Предмет чтение с листа фортепиано

Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке по теме

Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Цель исследования. Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_navykov_chteniya_s_lista_na_urokakh_fortepiano.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Владимировна Дачич

АУ «ОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Радужный, ХМАО – Югра

Актуальность темы . Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Цель исследования. Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.

1. Приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.);

2. Освоение клавиатуры «слепым методом»;

3. Формирование умения упрощать нотный текст;

4. Формирование навыка чтение с листа по вертикали;

5. Формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»;

6. Формирование навыка игры в ансамбле;

7. Формирование навыка восприятия группировки длительностей;

8. Формирование навыка игры без остановок.

Данная тема изучалась многими образованными людьми разных эпох и нашла отражение в их трудах.

Высказывания о пользе чтения с листа для развития учащегося можно встретить ещё в трактатах Ф.Э. Баха «Опыт правильного способа игры на клавире», других музыкантов-педагогов XVII–XVIII вв. Ко второй половине XIX в, требования по чтению нот с листа содержатся в программной документации самых авторитетных музыкальных заведений мира. Например, такие выдающиеся педагоги Московской консерватории, как Н.Г. Рубинштейн, Н.С. Зверев, Ф.М. Блюменфельд, Г.Г. Нейгауз и многие другие считали, что чтение нот с листа должно составлять определённую часть ежедневных занятий учащегося-музыканта.

Для меня данная тема очень актуальна, так как уже более 25 лет я работаю преподавателем по классу фортепиано и наблюдаю, что среди учащихся заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Поэтому хотелось бы помочь и правильно направить юных музыкантов.

2. Основная часть

2.1. Процесс чтения с листа

« Лучший способ научиться быстро читать — это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы» . И. Гофман.

Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции. За последние двадцать – тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. И это несмотря на то, что профессиональный уровень вырос.

Причин множество – это:

• отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в музыкальную школу;

• упавший интерес учащихся к самостоятельному музицированию;

• значительное сокращение молодёжи связать будущее с этой профессией.

Чтобы как-то исправить данное положение формированию навыка чтения с листа необходимо уделять особое внимание.

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом не обладая подобными навыками. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной, развитие навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального образования.
Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и педагогов отмечается важность умения читать с листа, однако, практика показывает, что многие профессиональные музыканты не достаточно владеют подобным навыком, исполняют только выученные произведения, неохотно играют незнакомые.

Развитием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся более сложными, работу прекращают и ограничиваются констатацией важности фактора. Чтение с листа имеет место лишь при разборе, разучивании произведения. Таким образом, для развития и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления музыканта.

Обучение чтению нот с листа можно сравнить с обучением чтению в общеобразовательной школе. Это сравнение необходимо, так как оно показывает возможность овладения навыками чтения с листа с такой же легкостью, какой добиваются у учащихся школ преподаватели языка.

Процессы овладения навыками чтения и чтения нот с листа на инструменте во многом схожи, это дает возможность предположить, что чтению с листа можно научить любого музыкально одаренного человека. Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного совместного труда преподавателя и учащегося.

Чтение с листа является сложным процессом, требующим развития комплекса музыкальных способностей:

— навыками фортепианной техники;

В целом этот процесс можно представить условно разделенным на три этапа:

1. Зрительное восприятие;
2. Звуковое представление;
3. Двигательные импульсы.

Зрительное восприятие – это д ействи е , предваряющ е е игру с листа — «вижу» .

Исполнитель с листа как бы производит «разведку глазами», то есть движения глаз несколько опережают звукоизвлечение. В начале обучения ученик видит отдельные ноты, в дальнейшем – целые музыкальные фразы.

Звуковое представление – это действи е , связанн о е с работой зрения и слуха — «слышу» .

Зависит от общего развития уровня музыкальных способностей, особенно внутреннего слуха.

Третий этап двигательные импульсы – это действи е , реализующ е е воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю» . Связан с установлением звукомоторной связи, с воплощением зрительно-слуховых представлений в движениях рук. Здесь требуются определенные навыки фортепианной техники, знание аппликатуры.

2.2. Формирование навыков чтения с листа

Поскольку фортепианная музыка, отличающаяся многослойностью, требует осмысления одновременно по линиям горизонтали и вертикали, чтение текста с листа ставит перед обучающимися игре на фортепиано более сложные задачи, чем перед флейтистом, скрипачом или виолончелистом. Именно поэтому, предпосылки навыка структурного охвата текста должны быть сформированы на самой ранней стадии обучения. Как показывает опыт, подобный навык является результатом направленного педагогического воздействия.

