Предстательство христиан ноты васянович

Предстательство христиан ноты васянович

3 ектении» — третья по счету ектения — неизвестно название.

Файл «О Всепетая Мати» Архангельского — кто-то перекладывал для женского хора.
Файл «Видя разбойник» — не знаю,строчное или знаменное.В вк-документах нашла подобные ноты,только для женского хора (тоже найдете в архиве)

Файл «Византийское Хвалите» — наверняка издавали.Это песнопение исполняли сестры Толгского монастыря. Аудиозапись нашлась.

Файл «Во пророцех» Зиновьева — может понадобится. Сфотографировала на всякий случай

Файл «Вскую мя отринул еси» Чеснокова — рисовала выпускница от руки.Вообще у нас учителя в Регентской любили давать партитуры на 4 строчках и нам приходилось переписывать на 2. А так как никто не умел из нас набирать — рисовали по старинке.

Файл «Ныне отпущаеши» свящ.Головко — никогда не пели,нашла в регентских папках.Для смешанного хора,увы — так и не нашла.

Файл «Блажен муж» Горненское — никогда не слышала о нем и решила тоже взять с собой.

Файл «Доколе Господи» — потом узнала,что это Извеков.Пела на 1 курсе. Тоже чье-то переложение.

Файл «Молитва Божией Матери напева Казанского м-ря г.Данилов» — в интернете таких нот не нашла.

Файл «Предстательство христиан непостыдное» — не знаю,из какого сборника.

Файл «Утверди Боже» — автора узнала потом и тоже кто-то рисовал. У нас был певчий диакон и любил его солировать.

Файл «Сподоби,Господи» — почему-то напев мне лично кажется смутно знакомым,но может он так и называется «напев Александровского монастыря»

Файл «Блажен муж» Рижская — это ноты из библиотеки Толгского монастыря,ихний нотный почерк.Такие ноты у нас часто встречались.Наша заведующая жила 20 лет на Толге и была регентом хора сестер.Наверняка привезла их нам оттуда.

Файл «Стихира после Евангелия» Ледковского — это песнопение была исполнено 3 года назад в Регентской ТСЛ.

Источник

Ноты для православного хора

Царица Небесная

Ноты и новости

Свежие записи

И ныне

Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: / ускори на молитву и потщися на умоление, / предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Икона дня

Православный календарь

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.)39. Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обре́тение мощей блж. Андрея Симбирского (1998).

Прп. Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых.

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

С этого дня до субботы совершается попразднство Недели о самаряныне.

Утр. –Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.Лит. –Деян., 35 зач., XIV, 20–27.Ин., 35 зач., IX, 39 – X, 9.Равноапп. (под зачало):Деян., 49 зач., XXVI, 1–5, 12–20.Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–940.Богородицы:Флп., 240 зач., II, 5–11.Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Источник

«Предстательство христиан непостыдное», текст

Большинство православных тестов направлены на достижение определенной цели. Но есть и такие, которые служат просто частью проведения определенного обряда или таинства. В православии относят к таким молитву «Предстательство христиан непостыдное».

В чем помогает молитвословие

Эти слова направлены к иконам Богородицы. Именно перед ними стоит произносить свои мольбы. Чтение данного обращения направлено на:

  • избавление от скорби,
  • решение всяких нужды,
  • исцелении от болезней,
  • дарование здоровых детей.

Многие знают, что самое основное в произношении священных текстов – это искренность и вера. Рекомендуют читать ее перед иконой Богородицы «Целительница». Но это не означает, что ее нельзя читать и при прочих.

Как читать

Текст молитвы «Предстательство христиан непостыдное» рекомендуют читать в комплексе с прочими молитвами. Наиболее часто этот кондак произносят перед Ее иконой. Написание данного лика было связано с чудесным событием. Оно произошло в 18 столетии в Москве. Один церковнослужитель очень серьезно заболел и мучался от страшных болей. Они доводили его до беспамятства.

Однажды он решил прочесть молитву Богородице, с которой постоянно заходил в храм. Сразу же у его головы появился Ангел, который также присоединился к нему в данном процессе. Они были направлены на его исцеление. После окончания подношения прошений появилась сама Божья Матерь и вылечила больного. Такое явление и стало толчком для ее написания. Теперь она украшает стены многих больничных часовен и храмов.

Если Вы приступаете к чтению, то:

  • делать это стоит не только в момент горя, а ежедневно;
  • желательно обращаться в храме, но и в домашних условиях никто не запрещает читать молитвословие;
  • рекомендуют чтение слов перед ликом Богородицы;
  • не будет лишним и зажжение свечи.

Во время произношения текста «Предстательство христиан непостыдное» стоит целиком и полностью сосредоточится на своих мыслях. Старайтесь побыть наедине и поразмыслить о том, чего Вам наиболее хочется. Еще большего эффекта можно будет добиться в случае, если перед тем Вы исповедались и попросили прощения у всех тех, кого обидели. Таким образом некоторых негативных мыслей можно будет избежать.

«Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.»

Помните, что после совершения желанного стоит обратится к святому с благодарностью. Сделать это можно не только с помощью специальной благодарственной молитвы, но и просто своими словами. Самое основное, чтобы они шли от чистого сердца.

Смотрите еще видео с молитвой, читаемой у лика Богоматери:

Источник

Канонарх. Методическое пособие для чтеца

Бла­го­дарю вас, доро­гая Юлия Ива­новна, за ваш труд и помощь при­ход­ским кли­ро­сам!

