Православное пение по нотам

Школа церковного пения. Осмогласие

Посо­бие для прак­ти­че­ского обу­че­ния цер­ков­ному пению для сме­шан­ного четы­рех­го­лос­ного хора.
При­ве­ден­ные ком­по­зи­ции содер­жат запись осмо­гла­сия, раз­ра­бо­тан­ную инди­ви­ду­ально для каж­дой пар­тии: сопрано, альт, тенор, бас. Исполь­зуя эту запись в своей учеб­ной прак­тике, вы можете, регу­ли­руя баланс аку­сти­че­ских коло­нок, про­слу­шать каж­дую пар­тию в отдель­но­сти, а также ее гар­мо­ни­че­ское соеди­не­ние с дру­гими голо­сами. Поскольку цель ваших заня­тий – научиться дер­жать пар­тию само­сто­я­тельно, по мере обу­че­ния жела­тельно сме­щать баланс зву­ча­ния в сто­рону ее мень­шего выделения.

При созда­нии записи было исполь­зо­вано изда­ние: Оби­ход цер­ков­ного пения: Все­нощ­ное бде­ние: Неиз­ме­ня­е­мые пес­но­пе­ния. Осмо­гла­сие. – М.: Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, 2005. – 264 с.
В записи при­ни­мал уча­стие хор храма Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Кры­лат­ском п/у С. Кривобокова.

Зву­ко­ре­жис­сер: А. Калашников
Изда­тель: Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Мос­ков­ский Патриархат)
Общее вpeмя: 4 ч. 57 мин.

Источник

Школа обучения богослужебному пению в церковном хоре по нотам

Обучение церковному пению онлайн

Здравствуйте и благоденствуйте, мои дорогие читатели и обучающиеся церковному пению на моём клиросном блоге.

Приветствует Вас Алёна Семёнова и мой сайт о клиросе и духовных песнопениях. Так как большой процент верующих людей в России принадлежит всё таки к Православию, стали постепенно наполняться учащимися духовные семинарии и различные регентские курсы.

Читайте также:  Винд оф ченч аккорда для гитары

Это очень хорошо. И не секрет, что всё больше и больше людей хотят овладеть искусством церковного пения и славить Бога, стоя на клиросе.

Я тоже в своё время не стала исключением и пришла к Богу именно через пение, вернее через церковное пение в храме Покрова Божией Матери, что находится в городе Прокопьевске Кемеровской области. Более подробно о моём воцерковлении и обучении пению в церкви здесь.

Создав свой блог, оформив на него рассылку, я всё больше и больше получаю подтверждений себе на почту от вас, мои родные подписчики, о том, что обучение онлайн по церковному пению, что организовано здесь у меня на блоге, очень востребовано среди вас всех. Об этом мне говорят ваши комментарии у меня на блоге и многочисленные отзывы по e – mail, которые в изобилии я получаю от вас каждый день.

Чем же оно так востребовано? Ведь не секрет, что обучаться всегда лучше в реале с живым преподавателем в классе регулярно и постоянно. Но… Здесь, к сожалению, а может и к радости многих из вас, мои родные , есть много «НО».

Не все могут сегодня позволить себе такое обучение. И не только из — за того, что все услуги в нашей стране сейчас платные (в том числе и обучение церковному пению онлайн), но и потому, что многие из тех, кто мечтает освоить церковное пение, живут в отдалении от обучающих школ, семинарий, регентских или псаломщических курсов.

Обучение церковному пению

Я создала, с Божьей помощью, данное обучение церковному пению онлайн, причём оно абсолютно бесплатное для всех желающих. Уроки составлены таким образом и с учётом всех потребностей певчих разных уровней, с которыми мне приходилось служить на различных приходах.

То, чему меня обучили в духовном училище, я обобщила, приумножила, путём многолетней практики пения на клиросе и в хоре, отшлифовала и предоставила в свободное пользование вам, мои родные.

Повторюсь, но я очень хочу, чтобы церковным пением овладело как можно большее количество людей. Чтобы пение в православных храмах зазвучало очень благоговейно, степенно и достойно.

Чем ещё удобно обучение церковному пению онлайн, это то, что каждый из вас, мои усердные обучающиеся, может заниматься наедине с самим собой. Это и время можно выбрать такое, какое удобно именно вам. И совсем не нужно куда то ехать, можно заниматься, не выходя из собственной спальни.

Ну и конечно нет рядом посторонних. В классе с преподавателем я всегда очень стеснялась открыть рот, сильно «зажималась», робела, стеснялась и чувствовала себя довольно скованно.

Минусы и плюсы пения онлайн

В обучении церковному пению через интернет есть и минусы, скажете вы, и будете абсолютно правы. Минус может состоять в том, что заучивая неверно интонацию, вы можете этого не заметить, так как рядом нет этого самого преподавателя, который может вас поправить и помочь.

Но информационные технологии достигли таких высот, что благодаря общению по скайпу, к примеру, я ощущаю, что разговариваю с человеком из соседней комнаты.

И я уже много раз отвечала на ваши вопросы или давала рекомендации по скайпу, исправляя то, что не правильно спето, выучено; или давая наглядные рекомендации по вокалу или певческому дыханию.

