Предметы музыкальной школы по классу фортепиано

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Музыкальное образование можно получать самостоятельно начиная с обучения игры на каком-либо инструменте, либо поступить в музыкальную школу, где ребенка обучат основам музыкального образования. Данный путь наиболее правильный, т.к. дает возможность всесторонне познакомиться с музыкой и оценить свои возможности и предпочтения в этом направлении. Специализированные учебные учреждения, предназначенные для детей и изучающие музыкальную грамотность, и игру на основных музыкальных инструментах — называются Детские Музыкальные Школы (ДМШ)

Детская музыкальная школа (ДМШ)

— учебное заведение, в котором дети, учащиеся в обычных общеобразовательных школах, дополнительно получают музыкальные знания и навыки. Учащиеся ДМШ обучаются игре на музыкальном инструменте, а также пению, основным музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки), изучают историю музыки.

ДМШ являются первой ступенью музыкального образования и воспитывают культурных музыкантов-любителей, а профессионально одарённых учеников готовят для поступления в музыкальные училища.

Предметы, изучаемые в музыкальных школах

  • Специальность — 2 часа (по 40 минут)
  • Сольфеджио — 1,5 часа (60 минут) 1-5 классы, 2 часа (80 минут) — 6-7(8) классы
  • Музыкальная литература (обычно по расписанию после сольфеджио)- 1 час (40 минут) 4-5 классы, 1,5 часа (60 минут) — 6-7(8) классы
  • Хор (для струнно-смычкового отделения как факультатив) — 1 час (40 минут)
  • Оркестр — максимум 4,5 часа (60 минут и 2 часа)
  • Ансамбль (в основном струнно-смычковые) — максимум 3,5 часа (60 и 80 минут)
  • Общее фортепиано — 0,5 часа (20 минут) со 2 или 3 класса, по разному.
  • Композиция (факультатив) — около 1,5 часа (60 минут)

Данный набор предметов дает возможность всесторонне подойти к изучению музыки и получить наиболее цельные представления о музыкальном образовании и возможности его продолжения.

Если родители не сомневаются в предпочтениях своего ребенка в плане получения музыкального образования, то есть возможность поступления сразу в специализированную музыкальную школу, где наряду с музыкальным оразованием дети изучают все необходимые предметы средней школы.

Такие ДМШ — одинадцатилетки, существующие, как правило, при консерваториях, объединяют в своих учебных планах и общеобразовательные и музыкальные предметы, и готовят своих учеников для дальнейшего поступления в консерваторию (например, Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского).

В России насчитывается около трёх тысяч детских музыкальных школ.

Источник

Что дети изучают в музыкальной школе?

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.

Источник

Обучение в музыкальной школе: предметы, отзывы

Родители, готовясь отдать ребенка в музыкальную школу, часто имеют ошибочное представление о том, как проходит учеба в этом заведении. Или дети, утверждая, что хотят играть на скрипке или фортепиано, совершенно не осознают, что их ждет. Из—за этого может наступить быстрое разочарование и желание забросить уроки. Чтобы этого не случилось нужно понимать, что представляет обучение в музыкальной школе.

Как выбрать школу

Как и в случае с обычными общеобразовательными, музыкальные школы бывают более и менее престижными. Это зависит от уровня квалификации преподавателей, их умения находить подход к ученикам. Также влияют успехи воспитанников на различных конкурсах.

Но за право учиться в такой школе придется побороться: конкурс на место в учреждениях куда выше, чем в обычных. Если для вас это важно — дерзайте.

Но большую роль играет именно мастерство конкретного преподавателя, найти своего можно и в ближайшей к дому ДМШ.

Кому пригодится музыкальная школа

Стоит расценивать музыкальную школу не как творческую студию или кружок, а как серьезное образовательное учреждение. Поэтому обучение в ДМШ необходимо тем, кто хочет и в дальнейшем заниматься музыкой, например, планирует после получения диплома поступать в консерваторию.

Очень малый процент из окончивших музыкальную школу становятся музыкантами: многие играют на инструменте просто для удовольствия. Но если ваш предполагаемый репертуар состоит не из классических произведений, стоит задуматься об индивидуальных или групповых занятиях в студии или с репетитором.

