- Песни под гитару Принцип построения аккордов
- Принцип построения аккордов
- Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
- Аккордовая последовательность – что это?
- Применение последовательностей аккордов
- Примеры последовательностей аккордов
- Как построить аккордовую последовательность
- Основная информация
- Кварто-квинтовый круг
- Последовательности аккордов в тональности
- Частные случаи и моменты
- Общие советы
- Уроки guitar.ru
Песни под гитару Принцип построения аккордов
Аккорды песен под гитару, видео
Принцип построения аккордов
Построение мажорных и минорных аккордов:
Каждый аккорд состоит как минимум из 3-х нот. И его название соответствует названию главной ноты (из этих 3-х). Например: С – до мажор, Hm — си минор, А7 — доминантный ля септаккорд. Далее речь пойдет о часто-употребляемых мажорных и минорных аккордах.
Зная расположение нот на грифе гитары (прошлый урок) и определенного правила (принципа), о котором дальше пойдет речь, каждый желающий сможет самостоятельно построить аккорд, разобрать по нотам и найти его на грифе в разных вариациях зная в уме ноты данного аккорда. Также вспомним полный нотный звукоряд:
И так, чтобы нам вывести от какой либо ноты минорный аккорд, следует добавить к нему ноту, которая расположена на полтора тона выше (3 лада на грифе вправо), а также добавить к ней еще одну, находящуюся на 2 тона выше. Проще понять на примерах:
1. При построении аккорда Am — Ля минор, берем за основу ноту А(ля) , далее полтора тона выше стоит нота С(до) , а еще на 2 тона выше — Е(ми) . Получаем вот что:
2. Для следующего примера возьмем ноту D(Ре) . Повторим вышеописанные действия: сначала отсчитаем от данной ноты 3 лада вверх(вправо), находим ноту, а следом еще 4 лада:
У мажорных аккордов принцип тот же, но есть одно отличие — при нахождении второй ноты отсчитывать нужно 2 тона (4 лада),а не 1,5 (3 лада).
3. Давайте построим мажорные аккорды от нот A(ля) и D(ре) :
Источник
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
- Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
- Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
- Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Источник
Уроки guitar.ru
      Автор: Дмитрий Зайцев       Дата публикации: 22 февраля 2000 г. |
Эта статья предназначена для тех, кто хочет легко и быстро научиться строить аккорды на гитаре, не вдаваться особенно в премудрости сольфеджио. Особенно для тех, у кого само слово «сольфеджио» вызывает неприятные чувства в коже спины. Первая часть статьи может быть пропущена, так как речь в ней идет о совсем элементарных вещах.
П онятное дело, что профессионалам это лучше вообще не читать.
Допущения (можно вообще никому не читать)
- Забудем о том, что гитару иногда перестраивают (например шестую струну — в D, не говоря уже о CGCGCE и CGCGCEb).
- Забудем пока сложные аккорды; будем рассматривать самые очевидные, но зато реально берущиеся и самые распространенные. Сначала — те, которые строятся от барэ, а потом и остальные.
- Забудем об общепринятом порядке построения интервалов в аккорде, как это принято на клавишных, поскольку на гитаре это делается по-своему и даже не хуже.
- Забудем о ноте H и будем обозначать си — B, а сиb — Bb, поскольку это проще и современнее.
- Гриф будем рисовать горизонтально басовыми струнами вниз — так удобнее и больше похоже на табулатуру.
Слова, цифры и буквы(можно не читать почти всем)
- Тон-полутон
Полутон — это разница между двумя нотами в один лад на одной и той же струне.
Тон — разница в два лада.
Диез — на пол-тона выше (#)
Бемоль — на пол-тона ниже (b) - Обозначения левых пальцев
Указательный — 1
Средний — 2
Безымянный — 3
Мизинец — 4 - Обозначения струн
Тонкие струны называются верхними, а толстые — нижними или басовыми (три нижних), несмотря на то, что физически они находятся выше верхних.
