Правильная посадка за фортепиано для детей

Как дома усадить ребёнка заниматься фортепиано

Эта статья для родителей, чьи дети занимаются музыкой, в частности фортепиано, или хотят приступить к занятиям, и задаются морем животрепещущих вопросов. Статья о правильной организации домашних занятий фортепиано. Метод, описанный в статье, подходит, как учащимся музыкальных школ, так и детям, обучающимся по индивидуальным методикам в домашних условиях.

Сядет ли ребёнок заниматься фортепиано сам?

Вот вопрос — да? Наверное, многие из вас часто им задавались. Что ж, попробуем найти на него ответ, и решить эту не лёгкую, на первый взгляд, задачу!

Давайте подумаем, в каком случае вообще ребёнок 6-ти — 10-ти лет сядет чем-либо заниматься самостоятельно? Пусть это не фортепиано, а математика или рисование, к примеру. Ответ напрашивается сам собой: если занятие для ребёнка приятно, он вспомнит о нём и без помощи родителей.

Что же это за занятия? У каждого ребёнка свои увлечения: у кого-то порисовать, у кого-то поиграть в компьютерную игру. Кому-то нравится числа складывать, а кому-то петь, пеленать кукол или катать по полу машинки. То есть, это может быть любое занятие, чем угодно. Но!

Читайте также:  Как быстро научиться нотам пианино

Только пока оно не напрягает!!

Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ещё малыш делать не умеет! Ребёнку может нравиться лепить из пластилина то, что получается. Но как только ему придётся учиться делать это красиво и правильно, — это тоже начнёт напрягать.

Та же история будет и в математике и в музыке и в других предметах. И о таких занятиях он сам не вспомнит и не сядет за них.

Что сделать, чтобы ребёнок сел за фортепиано?

Если ребёнку 5-ть -7-мь лет, то попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания чётко прописаны преподавателем, то прочитать их (для себя). А затем напомнить малышу, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить. И издалека понаблюдать делает ли он что-то.

Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребёнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста.

А если ребёнок садиться заниматься сам?

Малыш будет расти и дальше ему будет легче делать домашние задания без ваших напоминаний, не только по фортепиано и по музыке, но и по другим предметам. Если ребёнку 8-мь — 10-ть лет и больше и он садиться сам за фортепиано без вашего напоминания, то это замечательно!

Одна только небольшая ремарка: если вас и преподавателя устраивает результат, то всё хорошо. Если нет, не исключено, что ваше любимое чадо играет только то, что ему нравится. И вам надо дополнительно проследить, чтобы им выполнялись все задания.

Ну вот, если мы с вами усадили ребёнка за инструмент, можно считать, что дело почти «в шляпе».

Сколько детям надо заниматься фортепиано?

Большинство родителей, да что там говорить, — все, чьи дети занимаются музыкой, хотят сделать занятия на фортепиано своих детей наиболее эффективными! И большинству моих читателей не даёт спокойно спать вопрос: А сколько же надо заниматься фортепиано? Два, три, четыре, шесть часов каждый день?…? Или хватит пяти минут?

Конечно, для ребёнка 40-45 минут интенсивных занятий ежедневно, (помимо уроков в музыкальной школе), — это оптимальный вариант. Но наверняка далеко не каждый ребёнок может позволить себе 45-ти минутные ежедневные упражнения, увы.

Допустимо ли заниматься фортепиано 5 минут в день?

Огромная школьная нагрузка, не один факультатив, различные кружки, вроде танцев и рисования, не оставляют свободного времени для регулярных занятий фортепиано. А ещё ведь надо погулять! И отдохнуть, тоже не помешает! Поэтому многие выбирают дни для занятий, когда занимаются фортепиано два часа с перерывом, например. Так тоже можно.

Но! В те дни, когда времени совсем нет, можно обойтись несколькими минутами — это лучше, чем вообще ничего! 5 минут, конечно, маловато, а вот 20-ть вполне спасут. Это время лучше всего употребить на повторение сложных мест произведений, их выучивание. Или разбирать маленькими кусочками новый материал. Если пьесы уже выучены, то можно повторять их целиком в спокойном или оригинальном темпе.

Источник

Как правильно сидеть за фортепиано?

В данном видеоуроке вы узнаете, как правильно сидеть за инструментом, чтобы не было проблем с осанкой, техникой и звукоизвлечением.

При посадке за фортепиано обратить внимание на 4 пункта:

1.Высота
Регулируйте стул так, чтобы локти были не ниже клавиатуры. Чтобы проконтролировать свою технику самостоятельно, нужно сесть, положить руки на клавиши и попросить кого-то сфотографировать вас в этом положении. Правильный вариант — если локти находятся параллельно клавиатуре или чуть выше.

2. Где ставить стул?
Стул должен находиться прямо по центру, напротив первой октавы (часто над ней логотип марки). Расстояние должно быть таким, чтобы при вытянутых руках пальцы упирались в начало клавиш.
Одна из наиболее распространенных ошибок — сесть слишком близко, чтобы лучше видеть ноты. К такому положению можно быстро привыкнуть, и когда вы выйдете на более серьезный уровень, где понадобится «размах» крыльев, вам будет трудно переучиться.

3. Сколько площади от стула занимать?
Традиционно половину или 1/3. Расстояние до клавиатуры регулируется спиной и наклоном, поэтому вы создадите себе дополнительный дискомфорт, переместив точку опоры на сиденье.