Ведь церковное пение подчиняется тем же самым законам вокала, что и любое хоровое пение.

Обучение церковному пению через интернет позволило мне почувствовать себя нужной и приумноженный талант отдавать всем нуждающимся. А ещё я познакомилась с вами, мои дорогие, со многими замечательными людьми. Я рада помочь всем, кто этого пожелает.

Обращайтесь ко мне в Скайпе, я сейчас реже туда захожу из – за большей занятости, но мой почтовый адрес доступен всем вам. Он есть в рассылке и здесь на блоге на страничке «Обо мне».

Вот пожалуй и всё на сегодня, о чём я хотела с вами поговорить. Не бойтесь трудностей, преодолевайте их. Пишите мне на почту о своих достижениях, успехах, трудностях и неудачах и мы вместе порадуемся или решим с Божьей помощью ваши вопросы. Успехов в обучении церковному пению онлайн, родные мои читатели.

Всегда на связи, Алёна Семёнова.

Как научиться церковному пению

Красивое церковное пение вряд ли кого-то оставляет равнодушным. Кажется, что ты находишься не на земле, а где-то в другом благодатном мире. Многие прихожане, даже не имеющие музыкального образования, хотят присоединить свои голоса к стройному звучанию церковного хора. Как малыши учатся говорить, слушая мамину речь, так и петь на клиросе можно научиться, слушая пение церковного хора.

  • – Литература на церковно-славянском языке (молитвослов, Новый завет, Псалтирь);
  • – ноты тех песнопений, которые исполняет ваш церковный хор;
  • – музыкальный инструмент;
  • – диктофон;
  • – компьютер.

Научитесь беглому чтению на церковно-славянском языке. Для этого ежедневно читайте дома молитвослов и другие книги на церковно-славянском языке, практикуясь в проговаривании и понимании его.

Вам придется не только исполнять музыкальные произведения по нотам, но и петь на клиросе тексты тропарей, стихир и т.п. на гласы по богослужебным книгам.

Такие книги как Минея, Октоих, Часослов изданы именно на языке общения с Богом – церковно-славянском.

Для правильного пения в церковном хоре – его еще называют клирос – изучите нотную грамоту и сольфеджио. Если со школьных уроков пения мало что осталось в памяти, запишитесь на курсы или кружок церковного пения для взрослых.
Там помогут развить связь между вашим голосом и слухом. О том, в каких храмах существуют такие кружки, поинтересуйтесь у своего приходского священника или в епархии.

Если у вас нулевая музыкальная подготовка, а желание научиться церковному пению очень велико, не огорчайтесь. При отсутствии курсов и кружков обращайтесь к регенту любительского хора. Прослушав вас, он, возможно, разрешит петь на клиросе. Первое время вы будете только петь ектеньи «Господи помилуй». Пойте тихо и слушайте звучание всего хора.

(В Санкт-Петербурге любительские хоры есть в соборе князя Владимира (см. http://www.vladimirskysobor.ru/klir/ljubitelskij-hor), в Казанском соборе, в храме святой Анастасии Узорешительницы, в Чесменской церкви, в храме Серафима Саровского. Мужчинам можно порекомендовать любительский хор при Александро-Невской лавре).

Не пытайтесь самостоятельно изучить осмогласие, так как в каждом храме напевы немного отличаются. Лучше сразу разучите напев того храма, в котором собираетесь нести клиросное послушание.Чтобы научиться церковному пению, в хоре встаньте рядом с более опытным певчим. Лучше, чтобы он пел вам в ухо. Внимательно следите за тем, как он поет, повторяйте за ним свою партию, чтобы выучить ее.

Это поможет вам разобраться в основных ходах своей партии, понять ее логику. А в дальнейшем позволит петь более уверенно, осознанно. При работе с хором оттачивайте точность попадания в свою ноту, направление звука, произношение, дыхание, громкость.Самостоятельно проводите музыкальные занятия дома.

Попросите у регента ноты и разучивайте церковные песнопения с помощью музыкального инструмента. Пойте песнопения в сопровождении инструмента, вместо слогов называя ноты. Следите за длительностью нот. В процессе обучения можно играть, например, на синтезаторе одну партию (сопрано), а петь другую (например, альта).

Если инструмента нет, используйте другие блага цивилизации.

Запишите свою партию или общее звучание хора на диктофон. Дома прослушайте, несколько раз пропойте, исправляя возникающие ошибки.
Воспользуйтесь программой обучения нотам, скаченной с интернета. Потом переходите к чтению с листа.

Попросите опытного преподавателя индивидуально позаниматься с вами. Он подметит все ваши огрехи, подскажет, в каком направлении вам предстоит работать.

Добивайтесь ангелоподобного пения – светлого, величественного, умиротворяющего. Помните, что церковное пение не должно звучать как оперное. И в то же время оно не должно быть залихватски народным.

Не увлекайтесь красивой гармонией, музыкальными эффектами или сложностью исполнения, помните, что слова первичны, а музыка – вторична. Не занимайтесь самолюбованием.

Приложив старание и труд, вы через год будете сносно петь на клиросе, славя Бога со всеми клирошанами.

