- Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент» план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Уроки игры на гитаре
- Уроки игры на гитаре. Вводная информация
- Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих
- Основные аккорды для начинающих
- Виды переборов
- Виды боя
- Постановка рук на гитаре
- Упражнения на гитаре
- Настройка гитары
- Импровизация и техника игры
- Статьи по классической гитаре
- Практика. Учим любимые песни
- Три способа обучения игре на гитаре
- 1. Научиться играть на гитаре самостоятельно
- 2. При помощи платных онлайн-курсов
- 3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе
- Минусы и плюсы самостоятельного обучения
- Плюсы
- Минусы
- Как добиться успеха в гитаре?
- Что делать после освоения всех азов?
Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Занятие разработано в рамках авторской дополнительной общебразовательной общеразвивающей программы студии «Гитара и Мы» для воспитанников 1 года обучения
Тип занятия-изучение нового материала
Цель:-создать условие для повышения интереса к игре на гитаре, пополнение знаний об аккордах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
halamova_n.a._dopobrazovanie_zanyatie_na_sayt.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей дом детского творчества
пгт Подосиновец Кировской области
по обучению игре на гитаре
в группе 1-го года обучения
студии «Гитара и мы»
« Тональность А . Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»
педагог дополнительного образования
МКОУДОД ДДТ пгт Подосиновец
Халамова Наталья Анатольевна
пгт Подосиновец
2013
Занятие разработано в рамках авторской дополнительной образовательной программы студии «Гитара и мы». Раздел в программе № 2.2.
Подгруппа первого года обучения, возраст учащихся: 12-15 лет
Тема занятия : Тональность А . Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент.
Тип занятия – изучение нового материала, первичное применение и закрепление полученных знаний.
Цель : создать условия для повышения интереса воспитанников к игре на гитаре, пополнения знаний об аккордах, их усложнениях в музыкальной практике.
- обучить простейшим приемам игры на шестиструнной акустической гитаре и табулатуре (игра без нотной грамоты)
- выявить и развивать музыкальные данные: мелодический и ритмический слух, чувство лада (мажор, минор), чувство музыкального баланса
- формировать художественно-эстетический вкус
- формировать навыки сценической культуры.
- формировать культуру взаимоотношений и толерантности друг к другу;
- воспитывать интерес к творческому труду и умение работать;
- воспитывать волевые качества (внимание, сосредоточенность, настойчивость, уверенность в себе).
Инструменты и оборудование : акустические гитары, пюпитры, тетради, цветные ручки, карандаши.
Из многолетней практики я сделала вывод, что музыкальный внутренний слух есть у каждого человека, его только надо развивать, а вот с ритмом сложнее… Если его нет, то его практически не восстановить. В любом случае надо заниматься индивидуально, как делают это в музыкальных школах. В доме творчества у меня нет такой возможности, так как детей, поступивших на первый год обучения в этом 2013-2014 учебном году уже 13 человек. Я сделала 4 подгруппы по 3-4 человека.
На первом занятии-знакомстве с ребятами я проверяю музыкальный ритм у ребёнка. Простукивая несложный ритмический рисунок в ладоши, я прошу их повторить его. С каждым разом усложняю сам ритмический рисунок и его темп (скорость), я переношу его сначала на деку гитары, чередуя большой палец правой руки с другими на этой руке, а потом и на басовые струны(4,5 и 6) только большим пальцем. Проведя такую игровую диагностику, я выявляю и соединяю детей в группы по способностям, так как у каждого воспитанника своё чувство ритма, музыкальный слух, размер кисти, крепость подушечек и фаланг пальцев. Кто-то имеет начальную музыкальную подготовку, то есть закончил или учится в музыкальной школе, а кто-то знаком с музыкой только на уроках в школе. Поэтому на каждом занятии использую приёмы индивидуализации и дифференциации. Я уверена, что именно они являются главным условием развития детской одарённости на занятии в дополнительном образовании.