Иерей Михаил Лоза. Насто­я­тель храма «Зна­ме­ние Божией Матери» ста­ницы Зотов­ской, Насто­я­тель храма «Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы» ста­ницы Усть-Бузу­лук­ской, и Насто­я­тель храма «Пре­свя­той Троицы» хутора Рябов­ского. Алек­се­ев­ский район, Вол­го­град­ская обл. Служу в сель­ской мест­но­сти, где храмы нахо­дятся в насе­лен­ных пунк­тах с неболь­шим числом жите­лей. На такие при­ходы регента с обра­зо­ва­нием не зама­нить ника­кими ков­риж­ками. Поэтому при­хо­дится созда­вать хор из при­хо­жан, совер­шенно не зна­ю­щих Бого­слу­жеб­ный устав. А при­хо­жане, в основ­ном, жен­щины пред­пен­си­он­ного и пен­си­он­ного воз­раста. Вот и берутся более актив­ные бабушки петь и читать на Бого­слу­же­ниях. А как в таком воз­расте и за корот­кий срок самому изу­чить и понять Бого­слу­жеб­ный устав? Вот в этом и ока­зы­вает огром­ную помощь книга Юлии Ива­новны Брей­да­ко­вой, в кото­рой коротко, и в тоже время — доход­чиво, объ­яс­ня­ются основ­ные пра­вила Бого­слу­жеб­ного Устава. Книга явля­ется своего рода само­учи­те­лем и путе­во­ди­те­лем, хотя бы по верх­ней, над­вод­ной части огром­ного, без­ко­неч­ного «Айс­берга» — Устава Боже­ствен­ных служб Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Доро­гая Юлия Ива­новна! Бла­го­дарю за Ваш вклад в обу­че­ние наших пса­лом­щи­ков. На сель­ских При­хо­дах сложно найти про­фес­си­о­наль­ных пса­лом­щи­ков и чтецов. Нам помо­гают, в основ­ном, люди пре­клон­ного воз­раста, и в этом случае, Ваша бро­шюра очень важный помощ­ник на наших Бого­слу­же­ниях…

Спаси Вас Гос­подь!

С ува­же­нием, иерей Нико­лай Аникин. Насто­я­тель храма Свя­ти­теля Нико­лая Мир­ли­кий­ского, посёлка Мариец, Рес­пуб­лики Марий Эл.

Бла­го­сло­ве­ние насто­я­теля при­хода Покрова Божией Матери х. Зим­няц­кого, и храма в честь свт. Нико­лая Угод­ника х. Клет­ская Почта Сера­фи­мо­вич­ского района Вол­го­град­ской обла­сти.

Бла­го­сло­ве­ние Мит­ро­по­лита Вол­го­град­ского и Камы­шин­ского Гер­мана на «Стовопросник‑2»

Бла­го­сло­ве­ние и. Евге­ния Ката­ева, насто­я­теля храма «Похвала Пре­свя­той Бого­ро­дицы» г. Вол­го­града

Пре­ди­сло­вие

Милые чита­тели! Устав Бого­слу­же­ний — это огром­ный, кра­си­вый айс­берг, кото­рый с разных сторон изу­чают… люди на раз­лич­ных «плавcред­ствах». Порой и не видя, и, даже не заме­чая, друг друга! Спаси их, Гос­поди, за такой труд и остав­лен­ные нам записи. Прошло время. Появи­лись под­вод­ные аппа­раты. И айс­берг при­тя­ги­вает их к себе, как магнит. Исто­рия повто­ря­ется.

— Смот­рите, какой у него ровный, вер­ти­каль­ный срез под водой! Люди! — гово­рит первый.

— Нет! При­смот­ри­тесь повни­ма­тель­ней! Там есть много заме­ча­тель­ных пещер, таких уютных! — воз­ра­жает ему второй.

— Да что вы там изу­ча­ете? Вы, вообще, где?! К этому айс­бергу даже и не подъ­е­хать толком. Задолго до основ­ной его части, наши эхо­лоты пока­зы­вают опас­ное сосед­ство с пре­гра­дой, — ставит точку в раз­го­воре третий. И только чет­вер­тый посмот­рел на все это изда­лека. Собрался в долгий путь, к ним в гости. Наме­ре­ва­ясь объ­е­хать всех своих сосе­дей, одно­вре­менно запи­сы­вая их опыт.

Друзья, если вы, к при­меру, чита­ете о том, что поне­дель­ник, втор­ник, среда, чет­верг, пят­ница и суб­бота это — будние дни. Не делайте поспеш­ных выво­дов. О том, что это — дни сед­мич­ные, будет напи­сано далее.

Кано­нарх — книга в помощь тем, кто вон там, пока что вдали, при­бли­жа­ется уже для изу­че­ния кра­си­вей­шего айс­берга под назва­нием «Бого­слу­жеб­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви».

Посвя­ща­ется сестре Марии, через кото­рую с самой моей ранней юности поста­вил
и напра­вил меня на путь Кли­рос­ного слу­же­ния и Цер­ков­ного пре­по­да­ва­ния сам Бог.

Всту­пи­тель­ное слово

Зная не пона­слышке, как неле­гок труд кли­рос­ного слу­же­ния, мною завер­шен необыч­ный для моей жизни этап: напи­са­ние бро­шюры «Кано­нарх».

Про­чте­ние ее помо­жет тем, кто только-только встал на этот путь, или уже служит, но — инту­и­тивно, или служит, ощущая посто­янно, что где-то, что-то недо­ду­мал, недо­по­нял, недо­про­чи­тал. Также про­чте­ние бро­шюры помо­жет тем, кто и служит уже, и пони­мает все, но осо­знает, что есть где-то нечто «такое», что он должен понять и узнать.

На каком — бы из этих путей вы не стояли, пой­мите одно: то, что вы сейчас уже знаете о Бого­слу­же­нии, это — вер­хушка айс­берга. Все осталь­ное: важное, инте­рес­ное, полез­ное, душе­спа­си­тель­ное, нахо­дится дальше — и глубже, и — шире. А когда вы осво­ите оче­ред­ную и «глу­бину», и «ширину», то вы уви­дите, и даже уже обра­ду­е­тесь тому, что перед вами откры­ва­ются еще, и еще неиз­ве­дан­ные про­сторы. Это — нор­мально. Это — сча­стье! И вспо­ми­найте почаще слова, кото­рые вдох­но­вят вас на всю жизнь:

«Бого­слу­же­ние — это жертва чело­века, суще­ства сло­вес­ного, — Богу. Жертва, при­ят­ней­шая Богу более всех других жертв.»
Св. прав. И. Крон­штадт­ский

Вве­де­ние

Батюшки и матушки! Отцы и матери! Братья и сестры!

Если вы дер­жите в руках эту бро­шюру, значит, она все-таки появи­лась на свет по просьбе вашего пре­по­да­ва­теля, и по прось­бам моих бывших уче­ни­ков. Един­ствен­ная ее цель — помочь, понять, облег­чить, напра­вить, сде­лать радост­ным и счаст­ли­вым ваше непо­сред­ствен­ное слу­же­ние Богу!