Бог вам в помощь!

  • Поиск знаний как способ запеть в церкви

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова клирос – это место в церкви, специально отведённое для певчих, которое находится на возвышении по обеим сторонам перед алтарём. Возможно ли простому прихожанину занять там своё место? Что нужно для того, чтобы научиться петь на клиросе?

  • •слух
  • •голос
  • •музыкальное образование (желательно, но необязательно)

Найдите храм, который нуждается в певчих. Но знайте, если у вас нет музыкального образования, то, скорее всего, путь в большой храм для вас будет закрыт. Но не отчаивайтесь, пообщайтесь с регентом церковного хора, он объяснит вам требования к певчим, если таковые имеются, или поможет влиться в коллектив.Изучите ход богослужения.

Церковные ритуалы сложны и неподготовленному человеку невозможно правильно сориентироваться в ходе церковной службы. Запомните или запишите во время какой части священнодействия вступает хор, какие основные песнопения исполняются.Посвящайте хотя бы час времени в день чтению церковнославянских книг.

Произносите наиболее трудные слова вслух по нескольку раз, пока не сможете проговаривать их бегло, но внятно. Во время богослужения хор может петь молитвы очень быстро и вы должны уметь чётко артикулировать такие тексты.Выучите ноты. Одним из признаков профессионализма певчего является умение быстро читать ноты с листа.

Не расстраивайтесь, если не всё будет идеально получаться с первого раза, так как этот навык успешно вырабатывается при должном усердии и многократном повторении.

Будьте готовы уделять подготовке к богослужению больше пяти часов в неделю.

Во время таких репетиций вы лучше споетесь с остальными певчими и определитесь со своим положением в хоре в зависимости от высоты вашего голоса.

Помните, что пение на клиросе – это в первую очередь хоровое пение. Не имея опыта работы в хоре можно допустить главную ошибку начинающих певчих, которая заключается в «подстраивании» под тембр партнера, слишком высокий или низкий для собственного голоса. Учитесь слышать себя и слушать партнера (а в этом вам поможет регент).

Желательно во время ваших первых богослужений носить с собой диктофон, чтобы записывать свое пение и иметь возможность анализировать его дома.

Кроме того, так как наш организм, слушая звучащую речь, начинает функционировать так же, как говорящий или поющий, очень полезно слушать канонические церковные песнопения.

В это случае ваш голос будет автоматически подстраиваться под звучащий образец.

  • Сайт, посвященный мастерству пения на клиросе.

Существует три вида горлового пения: низкое, высокое и среднее. Многие считают высокое самым красивым из трех вариантов, поскольку звучит оно, будто прекрасная флейта на берегу ручья. Чтобы научиться горловому пению, необходимо практиковать специальные упражнения.

Начните с обучения низкому горловому пению. Для этого выполняйте такие действия, как будто хотите откашляться.

Новичку лучше «кашлять» по 2-3 раза в день, чтобы излишне не напрягать связки, впоследствии продолжительность можно увеличить. Поначалу вы можете чувствовать напряжение в глотке, вам может казаться, будто в горле першит.

Примерно через месяц таких занятий начнут у вас начнут ощущаться горловые мышцы, позволяющие издавать низкие звуки.

Примитесь за упражнение «Трактор», когда нужно пытаться произносить это слово самым низким голосом, на который вы только способны.

Слушайте исполнение горлового пения различными певцами или музыку, которую играют на национальных инструментах, к примеру, тувинцы или алтайцы. Это поможет вам оказаться на нужной волне, что ускорит процесс овладения навыком горлового пения.Чтобы научиться среднему пению

Как научиться петь на клиросе с нуля

Как научиться петь на клиросе с нуля:

  • пройти курс занятий в школе церковного пения;
  • найти церковь с регентом (руководитель церковного хора), который занимается обучением певчих.

Первый вариант – самый простой и беспроигрышный. Набирают в школы церковного пения и детей, и взрослых, а продолжительность обучения равна 1-3 годам. Помимо нотной грамоты, занятий по вокалу и сольфеджио, учащиеся изучают богословие, разучивают тексты песнопений.

Но школы церковного пения есть не везде. В этом случае второй вариант становится единственным.

От храма к храму требования к начинающим хористам различаются. Какие-то регенты предпочитают набирать только певчих с музыкальным образованием, причём скрупулёзно подбирая нужные голоса. А есть такие, которые считают, что профессиональное пение в церкви неуместно, и искренность веры певчего куда важнее.

Как попасть в церковный хор

Для начала ищем церкви, в которых он есть. Узнать это можно, подъехав в храм лично либо поискав информацию в интернете. В интернете, кстати, часто размещена информация о вакансиях певчих, попробуйте на них откликнуться.

После того, как вы тем или иным способом связались с регентом, он либо сразу откажет вам по причине отсутствия музыкального образования, либо пригласит на прослушивание.

К прослушиванию лучше подготовиться: взять пару занятий с преподавателем по вокалу, который покажет, как правильно дышать и поможет разучить какое-нибудь песнопение.

Профессионалом вас эта пара занятий не сделает, но прибавит уверенности и поможет показать себя в лучшем свете.