Музыкальная школа специализируется именно на обучении классической музыке. Цель этого учреждения — подготовка профессионалов. Поэтому тратить 5 или 7 лет напряженной учебы на то, чтобы потом играть несколько простых песенок, которым можно было обучиться за полгода, не самый целесообразный вариант.

Что изучают в музыкальной школе

Учащиеся в музыкальной школе обязаны изучать следующие предметы:

  1. Индивидуальные уроки игры на определенном инструменте 2-3 раза в неделю.
  2. Сольфеджио.
  3. Музыкальная литература.
  4. Хор.
  5. Игра в ансамбле.

На уроках изучаются не только техника и приемы игры, но и правильная запись музыки нотами, жизнь и творчество великих классиков. Воспитанники научатся слушать и чувствовать музыку, понимать классические произведения, разовьют свое творческое мышление и чувство ритма.

Где и как можно применить полученные знания

У юных музыкантов есть возможность проявить себя на конкурсах для детей. Также ребенок может принимать участие в концертах или конкурсах талантов, которые проходят в школе.

Музыка влияет почти на все сферы нашей жизни. Она не только становится отличным хобби, но и прививает ребенку дисциплинированность, трудолюбие. Регулярные занятия творчеством способствуют развитию воображения.

Ежегодные экзамены включают в себя выступления на сцене, концерты для родителей, а это помогает бороться со страхом публичных выступлений. Ребенок становится более открытым и артистичным.

Отзывы тех, кто учился в музыкальной школе

Максим, 16. В этом году закончил школу по классу фортепиано. Сказать, что было сложно, не сказать ничего. Но я не жалею, что отучился, хотя поступать буду в медицинский, а не в консерваторию. Наконец-то могу поиграть, что нравится, а не что требует учебный план, это самое приятное. Буду скучать по нашему учителю сольфеджио, уроки с ним нравились всегда, даже когда мозги кипели от количества информации. Все-таки от учителя многое зависит.

Светлана, 42. Я попала в музыкальную школу как-то случайно: родители очень хотели, чтобы я была скрипачкой, отвели меня в музыкальную школу, не спросив моего желания. Как же я ненавидела дни, когда приходилось идти на занятия! Но я все-таки закончила, неидеально, но все равно. Сейчас понимаю, что на самом деле музыкальная школа меня многому научила, речь не только об игре на инструменте. Я стала более организованной, мне было легче выполнять обязанности и домашние задания в школе. Если мой ребенок захочет учиться в музыкальной школе, я не буду его отговаривать, а просто объясню, сколько сил, терпения и труда ему потребуется.

Анна, 36. В ДШИ училась 4 года, потом ушла. Но музыка так и осталась моим хобби, играю на гитаре и пою. Может быть, запишусь на занятия и дойду в этот раз до конца.

Поступление в музыкальную школу

Прием заявлений открывается в середине апреля.

Чтобы учиться в ДМШ, нужно успешно пройти вступительное тестирование. Оно обычно состоит из 3 заданий:

  1. Музыкальный слух. Экзаменуемого просят исполнить любимую песню. Тех, кто умеет слушать музыку, замечают сразу. Самостоятельно научиться этому можно, но придется приложить немало усилий.
  2. Чувство ритма. Преподаватель настукивает по столу или нахлопывает несложную мелодию, ребенок должен повторить. Этот критерий является более важным, чем предыдущий, поскольку музыкальный слух развить проще, чем чувство ритма.
  3. Проверка памяти. Ученику предлагается повторить за педагогом короткую мелодию.

Учтите, что каждая школа организует свои испытания для отбора более способных учеников.

Если вы прошли вступительные испытания, нужно предоставить в школу определенный комплект документов. В него обычно входят копия свидетельства о рождении (или паспорта), несколько фотографий, заявление на имя директора учреждения. В некоторых школах могут потребовать медицинскую справку о состоянии здоровья.

Вопрос возраста

В музыкальной школе нет возрастных ограничений, уроки посещают даже взрослые. Однако бесплатно могут обучаться только дети младшего школьного возраста, то есть от 7 до 9-12 лет. Все поступающие вне этого диапазона могут рассчитывать только на платное отделение.