Новый материал начинаем изучать от простого к сложному на каждом занятии. Например, если ученик не может сыграть ритм на разных струнах, то он играет на одной, которую выбирает сам. Мы проходим «перебор» с разными басовыми струнами тоже по своему выбору, и, если не получается с первого раза, то он будет играть приём «арпеджато» (быстрое извлечение звука по всем струнам большим пальцем правой руки). Но этот музыкально-ритмический рисунок делаем все вместе, одной командой: один — бас, другой — арпеджато, третий — перебор, а затем меняемся «ролями» по своему выбору. Еще умудряемся и петь под свой аккомпанемент! Так же происходит и с разучиванием новой мелодии в левой руке: один или двое играют на 1 струне, другие на 6 струне, третьи на 2-3-4, а педагог играет аккомпанемент мелодии.
Этап занятия: Организационный
Педагог : Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их ( стук о деку гитары ). Мы сегодня покажем и докажем, что гитара-это самый лучший инструмент: легкий, удобный, не требующий каких либо особых условий для существования. И научиться играть на гитаре не очень трудно — было бы желание!
Этап занятия: Проверочный
Педагог : Начнем занятие с небольшой гимнастики для рук, разминая кисть руки, каждый пальчик и при этом повторяя теоретический материал по теме прошлых занятий:
Педагог : Из каких частей состоит гитара?
Воспитанники : Из двух: грифа и корпуса.
Педагог : Чем и на что делится гриф?
Воспитанники : Железными порожками на лады.
Педагог : Сколько струн у гитары? Назовите латинское и русское обозначение.
Воспитанники : Шесть.1-E(ми);2-H(си); 3-G(соль); 4-D(ре);5-A(ля); 6-E(ми)
Педагог : Какие струны басовые?
Воспитанники : 4-D(ре);5-A(ля); 6-E(ми)
Педагог : Что такое тональность?
Воспитанники : Это последовательность звуков в музыкальном произведении по высоте, где основным звуком является Тоника (I ступень)
Педагог : Что такое лад? Какой он бывает?
Воспитанники : Это система звуков в музыке. Лад бывает мажорный и минорный.
Педагог : Какие главные ступени лада?
Воспитанники : Главные ступени — это I, IV, V, они записываются римскими цифрами.
Педагог : Сколько рабочих пальцев на обеих руках и как называются?
Воспитанники : 4 пальца. Пальцы правой руки называются ПИМА (Pima).
Левой: 1,2,3,4, начиная с указательного. Большой палец в левой руке-подставка, а в правой-мизинец.
Педагог : Как ставим пальцы левой руки и почему?
Воспитанники : На подушечку, ближе к ногтю, перпендикулярно грифу и рядом с порожком, чтобы был яркий ровный звук, а не скрип.
(воспитанники показывают постановку пальцев на грифе гитары)
Педагог : Сейчас нужно настроить инструменты и повторить пройденный материал на практике. Сначала настраиваем первую струну по духовому камертону или тюнеру. Как называется первая струна?
Воспитанники : 1 струна, как и духовой камертон, называется «ми».
Педагог : Как настраиваем инструмент?
Воспитанники : Все струны строятся на Vладу и сравниваются по звучанию с предыдущей, за исключением 3 струны, которая строится на IV ладу.
Педагог : Самостоятельно проверяем строй остальных струн своего инструмента, как основной настройкой, так и дополнительной.
(Воспитанники проверяют настройку инструмента)
Педагог : Далее проверяем строй всего ансамбля упражнениями на разных ладах:
На I и III ладах у нас есть упражнение по арабским цифрам, что это?
Воспитанники : Табулатура — это запись гитарной музыки без нот.
(Воспитанники играют упражнение с разным темпом)
Педагог : На каких ладах еще проверяем строй инструмента и какими приемами будем играть?
Воспитанники : на VI-VIII ладах. Упражнение «Восход солнца». Играем малым и большим перебором, щипком.
Педагог : Что такое перебор, щипок?
Воспитанники : Это приёмы игры.
Педагог : Что такое приемы игры?
Воспитанники : Это извлечение звука или как играть на гитаре правой рукой.