Как учат петь на клиросе

Помимо выступлений на богослужениях, певчие регулярно посещают спевки – репетиции церковного хора. Руководит спевками регент. Он не сможет уделять вам достаточно внимания, чтобы учить азам вокального мастерства. Но опытный регент создаст вам условия для самостоятельного обучения у коллег по клиросу.

Поначалу вам будет предложено слушать. Но не просто так, а запоминая слова и мелодию песнопений. Затем регент поставит вас рядом с опытным певчим, который уверенно держит мелодию.

Вам нужно научиться подстраивать свой голос под его пение. И здесь уместно вспомнить одно шутливое правило: пой так, чтобы слышать соседа и не слышать себя.

Только в этом случае все голоса в хоре зазвучат сбалансировано.

Параллельно с посещением спевок стоит хотя бы какое-то время походить на индивидуальные занятия по вокалу. Да, это стоит и времени, и денег. Но регент один, а певчих много. Если он «упустит» вас на начальном этапе обучения и у вас закрепится неправильная техника пения, исправить её будет сложно. А преподаватель по вокалу затем и нужен, чтобы предупреждать такие ситуации.

Церковное пение: разновидности, советы при обучении

Красивое церковное пение, сопровождающее практически любое богослужение, едва ли сможет остаться незамеченным. Подобное оформление службы неизменно привлекает внимание прихожан и даже далекие от музыки люди хотя бы на минутку, но мечтают присоединиться к церковному хору.

  • 1 Пение на клиросе – что это такое?
  • 2 Основные правила

Пение на клиросе – что это такое?

Клирос – храмовая зона, предназначенная для размещения хористов (певчих). Если раньше церковное пение было одноголосным и монотонным, то сегодня это – сложный многоголосный хор, имитирующий ангельское пение.

Чтобы попасть в церковные хористы, нужно:

  • обладать хорошим музыкальным слухом;
  • быть владельцем красивого по звучанию голоса.

Желательно, но не всегда обязательно, иметь музыкальное образование. Церковное пение сопровождается быстрым чтением нот, и если нотная грамота вам неизвестна, то придется ее освоить.

К музыкальному сопровождению богослужения певчие готовятся не менее 5 — 7 часов в неделю. Во время спевок определяется место положения в хоре, которое зависит от высоты вашего голоса.

Хоровое пение бывает разным. Выделяют:

  • Знаменное (крюковое). Хор поет одним голосом.
  • Партесное. Представлено несколькими голосами.
  • Обиход. В ходе песнопения исполняются несложные партитуры.

Церковные песнопения бывают постоянные и изменяемые (гласовые). В первом случае напевы классические и исполняются одинаково во всех храмах без исключения.

К гласовым или изменяемым церковным песнопениям относят тропари, каноны, стихиры и другие. Они также изданы в виде книг. Но в каждом храме имеются свои собственные традиции исполнения гласов, которые передаются певчим регентом.

Основные правила

Пения русской православной церкви не только очень красивые, но и чрезвычайно сложные для неподготовленного певчего. Поэтому регент (руководитель церковного хора) будет рад принять нового вокалиста, если не имеющего профессионального музыкального образования, то хотя бы обладающего базовыми знаниями и навыками.

Чтобы освоить церковное пение, необходимо:

  1. Научиться читать церковные книги, написанные на старославянском языке. Для этого необходимо каждый день озвучивать вслух по нескольку страниц молитвослова. Это поможет не только научиться правильно проговаривать слова, но и понимать сам текст. Главными помощниками станут такие издания, как Минея, Часослов и Октоих.
  2. Заняться изучением нот самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам.
  3. Обязательно брать уроки сольфеджио.

Нужно отказаться от попыток самостоятельного освоение осмогласия. Дело в том, что они везде разные и потом переучиваться будет очень сложно. Благоразумнее будет сразу начать разучивать напевы того храма, в котором вы планируете выступать в роли певчего.

Если вам разрешили присоединиться к хору, то вставайте рядом с опытным певчим и внимательно слушайте его пение. Так вы сможет понять мелодии, поймете, как расставляются акцент и узнаете прочие нюансы.

Во время пения в составе хора нужно стремиться максимально точно попадать в ноты, внимательно следить за звучанием своего голоса, произношением слов, громкостью напева и правильностью дыхания.

Чтобы освоить церковное пение, важно не прекращать занятия и дома.

  • Попросите у регента ноты и начните изучение партий дома, но вместо слов нужно петь ноты в прописанной последовательности.
  • Сам напев должен быть умиротворяющим. Церковное пение должно хотеться слушать, понимать произносимые певчим слова.

При должном упорстве и ежедневном труде церковное хоровое пение можно успешно освоить за 1 год. Ускорить процесс обучения помогут занятия с опытным педагогом, который укажет на ошибки и исправит их.

Школа духовного пения: кузница певческих кадров

Нина Дмитриевна Лебедева, директор Школы духовного пения: «”Ножницы” между профессионализмом и воцерковленностью на клиросе существуют до сих пор, и мы пытаемся их преодолеть».

Наша школа в своем роде уникальна. В России «нулевое звено» подготовки церковного певчего пропущено. Начинают обучать пению и регентованию на клиросе – со среднего звена – с колледжа. Мы – первые ласточки в этой сфере.