Сколько стоит учиться в музыкальной школе

В государственных (бюджетных) учреждениях дети проходят обучение бесплатно либо стоимость не превышает 1000 руб. в месяц. Для детей младше 7 или старше 12 лет обучение будет стоить от 8000 руб. Многие музыкальные школы предоставляют дополнительные платные услуги, цена на них стартует от 10 000 — 12 000 руб. в год.

В частных музыкальных школах бесплатных уроков нет, но в них могут поступить все желающие. Цена зависит от возраста ученика и длительности курса. Самым дорогим инструментом является фортепиано (от 12 000), более бюджетными вариантами будут баян, гитара, арфа или балалайка (от 10 000).

Что такое сольфеджио

Сольфеджио — это учебная дисциплина, направленная на освоение музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха.

Практически первое, с чем познакомятся юные музыканты, — минорный и мажорный лады, гаммы. Также в основе музыкальной грамоты лежит изучение интервалов, аккордов, септаккордов. Эти занятия направлены на умение слушать музыку.

Отдельным блоком выступают занятия по развитию чувства ритма, изучению размеров и интервалов между звуками. Это теоретический блок сольфеджио.

После этого ученикам нужно применить полученные знания на практике:

  • уметь узнавать все перечисленные элементы в звучащем произведении;
  • воспроизводить их (как инструментально, так и голосом);
  • записывать музыку нотами.

Для тренировки последнего навыка в старших классах проводятся музыкальные диктанты. Учитель медленно играет произведение или мелодию несколько раз, а ученики записывают на музыкальном языке то, что услышали.

Для чего учить музыкальную литературу

На уроках музыкальной литературы в 1-3 классах происходит ознакомление с творчеством великих композиторов, со средствами выразительности. Благодаря этому юный музыкант сможет вкладывать в музыку эмоции, а сыгранные им произведения будут задевать струны души слушателей.

Учащиеся получают навыки анализа произведений, расширяют свой кругозор в области музыкальных стилей, учатся воспринимать музыку на слух. Эти знания пригодятся не только во время игры на инструменте, но и в повседневной жизни.

Как не бросить занятия в музыкальной школе

Вопрос мотивации стоит особенно остро на 3-4 год обучения. В это время первоначальный энтузиазм уже угас, а работать приходится все усерднее.

Есть несколько советов, как вернуть себе желание музицировать.

  1. Разнообразьте свой репертуар. Необходимость подолгу играть одно и то же произведение в процессе заучивания нагоняет апатию и скуку. Попробуйте разучить что-то новое, необязательно из программы, но что вы давно хотели сыграть. Попрактикуйтесь в обязательных произведениях, а после принимайтесь за желанное.
  2. Засекайте время. Если желание играть все-таки есть, но очень быстро одолевает лень, поставьте таймер на 30-40 минут. В течение этого времени занимайтесь, не отвлекаясь, а после разрешите себе закончить, когда захотите. Главное — не ругайте себя за слабость.
  3. Уменьшите нагрузку. Если это возможно, больше гуляйте и отдыхайте. Ложитесь спать раньше.
  4. Подумайте, зачем вы начинали. Еще раз прокрутите в голове свою цель, вспомните, с какой радостью вы посещали первые уроки.
  5. Если совершенно не хочется подходить к инструменту, устройте себе несколько дней отдыха. Вы вернетесь к занятиям с новыми силами и вдохновением.

Кризисы случаются у всех. Важно не дать им полностью уничтожить желание заниматься музыкой.

Обучение в музыкальной школе — это ответственный шаг. Необходимо ежедневно играть на инструменте в течение 5 или 7 лет. Не каждый обладает таким запасом терпения и упорства. Поддержка близких в первые года учебы необходима, особенно ребенку.

Но очень важно, чтобы преподаватель стал для него другом и наставником, взаимопонимание между учеником и учителем — ключ к будущим достижениям. Это отмечал и Юрий Темирканов, известный дирижер: «Я учился на двух факультетах в консерватории, но нигде я не встречал такого талантливого, внимательного и любящего свое дело учителя, как в моей школе».

Источник

Оцените статью