Педагог : Хорошо, молодцы! Давайте все сыграем упражнение «Восход солнца».
(Воспитанники играют упражнение с разным темпом)
Педагог : Мы разыгрались и приготовили гитары, чтобы на них играть …?
Воспитанники : Соло (мелодию) и Аккомпанемент.
Педагог : Что такое мелодия?
Воспитанники : Главная тема в музыкальном произведении.
Педагог : Что такое аккомпанемент?
Воспитанники : Сопровождение мелодии.
Педагог : И соло и аккомпанемент могут отличаться по скорости и громкости. Что это?
Воспитанники : Темп и динамика.
Педагог : Какие мы знаем типы гитар?
Воспитанники : Классическую, акустическую, электро и бас гитары.
Педагог : Чем отличаются классическая и акустическая гитары?
Воспитанники : У классической гитары нейлоновые струны и всегда широкий гриф, а у акустической струны железные, а гриф может быть как широкий, так и узкий.
Педагог : Прежде чем мы перейдем к повторению материала давайте послушаем Катю, которая занималась некоторое время на классической гитаре по другой системе музыкальной грамоты.
(Катя играет детскую песенку « Едет поезд издалека» на классической гитаре)
I Часть. Повторение
Тональность Am . Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в
стиле «Кантри».
Педагог : Вспомним, как ставится аккорд Am?
Воспитанники : на I и II ладах
(Воспитанники ставят аккорд Аm)
Педагог : Что такое «Кантри», и что делают эти аккорды?
Воспитанники : Аккорды в стиле «Кантри» — это усложнение просто аккорда Am . Эти аккорды украшают аккомпанемент.
Педагог : Поставим усложненные аккорды и назовем их.
Воспитанники : Это Аdd4 и Аdd9.
(Воспитанники ставят аккорды)
Педагог : Сначала сыграем всю связку (последовательность) этих аккордов с основным аккордом приёмом «арпеджато», а затем Кате и Лере я предлагаю сыграть большим перебором, а остальным — малым перебором. Слушаем звучание инструмента.
Какие вы знаете основные ступени и аккорды в тональности Аm и почему?
Воспитанники : I, IV, V -это главные ступени лада. На них строятся аккорды Am, Dm и Е.
Педагог : Какие басовые струны мы будем использовать ?
Воспитанники : 4,5,6. Эти струны называются как и аккорды: «ре», «ля», «ми».
Педагог : Какую песню мы знаем в этой тональности, и какими приемами игры она играется?
Воспитанники : Песня называется «Тонкая рябина». Играем «малым перебором», «Щипок — вальс», «щелчок — вальс», «бой — вальс»
Педагог : Поем и играем 1 куплет песни, если не получается обеими руками, то играем только правой рукой.
( Воспитанники играют по выбору тем или иным приёмом игры)
Педагог : А какие еще песни знаем в Am? И какие приемы игры будем использовать?
Воспитанники : «Совершите чудо» и «Частушки». Играем «щипком», «щелчком» и «малым боем».
( Воспитанники играют 1 куплет «Совершите чудо» разными приемами игры по сложности с басом и без него по выбору)
Педагог : Сейчас попробуем сыграть «Частушки» вместе с левой рукой. Кто не сможет с левой, тот играет одной правой. Катя играет с мизинцем в левой руке.
(Воспитанники играют и поют «Частушки»)
Педагог : А какие мы знаем мелодии в Am?
Воспитанники : Детская песенка «Кузнечик».
Педагог : Играем соло «Кузнечика» по партиям.
(Воспитанники играют мелодию по выбору)
Педагог : А сейчас я предлагаю сыграть всему ансамблю по партиям: Максиму — партию баса, Андрею -1 партию на 6 струне, Юле и Серёже -1 партию на 1 струне, Лере -2 партию, Кате — аккомпанемент.
Какими приемами будем играть аккомпанемент?
Воспитанники : «Щипком», «Щелчком»
Педагог : Играем «Модерато» и «меццо форте»?!