Нет системы такой, какая была в Синодальном училище, куда набирали мальчиков, нет системы воспитания не просто певца, а церковного певчего. Поэтому такой низкий уровень у тех регентов, которые приходят из Лавры и из ПСТГУ – людей с высшим образованием.

“Ножницы” между профессионализмом и воцерковленностью существуют до сих пор. Потому что дети не обучаются этим вещам с младшего школьного возраста, а начинают обучаться только с 15-16 лет, поступая куда-то. Мы пытаемся восполнить этот пробел.

В ближайшем будущем хотим организовать фонд «Православное музыкальное образование в России», благодаря которому мы могли бы заполнить эту нишу.

Сегодня к нам часто приходят просто за музыкальным образованием, но такие не задерживаются в школе. Все-таки у нашей школы своя специфика, отличающая ее от обычной «музыкалки».

Важно продержаться первые два года, те, кто продержится – потом остаются, как правило. И родители в таких случаях обычно подтягиваются за детьми, воцерковляются. Но на начальном этапе трудно понять, зачем все это надо.

И если человек просто за музыкальным образованием пришел, его неминуемо посещает мысль: а не лучше ли в «музыкалку» пойти?

Среднестатистический ученик, который проучился у нас хотя бы три года, не говоря уже о полном цикле, восемь лет плюс три года IV ступени, – это просто готовый певец левого клироса, и даже среднего хорошего правого, не тянущегося за сверхсложными произведениями.

А еще ШДП – это особая атмосфера. Нас многое объединяет. Помимо участия в регулярных будничных службах, мы традиционно поем антифонно с правым хором на Рождественском и Пасхальном богослужениях, в престольный праздник нашего храма. После чего обычно продолжаем праздновать, причем ученики и педагоги – все вместе.

Мы любим собираться вместе, а потому постоянно возникают новые традиции, недавно вот стали проводить балы в конце учебного года. Любим куда-нибудь ездить: это и миссионерские поездки, и паломнические прогулки по Москве, и участие в богослужениях других храмов.

Из последних мест такой практики – Скорбященский храм на Ордынке (антифонно с Синодальным хором) и Новодевичий монастырь, также в качестве левого хора. Сейчас мы хотим найти базу для хорового лагеря, в который могли бы вывозить учащихся и зимой, и летом.

Чтобы это было не слишком затратно и чтобы можно было плотно поработать с хором в течение, например, одной-двух недель. Практика миссионерских поездок показывает эффективность такой работы.

Татьяна Юрьевна Ключева, преподаватель сольфеджио и церковного обихода: «Главная задача – развить у учащегося координацию слуха и голоса»

Дети сейчас не поют дома вообще. Раньше было распространено домашнее пение – на праздниках, к примеру. В моем поколении, к примеру, дети могли уже в раннем возрасте подстроить второй голос. Сейчас таких навыков у детей нет, как нет вообще понятия о музыке.

Если родители не ставят специально музыку детям, то остается лишь пассивное слушание того, что звучит по радио и по телевидению. И когда они приходят учиться музыке, у них нет так называемой координации слуха и голоса.

И даже на музыкальных занятиях в школе они собственно не поют, а слушают или музыку, или просто даже рассказ о музыке. Моя задача – эту координацию восстановить, чтобы они научились звучать, научились себя слышать и владеть своим голосом.

Важно научить ребенка к 3-4 классу школы петь двуголосие, и не простое, а гласовое, что гораздо сложнее. Я ставлю им текст, и они по тексту должны спеть двуголосие, понимая, как движется мелодия.

В музыкальной школе дают много теории, которые я тоже даю, но уже в более старших классах. Я даю им практические навыки, и уже гораздо позже объясняю, как то или иное практическое умение называется на музыкальном языке.

И теория возникает не на пустом месте, а на уже подготовленной почве. Я стараюсь давать простые задания – не для родителей, а для детей, чтобы им было легко их выполнить, и они сделали это сами. Поэтому всегда ориентируюсь на самых слабых учеников.

И конечно, стараюсь привить им любовь к пению, чтобы им захотелось петь и учиться пению. Я делаю все, чтобы дети с радостью писали диктанты, чтобы, например, ученику было интересно, сможет ли он спеть с листа сложный номер. Здесь главное – не оттолкнуть ребенка от музыки.

И бывает, что дети совсем без слуха в конце обучения выдают потрясающий результат.

Фото Ю. Маковейчук

Сергей Юрьевич Маркелов, преподаватель сольфеджио и церковного обихода IV ступени, руководитель концертного хора ШДП: «Стать певчим за три года – вполне реально»

Крик души – “на клиросе без музыкального образования…”. дмитрий сиверс

Богу зачастую хотят петь вовсе не умные и грамотные профессионалы. Богу хотят петь жены-мироносицы – верующие, преданные, истовые…И так уж часто совпадает, что у этих людей нет музыкального образования. Но есть истовая, полная молитвенной преданности любовь ко Христу. И столь же горячее желание Ему петь.