Начинать обучать чтению с листа следует с самых простых произведений, одноголосных мелодий, желательно в разных ключах, чередуя правую и левую руки.

Затем исполняются легкие пьесы одновременно двумя руками.

Постепенно мелодический рисунок и аккомпанемент должны усложняться, появляются аккорды, элементы полифонии.

Важно обучить ученика сокращения и облегчения музыкального текста. Нельзя сокращать мелодическую линию, ритмические и гармонические басы, но можно опустить один звук в октавах, отдельные звуки в широких аккордах, гамму в аккомпанементе.
Очень полезно предварительно читать с листа «про себя», без инструмента. Ученик сначала просматривает произведение глазами:

  1. определ яет размер пьесы, единиц у движения, соотношени е длительностей;
  2. определ яет тональност ь , знак и альтерации;
  3. анализ ирует мелоди ю ;
  4. просм а тр ивает или выб ирает аппликатур у , позиционн ую группировк у пальцев;
  5. анализ ирует сопровождени е ;
  6. мысленно проигрывает пьесу внутренним слухом.

И лишь затем исполняет текст целиком, без остановок. При этом необходима:

  1. концентрация внимания;
  2. забегание глазами вперёд на один – два такта;
  3. навыки игры не глядя на клавиатуру;
  4. достижение художественной задачи ;
  5. пост е пенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с листа.

Процесс установления звукомоторной связи является самым сложным моментом в обучении игры с листа. Чтобы учащийся был готов незамедлительно воплотить зрительно-слуховые представления в движениях рук, следует вырабатывать представление о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.

Вначале необходимо в упражнениях овладеть различными несложными элементами фортепианной фактуры (восходящая и нисходящая гамма, короткие и длинные арпеджио, аккорды). На данных упражнениях вырабатывается сознательный подход к аппликатуре – зрительно воспринимаемый мелодический рисунок предопределяет применение соответствующей аппликатуры. Упражнения следует повторять до автоматизации аппликатуры.

Затем читаются с листа произведения, включающие данные элементы фактуры.
Полезно для обучения чтения с листа использовать прием самостоятельного доигрывания фразы, то есть играть мелодию до определенного момента, а оканчивать ее, не глядя в ноты. Данный прием помогает развить умение «схватывать» глазам и внутренним слухом большие отрезки фраз, а также навык логического угадывания развития фразы.

Очень важно, и что часто вызывает трудности, уметь читать с листа произведения с большим количеством знаков альтерации. Эту трудность можно устранить, постоянно транспонируя пьесы в другие тональности с большим количеством знаков при ключе.

Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.

2.3. Совершенствование навыков чтения с листа

Совершенствованием, «оттачиванием» навыков чтения с листа следует заниматься постоянно. Читая с листа, необходимо исполнять, а не разбирать, произведение, играть с начала до конца, точно выдерживая темп, ритмический рисунок и нюансировку. Затем, ежедневно повторять это же произведение, совершенствуя его в техническом и художественном отношении.

Развитию слухового внимания, что особенно важно в концертмейстерской практике, помогает игра дуэтом. В этом случае тренируются навыки совместной игры, умение слушать партнера, создавать с ним единый музыкальный образ.

При чтении произведения с листа в быстром темпе необходимо избавляться от фальшивых нот, которые, как правило, очень нервируют исполнителя. Тренировка сводится к игре в предельно быстром темпе с четким ритмом, выделяя гармонию первой четверти такта и главные интонации (не стараться «выигрывать» всю фактуру, тормозя движение).

Таким образом, формирование навыков чтения с листа связано с комплексом музыкально-пианистических задач, таких как:

— развитие внутреннего слуха;

— раскрытие художественного содержания произведения;

— умение мыслить крупными звуковыми комплексами;

— свободное ориентирование в метроритмической структуре, гармонии и фактуре.

Качество исполнения произведения с листа напрямую зависит от уровня пианистической подготовки, необходимо владеть различными видами фортепианной техники, типами аппликатуры.

Успешность формирования навыков чтения с листа напрямую зависит от активности самого учащегося, от его желания стать настоящим музыкантом, что возможно лишь при полной мобилизации всех творческих способностей.

Чтение с листа – один из наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец, изумлять.»

