Правила построения аккордов для гитары

Песни под гитару Принцип построения аккордов

Аккорды песен под гитару, видео

Принцип построения аккордов

Построение мажорных и минорных аккордов:

Каждый аккорд состоит как минимум из 3-х нот. И его название соответствует названию главной ноты (из этих 3-х). Например: С – до мажор, Hm — си минор, А7 — доминантный ля септаккорд. Далее речь пойдет о часто-употребляемых мажорных и минорных аккордах.

Зная расположение нот на грифе гитары (прошлый урок) и определенного правила (принципа), о котором дальше пойдет речь, каждый желающий сможет самостоятельно построить аккорд, разобрать по нотам и найти его на грифе в разных вариациях зная в уме ноты данного аккорда. Также вспомним полный нотный звукоряд:

И так, чтобы нам вывести от какой либо ноты минорный аккорд, следует добавить к нему ноту, которая расположена на полтора тона выше (3 лада на грифе вправо), а также добавить к ней еще одну, находящуюся на 2 тона выше. Проще понять на примерах:

1. При построении аккорда Am — Ля минор, берем за основу ноту А(ля) , далее полтора тона выше стоит нота С(до) , а еще на 2 тона выше — Е(ми) . Получаем вот что:

2. Для следующего примера возьмем ноту D(Ре) . Повторим вышеописанные действия: сначала отсчитаем от данной ноты 3 лада вверх(вправо), находим ноту, а следом еще 4 лада:

У мажорных аккордов принцип тот же, но есть одно отличие — при нахождении второй ноты отсчитывать нужно 2 тона (4 лада),а не 1,5 (3 лада).

3. Давайте построим мажорные аккорды от нот A(ля) и D(ре) :

Источник

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C – D – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Дмитрий Зайцев
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 22 февраля 2000 г.

Эта статья предназначена для тех, кто хочет легко и быстро научиться строить аккорды на гитаре, не вдаваться особенно в премудрости сольфеджио. Особенно для тех, у кого само слово «сольфеджио» вызывает неприятные чувства в коже спины. Первая часть статьи может быть пропущена, так как речь в ней идет о совсем элементарных вещах.

П онятное дело, что профессионалам это лучше вообще не читать.

Допущения (можно вообще никому не читать)

  • Забудем о том, что гитару иногда перестраивают (например шестую струну — в D, не говоря уже о CGCGCE и CGCGCEb).
  • Забудем пока сложные аккорды; будем рассматривать самые очевидные, но зато реально берущиеся и самые распространенные. Сначала — те, которые строятся от барэ, а потом и остальные.
  • Забудем об общепринятом порядке построения интервалов в аккорде, как это принято на клавишных, поскольку на гитаре это делается по-своему и даже не хуже.
  • Забудем о ноте H и будем обозначать си — B, а сиb — Bb, поскольку это проще и современнее.
  • Гриф будем рисовать горизонтально басовыми струнами вниз — так удобнее и больше похоже на табулатуру.

Слова, цифры и буквы(можно не читать почти всем)

  • Тон-полутон
    Полутон — это разница между двумя нотами в один лад на одной и той же струне.
    Тон — разница в два лада.
    Диез — на пол-тона выше (#)
    Бемоль — на пол-тона ниже (b)
  • Обозначения левых пальцев
    Указательный — 1
    Средний — 2
    Безымянный — 3
    Мизинец — 4
  • Обозначения струн
    Тонкие струны называются верхними, а толстые — нижними или басовыми (три нижних), несмотря на то, что физически они находятся выше верхних.
    Струны обозначаются по порядку: первая — самая тонкая.
  • Ноты
    С — до
    D — ре
    E — ми
    F — фа
    G — соль
    A — ля
    B — си
  • Строй гитары
    Исходя из предыдущего пункта:
    Первая струна — E
    Вторая струна — B
    Третья струна — G
    Четвертая струна — D
    Пятая струна — A
    Шестая струна — E

Да будет кварта!

Возьмем гитару за гриф, нежно, как любимую подругу за. ну не важно. Зажмем на любом ладу где-нибудь посередине грифа вторым и третьим пальцами две соседние басовые струны на одном и том же ладу. Например так:

И назовем вот такое расположение зажатых пальцев квартой. А теперь сыграем ее, зажав струны и послушаем этот сладкий звук.

И увидел я, что это хорошо… И запомнили мы во веки веков, что кварта есть такая на басовых струнах. Теперь понятно, почему говорят, что на гитаре все струны (кроме второй) настроены в кварту?

Да будет квинта!

Теперь, когда вы уже почти все знаете, зажмем также на любом ладу первым и третьим пальцами две соседние басовые струны, но уже вот так:

Такое расположение пальцев есть квинта. А теперь сыграем ее и послушаем. По моему это тоже хорошо. И запомнили мы во веки веков, что квинта есть такая на басовых струнах.

Да будут мажорная и минорная терции!

Ну теперь самое сложное! Сразу две картинки, да еще обе терции. Вот они:

Мажорная (ее еще называют большой):

Минорная (а эта малая, хотя расстояние между пальцами наоборот больше):

Вот это и есть все различие мажора и минора. Всего один лад, а сколько разговоров вокруг этого!

Итак, мажорная терция — это когда более тонкая (верхняя) струна зажата левее на один лад, а минорная — на два. Сыграем и их. Ну до чего ж хорошо. Душа поет!

Ну и запомним мы эти терции, и что? Да ничего! Аккорды уже можно строить — вот что.

Все эти квинты, кварты, терции и еще кое-что имеют общее название «интервалы».

Ну это и так все знают. Это когда одним пальцем (пока — всегда первым) сразу много струн зажимать надо. Например вот так:

Во-первых, будем считать, что баррэ зажимается ОТ шестой, ОТ пятой и ОТ четвертой струны (пока этого хватит). То есть, зажимаем не все струны, а столько, сколько сказано. НО, если струна не зажата, то и играть ее пока не будем вообще.

Во-вторых, cамая нижняя басовая нота в баррэ будет называться тоникой (это еще одно допущение, чтобы профессионалы не кидали в меня камни).

Ну вот, пора строить аккорды.

Построение простейших аккордов

Аккорды будем строить ОТ шестой, пятой и четвертой струн (иными словами, рассмотрим аккорды, тоника которых находится под указательным пальцем в баррэ на одной из басовых струн).

МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ АККОРДЫ

Пока будем строить каждый следующий интервал не от тоники, а от предыдущей полученной ноты.

Построим МАЖОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.

Мажорный аккорд — это квинта + кварта + мажорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.

Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем

Строим от полученной ноты на пятой струне еще кварту, зажав ее четвертым пальцем.

А теперь добавим еще так же мажорную терцию вторым пальцем:

Готово! Самое приятное, что верхние струны, зажатые в этом аккорде при помощи баррэ, тоже входят в аккорд, и поэтому мы можем играть на всех струнах как вам угодно — хоть вместе, хоть по очереди (что, в прочем, есть арпеджио).

Есть еще одно интересное замечание, состоящее в том, что этот и другие подобные аккорды остаются такими же на любых ладах, то есть надо просто поменять тонику и построить то же самое от других басовых нот — тогда вы получаете аккорды от разных тоник.

Построим МИНОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.

Минорный аккорд — это квинта + кварта + минорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.

Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем:

Строим от пятой струны еще кварту, зажав ее четвертым пальцем:

А теперь добавим минорную терцию. Надо же! Ее не надо и добавлять, так как она входит в баррэ! Ура! Уже и так все было готово! Главное, как все просто-то. Даже нот знать на надо.

Источник

Оцените статью