- ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
- Детская музыкальная школа (ДМШ) —
- Предметы, изучаемые в музыкальных школах
- Что дети изучают в музыкальной школе?
- Обучение в музыкальной школе: предметы, отзывы
- Как выбрать школу
- Кому пригодится музыкальная школа
- Что изучают в музыкальной школе
- Где и как можно применить полученные знания
- Отзывы тех, кто учился в музыкальной школе
- Поступление в музыкальную школу
- Вопрос возраста
- Сколько стоит учиться в музыкальной школе
- Что такое сольфеджио
- Для чего учить музыкальную литературу
- Как не бросить занятия в музыкальной школе
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Музыкальное образование можно получать самостоятельно начиная с обучения игры на каком-либо инструменте, либо поступить в музыкальную школу, где ребенка обучат основам музыкального образования. Данный путь наиболее правильный, т.к. дает возможность всесторонне познакомиться с музыкой и оценить свои возможности и предпочтения в этом направлении. Специализированные учебные учреждения, предназначенные для детей и изучающие музыкальную грамотность, и игру на основных музыкальных инструментах — называются Детские Музыкальные Школы (ДМШ)
Детская музыкальная школа (ДМШ) —
— учебное заведение, в котором дети, учащиеся в обычных общеобразовательных школах, дополнительно получают музыкальные знания и навыки. Учащиеся ДМШ обучаются игре на музыкальном инструменте, а также пению, основным музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки), изучают историю музыки.
ДМШ являются первой ступенью музыкального образования и воспитывают культурных музыкантов-любителей, а профессионально одарённых учеников готовят для поступления в музыкальные училища.
Предметы, изучаемые в музыкальных школах
- Специальность — 2 часа (по 40 минут)
- Сольфеджио — 1,5 часа (60 минут) 1-5 классы, 2 часа (80 минут) — 6-7(8) классы
- Музыкальная литература (обычно по расписанию после сольфеджио)- 1 час (40 минут) 4-5 классы, 1,5 часа (60 минут) — 6-7(8) классы
- Хор (для струнно-смычкового отделения как факультатив) — 1 час (40 минут)
- Оркестр — максимум 4,5 часа (60 минут и 2 часа)
- Ансамбль (в основном струнно-смычковые) — максимум 3,5 часа (60 и 80 минут)
- Общее фортепиано — 0,5 часа (20 минут) со 2 или 3 класса, по разному.
- Композиция (факультатив) — около 1,5 часа (60 минут)
Данный набор предметов дает возможность всесторонне подойти к изучению музыки и получить наиболее цельные представления о музыкальном образовании и возможности его продолжения.
Если родители не сомневаются в предпочтениях своего ребенка в плане получения музыкального образования, то есть возможность поступления сразу в специализированную музыкальную школу, где наряду с музыкальным оразованием дети изучают все необходимые предметы средней школы.
Такие ДМШ — одинадцатилетки, существующие, как правило, при консерваториях, объединяют в своих учебных планах и общеобразовательные и музыкальные предметы, и готовят своих учеников для дальнейшего поступления в консерваторию (например, Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского).
В России насчитывается около трёх тысяч детских музыкальных школ.
Источник
Что дети изучают в музыкальной школе?
Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.
Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.
Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.
Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.
Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.
Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.
Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.
Источник
Обучение в музыкальной школе: предметы, отзывы
Родители, готовясь отдать ребенка в музыкальную школу, часто имеют ошибочное представление о том, как проходит учеба в этом заведении. Или дети, утверждая, что хотят играть на скрипке или фортепиано, совершенно не осознают, что их ждет. Из—за этого может наступить быстрое разочарование и желание забросить уроки. Чтобы этого не случилось нужно понимать, что представляет обучение в музыкальной школе.
Как выбрать школу
Как и в случае с обычными общеобразовательными, музыкальные школы бывают более и менее престижными. Это зависит от уровня квалификации преподавателей, их умения находить подход к ученикам. Также влияют успехи воспитанников на различных конкурсах.
Но за право учиться в такой школе придется побороться: конкурс на место в учреждениях куда выше, чем в обычных. Если для вас это важно — дерзайте.
Но большую роль играет именно мастерство конкретного преподавателя, найти своего можно и в ближайшей к дому ДМШ.