  1. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1976. – Вып. 4.
  2. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л. Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960;
  3. Блинова Е.В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано.

Источник

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.

специалист в области арт-терапии

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано .

Преподавателя высшей категории МКОУ ДОД Кумылженской ДМШ № 1

Ивановой Марины Олеговны.

Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.

Важными задачами являются:

— приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.),

— освоение клавиатуры «слепым методом»,

— формирование умения упрощать нотный текст,

— формирование навыка чтение с листа по вертикали,

— формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»,

— формирование навыка игры в ансамбле,

-формирование навыка восприятия группировки длительностей,

формирование навыка игры без остановок.

Освоение техники чтения с листа.

Выработка навыка чтения с листа является предметом серьезного и упорного труда. Умение чтения с листа нот приходит путем целенаправленных и продуманных тренировок, здесь не должно быть места ссылкам на «прирожденную» способность учащихся.

Освоение техники чтения с листа состоит в том, чтобы выработался механизм перехода от знакового символа к звучащему. Этот процесс — сложен. Сначала – это зрительное восприятие, затем — звуковое представление и, наконец, — двигательный импульс. При чтении с листа в сознании происходят два процесса: превращение нотых символов, воспринимаемых зрительно в звуковые образы, то есть в ритмы, мелодии, гармонические последовательности.

Одновременно с этим происходит и второй процесс: превращение звуковых образов в движения, способные их произвести в реальном звучании. Самым сложным моментом в обучении игре с листа на инструменте является процесс звукомоторной связи. Учащийся должен суметь воплотить в движениях рук зрительно-слуховые представления. Поэтому с первых уроков нужно добиваться, чтобы у учащегося выработалось представления о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.

Упражнения на развитие двигательной реакции.

Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается с помощью упражнений, состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по нотной записи. Ориентировка рук без помощи зрения облегчается тем, что исполняемые по нотам пьесы выдержаны в одной позиции.

Первое задание- выработка навыка в исполнении и умении бегло прочитать наиболее часто встречающиеся в первоначальной фортепианной литературе элементы мелодии в движении вверх и вниз. Этому способствует игра «Бус»- звуков, идущих последовательно. Задача учащегося, не глядя на клавиатуру, воспроизвести правильные звуковые последования. Затем можно вводить «Бусы», где мелодия располагается скачками. Позже вводится игра «Двойных бус»- то есть игра двойными нотами, а чуть позже игра трезвучий («Снеговиков»).

Для развития навыка чтения с листа не глядя на клавиатуру, можно применять «слепой метод». Руки при этом находят нужные клавиши наощупь.

На первоначальном этапе знакомства с клавиатурой ученик с закрытыми глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных клавиш.

Прорабатывать различные интервалы, аккорды, играть обеими руками в симметричном зеркальном движении.

Освоение навыка позиционных смен.

Навык позиционных смен осваивается также при помощи игры гамм, арпеджио, вырабатывается при игре этюдов. Умение бегло прочитать элементы движения мелодии вверх и вниз. Например «Этюд №1» Черни.

Навык позиционных смен осваивается также на материале этюдов. Смена позиций происходит, благодаря секвенционному движению. Например «Этюд» Черни №5:

Важно воспитать навыки быстрого зрительно-слухового сигнала опознания интервала или аккорда по графическому рисунку. Начиная играть «Бусы»- учащийся запоминает графическое изображение движения мелодии вверх, или вниз, расположение нот.

Две ноты подряд на линейках, или две ноты подряд расположены между линеек- значит следует играть через клавишу. Расположение нот – линейка, между линеек — значит следует играть ноты подряд.

Освоение аппликатурной техники.

Еще одно важное условие, определяющее быстроту и точность двигательной реакции на нотную картинку — аппликатурная техника. То есть – доведение до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. С первых занятий следует просить учащегося выбирать логичную и правильную аппликатуру и самому подписать над нотами — это даст лучшее запоминание и усвоение материала. Поэтому типичная аппликатура основных фортепианных форм должна быть прочно усвоена на занятиях, чтобы встретив ту или иную техническую фигуру в произведении, пальцы сами собой занимали нужную позицию.

Зная свойство начертания нот (на линейке и между линеек)- можно запомнить графическое изображение интервалов. Ведь каждый из них может быть начертан строго определенным образом. Интервалы, включающие четное число ступеней (2,4,6,8,10) состоят из нот разного начертания, одна из них находится на линейке, другая – нет.