Казалось бы – ну и прекрасно! Но на практике все очень и очень непросто – умение профессионала и его желание петь хорошо сталкивается с меньшим умением, но большей верой. И рождается пресловутый конфликт “верующего, но неграмотного” и неверующего, но профессионала.

Знакомая ситуация? Завязка интригует? Тогда – поехали!

Я сталкивался с такой ситуацией. Более того, я был регентом хора непрофессионалов и потому могу судить о ситуации не по наслышке. Те же самые аргументы, что вы, дорогие читатели, сейчас услышите в крике души Светланы Кошелевой, я слышал от своих певчих. Буквально 1:1.

Почему я – “менее верующий” профессионал более ценен, чем “они – гораздо более верующие певчие”.

И Слава Христу, что спустя долгие годы я уже обрел достаточно большой жизненный опыт, чтобы адекватно и трезво встречать разные мнения о том, как должен выглядеть церковный певчий.

А теперь встречаем статью Светланы Кошелевой…

“ТРУДНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ НА КЛИРОСЕ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

Хотелось бы затронуть и эту тему. Как мы знаем, многие клиросы берут певчих только с музыкальным образованием, зачисляют в штат и они поют. Я не буду обсуждать профессионалов, особенно когда на клиросе поют абсолютно невоцерковлённые люди. Про таких я всегда говорила и буду говорить, что они убивают нашу православную веру и наше церковное пение.

Я говорю про тех кто стоит на клиросе и никак не хочет вникнуть в смысл песнопений, в смысл служения Богу и людям, отбрыкавшись только тем, что спел и ладно. Вот давайте подойдём с другой стороны, а если батюшки не будут учиться в Семинариях и будут поступать на приход невоцерковлённые…

Я понимаю, что сейчас на меня все ополчатся, что я не права и Епархия такого не допустит, ну а вдруг это будет, кому мы тогда все будем служить? Как было написано во многих статьях, что певчий избирается Богом, то я хочу сказать многие из нас избраны Богом, а как же те, кто просто простаивает время на клиросе и ему платят, а другим певчим, которые много лет прослужили но без образования не платят, как им быть?

Это очень тяжёлая тема. Автор этой статьи сама не имеет музыкального образования. Хочется поделиться этой тоской и душевной болью со всеми Вами, какого это, петь много времени и ничего не получать, а тут приходит такой один с образованием и ему чуть ли все не до земли кланяются.

Мне многие говорили, а что тебе мешало пойти учиться и этим зарабатывать, а мне ничего не мешало, я просто не знала, что всё так будет. Заметьте я пишу про тех, кто совсем не хочет знать азов православной веры, но он с образованием и зарабатывает.

Может я не правильно скажу, но я считаю это неправильным. На клиросе должен быть человек верующий, или хотя бы пытающийся познать истину веры православной. Я не говорю, что такие люди недостойны петь Богу, но они даже Его не знают, просто это их работа.

Меня всегда поражало это, поражало как регенты позволяют высмеивать своих же, которые верующие. Меня поражало, что даже регент не мог объяснить человеку, где он находится и каждый раз трясся за него, не дай Бог батюшка узнает, что тот не знает Символа веры.

У меня был такой конфликт и свой опыт, где меня за это чуть с клироса не выставили. Я не стала дальше спорить, поэтому и хочу поделиться с Вами своими чувствами, а что Вы думаете по этому поводу?

Так вот к чему я клоню, я клоню к тому что, певчих поющих много лет на клиросе без образования тоже как-то надо поощрять. Я хочу достучаться до настоятелей храмов, где есть такие же певчие, которые стараются, учат партии, бегают на все службы, когда их вызывают.

Почему тема называется именно выживание на клиросе певчих без музыкального образования, потому что таким певчим очень тяжело среди тех, кто профессионал. Над ним могут смеяться, но в тоже время жалеть.

Ты будешь упорно бегать на службы, будешь помогать, чтобы только удержаться за это место, тебе в тоже время будут рады, но в тоже время, если у тебя что-то не будет получаться, будут высмеивать и говорить зачем от тут нужен.

Теперь я привожу примеры из своего опыта и своих страданий, да своему регенту я должна сделать много чего, она мне можно сказать жизнь спасла своим подвигом. Но, какие были у меня мысли, Вы себе и представить не можете. Большая часть обговаривалась в прошлой моей статье, но это немного другая.

Как я учила свою партию, это было мучение, слёзы на глазах, удивлённые глаза клирошан, когда ты не можешь спеть то, что ты как бы выучил. Это страх, страх перед Богом, страх подвести людей, страх не попасть в ноту, в тональность и многое другое, вот что меня всегда подводило. Какая может идти речь о молитве, когда ты один в партии и на тебе вся ответственность.

Это было нечто, ты находишься в постоянном страхе, с тебя льётся пот градом, особенно, когда ты не можешь попасть в тональность и все начали петь без тебя. Вот поэтому я и ходила на будни, набиралась опыта, когда начинала службу одна, потом без регента с чтецом. Кстати чтецу тоже большой поклон, она меня заставляла смотреть службу, чтобы я знала, что и зачем идёт.