Кому пригодится музыкальная школа
Стоит расценивать музыкальную школу не как творческую студию или кружок, а как серьезное образовательное учреждение. Поэтому обучение в ДМШ необходимо тем, кто хочет и в дальнейшем заниматься музыкой, например, планирует после получения диплома поступать в консерваторию.
Очень малый процент из окончивших музыкальную школу становятся музыкантами: многие играют на инструменте просто для удовольствия. Но если ваш предполагаемый репертуар состоит не из классических произведений, стоит задуматься об индивидуальных или групповых занятиях в студии или с репетитором.
Музыкальная школа специализируется именно на обучении классической музыке. Цель этого учреждения — подготовка профессионалов. Поэтому тратить 5 или 7 лет напряженной учебы на то, чтобы потом играть несколько простых песенок, которым можно было обучиться за полгода, не самый целесообразный вариант.
Что изучают в музыкальной школе
Учащиеся в музыкальной школе обязаны изучать следующие предметы:
- Индивидуальные уроки игры на определенном инструменте 2-3 раза в неделю.
- Сольфеджио.
- Музыкальная литература.
- Хор.
- Игра в ансамбле.
На уроках изучаются не только техника и приемы игры, но и правильная запись музыки нотами, жизнь и творчество великих классиков. Воспитанники научатся слушать и чувствовать музыку, понимать классические произведения, разовьют свое творческое мышление и чувство ритма.
Где и как можно применить полученные знания
У юных музыкантов есть возможность проявить себя на конкурсах для детей. Также ребенок может принимать участие в концертах или конкурсах талантов, которые проходят в школе.
Музыка влияет почти на все сферы нашей жизни. Она не только становится отличным хобби, но и прививает ребенку дисциплинированность, трудолюбие. Регулярные занятия творчеством способствуют развитию воображения.
Ежегодные экзамены включают в себя выступления на сцене, концерты для родителей, а это помогает бороться со страхом публичных выступлений. Ребенок становится более открытым и артистичным.
Отзывы тех, кто учился в музыкальной школе
Максим, 16. В этом году закончил школу по классу фортепиано. Сказать, что было сложно, не сказать ничего. Но я не жалею, что отучился, хотя поступать буду в медицинский, а не в консерваторию. Наконец-то могу поиграть, что нравится, а не что требует учебный план, это самое приятное. Буду скучать по нашему учителю сольфеджио, уроки с ним нравились всегда, даже когда мозги кипели от количества информации. Все-таки от учителя многое зависит.
Светлана, 42. Я попала в музыкальную школу как-то случайно: родители очень хотели, чтобы я была скрипачкой, отвели меня в музыкальную школу, не спросив моего желания. Как же я ненавидела дни, когда приходилось идти на занятия! Но я все-таки закончила, неидеально, но все равно. Сейчас понимаю, что на самом деле музыкальная школа меня многому научила, речь не только об игре на инструменте. Я стала более организованной, мне было легче выполнять обязанности и домашние задания в школе. Если мой ребенок захочет учиться в музыкальной школе, я не буду его отговаривать, а просто объясню, сколько сил, терпения и труда ему потребуется.
Анна, 36. В ДШИ училась 4 года, потом ушла. Но музыка так и осталась моим хобби, играю на гитаре и пою. Может быть, запишусь на занятия и дойду в этот раз до конца.
Поступление в музыкальную школу
Прием заявлений открывается в середине апреля.
Чтобы учиться в ДМШ, нужно успешно пройти вступительное тестирование. Оно обычно состоит из 3 заданий:
- Музыкальный слух. Экзаменуемого просят исполнить любимую песню. Тех, кто умеет слушать музыку, замечают сразу. Самостоятельно научиться этому можно, но придется приложить немало усилий.
- Чувство ритма. Преподаватель настукивает по столу или нахлопывает несложную мелодию, ребенок должен повторить. Этот критерий является более важным, чем предыдущий, поскольку музыкальный слух развить проще, чем чувство ритма.
- Проверка памяти. Ученику предлагается повторить за педагогом короткую мелодию.
Учтите, что каждая школа организует свои испытания для отбора более способных учеников.
Если вы прошли вступительные испытания, нужно предоставить в школу определенный комплект документов. В него обычно входят копия свидетельства о рождении (или паспорта), несколько фотографий, заявление на имя директора учреждения. В некоторых школах могут потребовать медицинскую справку о состоянии здоровья.