Интервалы, включающие четное количество ступеней:

Интервалы, включающие нечетное число ступеней (1,3,5,7,9) состоят из однотипных нот (обе перечеркнуты или не перечеркнуты линейкой).

Интервалы, включающие нечетное число ступеней:

Это свойство сохраняется в любом случае, вне зависимости от того в каком ключе записаны ноты. Что же касается тоновой величины интервала, то при чтении нот она просто не должна интересовать: она неизменно будет правильной, если читающий хорошо знает тональность.

Можно также аппликатурную реакцию на интервалы и аккорды отрабатывать при помощи карточек. Нужно предложить ученику выбрать верхнюю или нижнюю ноту в интервале и по ней следить за движением:

Развитие навыка упрощения нотного текста.

Еще один важный навык, необходимый читающему с листа — это умение упрощать нотный текст. Ученик должен уметь определять в нотном тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент, сначала в пьесах, которые он играет, затем в аналогичных пьесах при чтении с листа.

1)Один тип упрощения — игра крайних голосов с пропуском средних.

2)Исполнение в партии левой руки только сильной доли.

3)В гармоническом аккомпанементе соединять звуки, относящиеся к одной гармонии в единый аккорд (альбертиевы басы). Это приучает ученика забегать взглядом вперед, охватывать взором звуки, образующие первый аккорд (например: «Сурок» Л.Бетховена.)

Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали.

Чтение с листа для пианистов более сложная задача, чем скажем, для скрипача, или виолончелиста. Это связано с тем, что фортепианная ткань, как правило, многомерна, требует осмысления по нескольким линиям сразу: по горизонтали и вертикали. Охват текста по вертикали дается легче в связи с привычкой читать словесный текст. Наиболее сложным для чтения фортепианной музыки является навык быстрого охвата текста по вертикали. Для приобретения этого навыка ученику предлагается:

пьеса аккордового склада (Р.Шуман «Северная песня»):

Аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармонической фигурации, начиная от баса вертикаль переводится в горизонталь;

текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется сомкнутыми аккордами – при этом вырабатывается умение определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие развернутой вертикали (например «Пьеса» Ю.Литовко):

или «Этюд» Р.Шумана:

3) записать пьесу гомофонного, полифонического, или аккордового склада на трех, или четырех нотных станах, а затем исполнить ее по партитуре.

Освоение гамм и стереотипных функциональных последований.

Известно, что для верного чтения нот необходимо досконально знать тональность.

Для лучшего запоминания гамм их следует играть, начиная с любой ступени. Полезны также и упражнения, которые призваны решить две задачи. Кроме ладового ощущения, они приучают стереотипным последованиям звуков, наиболее часто встречающихся в произведениях (чаще в аккомпанементе). Такие функциональные последования как :

I — V 7 – I ; I – IV — V 7- I .Эти последования можно играть в разных тональностях и создавать фактурный аккомпанемент, приближающийся к реальному.

Для того, чтобы ученик учился видеть нотный текст заранее, проигрывая пьесу, видел последующие ноты, можно снова применить прием постепенного закрывания листом нот, которые расположены чуть впереди, так, чтобы учащийся их успевал увидеть заранее и запомнил.

Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста есть «фотографирование». Ученику предлагается увидеть нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывается листом бумаги определенный отрывок (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий. Постепенно увеличивается скорость и объем запоминания фразы. Чтобы развить зрительную память у начинающего музыканта, надо научить читать сначала на 1 такт вперед простейших песенок, или попевок, закрывая по полтакта, затем по такту. Позже, усложняя репертуар, можно перейти на игру с закрытием тактов более сложных пьес.

Ансамблевая форма музицирования.

Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки.

Формирование навыка восприятия группировки длительностей.

Важным моментом в работе над чтением с листа играет восприятие группировки длительностей. Группировка длительностей облегчает чтение нот. Сколько долей в такте, столько и групп. Паузы группируются по тем же правилам.

Принцип от простого к сложному:

Формирование навыка игры без остановок.

Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.

Таким образом чтение с листа — один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец изумлять.»

Брянская Ф. «Навык чтения с листа, его структура и принципы развития».

Смирнова Т. «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано».

Баренбойм Л. «Путь музицирования».

Рябов И.М. Рябов С.И. «Чтение с листа в классе фортепиано».

Источник

Читайте также:  Поль мориа ноты для фортепиано для начинающих
Оцените статью