Воспитанники : Умеренно (темп) и не очень громко (динамика)
(Воспитанники играют ансамблем мелодию по партиям)
II часть. Изучение нового материала
Педагог : А сейчас перейдем к новому материалу
Тональность A (Ля мажор) . Усложнение простых аккордов в стиле
«Кантри». Основные аккорды тональности.
Изобразим у себя эти аккорды в тетрадях.
(Воспитанники графически изображают аккорды А; Адд4 и Адд9)
Педагог : Чем похожи и чем отличаются тональности Am и A
Воспитанники : Одинаковая Тоника, но разные Лады (Мажор и минор).
Педагог : Эти тональности называются одноименные. У этих двух аккордов даже «Кантри» — усложнение — одинаковые аккорды. Их можно построить и сыграть один из другого. Давайте сыграем вместе последовательность этих аккордов.
(Воспитанники играют аккорды приёмом «арпеджато»)
Педагог : Сейчас запишем новую мелодию, которая называется «Рок-н-ролл» в Табулатуре на 4,5 и 6 струнах. Не забываем поставить код табулатуры (ТАВ) в начале строки записи мелодии.
(Педагог показывает, а воспитанники записывают мелодию в табулатуре)
Педагог : Что такое реприза?
Воспитанники : Знак повторения.
Педагог : Прежде чем начинать разбирать новую мелодию, сначала давайте её прослушаем.
(Педагог играет дуэтом с наиболее способным ребёнком)
Педагог : Что играла Катя, а что я?
Воспитанники : Мелодию (соло) и аккомпанемент.
Педагог : Сейчас разбираем мелодию в медленном темпе, следя за аппликатурой (постановкой) пальцев левой руки и за звуком.
Педагог : Сейчас зарисуем и поставим основные аккорды тональности А , которые строятся на главных ступенях лада. Какие это аккорды? Почему?
Воспитанники : А, D, E, потому что I, IV,V-это главные ступени тональности.
Педагог : Какие басовые струны используются в этой пьесе?
Воспитанники : Басовые струны- 5, 4, 6
(Воспитанники сначала изображают графически основные аккорды в тональности А, а затем ставят эти аккорды на грифе гитары)
Педагог : Давайте в медленном темпе попробуем сыграть бас мелодии, затем еще раз мелодию и аккомпанемент — по выбору.
(Воспитанники играют партию по своему выбору, а педагог — аккомпанемент или мелодию)
Педагог : А сейчас я вам предлагаю сыграть всем ансамблем по партиям:
Максим, Андрей и Катя играют бас. Лера, Юля и Серёжа играют соло, а педагог – аккомпанемент. Затем по очереди меняемся партиями.
III часть. Закрепление. Рефлексия
Педагог : А сейчас мы вместе с гостями споем и сыграем мою авторскую песню «Гитара»
(Воспитанники и гости поют песню. Идёт закрепление основных аккордов тональности А )
Молодцы, я вижу, что поработали хорошо, и настроение отличное, поблагодарим друг друга за это!
Источник
Уроки игры на гитаре
Уроки игры на гитаре. Вводная информация
Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.
Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих
Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.
Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.
Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе. Перейти к бесплатному курсу
Основные аккорды для начинающих
В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.
Виды переборов
Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.
Виды боя
Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.
Постановка рук на гитаре
Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.
Упражнения на гитаре
На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.
Настройка гитары
Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.
Импровизация и техника игры
В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.
Помимо этого, ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.
Статьи по классической гитаре
Практика. Учим любимые песни
От теории надо медленно переходить к практике – например, к Разбору песен на гитаре.
В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.
Три способа обучения игре на гитаре
1. Научиться играть на гитаре самостоятельно
Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также простые уроки гитары .
2. При помощи платных онлайн-курсов
Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.
3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе
Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.
Минусы и плюсы самостоятельного обучения
Плюсы
— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;
— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;
— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.
Минусы
— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;
— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;
— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.
Как добиться успеха в гитаре?
- Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
- Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
- Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
- Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
- Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
- Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.
Что делать после освоения всех азов?
Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.
Источник