Вопрос возраста
В музыкальной школе нет возрастных ограничений, уроки посещают даже взрослые. Однако бесплатно могут обучаться только дети младшего школьного возраста, то есть от 7 до 9-12 лет. Все поступающие вне этого диапазона могут рассчитывать только на платное отделение.
Сколько стоит учиться в музыкальной школе
В государственных (бюджетных) учреждениях дети проходят обучение бесплатно либо стоимость не превышает 1000 руб. в месяц. Для детей младше 7 или старше 12 лет обучение будет стоить от 8000 руб. Многие музыкальные школы предоставляют дополнительные платные услуги, цена на них стартует от 10 000 — 12 000 руб. в год.
В частных музыкальных школах бесплатных уроков нет, но в них могут поступить все желающие. Цена зависит от возраста ученика и длительности курса. Самым дорогим инструментом является фортепиано (от 12 000), более бюджетными вариантами будут баян, гитара, арфа или балалайка (от 10 000).
Что такое сольфеджио
Сольфеджио — это учебная дисциплина, направленная на освоение музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха.
Практически первое, с чем познакомятся юные музыканты, — минорный и мажорный лады, гаммы. Также в основе музыкальной грамоты лежит изучение интервалов, аккордов, септаккордов. Эти занятия направлены на умение слушать музыку.
Отдельным блоком выступают занятия по развитию чувства ритма, изучению размеров и интервалов между звуками. Это теоретический блок сольфеджио.
После этого ученикам нужно применить полученные знания на практике:
- уметь узнавать все перечисленные элементы в звучащем произведении;
- воспроизводить их (как инструментально, так и голосом);
- записывать музыку нотами.
Для тренировки последнего навыка в старших классах проводятся музыкальные диктанты. Учитель медленно играет произведение или мелодию несколько раз, а ученики записывают на музыкальном языке то, что услышали.
Для чего учить музыкальную литературу
На уроках музыкальной литературы в 1-3 классах происходит ознакомление с творчеством великих композиторов, со средствами выразительности. Благодаря этому юный музыкант сможет вкладывать в музыку эмоции, а сыгранные им произведения будут задевать струны души слушателей.
Учащиеся получают навыки анализа произведений, расширяют свой кругозор в области музыкальных стилей, учатся воспринимать музыку на слух. Эти знания пригодятся не только во время игры на инструменте, но и в повседневной жизни.
Как не бросить занятия в музыкальной школе
Вопрос мотивации стоит особенно остро на 3-4 год обучения. В это время первоначальный энтузиазм уже угас, а работать приходится все усерднее.
Есть несколько советов, как вернуть себе желание музицировать.
- Разнообразьте свой репертуар. Необходимость подолгу играть одно и то же произведение в процессе заучивания нагоняет апатию и скуку. Попробуйте разучить что-то новое, необязательно из программы, но что вы давно хотели сыграть. Попрактикуйтесь в обязательных произведениях, а после принимайтесь за желанное.
- Засекайте время. Если желание играть все-таки есть, но очень быстро одолевает лень, поставьте таймер на 30-40 минут. В течение этого времени занимайтесь, не отвлекаясь, а после разрешите себе закончить, когда захотите. Главное — не ругайте себя за слабость.
- Уменьшите нагрузку. Если это возможно, больше гуляйте и отдыхайте. Ложитесь спать раньше.
- Подумайте, зачем вы начинали. Еще раз прокрутите в голове свою цель, вспомните, с какой радостью вы посещали первые уроки.
- Если совершенно не хочется подходить к инструменту, устройте себе несколько дней отдыха. Вы вернетесь к занятиям с новыми силами и вдохновением.
Кризисы случаются у всех. Важно не дать им полностью уничтожить желание заниматься музыкой.
Обучение в музыкальной школе — это ответственный шаг. Необходимо ежедневно играть на инструменте в течение 5 или 7 лет. Не каждый обладает таким запасом терпения и упорства. Поддержка близких в первые года учебы необходима, особенно ребенку.
Но очень важно, чтобы преподаватель стал для него другом и наставником, взаимопонимание между учеником и учителем — ключ к будущим достижениям. Это отмечал и Юрий Темирканов, известный дирижер: «Я учился на двух факультетах в консерватории, но нигде я не встречал такого талантливого, внимательного и любящего свое дело учителя, как в моей школе».
Источник