Правильно сидим за фортепиано

Как научиться играть на пианино самостоятельно, занимаясь по 30 минут в день

Если вы давно хотели научиться играть на пианино, но не решались и откладывали на потом – вам сюда!

Поверьте, пианино так популярно, потому что на нем довольно просто научиться играть. А в этой статье я расскажу о 3-х шагах, которые помогут вам не просто заиграть, но и сделать это с удовольствием, в короткие сроки.

Также отсюда вы узнаете: как правильно сидеть за инструментом, ориентироваться на клавиатуре, и о том, как мотивировать себя в случае упадка сил.

А сейчас предлагаю пройти небольшой, но увлекательный тест и узнать, насколько ваш слух музыкален и как хорошо вы чувствуете ритм.

Может ли научиться взрослый

Многие взрослые, убеждены что учиться играть нужно было в детстве, но сейчас уже поздно. Свою мечту взрослые не редко реализуют через своих детей, хотя последним это не нужно. Мысль о том, что в зрелом возрасте трудно научиться играть – заблуждение. Позвольте порассуждать на эту тему.

Дети более обучаемы, несомненно. И связано это в первую очередь с «гибкостью» мозга. Нейронные связи в мозгу ребенка появляются быстрее. Но и взрослый человек имеет массу преимуществ перед ребенком. Взрослый давно владеет своим телом, а значит лучше им управляет. Взрослый быстрее соображает и реагирует на поправки учителя. Взрослый более усидчив и точно знает, чего хочет достичь. Взрослый в разы быстрее усваивает теорию – длительности нот, их обозначения на нотоносце и так далее.

Арам Хачатурян – известный композитор, начал заниматься музыкой будучи 19 летним юношей…

Вывод напрашивается сам собой: возраст — не помеха! Научиться играть на пианино может каждый и сделать это можно самостоятельно. В этой статье я поделюсь с вами некоторыми секретами, которые сделают занятия интересными и приблизят вас к мечте.

Посадка за инструментом

Прежде, чем учиться играть на пианино нужно научиться правильно сидеть за инструментом. От этого зависит успешность ваших занятий. Если сидеть неправильно, тело и руки будут напряжены, и вы не сможете играть свободно, бегло, с удовольствием.

Чтобы занять правильное положение за инструментом, нужно учесть 5 пунктов:

У людей разные антропометрические данные. При одинаковом росте у одного человека может быть вытянутое тело и короткие ноги, а у другого все наоборот. Поэтому говорить о высоте стула не совсем верно. Правильнее будет сказать о том, в каком положении должны быть руки и ноги, когда вы садитесь за инструмент.

Важно чтобы локти находились на одном уровне с клавиатурой или чуть выше нее. Локти должны быть опущены вниз, а не торчать в стороны. В то же время, между руками и телом должен быть воздух, прижимать локти к себе не нужно.

Считается, что бедра должны быть параллельны полу и перпендикулярны туловищу. Но на деле это не очень удобно и небольшие отклонения все же возможны. Для детей существуют специальные подставки под ноги, а в случае если стул не регулируется по высоте, под 5 точку можно положить несколько книг.

2) Площадь стула, которую можно занять

Садиться на всю площадь стула не стоит. Центр тяжести в таком случае распределяется не верно и это не способствует игре. Правильно занимать 1\2 поверхности стула или даже 1/3.

3) Расстояние между корпусом и клавиатурой

Расстояние между корпусом взрослого музыканта и клавиатурой составляет примерно 30 см. Однако правильнее будет положиться на свои ощущения. Рука должна быть согнута в локте так, чтобы угол между предплечьем и плечом был чуть меньше 90 градусов.

Садиться нужно примерно посередине клавиатуры, что бы нота До первой октавы находилась напротив пупка.

Ноги должны опираться на полную стопу. Голени должны быть перпендикулярны полу. Колени могут находится на одном уровне с бедрами, тогда угол в коленном суставе составит 90 градусов. Такое положение ног считается правильным, но по факту не удобно. Поэтому колени могут быть опущены ниже уровня бедер.