4. Ноги
Ноги — это опора, которая понадобиться вам при правильном звукоизвлечении, особенно при переходе на мощное форте. Как проверить, правильно ли вы сидите? При верном положении ног вы сможете легко встать со стула даже во время игры.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Посадка за фортепиано

Первое, на что стоит обратить внимание, это посадка за фортепиано. Неправильная посадка приведет к тому, что сидеть вам будет неудобно, вы будете зажимать руки. А с зажатыми руками вы мало что сможете сыграть.

На что нужно обратить внимание, когда вы сидите за фортепиано или синтезатором?

  • Высота стула
  • Расстояние до инструмента
  • Опора на стул
  • Положение относительно центра клавиатуры

Высота стула зависит от роста и длины рук. Правило такое: локоть должен попасть в одну плоскость с клавиатурой. То есть рука должна быть как бы продолжением клавиш.

Если сесть на стул слишком высоко, то локти будут приподняты вверх. В таком положении не будет достаточной опоры на пальцы.

Если вы сядете слишком низко, то кисть будет приподниматься над клавиатурой. При этом она будет напрягаться и зажиматься.

Как отрегулировать высоту стула?

Можно купить специальный стул, у которого меняется высота. А можно подложить на стул подставку. Когда я училась в музыкальной школе, в качестве подставки использовались сиденья от старых стульев или стопка нот. Можно взять сложенное плотное одеяло или подушку. Приспособить можно все, что угодно, лишь бы оно надежно лежало на стуле, не съезжало и не вызывало дополнительных напряжений.

Расстояние от стула до инструмента

Это расстояние зависит от длины предплечья, длины верхней части руки и от их соотношения. Нужно сидеть на таком расстоянии от инструмента, которое обеспечивает свободное движение рук и корпуса вперед-назад. Руки должны быть чуть согнуты в локтях и не должны прижиматься к телу. Между локтями и телом должен быть “воздух”.

Попробуйте сесть за пианино, положить руки на клавиатуру и покачать предплечьями вверх-вниз, как бы раскрывая их и закрывая. Рука при этом должна двигаться свободно и не зажиматься, а кисти слегка расходиться в стороны.

Если сесть слишком далеко, руки будкт вытянуты вперед. А при слишком близкой посадке руки будут прижиматься к телу, а плечи – приподниматься.

Нужно найти такое положение, в котором вы чувствуете себя комфортно, корпус свободно двигается, кисти, локтии предплечья свободны и податливы.

Опора

Ваше тело должно иметь возможность свободно двигаться во всех направлениях. Ноги должны прочно упираться в пол. Первое время начинающие пианисты не пользуются педалями, поэтому ноги следует ставить на пол перед педалями. Детям ставят спеиальную подставку для ног.

Стул должен быть удобный, устойчивый, на четырех ножках. Вращающиеся стулья не подойдут.

Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, но и не на самом краю – примерно по середине.

Слишком глубокая посадка не дает достаточной опоры в ногах. Если сидеть на краю, то, наоборот, большая часть тяжести тела падает на ноги. В таком положении корпус не может свободно двигаться, и тело будет напряжено. При этом вам придется как бы опираться на клавиатуру, чтобы сохранить равновесие. А это приведет к излишней нагрузк на пальцы.

При правильной посадке должно быть три точки опоры – две ноги и попа. Мы опираемся на ноги, но основная тяжесть должна падать на стул. При таком положении корпус свободно двигается в любую сторону.

Положение относительно центра клавиатуры

Сидеть нужно по середине клавиатуры. Чтобы определить центр, поставьте ноги на педали и сядьте напротив них. Если у вас клавиатура без педалей, середину можно определить относительно расположения клавиш. Обычно центр находится между клавишами “до” и “фа” первой октавы.

Главный критерий правильной посадки за фортепиано – ваше удобство. Корпус может свободно двигаться, локти свободные, спина прямая, нигде в теле нет напряжения.

Источник

Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений

Многие родители считают, что ребенка нужно непременно отдавать в музыкальную школу. В чем-то они правы: обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию речи, творческого мышления, коммуникативных навыков и, в целом, интеллекта.

Самый востребованный в музыкальных школах – класс фортепиано. Как подготовить детские пальчики к урокам игры на этом инструменте, рассказывает Я – Родитель. В подготовке материала использованы рекомендации и упражнения из книги «Учебное пособие и первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской.

Зачем готовить руку к музыкальной школе?

Учителя музыки зачастую сталкиваются с проблемой «зажатости рук» у начинающих пианистов. Это мешает изучению произведений, на снятие зажимов уходит много времени, ученик нервничает, у него снижается мотивация. В этом случае некоторые бросают занятия, так и не начав играть на инструменте. Поэтому необходимо заранее подготовить руки.

Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет

Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на пианино рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.

Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти – свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.

В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры.

3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя

Игра «Шалтай-болтай»

Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.

Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.

«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».

В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.

Игра «То березка, то рябина»

Упражнение на расслабление корпуса и рук.

Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.

Игра «Пружинки»

Упражнение на разработку кистей рук.

Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.

5 упражнений для осанки, выполняемых сидя

Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения.

Игра «Ведерочки»

Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.

Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.

Игра «Наклоны»

Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.

Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.

2 упражнения для разработки пальцев

Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».

Игра «Поцелуйчики»

Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.

Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.

Игра «Паровозик»

Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев.

Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.

Упражнение для постановки руки

Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».

«Парашют»

Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.

В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.

Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.

Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями.

Источник

Оцените статью