Не зная вашей сте­пени под­го­товки по Уставу, пред­ла­гаю пройти, ну, очень крат­кий курс «Лик­беза».

Со сто­роны кли­роса чтения бывают такие: Про­ки­мен, Апо­стол, Часы, Бла­женны, Бла­го­дар­ствен­ные молитвы, Псалмы из Псал­тири, Тро­парь, Кондак, Пред­за­клю­чи­тель­ные, Заклю­чи­тель­ные молитвы, Вели­кое начало, Объ­яв­ле­ние стихир, Запевы к сти­хи­рам, Паре­мии, Молитвы ко святым, Седальны по сти­хо­сло­вии, Ипакои, Седа­лен по поли­е­лее, Тро­пари внутри канона, Седа­лен по 3й песне канона, Кондак по 6й песне канона, Икос по 6й песне канона, Све­ти­лен по 9й песне канона, Экза­по­сти­ла­рий по 9й песне канона.

Вспом­ните мудрую, нужную, важную, синюю книгу, зани­ма­ю­щую достой­ное, самое про­смат­ри­ва­е­мое место на вашем «пюпитре» во время Бого­слу­же­ния. Пра­вильно! Это «Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния», (в про­сто­на­ро­дии назы­ва­е­мые «Косты­лями», то есть — без них неко­то­рым людям просто не отслу­жить из точки А в точку В).

И заметьте — абсо­лютно спра­вед­ливо! Регент одной рукой управ­ляет хором и чте­цами, а другая рука посто­янно лежит на «Ука­за­ниях». Убе­рите книгу — в обмо­рок упадет! Зна­ко­мая ситу­а­ция? Можно дать вам еще один путе­во­ди­тель, но уже только по «читаль­ным» местам. Вот он! Схема для чтецов. Но, опять же, вы будете при­вя­заны к ней волей-нево­лей! Конечно, бывает исклю­че­ние. Конечно, бывает труд­ное соче­та­ние в службе. Конечно, аз всего, всего не учла. Конечно, бывает изме­не­ние в самОм Уставе. А вот тогда и дер­жи­тесь крепко за каждую букву путе­во­ди­те­лей. А на спо­кой­ных служ­бах — и слу­жите спо­койно! Не пре­тен­дует бро­шюра на пана­цею, но желает (после ее про­чте­ния) осво­бо­дить часть вашей головы все — таки для молитвы во время службы, а не только иска­ния и све­ря­ния всех читаль­ных «И ныне», и тек­стов, и т. д. В добрый путь!

С Божьей помо­щью, начнем! Если вы на службе не то про­чи­тали, непра­вильно рас­по­ло­жили, что-то вообще про­пу­стили — всегда на испо­веди кай­тесь. Ведь впо­пы­хах даже сти­хиры можно раз­ме­тить (про­ста­вить палочки) — ооочень непра­вильно. Пример: Октоих, 5 глас, вос­крес­ные Хва­литны. От одной постав­лен­ной палочки-раз­метки будет зави­сеть «Камень отва­лился от гроба» или «Ангел отва­лился от гроба».

В словах св. прав. И. Крон­штадт­ского обра­тите вни­ма­ние на слова самая «при­ят­ней­шая». А вам будет при­ятно, когда ваш ребе­нок скажет вам о том, что «Он по вам скучал, уроки сделал, книгу почи­тал, мусор вынес, кро­вать запра­вил, еду разо­грел, сам поел, бабушку покор­мил, в игрушки поиг­рал. И вообще — он вас любит. А теперь дайте денег на моро­жен­ное!» И все это за 3 секунды? Будет ли вам по душе такое при­зна­ние, кото­рое перед вашими гла­зами про­мча­лось, как миг?! Вот сле­дует и нам слу­жить Богу не торо­пясь и тара­торя, а с любо­вью. Раз­ме­ренно и спо­койно. Обра­тите вни­ма­ние на то, что я не говорю «Слу­жите мед­ленно»! Это — совсем не то! Ново­при­шед­шие кли­ро­шане часто задают мне этот вопрос: «А почему уже не напе­ча­тают никак состав­лен­ные службы на каждый день года? Ведь так трудно службу состав­лять каждый раз по-раз­ному». Отве­чаю. Служба тео­ре­ти­че­ски повто­рится через 500 лет! Тот же месяц, то же число, тот же недель­ный глас, тот же день сед­мицы, та же неделя по Пасхе или по Пяти­де­сят­нице, тот же святой. Но и это не так! Потому что за 500 лет появятся новые святые, и вы им отслу­жите пред­по­чти­тель­нее. Напри­мер — день 17 июля. Кому вы слу­жите? Пра­вильно! Цар­ской семье! А ранеш­ный святой этого дня у вас слу­жится или на пове­че­рии, или в пере­носе на другой день. Пра­во­слав­ные службы — как калей­до­скоп, чуть влево, чуть вправо — рису­нок каждый раз разный, необыч­ный, кра­си­вый, а оди­на­ко­вых — нету.