Затем пели втроём: я, бас и тенор, пели много раз как, даже вдвоём с басом, но это уже было, когда я пропела в хоре уже больше трёх лет. Я человек замкнутый, стеснительный, меня никогда никуда не загонишь, я никогда не принимала участия в концертах в школе, как я смогла напроситься на клирос, где мой голос будут слышать тысячи прихожан…это только Богу известно.

Когда прошло много времени пребывания в хоре, в колледже я тоже выступала, но как не удивительно петь песни на сцене у меня не получалось. Также как и в одной истории с одним известным артистом, которого позвали из эстрады попробовать петь в церковном хоре и у него не получилось.

Дивны дела Твои Господи, что же Ты делаешь со мною?! Восклицаю я, когда вступаю вместе со всем хором и пою: Аминь. В скором времени я знала свою партию, но путаюсь в гласах и путаюсь до сих пор, но я учу, учу и учу. Учу всё, что попадётся в интернете из нот, просто для себя. Вскоре я не могла петь партию сопрано, меня регент переучивала на альта…

Это было что-то. Я домой приходила в слезах, смотрела на бутылку водки, и честно признаюсь от такого хотелось напиться.

Я учила заново всё, только уже в другой партии, как это было больно. Больно стоять на службе и не петь, хотя ты это всё знаешь, но на этой партии, где знаешь ты петь не можешь. Я уже бежала из колледжа перекусив хлебом, так как на остальное времени не хватало, я хотела научиться.

Один раз на всенощной я не выдержала этой боли.

У меня скребли кошки в душе. Вот запели Великое Славословие, я не пою…и тут мутнеет разум, я вся в слезах про себя восклицаю: «Господи прости меня, я не могу больше петь Тебе, прости..» и тут откуда-то голос шепчет мне на ухо: «Ты будешь петь». И так тепло на душе стало, я еле опомнилась, но запела.

Слёзы сразу высохли.

Но сколько ещё было этой боли, сколько раз мне хотелось уйти бросив всё. Теперь я пою и знаю две партии, меня зовут, когда подпеть первым, когда вторым. Сейчас я учу третью партию.

Мне уже ничего не страшно, страшно расстаться с клиросом. Искушения будут всегда. Просто надо уметь терпеть, любить и смиряться.

Про свой клирос я могу сказать только одно – это дружная семья, все друг друга любят и уважают.

Хотя у меня всегда возникают мысли от лукавого, тебя не ценят и не любят.

Хочется отблагодарить и регента, это поистине смелый человек. Таких единицы, кто всегда откликнется, кто поможет, кто выслушает. Она сделала для меня всё, терпела меня, ругала….

И как радостно ей теперь, что у неё такой ученик, а мне радостно, что у меня есть такой учитель. Она не боялась учить людей без образования, она делала всё.

И мне кажется, что ей радостно становится, когда она приходит на клирос и уже всё почти готово к службе.

Да, ей не удаётся выбить для меня зарплату, из-за чего я обижалась на неё, но она делает итак для меня всё и настоятель будет оплачивать моё обучение на курсах, спасибо ему. Конечно хотелось бы большего, но слава Богу за всё, Да и дело всё не в этом, дело в том, что я хочу сказать, как это всё непросто и как это ответственно петь Богу.

Я хочу обратиться ко всем настоятелям и регентам, не обижайте таких людей, которые хотят петь, ведь они сделают всё, чтобы научиться. У них море терпения и времени. Такие люди достойны большего, хоть и без образования. Не бойтесь таких людей ведь и эти люди сами бояться. Помните, Господь избрал нас всех не считаясь с образованием.

Ведь Он Сам был не образован…

…и в ученики Себе выбрал рыболовов…Господь не спросит на страшном суде, какую партию Ты пел в хоре и почему без образования, Он спросит как ты пел, молился ли, вникал ли в слова….Я пишу об этом, потому что это важно.

Если есть у Вас такие трудоголики в хоре как я, уважайте их, такие люди больше ценятся, так как на этом клиросе выросли…потому что достичь всего человеку без образования очень сложно, а если нет помощи со стороны, то ещё труднее. Ещё хочется добавить это :Дорогие певчие, если у Вас был и есть такой наставник как у меня не обижайте таких регентов, ибо они заслуживают большего.

Помните наставников Ваших, кто учил Вас всему этому, ибо таких единицы и им уже при жизни хочется поставить памятник. Я при всех хочу выразить благодарность моему регенту, спасибо Вам за всё.

Храни Вас Господь.

КОММЕНТАРИИ ДМИТРИЯ СИВЕРС

Прежде всего, я хотел бы пояснить регентскую точку зрения. Поскольку сам руководил службой именно в составе непрофессионалов. Я никогда их не унижал, всегда старался быть очень тактичным. Мое служение в этом составе слегка напоминало рукотворный ад. Пока я даю тон одной партии, вторая его забывает ))

Регенты ВСЕГДА будут ценить профессионала по одной простой причине. С ним меньше головной боли. Рассуждение регента простое – вера, это личное дело каждого. Я не стану грешнее, если человек в моем хоре не верит. Ну печально, да. Но – кто знает промысел Божий. Может, его Господь к вере приведет. Зато мне с ним удобно.

Регент, это человек, который а) Зависит от настоятеля б) Хочет красивого пения в) Некоторые благочестивые регенты хотят угодить Богу.