Важно следить за осанкой во время занятий. Спина должна быть прямой, но при этом грудь не стоит выпячивать вперед. Локти разведены чуть в стороны, чтобы между ними и телом был воздух. Важно контролировать плечи — у пианистов они часто поднимаются и блокируют правильную работу аппарата. Кисти рук расслаблены.

При такой посадке вы сможете достичь беглости пальцев и глубокого, полного звучания.

Донотный период

Если вы думаете, что без знаний нотной грамоты вы не сможете играть, вы сильно ошибаетесь. Ребенок сначала учится говорить, а потом уже писать и читать. Здесь такая же история – сначала нужно научиться извлекать звуки, потом связывать их в созвучия, аккорды, а затем строить из этого музыкальные фразы. Этот период, когда мы учимся играть без знания нот, называется донотным.

Надо сказать, что многие самоучки вообще не знают нот, но при этом они хорошо играют и подбирают музыку на слух. Это подтверждает то, что торопиться изучать нотную грамоту не сто́ит. Всему свое время. Сконцентрируйтесь на изучении инструмента, правильной посадке за ним и правильной работой аппарата . совокупность физиологических органов, участвующих в игровом процессе и связанных между собой сложной нервно-мышечной деятельностью. Содержимое подсказки

Импровизируем – привыкаем к инструменту

Некоторые стесняются прикасаться к инструменту, напрасно опасаясь, что у них не получится извлечь приятный, мелодичный звук. Но как научиться играть на пианино, если его бояться?

Есть одно универсальное средство, которое поможет убрать этот ложный страх, и я спешу поделиться этим средством с вами.

Сядьте за инструмент, нажмите правую педаль, зафиксируйте ее в таком положении. Теперь по очереди левой и правой рукой нажимайте только черные клавиши. Не нажимайте больше двух клавиш одновременно. Пробуйте менять ритм и громкость вашей музыки. Вот что может получиться:

Такая импровизация не только поможет вам набраться смелости перед инструментом, но и произведет впечатление на окружающих.

Знакомство с клавиатурой

Клавиатура представляет собой набор белых и черных клавиш. В расположении белых нет ничего примечательного, они идут по порядку – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А вот группировка черных клавиш нас интересует больше. Взгляните на изображение:

Вы видите, что черные клавиши группируются по 2 и 3. Это сделано не спроста – такое расположение служит для нас ориентиром. Чтобы найти на клавиатуре ноту До, нужно найти группу из 2-х черных клавиш и ближайшая клавиша слева и будет нотой До:

Расстояние от одной ноты «До» до следующей ноты «До» называется Октавой. Октава – это музыкальная мера. Вся клавиатура разделена на октавы, каждая из которых имеет свое название:

Следующая клавиша, которую легко найти — клавиша Фа. Она будет ближайшей соседкой слева, для группы из 3-х черных клавиш:

Нота Соль находится рядом с нотой Фа:

Учим песни на 3-х аккордах

Теперь, когда глаз наметан и мы без труда находим клавиши До, Фа и Соль можно попробовать сыграть что-нибудь.

Для этого нам потребуется еще немного усилий – освоим трезвучия.

Трезвучие – это аккорд из трех звуков. Давайте попробуем построить трезвучие от ноты До. Взгляните что получится:

Вы видите, что клавиши нажаты через одну. Важно сразу привыкать играть правильными пальцами. Используйте Большой палец, Средний и Мизинец.

Теперь построим трезвучие от ноты Фа. Принцип тот же – нажимаем через одну:

И осталось трезвучие от ноты Соль:

Левая рука будет играть бас – ноту от которой мы строим аккорд, но на октаву ниже, в Малой октаве:

Теперь пробуем соединить левую и правую руки вместе. Сейчас мы будем играть таким образом: бас-аккорд, бас-аккорд:

На этих трех аккордах можно сыграть следующие песни:

  • «Гуси»
  • «Маленькой елочке»
  • «Делу время» — А. Пугачева
  • «Светит месяц, светит ясный»
  • «Колыбельная» В. Моцарт

А если взять 3 других аккорда, например, трезвучие от нот Ля, Ре, Ми:

То можно сыграть еще много замечательных песен, как эти:

  1. Цыганочка
  2. А. Пугачева «Миллион алых роз»
  3. Народная песня «Коробейники»
  4. Sex Bomb

Аккомпанемент решает все

От аккомпанемента зависит характер и настроение музыки. Можно сыграть одну и ту же песню по-разному:

Мелодия не менялась, но вы заметили, что с каждым новым витком, музыка меняла настроение. Обусловлена эта перемена аккомпанементом, который состоит из фактуры и ритма.