Струны обозначаются по порядку: первая — самая тонкая. - Ноты
С — до
D — ре
E — ми
F — фа
G — соль
A — ля
B — си - Строй гитары
Исходя из предыдущего пункта:
Первая струна — E
Вторая струна — B
Третья струна — G
Четвертая струна — D
Пятая струна — A
Шестая струна — E
Да будет кварта!
Возьмем гитару за гриф, нежно, как любимую подругу за. ну не важно. Зажмем на любом ладу где-нибудь посередине грифа вторым и третьим пальцами две соседние басовые струны на одном и том же ладу. Например так:
И назовем вот такое расположение зажатых пальцев квартой. А теперь сыграем ее, зажав струны и послушаем этот сладкий звук.
И увидел я, что это хорошо… И запомнили мы во веки веков, что кварта есть такая на басовых струнах. Теперь понятно, почему говорят, что на гитаре все струны (кроме второй) настроены в кварту?
Да будет квинта!
Теперь, когда вы уже почти все знаете, зажмем также на любом ладу первым и третьим пальцами две соседние басовые струны, но уже вот так:
Такое расположение пальцев есть квинта. А теперь сыграем ее и послушаем. По моему это тоже хорошо. И запомнили мы во веки веков, что квинта есть такая на басовых струнах.
Да будут мажорная и минорная терции!
Ну теперь самое сложное! Сразу две картинки, да еще обе терции. Вот они:
Мажорная (ее еще называют большой):
Минорная (а эта малая, хотя расстояние между пальцами наоборот больше):
Вот это и есть все различие мажора и минора. Всего один лад, а сколько разговоров вокруг этого!
Итак, мажорная терция — это когда более тонкая (верхняя) струна зажата левее на один лад, а минорная — на два. Сыграем и их. Ну до чего ж хорошо. Душа поет!
Ну и запомним мы эти терции, и что? Да ничего! Аккорды уже можно строить — вот что.
Все эти квинты, кварты, терции и еще кое-что имеют общее название «интервалы».
Ну это и так все знают. Это когда одним пальцем (пока — всегда первым) сразу много струн зажимать надо. Например вот так:
Во-первых, будем считать, что баррэ зажимается ОТ шестой, ОТ пятой и ОТ четвертой струны (пока этого хватит). То есть, зажимаем не все струны, а столько, сколько сказано. НО, если струна не зажата, то и играть ее пока не будем вообще.
Во-вторых, cамая нижняя басовая нота в баррэ будет называться тоникой (это еще одно допущение, чтобы профессионалы не кидали в меня камни).
Ну вот, пора строить аккорды.
Построение простейших аккордов
Аккорды будем строить ОТ шестой, пятой и четвертой струн (иными словами, рассмотрим аккорды, тоника которых находится под указательным пальцем в баррэ на одной из басовых струн).
МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ АККОРДЫ
Пока будем строить каждый следующий интервал не от тоники, а от предыдущей полученной ноты.
Построим МАЖОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.
Мажорный аккорд — это квинта + кварта + мажорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.
Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем
Строим от полученной ноты на пятой струне еще кварту, зажав ее четвертым пальцем.
А теперь добавим еще так же мажорную терцию вторым пальцем:
Готово! Самое приятное, что верхние струны, зажатые в этом аккорде при помощи баррэ, тоже входят в аккорд, и поэтому мы можем играть на всех струнах как вам угодно — хоть вместе, хоть по очереди (что, в прочем, есть арпеджио).
Есть еще одно интересное замечание, состоящее в том, что этот и другие подобные аккорды остаются такими же на любых ладах, то есть надо просто поменять тонику и построить то же самое от других басовых нот — тогда вы получаете аккорды от разных тоник.
Построим МИНОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.
Минорный аккорд — это квинта + кварта + минорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.
Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем:
Строим от пятой струны еще кварту, зажав ее четвертым пальцем:
А теперь добавим минорную терцию. Надо же! Ее не надо и добавлять, так как она входит в баррэ! Ура! Уже и так все было готово! Главное, как все просто-то. Даже нот знать на надо.
Источник