и фраз, своевременно менять направление движения меха, чтобы не прерывать раньше времени звуки, грамотно управлять динамикой и тембром музыкального инструмента.

Как выбрать обучающий курс?

На гармошке можно научиться играть практически в любом сознательном возрасте. Дети могут начинать постигать азы искусства игры уже с дошкольного возраста. Правда, и инструмент им нужно подобрать соответствующий, возможно, пока неполную модель двухрядной гармони типа «Чайки». Но им нужен наставник из числа самодеятельных музыкантов либо образованный преподаватель игры на гармошке. Подойдут музыканты, преподающие баян или аккордеон, знакомые с основами игры на гармони. Этими специалистами обеспечена практически любая музыкальная школа в нашей стране, а также Дома детского творчества и досуговые центры.

Для взрослых же новичков имеются несколько вариантов обучения игре на гармони.

  1. Можно перенять технику игры, как часто говорят, «с рук», причём ни о какой нотной грамоте в большинстве случаев речь не идёт. Такая учёба возможна при условии живущего поблизости человека или родственника, умеющего играть на этом инструменте и согласившегося помочь с практическими уроками игры. Но здесь есть один нюанс: если у начинающего обучение нет музыкального слуха и таланта, а только желание, то потенциальному «учителю» это станет понятно с первого раза. Уроки вряд ли продолжатся дальше, так как вариант передачи умений «из рук в руки» успешен только там, где есть одинаковые понятия у людей относительно одного и того же дела. А в музыке этим равноценным «понятием» является как раз хороший музыкальный слух.
  2. Обратиться к профессиональным педагогам, как и в случае с совсем юными любителями гармошки. Профессионалы отсутствие слуха не считают критерием для отказа от занятий с желающими, так как понимают, что музыкальный слух на самом деле имеется у всех людей, но у одних он от природы хороший или даже уникальный (абсолютный), а у других с ним нужно поработать, развить.
  3. Обучение в домашних условиях без посторонней помощи или с помощью средств современности (интернет, видеоуроки, онлайн-курсы). Взрослые вполне успешно могут освоить гармошку самостоятельно, изучая уроки с нуля по самоучителям, школам, а также просматривая уроки и игру состоявшихся музыкантов по видеороликам. Виртуозная игра, скорее всего, для них станет недостижимой мечтой, но получить удовольствие и порадовать своей игрой родных и близких знакомых они сумеют наверняка, если будут усидчивыми и внимательными. Нетрудные старые и современные мелодии научиться правильно сыграть можно довольно быстро при большом желании.

Правильней всего учиться играть по нотам, но для этого нужно освоить музыкальную грамоту, почему-то необоснованно являющуюся для многих новичков «камнем преткновения».

Имеются самоучители, в которых обучение производится не по нотам, а по цифрам. Каждая кнопка как в правой, так и левой клавиатуре наделяется своей «персональной» цифрой (1, 2, 3 и так далее), а в учебном пособии приводится порядок нажатия клавиатуры при исполнении того или иного упражнения, мелодии или песни.

Вот два примера цифрового метода, который взят со страниц разных учебных пособий по игре на «хромке»:

В примере песни «Старый клён» использован комбинированный способ записи партии гармошки – и нотный, и цифровой.

Какой курс обучения подойдёт новичку, будет решать он сам.

Техника игры

Программа занятий по технике игры на гармошке в домашних условиях должна придерживаться определённого плана, цель которого — непрерывное развитие начинающего гармониста. Рекомендуется следующая схема занятий.

Изучение упражнений на правой клавиатуре

Нужно научиться правильно двигаться по кнопкам пальцами правой руки, при этом нажатие кнопок производится до конца мягкими движениями кончиков пальцев. Не следует по ним стучать, так как от энергии нажатия на кнопку звук не становится ярче и громче. На силу звука влияет только движение мехов.

Количество играющих пальцев — минимум четыре (если есть возможность, лучше использовать все 5 пальцев).

Начинать следует с изучения гаммы До мажор — сначала в одну октаву, а затем задействовать все три.

При выполнении упражнений необходимо постоянно контролировать:

  • посадку и положение как тела, так и инструмента;
  • локоть правой руки не должен быть прижатым к телу музыканта;
  • пальцы не прогибаются в суставах, а имеют полусогнутое положение;
  • нельзя поднимать пальцы над клавиатурой слишком высоко;
  • ступни ног всей площадью опираются на пол, а стоят друг от друга примерно на расстоянии ширины плеч.

Все свои упражнения нужно обязательно сопровождать подходящим счётом: если песня в вальсовом тактовом размере 3/4, то нужно считать «раз-два-три» на каждую четвертную долю, в размере 4/4 счёт ведётся до четырёх.

Левая рука

Поначалу левая рука осваивается только в действиях с управлением мехов, а играют пока что только пальцы правой руки. Левое запястье располагается под коротким ремнём, большой палец и ладонь опираются в районе ребра между крышкой правого полукорпуса инструмента и басовой клавиатурой.

После успешного освоения правой клавиатуры можно приступать к изучению клавиатуры и упражнениям на басовой стороне гармошки.

Что касается пальцев, то в игре участвуют четыре пальца.

Будет серьёзной ошибкой играть тремя или двумя пальцами левой руки: звук баса может воспроизводиться и не очень чисто, и, возможно, с опозданиями из-за ограничений в возможных средствах звукоизвлечения.

Всё остальное — аналогично правилам действия пальцев правой руки на кнопках.

Игра двумя руками

Выполнив рекомендуемые в учебном пособии упражнения для развития пальцев левой руки, следует соединить руки в единый ансамбль, разучив, например, простенький мотив из самоучителя, в котором присутствуют и мелодический, и аккомпанирующий голоса. Вот пример небольшой композиции для начинающих:

Полезные советы

При обучении нужно следовать следующим советам от опытных гармонистов:

  • заниматься музыкой следует в хорошем настроении;
  • следует стараться не пропускать ежедневных уроков: пусть это будет всего 15 минут, но — каждый день;
  • не отработав предыдущее упражнение на «пять», не стоит приступать к следующему;
  • каждое практическое упражнение или песню нужно учить наизусть, а также играть «слепым» способом (не глядя на клавиатуру);
  • полезно играть при зрителях — нужно уметь не обращать внимания на аудиторию, углубившись при игре только в музыку.

Гармошка — удивительный музыкальный инструмент, обладающий большими возможностями и сильным звуком. И хотя она не так популярна, как, например, гитара, но её звучание всегда волнует сердца слушателей.

Источник

Оцените статью