Ритм – это череда длинных, коротких звуков и пауз.

Фактура — это способ, которым мы играем — аккордами, арпеджио Музыкальный прием, когда мы играем звуки аккорда по очереди аппарата. и так далее.

Перед тем как играть какую-либо музыку, подумайте, какое настроение вы хотите передать? В зависимости от этого выбирайте нужный аккомпанемент. Вот несколько способов которые можно использовать:

Как мотивировать себя

У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.

1) Поставьте себе цель

Древняя мудрость гласит: «Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» . Помните об этом и обязательно ставьте себе цель. Нельзя браться за дело, не имея конкретной цели. Если вы хотите научиться играть на пианино, вам нужно решить чего именно вы хотите: подбирать музыку на слух, играть по нотам, а может быть вам достаточно будет выучить пару-тройку произведений? Когда вы шаг за шагом двигаетесь к цели, избежать творческого кризиса гораздо проще. Вы знаете, как должен выглядеть результат, вы видите на каком уровне находитесь сейчас. Это дает вам понимание, какие шаги осталось проделать чтобы достичь цели.

Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.

2) Смотреть видео

Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.

3) Играйте под фонограмму

Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:

4) Публичные выступления

Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.

Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.

Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.

Заключение

Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».

На сегодня у меня все. Надеюсь, эта информация стала для вас новой, и теперь вы больше знаете о том, как научиться играть на пианино самостоятельно. Если вам есть что добавить – пишите в комментариях, а также вступайте в группу Вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал, где я делюсь полезными советами и делаю разбор песен. Вот один из них:

Источник

Piano Expert

Настройка, ремонт и реставрация фортепиано

Правильное положение рук и пальцев на клавиатуре фортепиано (или посадка за инструментом)

Дата создания 11.09.2012, отредактировано 25.12.2013

Автор статьи профессиональный настройщик фортепиано Геннадий Цыганчук г.Екатеринбург, стаж работы 26 лет.

Данная статья адресована родителям будущих музыкантов — пианистов и взрослым людям — любителям самостоятельного освоения фортепианного музицирования.

Существует очень важный вопрос в развитии музыкальных способностей для человека, решившего освоить игру на пианино или рояле. Этот важный вопрос ведет себя, как невидимка. Задача при этом очень серьезная, по своей значимости в необозримом будущем и практически не заметная, не значимая на первый взгляд для новичка. Это вопрос формирования правильной посадки и правильного положения рук и кистей рук за инструментом, в данной статье на самом начальном этапе освоения инструмента. У профессионалов это называется «работа над аппаратом». Хотя работа над аппаратом у музыканта проходит, как одна из значимых, через всю музыкальную жизнь. И правильное решение этой задачи — это основа разнообразного, богатого тембром и сочного звучания инструмента, что является конечным результатом игры на пианино или рояле. (Этот важный этап развития относится к освоению любого музыкального инструмента.)

Когда я обслуживаю людей, то часто встречаюсь с ситуацией, когда ребенок, играя на пианино, сидит за инструментом не правильно. (Это происходит, когда наступает время «приемки» моей работы по настройке пианино) И когда я обращаю на неправильную посадку внимание родителей, то по их реакции вижу то, что они не знают этого вопроса и как следствие, не понимают важности правильной посадки и правильного положения рук при игре на пианино. На уроке педагог объясняет все моменты правильной посадки, а дома на это не обращается должного внимания . Поэтому у меня возникла мысль написать статью, которая поможет научиться ориентироваться в данном вопросе..

Но… В начале, объясню важность правильной посадки за инструментом.