В понимании регента угождение Богу – это красивое, молитвенное пение. Если певчий или певчая требуют несуразных усилий там, где профессионал все сделает быстро и легко (пусть даже без души), регент пойдет по более простой дорожке. Вот согласитесь. Раз, два, три пройдут неудачные службы.

Это неприятно прихожанам, они начинают ерзать, шептаться, осуждать клирос. Это вдвойне неприятно священникам, потому что нескладное пение их отвлекает от молитвы. В итоге даже у священников возникает аргумент “Ну верующая певчая, да…ну пусть стоит внизу, молится…или читает.

Но не мешает молиться нескладным пением другим”.

Допустим, мы сделали хор только из верующих людей. Здорово, если они красиво запоют. Но усилий к такому хору придется приложить какое-то совершенно невероятное кол-во.

Тогда как профессионалы будут радовать приход и помогать молиться. Когда мы хотим вкусно поесть – мы идем в ресторан к хорошему Шефу.

Когда мы заболели, мы ищем лучшего врача (нас при этом мало интересуют его моральные качества).

Почему регент позволяет унижать верующего певчего? Ну, это не правильно. Регент не имеет права позволять кого-либо унижать от хора вообще (оставляя право на критику только за собой).

Но по опыту я знаю, что хористы не выносят слияния профессионалов и непрофессионалов. У тебя одни стандарты качества, у непрофессионала другие. Это как в футбольной команде играть, где половина – обычные уличные парни.

И это по своему даже весело, пока не надо ехать на чемпионат.

Понимаете, мы увлеклись. Мы сами себе создали трудности.

В древней церкви пение было одноголосным и заунывным. Петь мог любой. Подпевать мог весь храм. Пение было сознательно таким. Но потом развитие начало приводить к тому, что есть “более и менее способные” к красивому пению.

И вот мы дошли в своем развитии до такого, что петь могут люди только после образования, а без образования это все превращается в мучительный процесс “обучения на ходу” (то есть – опять таки становление профессионалом).

По сути, научившись и полюбив это дело, дорогой автор Светлана Кошелева сама станет профессионалом, не очень то и радостным от того, что пришедший новичок будет “стоять рядом и портить пение”.

По поводу промысла Господня. Он приводит и Он отстраняет от пения. Все так.

Не исключено, что Господь (возможно) прямо сейчас с огромной бесконечной любовью смотрит на вас и говорит предстоящим ангелам “Посмотрите на Мою верную рабу. Ей пение дается с трудом, но она – все преодолевает.

Она не получила умения петь по нотам от природы. Ей для этого приходится лить слезы – ради Меня. И за это я ее во веки помилую…”.

И потому я завидую вам, Светлана. Вы – бескровная мученица и возможно, что мзда ваша будет такой же, как у настоящих мучеников.

Вспомните, что говорила Царица Небесная деве Евпраксии, которая сподобилась быть на последнем явлении Богородицы преподобному Серафиму Саровскому.

Показав на 12 окружающих ее светлых дев и их чудные венцы она сказала “Древние мученики страдали явно, а новые – тайно. Но мзда их будет такой же..”

Верующие – дерзайте! И вера ваша спасет вас. Профессионалы – будьте добрее. Мы – служим одному Господу, и цели у нас совершенно одинаковые. Давайте исполнять завет Христов “По тому узнают о вас, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собой”.

Обучение церковному пению как фактор развития духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры

До недавнего времени духовная музыка являла себя в качестве памятников музыкальной культуры прошлых веков и воспринималась как одной из областей композиторского творчества русских, а также зарубежных композиторов.

С возрождением Православной религии в России началось более глубокое и комплексное изучение духовного наследия нашей Родины, реставрация и строительство храмов, открытие духовных учебных заведений и многое другое.

Просвещение в области церковных искусств заинтересовывает музыкантов, художников, искусствоведов, архитекторов, а также педагогов, учёных и людей других профессий.

Среди учебных заведений прикладного характера стали появляться так называемые воскресные школы при православных общинах, в которых детям, а также и взрослым в доступной форме преподаются основы православной религии и её культуры. В ходе обучения во многих из них для детей были организованы певческие занятия, на которых учащиеся приобщались к церковным песнопениям и непосредственно к богослужебной практике.

Преподаватели хоровых дисциплин имеют целью привить ученикам не только вокально-хоровые навыки, но и главным образом воспитать в них основные аспекты духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры, что безусловно является основой любого обучающего и воспитательного процесса. Немало музыкальных педагогов как светского, так и церковного направлений без сомнений утверждали и продолжают утверждать о неотъемлемой воспитательной функции обучающего процесса музыкальных дисциплин, особенно в древнейшей её составляющей – пении.

В области музыкальной культуры есть одна её древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и её фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек.

Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения по нотам и участия в ансамбле – всё это воспитывается с ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа.

Музыка несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство.

Поэтому детское хоровое пение – это «природосообразная (сообразная природе ребёнка) воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является, основой, краеугольным камнем строительства в человеке его человеческой сути – его нравственного сознания, его личности» [12, c. 1].

Источник

Оцените статью