Суще­ствует же, конечно, несколько общих схем для про­ве­де­ния служб. Но, про­ходя опре­де­лен­ный рубеж вре­мени непо­сред­ствен­ного слу­же­ния Богу на кли­росе, хочется уже не дер­жать одну руку на схеме. А обоими гла­зами и обеими руками, и глав­ное — серд­цем — пред­сто­ять и слу­жить Богу. Посво­бод­ней! То есть, не отвле­ка­ясь на «а что дальше потом будет»? Как бы это печально ни зву­чало, но в таком случае — при­дется кое-что выучить наизусть. Итак: на какой службе нужно про­чи­тать много малень­ких, но изме­ня­е­мых тек­стов? Пра­вильно! На службе, кото­рая совер­ша­ется вече­ром: Вечерня, Пове­че­рие, Утреня. В виду того, что на службе «Вечерня» все чита­е­мое напе­ча­тано на ряду, мы ее сейчас не рас­смат­ри­ваем. Службу «Пове­че­рие» тоже сейчас не обго­ва­ри­ваем из-за того, что она, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве, чита­ется вся «на ряду». Лишь только не забы­вайте заме­нить один текст на сто­я­щий рядом другой, по вашему сего­дняш­нему назва­нию дня. Это — не трудно. Не про­пус­кайте только нико­гда чтение (про себя, внутри) маа­а­лень­ких, крас­ных букв перед круп­ным чита­е­мым тек­стом, и все. Но вам надо очень вни­ма­тельно зара­нее про­смот­реть те места в Пове­че­рии, кото­рые под­хо­дят к вашей службе сего­дня. Как пра­вило, это выбор дня недели, то есть Сед­мицы. Из пред­ла­га­е­мых вари­ан­тов чтения тро­па­рей: «в поне­дель­ник, во втор­ник, в среду……и т.д.» — най­дите свой. Смот­рите, не пере­пу­тайте! Служба «Пове­че­рие» выби­ра­ется по реаль­ному дню вечера, в кото­рый вы слу­жите. Напри­мер: пришли в чет­верг вече­ром, так и ищите по книгам «чет­верг вечера», (хотя все содер­жа­ние будет про пят­ницу утро). Таких по наи­ска­нию суточ­ных служб две: Вечерня и Пове­че­рие. Надо знать также и о том, что «Неделя» по Уставу — это один день — вос­кре­се­ние. Мы же гово­рим сейчас о сед­мице (поне­дель­ник, втор­ник, среда, чет­верг, пят­ница, суб­бота). Это все было лири­че­ское отступ­ле­ние про Пове­че­рие. В итоге, у нас оста­ется служба «Утреня».

Возь­мем вари­ант Все­нощ­ного бдения, так как в нем наи­боль­шее коли­че­ство таких изме­ня­е­мых чтений.

А вот это нужно выучить наизусть. Изме­ня­е­мые, читаль­ные тексты «Утрени»: Седа­лен по сти­хо­сло­вии, Ипакои, Седа­лен по поли­е­лее, Седа­лен по 3й песне канона, Кондак по 6й песне канона, Икос по 6й песне канона, Экза­по­сти­ла­рий по 9й песне канона, Све­ти­лен днев­ной по 9й песне канона, Све­ти­лен вос­крес­ный (он же — Экза­по­сти­ла­рий).

Тро­парь

С чего про­дол­жим? Я думаю, с самого про­стого. Нали­чие моих вопро­сов пред­по­ла­гает в вас уже немного знаний, имейте в виду. Но все-таки.

Где взять тро­парь свя­того или празд­ну­е­мого собы­тия? В Минее Месяч­ной на ряду, в конце Вечерни. И, гораздо реже, тро­парь печа­тают на службе Утреня, прак­ти­че­ски сразу после оглав­ле­ния «Бог Гос­подь..». Также вам в глаза могут бро­ситься слова: «По Шесто­псал­мии», и под ними ищите Тро­парь.

Если у свя­того Малая и Вели­кая Вечерня, то ищите в Малой, потому что в Вели­кой Вечерне обычно второй раз не печа­тают уже.

Вы все посмот­рели, а тро­паря нет, как нет. А он вам нужен-пре­ну­жен. Тогда откры­вайте Пат­ри­ар­ший кален­дарь нуж­ного вам года, най­дите в нем ваш сего­дняш­ний месяц, ваш день. Не забудьте: мы, в мирУ, торо­пимся, все бегом и бегом, а в итоге, убе­жали от Все­лен­ского насто­я­щего вре­мени аж на 13 суток вперед! Значит, к первой ука­зан­ной дате в кален­даре (их две: 6 ⁄ 19 напри­мер), при­плю­суйте 13. Это наш с вами сего­дняш­ний день, и про­верьте, все сов­пало или нет? Также и по книгам не путайте: там все напе­ча­тано по ста­рому стилю. Вот так! Однако бывает, что и там нет тро­паря. Не беда! В таком случае загля­ните в Общую Минею, най­дите в содер­жа­нии «Служба пре­по­доб­ному, или муче­нику, или свя­ти­телю, и т.д.» по чину вашего свя­того, кото­рый поми­на­ется сего­дня Цер­ко­вью. Откройте нужную вам стра­ницу, и вот он — тро­парь в конце вечерни. Берите для службы его. Этот вари­ант — самый послед­ний потому, что тро­парь то — общий, и, пони­ма­ете, не всегда «честно» отоб­ра­зит подвиг свя­того, кото­рому вы слу­жите. Напри­мер: свя­того за пре­дан­ность Христу уто­пили. А в тро­паре, воз­можно, будет про него много чего раз­ного еще.

Иногда стоит вспом­нить о тро­па­рях в Типи­коне. Их искать легко: в Типи­коне, в Меся­це­слове ищите ваш месяц, в нем най­дите ваш день, в этом дне ищите имя вашего свя­того, кому слу­жите. Для этой про­це­дуры вам лишь нужно выучить цер­ковно-сла­вян­ские цифры и уметь при­бав­лять или отни­мать от любого числа 13. Ведь в Типи­коне тоже по ста­рому стилю все данные печа­та­ются. И, между прочим, в Типи­коне иногда напе­ча­тан не тот тро­парь свя­того, кото­рый мы знаем, или к кото­рому мы при­выкли, или уви­дели где-то. Пример: «Вера, Надежда, Любовь, и матерь их София». В таких слу­чаях реше­ние за вами. И только! С тро­па­рями разо­бра­лись. Теперь вам сле­дует пройти прак­ти­че­скую работу по нахож­де­нию всех этих любых тро­па­рей во всех Бого­слу­жеб­ных книгах.