Правильная посадка за инструментом важна для того, чтобы сформировать основу, или базу правильного положения рук и пальцев вашего будущего музыканта. Если на начальном этапе не придать должного внимания на эту незаметную, невидимую, но очень важную часть освоения инструмента, то будет опасность того, что из-за неправильной посадки и постановки рук не будет хорошей базы для наработки и освоения быстрой, скоростной игры на инструменте, а также глубокого и сочного звука. Другими словами, если руки и кисти рук будут в неправильном положении, то в будущем при быстрой игре, когда необходимо будет играть быстрые и красивые пассажи, мышцы руки будут зажиматься. При такой зажатой игре невозможно добиться легкости и красоты звучания инструмента. В перспективе не будет возможности играть любые музыкальные произведения, а лишь только медленные . А это будет значительным ограничением в музыкальном развитии вашего будущего музыканта.

Прежде чем начинать заниматься на инструменте, необходимо научиться правильно и удобно за ним сидеть. Это, (начну снизу) правильное положение ступней ног, коленей, правильное положение вашего музыканта на стуле, а именно правильное положение спины, плеч, локтей рук, кистей рук и как финал правильное положение пальцев рук.

Подробнее. Это важно!

Основные ощущения при игре на инструменте:

В первую очередь.

Необходимо посадить вашего музыканта на стул у клавиатуры пианино перед нотой «до» 1-й октавы. Образно говоря, эта нота «до» должна быть напротив области пупка. Другими словами прямо посередине тела вашего ребенка. Особое внимание хочу обратить на то, какое должно быть сиденье под музыкантом. Обращаю внимание на стул. Это должен быть обычный стул на 4 ножках.

Стул — сиденье, должно быть устойчивым на полу и не качающимся под музыкантом. Дело в том, что раньше наша промышленность выпускала фортепианные круглые, крутящиеся стулья, для музицирования за инструментом. Но со временем такие стулья постепенно раскачались и расшатались. На полу они стоят устойчиво, а под музыкантом в том месте, где резьбовое соединение такой стул со временем терял необходимую жесткость и под весом музыканта произвольно наклонялся в разные стороны. Именно этот момент очень не желателен. Стул должен быть устойчивым. Сейчас наша промышленность выпускает другие сиденья. Они похожи на пуфики. На вид они прямоугольные и достаточно длинные. Сверху дерматин с поролоном, а боковые стенки из полированного дерева различного цвета. В пол упираются очень устойчивые 4 ножки. Это сиденье так же регулируется и по высоте. Такие сиденья продаются в музыкальных магазинах. Их Стоимость составляет от 2500 до 3500 рублей. Но можно вполне обойтись обычным бытовым стулом. На примере стула я и объясню, как и что надо сделать. Самый основной момент — чтобы он был крепким и устойчивым.

Далее необходимо определить, на каком расстоянии перед инструментом надо сидеть.

Для этого необходимо сесть перед инструментом на стул. Кисти рук, находящиеся на клавиатуре ладонями вниз, необходимо вытянуть вперед на уровне солнечного сплетения над клавиатурой. Пальцы кистей так же выпрямить. Руки, как стрелы. При этом пальцами надо достать на клавиатуре перед собой, то место, где заканчивается длина белых и черных клавиш, в том месте где клавиша, как бы прячется в инструмент, уходит вглубь инструмента и начинается длинная тонкая панелька вдоль всех клавиш у пианино, или крышка (клап) для клавиш у рояля. Ладони при этом направлены вниз и, как бы накрывают клавиши. Повторю, что руки при этом должны быть прямыми, а плечи расслабленными и свободно опущенными. Если, при таком положении рук ваш музыкант будет отклоняться прямой спиной назад, это значит, что Ваше чадо необходимо вместе со стулом отодвинуть от инструмента ровно на такое расстояние, чтобы спина оказалась строго вертикальной и пальчики при этом были на том же месте у клавиш. Таким образом, определяется правильное расстояние музыканта от инструмента.

Следующие действия.

Необходимо определить высоту над полом , на которой должен быть ваш музыкант.