А теперь совер­шенно «по пути» желаю вам слу­жить по пер­во­ис­точ­ни­кам. Напри­мер: вам нужны вос­крес­ные «Хва­литны» 7 гласа? Берите Октоих, ту его часть, где про­пи­сан 7й глас, откры­вайте и — пойте. А не тонень­кие рас­пе­чатки, пере­водки, пере­рас­пе­чатки, кото­рые так при­жи­ва­ются на кли­ро­сах. Я не имею в виду сейчас просто ксе­ро­ко­пии с ори­ги­нала. Вам нужны празд­нич­ные Анти­фоны на Литур­гии? Хорошо! Доста­вайте Месяч­ную Минею, есте­ственно, если слу­жите Непе­ре­хо­дя­щий празд­ник. Откры­вайте после празд­нич­ной Утрени, на Литур­гии «Анти­фоны празд­ника». Пойте. И радуй­тесь тому, что не ошиб­лись. А то ведь как недавно было?! Регент поста­вил для пения хору ново­при­ду­ман­ную книгу, извест­ного изда­ния, ува­жа­е­мых людей, напе­ча­тан­ную рус­ским алфа­ви­том, буквы боль­шие — кра­сота! Пой, хор, празд­нич­ные анти­фоны на Кре­ще­ние Гос­подне! Запели! Хорошо, спо­хва­ти­лись вовремя. Созна­тель­ные кли­ро­шане заме­тили ошибку в напи­са­нии всей празд­нич­ной вставки, во всем Анти­фоне, взятой с совсем с дру­гого Дву­на­де­ся­того празд­ника. Но один раз уже все — таки вставка была нами про­пета. Конечно, такие книги очень помо­гут всем певчим, у кого хро­мает чтение цер­ковно-сла­вян­ского языка с тит­лами. Само собой — очень, очень такие разные рас­пе­чатки помо­гут реген­там, кото­рые сво­бодно не ори­ен­ти­ру­ются в Бого­слу­жеб­ных книгах, или попро­сту — даже их поба­и­ва­ются. Но! Меру нужно знать. Лучше — пер­во­ис­точ­ник!

Тро­парь на Литур­гии

На Литур­гиях — золо­тое пра­вило: устав­щик пришел раньше всех, зало­жил по всем разным книгам, или — одной книге — тро­пари. Если надо, то пишет себе шпар­галку на листочке: коротко — какой тро­парь петь первый, какой второй, после какого «Слава…», после какого «И ныне..». Или (как вари­ант), на самИх заклад­ках в книгах про­ста­вить цифры оче­ред­но­сти: 1й, 2й, Сл.3й, И н.4й. С тро­па­рями несложно. Он один. И один и тот — же. Часто тро­пари нам зна­комы, и они повто­ря­ются. Вы обра­тили вни­ма­ние на то, как весь храм поет тро­парь Образу Казан­ской Божией Матери на службе того дня? Или «Хри­стос вос­кресе!»?

Вот об этом и раз­го­вор. Напри­мер: если нет у свя­того своего, своего тро­паря, то вы заме­тите, что пре­по­доб­ному всегда поется «В тебе, отче, известно спа­сеся..». Муче­ни­кам — «Муче­ницы Твои, Гос­поди..». Свя­ти­те­лям — «Пра­вило веры и образ кро­то­сти..», и т. д. То есть — оди­на­ко­вые. На вос­кре­се­ние, на Литур­гии стройте иерар­хию. Что глав­нее? Вос­кре­се­ние! Что дальше глав­нее? Пред­празд­не­ство, попразд­не­ство! Дальше что? Святой! И т. д. Но мы не можем на «И ныне..» покры­вать тро­па­рем свя­того, нико­гда. Поэтому делаем так: вос­крес­ный, празд­нику (про­шед­шему или пред­сто­я­щему), свя­тому. Потом все остав­ше­еся, пошли кондаки. И закры­ваем пение тро­па­рей пред­празд­не­ством или попразд­не­ством. Наде­юсь, вы пони­ма­ете, что эти знания — не пана­цея? Что очень много исклю­че­ний бывает. Напри­мер: в связи со служ­бой Пра­от­цам, или — в честь кого построен ваш храм, или — какой знак у свя­того и т. д. Но, в общем, вы должны ори­ен­ти­ро­ваться, раз уж взя­лись за это дело. Тем более, что при­кла­ды­ва­ется для начи­на­ю­щих схема пения тро­па­рей и конда­ков.

Тро­парь на Вечерне, Утрене

На службе Вечерня и Утреня тро­пари тоже звучат. Соста­вить их нетрудно. Лишь только вы должны знать: где и в каких книгах на вашем кли­росе нахо­дятся 3е и 4е При­ло­же­ния с Бого­ро­дич­ными для тро­па­рей. На вос­крес­ный день звучит Бого­ро­ди­чен с 3го При­ло­же­ния, а также по будням, начи­ная со знака свя­того «Сла­во­сло­вие» и выше. По будням свя­тому без знака и Шесте­рич­ному берется Бого­ро­ди­чен из 4го При­ло­же­ния. Только живите цер­ков­ной жизнью, чтобы не про­пу­стить пери­оды пред­празд­не­ства или попразд­не­ства Дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков. В эти дни оче­ред­ность пения тро­па­рей и их «И ныне…» может поме­няться.

Если такой день насту­пит в вашей жизни и захва­тит врас­плох, да еще и без ува­жа­е­мых «косты­лей» — то неплохо было бы вспом­нить. В конце Вечерни по будням, на «И ныне…» — пойте тро­парь пред­празд­не­ства или попразд­не­ства. А в начале Утрени — пойте тот тро­парь повыше, поглав­ней. И на «И ныне..» — опять же — его.

Если устав­щи­че­ство про­изо­шло не под­го­тов­лено, знайте: на служ­бах в честь Обра­зов Божией Матери пред­по­чти­тель­нее звучит на «И ныне…» тро­парь этому, празд­ну­е­мому Образу Божией Матери, а не Бого­ро­ди­чен с При­ло­же­ния.

Для устав­щика я считаю иде­аль­ным вари­ан­том такой: пришли пораньше на службу, вни­ма­тельно про­чи­тали Ука­за­ния, и, глав­ное — поняли направ­ле­ние службы. Просто поняли направ­ле­ние службы. Напри­мер: «И ныне…» — всегда, в любых пунк­тах службы — попразд­не­ству. И, еще, напри­мер: в сти­хи­рах — первЕе — попразд­не­ство, затем — святой. На «Славу…» — всегда — святой. Ну, и так далее.

Кондак, Икос

Идем дальше: Кондак (в пере­воде — домик). Запо­ми­наем: Кондак ищем после 6й песни Канона на службе «Утреня». Иногда — редко — после 3й песни канона на Утрене. Давайте еще раз. Кондак ищем после 6й песни канона на Утрене. Это — фун­да­мен­таль­ные знания. А мы сейчас подробно не обго­ва­ри­ваем тот случай, когда вы искали-искали, листали-листали, а кондака все равно нигде нет. Не по 6й песне, не по 3й песне его — нет. Воз­можно, вы искали Кондак после 6й песни канона на службе «Пове­че­рие», (а мы помним, что там нет конда­ков). Или — служба посто­вая, Святой — малый, и на месте кондака (кото­рого нет) — так и так поло­жено читать «Муче­ни­чен». Попро­буйте найти кондак в Пат­ри­ар­шем кален­даре. Закры­вая эту тему, хочется спро­сить вас. Помните с дет­ства «Мы с Тама­рой ходим парой»? Так вот! Про­чи­тали на службе «Утреня» после 6й песни Кондак, сразу же читайте за ним, если он есть — Икос (в пере­воде — дом). Кондак (домик) — сжатое повест­во­ва­ние о чем-либо. А Икос (дом) — более раз­вер­ну­тое, больше данных о чем-либо. Так вот, на Утрене по 6й песне канона, они всегда чита­ются вместе. Нераз­луч­ные тексты. Заучи­вайте наизусть: Кондак и Икос, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев, про­чи­ты­ва­ются подряд, вместе.

Идем дальше! Чтение на Утрене Кондака, Икоса. И запом­ните: после 6й песни канона чита­ется все­гдаааа только один Кондак, и только один (его Икос). Причем, учтите, что бывает, иногда, только Кондак без Икоса, в том смысле, что Икоса вообще нет. На «нет» и суда «нет». Просто запом­ните! И опять же: если у вас есть один Кондак-Икос, да еще и второй есть Кондак-Икос, то при­дется поду­мать! По «Иерар­хии» — какой из них глав­нее? Напри­мер: вос­кре­се­ние или святой? Глав­нее вос­кре­се­ние! Святой или попразд­не­ство? Глав­нее попразд­не­ство! Божия Матерь или святой? Божия Матерь! И т. д.

В итоге полу­ча­ется, что нужно запом­нить просто: все, что глав­нее (Кондак-Икос) — чита­ется после 6й песни канона. А все, все остав­ше­еся чтение: Кондак-Икос от вто­рич­ного собы­тия, Седа­лен и его Бого­ро­ди­чен от вто­рич­ного собы­тия, а также Седа­лен с его Бого­ро­дич­ным от глав­ного собы­тия — все это разом, дружно читаем после 3й песни канона. Если у вас сего­дня по 3й песне наме­ча­ется чтение и Седаль­нов, и Конда­ков, то Кондаки и Икосы (если есть) чита­ются вна­чале, потом Седальны. Все!

Конечно, как всегда, есть неболь­шие изме­не­ния в зави­си­мо­сти от знака службы, пред­празд­не­ства или попразд­не­ства. Но, я пра­вильно пони­маю? Вам нужна основа. Тем более что схему для чтецов я при­ла­гаю. Вы — совер­шенно начи­на­ю­щие, и дос­ко­нально — скру­пу­лез­ное погру­же­ние в каждую букву сейчас лишь отсро­чит ваше глав­ное пред­на­зна­че­ние — молиться, нахо­дясь и на кли­росе!

При вни­ма­тель­ном про­чте­нии вы вполне заме­тите частич­ное повто­ре­ние какой — либо темы. Не сму­щай­тесь, это сде­лано мною наме­рено. Ибо — «повто­ре­ние — Мать учения»! Так оно и есть!

Учим: на вос­кре­се­ние, на Утрене, по 6й песне канона — Кондак, Икос вос­крес­ные — всегда! Ого­ворка: лишь только если на вос­кре­се­ние попал Дву­на­де­ся­тый празд­ник Божией Матери, то после 6й песни канона на Утрене читайте Кондак-Икос Дву­на­де­ся­того празд­ника Божией Матери.

Дальше, учим! По 3й песне канона на Утрене читаем все­гдааа Седа­лен Минеи с его Бого­ро­дич­ным, (а под словом «Минея» скры­ва­ются и святые, и Дву­на­де­ся­тые празд­ники Гос­подни и Божией Матери, и пред­празд­не­ства, и попразд­не­ства). Ого­ворка: на вос­кре­се­ние читаем еще всегда и Кондак-Икос Минеи. Дальше! Если на вос­кре­се­ние попало пред­празд­не­ство или попразд­не­ство, то добав­ляем еще и Кондак-Икос пред­празд­не­ства или попразд­не­ства, затем Седа­лен по 3й песне. И послед­няя ого­ворка: на Дву­на­де­ся­тый празд­ник Божией Матери, на вос­кре­се­ние, после 3й песни канона добав­ляем Кондак-Икос вос­крес­ный, затем только Седа­лен празд­ника. Все!

По 6й песне канона на Утрене, на вос­кре­се­ние всегда читаем Кондак-Икос вос­крес­ные, см. выше. Во всех любых осталь­ных слу­чаях — читаем Кондак-Икос Минеи. Вы поняли, что к слову «Минея» отно­сятся и Дву­на­де­ся­тые празд­ники, и пред­празд­не­ства, и попразд­не­ства?

Но насту­пает и для начи­на­ю­щего чтеца двой­ной празд­ник. Учим! На Дву­на­де­ся­тый празд­ник Гос­по­день все пра­вила отме­ня­ются! Книга — только одна! Все читаль­ные тексты читаем с нее, есте­ственно, на ряду!

Седа­лен по сти­хо­сло­вии

Пришло время пого­во­рить о Седаль­нах. Их три вида. Первый вид Седаль­нов — это читаль­ный текст со своими «сти­хами». Эти Седальны в после­до­ва­нии Утрени встре­ча­ются сразу после чтения поло­жен­ных на сего­дня Кафизм (из Псал­тири). Они оза­глав­лены так: «По первом, втором, (или даже — тре­тьем) сти­хо­сло­вии». Сти­хо­сло­вием Устав назы­вает чтение Псал­тири. Напе­ча­тан Седа­лен также и со своим «Бого­ро­дич­ным», кото­рый тоже сле­дует читать, добав­ляя перед ним пол­но­стью молитву «Слава Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

В виду того, что повсе­местно прак­ти­че­ски (к сожа­ле­нию) читаем на служ­бах только одну кафизму, то и вари­ант чтения запо­ми­найте один, пока что.