Ориентиры такие. В тот момент, когда кисти рук ладонями вниз лежат на клавиатуре и слегка согнуты в локтях, предплечья обеих рук должны быть параллельны полу , либо локти могут быть приподняты чуть выше и как следствие чуть-чуть не параллельны. Локти ни в коем случае не должны быть ниже уровня кистей рук. Чуть-чуть выше можно, а ниже – нельзя. При этом спина должна быть прямой, вертикальной, а плечи расслаблены и опущены . Если при данной высоте стула локти опускаются ниже уровня кистей рук, то ребенка необходимо поднять выше над полом, подложив на стул под ребенка, либо большие толстые книги, либо толстую пачку старых газет. И снова проконтролируйте параллельность предплечий относительно пола. И продолжайте так поднимать, пока не достигнете необходимой параллельности предплечий относительно пола. При этом периодически вытягиваем руки и следим за тем, чтобы вытянутые руки и кончики пальчиков ребенка обязательно доставали на клавиатуре то место, где заканчиваются белые и черные клавиши и начинается длинная тонкая панель. Помните, что спина при этом строго вертикальная. Кисти рук ладонями направлены вниз и при этом, как бы прикрывают клавиатуру.

Следующий шаг.

Контроль положения ног на полу.

Необходимо придать ногам такое положение, что бы сгибаясь в коленях, они были согнуты под углом 90 градусов. Для этого необходимо под ноги вашего музыканта на пол подложить подставку, подобную в выше предложенном варианте для стула, в виде больших толстых книг или газет. Данное требование очень важно по той причине того, что если не будет хорошей опоры на ноги, то ребенок будет искать эту опору в руках. Без хорошей и уверенной опоры на ноги он будет опираться на пальцы рук, и как следствие кисти и пальцы рук будут зажиматься, что будет крайне мешать для свободного и легкого музицирования.

Вывод.

Вот это и есть основные требования к посадке ученика за пианино или роялем. Создание этих условий будет способствовать правильному формированию навыка, который позволит в будущем более свободно осваивать Ваш инструмент.

Далее будет задача освоить не менее интересный и при этом очень необходимый навык. Это положение кистей рук Вашего музыканта над клавиатурой и положение пальчиков на клавишах. Но это уже удел педагога, который будет заниматься с Вашим чадом. Единственное, что могу сказать, это то, что кисти рук должны находиться в таком положении, как будто в ручках вашего музыканта находятся по теннисному кортовому мячу. (большой мяч) А пальчики, при игре должны быть полукруглыми и сохранять эту полукруглую форму при нажатии на клавиши. Об этом Вам будет говорить и показывать Ваш педагог. Рекомендую побывать на уроке фортепиано и вникнуть в особенность этой задачи. Советую Вам зрительно запомнить это положение кисти и пальчиков, а дома за этим постоянно-постоянно следить и подсказывать, и напоминать Вашему будущему музыканту, пока у него не сформируется устойчивый навык на все движения. Переспросите у педагога, правильно ли Вы поняли, потому что это в первую очередь мышечные ощущения . И тогда успех будет более близок.

Уверен , т. к. в прошлом я инструментальный музыкант, что при внимательном подходе к данным рекомендациям и правильном соблюдении, освоение пианино или рояля будет проходить более удобно.

Поскольку Вы интересуетесь данной темой и если дочитали до этого места, значит Вы — родитель, вникающий в проблему воспитания вашего ребенка. Поэтому смею предположить, что статья «О работе настройщика» Вас так же заинтересует, т. к. в ней описано все, что должен уметь делать настройщик фортепиано, а так же показан определенный контроль по качеству его работы. На моем сайте есть таблица периодичности настройки и регулировки фортепиано. Так же есть и другая, не менее важная информация для умного пользователя.

Смею предположить, что Вам будет интересна статья об электропиано. Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П. Мусоргского г. Екатеринбург, кафедра «Специальное фортепиано», класс Народной артистки России, профессора Панковой Наталии Георгиевны. Лариса Андреевна, на основе огромного практического опыта профессионально и доступным языком объясняет принципиальные отличия цифрового пианино от живого инструмента.

Источник

Оцените статью