Сразу хочу ска­зать о коли­че­стве чтения кафизм: не все свя­щен­ники бла­го­слов­ляют одну кафизму, да. Я, по роду своего слу­же­ния, часто попа­даю на службу, на клирос в разные храмы. В том числе, и к своим бывшим уче­ни­кам. Очень отрадно, когда такое про­ис­хо­дит! То есть, звучат на Утрене и 2, и даже 3 кафизмы. Отрадно! Но, не везде так. Поэтому, первый вари­ант у нас с вами можно ска­зать, легкий. Итак! Вы знаете о том, с какого знака свя­того по будням начи­нает зву­чать боль­шая «Рядо­вая Ката­ва­сия»? Пра­вильно, по будням, начи­ная со знака свя­того «Сла­во­сло­вие» и выше, звучит «Рядо­вая Ката­ва­сия». Теперь к этому пра­вилу при­вя­жите еще одно. Именно: по будням, начи­ная со знака свя­того Сла­во­сло­вие и выше, то есть — Сла­во­сло­вие, Поли­е­лей, Все­нощ­ное бдение свя­тому, Все­нощ­ное бдение Дву­на­де­ся­тому празд­нику (кроме Дву­на­де­ся­того празд­ника Божией Матери в вос­кре­се­ние), и еще сюда же доба­вим пред­празд­не­ство и попразд­не­ство Дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, в будни — читаем — Седа­лен по кафиз­мам из Минеи. Все! Теперь что оста­лось? Все осталь­ное. А именно: На всех вос­крес­ных Утре­нях (то есть в суб­боту вече­ром вы слу­жите Утреню, посвя­щен­ную вос­крес­ному дню), и на всех буднях святым без знака, шесте­рич­ным, и даже «на суб­боту» — читаем Седа­лен по кафизме из Окто­иха. Все!

Седа­лен по поли­е­лее

Второй вид Седаль­нов чита­ется в том месте службы Утреня, где по будням: прошла малая Екте­ния после Вели­ча­ния (дога­да­лись уже, что начи­ная со знака свя­того «Поли­е­лей» и выше?). Про­пели вели­ча­ние, про­зву­чала малая Екте­ния. И вот он, момент насту­пил для чтения Седальна по поли­е­лее. Его также могут оза­гла­вить и «Ипакои» (в пере­воде с гре­че­ского — быть послуш­ным, откли­каться). Если есть у него «Слава….И ныне…» — добав­ля­ете туда же, к чтению, и его Бого­ро­ди­чен.

На вос­кре­се­ние: На вос­кре­се­ние (то есть в реаль­ную суб­боту вечера на Службе Утреня), такой Седа­лен по поли­е­лее назы­ва­ется Ипакои. И чита­ется он всегда после того, как были про­петы «Вос­крес­ные Тро­пари, поемые по Непо­роч­нах» и Малой екте­нии. Это —пес­но­пе­ние «Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим. Ангель­ский собор уди­вися…». Потом прошла малая Екте­ния. И вот он — момент для чтения Ипакои насту­пил.

Теперь оста­лось просто понять, про­ник­нуться и запом­нить пра­вило: в любые будни, в любые празд­ники по будням читайте Седа­лен по поли­е­лее (он же — Ипакои) — с Минеи! В любые вос­кре­се­ния (то есть «на вос­кре­се­ния») — читайте Ипакои с Окто­иха! Если вдруг сего­дня у вас по рас­кры­тым на кли­росе к службе книгам и в Окто­ихе, и в Минее есть Ипакои (он же — Седа­лен по — поли­е­лее) — то сде­лайте из двух разных один, ском­по­но­ван­ный Седа­лен. Напри­мер: Ипакои Окто­иха, Слава… — Седа­лен по поли­е­лее из Минеи, И ныне… — Бого­ро­ди­чен от Седальна по поли­е­лее из Минеи! Все!

К этому могу доба­вить лишь одно: помните про радость чтеца и устав­щика? В Гос­под­ний Дву­на­де­ся­тый празд­ник, в любой день, на кли­росе для чтения, пения только одна книга — с празд­ни­ком. Добав­лять, убав­лять ничего не стоит. Все читайте только с нее.

Седа­лен по 3й песне Канона

Третий вид Седаль­нов по сле­до­ва­нию службы нахо­дится дальше: по 3й песне канона на Утрене. Во время их чтения можно при­сесть потому, что раньше на службе, в этом месте (и не только) встав­ля­лась про­по­ведь, поуче­ние. И, даже сейчас, в неко­то­рых изда­ниях Бого­слу­жеб­ных книг в этом месте вы можете уви­деть напо­ми­на­ние: «И чтение». Суще­ствует список оче­ред­но­сти этих поучи­тель­ных чтений. Таких мест в службе несколько. В Бого­слу­жеб­ной книге «Триодь Пост­ная» именно такие чтения сохра­няют и пере­пе­ча­ты­вают до сих пор. Они оза­глав­лены — «Синак­са­рий» (в пере­воде — поуче­ние), нахо­дятся после 6й песни канона на Утрене. И, вы знаете, очень полезно их про­чи­тать. Мать, поте­ряв­шую некре­ще­ного ребенка уте­шили только чте­нием такого Синак­са­рия с Утрени Все­лен­ской Мясо­пуст­ной роди­тель­ской суб­боты. Это вам для при­мера. А Синак­са­рий на «Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия» вообще достоин послу­жить гото­вым сце­на­рием для исто­ри­че­ского фильма.

Просьба: не путать «И чтение» на службе Утреня с таким же «И чтения» на службе Вечерня, кото­рое обо­зна­чает вставку Паре­мий, после Про­кимна. Про­дол­жаем зна­ком­ство. Седа­лен по 3й песне канона на Утрене окан­чи­ва­ется Бого­ро­дич­ным». То есть, вы чита­ете сам текст Седальна, чита­ете после него молитву «Слава Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь», и сразу же чита­ете за ним сле­ду­ю­щий текст. Это — Бого­ро­ди­чен. Все Бого­ро­дичны посвя­щены Божией Матери. У нас есть много пово­дов сла­вить Божию Матерь, поэтому то и Бого­ро­дич­нов у нас — пре­ве­ли­кое мно­же­ство!

Закреп­ляем. Тро­парь ищем в конце вечерни. Кондак, Икос ищем после 6й песни канона на Утрене. «Седальны по сти­хо­сло­вии» ищем в самом, самом начале службы Утреня. «Седальны по 3й песне канона» ищем в каноне, на службе Утреня, сразу после 3й песни. Дело оста­лось за малым: схва­титься за начало пони­ма­ния заме­ня­е­мо­сти, добав­ля­е­мо­сти этих тек­стов в тече­нии службы.

Све­ти­лен по 9й песне Канона

Пора вспом­нить и о чтении по 9й песне канона на службе Утреня. Пришли на клирос, раз­ло­жили книги, открыли, про­ана­ли­зи­ро­вали. Не забудьте: на вос­кре­се­ние Све­ти­лен по 9й песне назы­ва­ется «Экза­по­сти­ла­рий». И дальше к нему при­став­ля­ется Све­ти­лен Минеи, (ниже опи­сы­ва­ется, как пра­виль­нее это сде­лать). Теперь вспом­ните пра­вило: если «не вос­кре­се­ние», и нету на службе Окто­иха, то по 9й песне канона на Утрене читайте все из Минеи. (Исклю­че­ние — в будни свя­тому со «Сла­во­сло­вием» тоже читайте Све­ти­лен из Минеи, хотя Октоих есть на службе, но только — на каноне). Све­ти­лен по 9й песне канона нахо­дится, если в Минее, то сразу прямо «на ряду». Отдельно его где-то искать не тре­бу­ется. А вот по будням, если вам нужен сего­дня Све­ти­лен с Окто­иха, то при­дется открыть содер­жа­ние Бого­слу­жеб­ной книги Октоих. Теперь ищите «Све­ти­лен днев­ной», если он вам нужен. Пере­хо­дите на ту стра­ницу, и, как обычно и при­вычно уже, выби­райте назва­ние дня сед­мицы, к кото­рому отно­сится сего­дня служба Утреня, и — читайте. Не забы­вайте о том, что стоЯ на кли­росе в чет­верг вече­ром, и служа службу «Утреня», — у вас все содер­жа­ние службы будет о «завтра», то есть — Пят­ницы (Креста). И также вы потом доба­вите чтение свя­тому, чью память в Пат­ри­ар­шем кален­даре пред­ло­жено поми­нать в Пят­ницу.

Важно! При выборе Све­тильна не наки­ды­вай­тесь на первый попав­шийся, а посмот­рите немного дальше, внутрь. Если будут там стоять Гласы, Гласы, Гласы с тек­стами, то это — Све­тильны Вели­ко­пост­ные. Они оза­глав­лены так: «Све­тильны днев­нии во всю сед­мицу». А если будут напе­ча­таны тексты с загла­ви­ями «поне­дель­ник, втор­ник, среда, чет­верг, пят­ница, суб­бота», то вот он — ваш, ука­зан­ный для чтения в Церкви в «период пения Окто­иха и Минеи», то есть — без Вели­кого Поста. Такие Све­тильны в Окто­ихе назы­ва­ются «Экза­по­сти­ла­рии всея сед­мицы, само­песно».

Вос­крес­ные Све­тильны назы­ва­ются «Экза­по­сти­ла­ри­ями», и раньше они про­из­но­си­лись чте­цами (в пере­воде — экза­по­стелло — высы­ла­е­мый вперед), у аналоя, в центре храма.

Чаще всего при состав­ле­нии служб «на вос­кре­се­ние» устав­щики много раз мыс­ленно задают себе один и тот же вопрос: какой сего­дня глас? Какой сего­дня глас? Какой сего­дня глас? Так вот, в тот момент, когда ваши руки потя­нутся открыть Экза­по­сти­ла­рий вос­крес­ный по «а какой сего­дня глас?», в вашей устав­щи­че­ской душе должна заго­реться «сиг­наль­ная лам­почка». А именно: гласов — 8, а Экза­по­сти­ла­риев — 11, гласов — 8, а Экза­по­сти­ла­риев — 11. Значит, они никак не могут быть изна­чально при­вя­заны к номеру насту­пив­шего цер­ков­ного гласа во Все­лен­ной, (хотя по одному из «Стол­пов цер­ков­ных» они могут идти парал­лель­ным курсом по сов­па­де­нию цифр). Но, есте­ственно, только до цифры 8‑включительно. А дальше-то все равно разой­дутся, ведь гласов — 8, а вос­крес­ных Экза­по­сти­ла­риев — 11. И, напри­мер, — 9го, 10го и 11го гласа в при­роде не суще­ствует.

Выбор цифры, номера для про­чте­ния Экза­по­сти­ла­рия на всех служ­бах «на вос­кре­се­ние» зави­сит от цифры-номера «Рядо­вого Утрен­него вос­крес­ного Еван­ге­лия». Их тоже — 11, как и Экза­по­сти­ла­риев. Номер сего­дняш­него чтения Утрен­него рядо­вого Еван­ге­лия напе­ча­тан в Пат­ри­ар­шем кален­даре, на ряду, выгля­дит так: «Утр. — Ев.9е», или «Утр. — Ев. 5е», и т. д. Также можете посмот­реть номер чтения на сего­дня «Рядо­вого Утрен­него Еван­ге­лия» в «Стол­пах Цер­ков­ных», (их всего 6), если раз­би­ра­е­тесь в этом. Они всегда тоже печа­та­ются в конце любой части книги Октоих. Вот и выби­райте, и откры­вайте. И читайте вос­крес­ный Экза­по­сти­ла­рий по номеру «Утрен­него Рядо­вого Еван­ге­лия». При жела­нии можете во время службы открыть сам текст любого такого одного из 11 Утрен­них чтений Еван­ге­лий, и вни­ма­тельно слежа, слу­шать серд­цем! Напе­ча­таны все эти отрывки тоже в конце любой части Окто­иха.

Ну, а теперь! Хочется поде­литься с вами такой радо­стью! Если вы не вни­ма­тельно слу­шали на службе Еван­ге­лие, то дальше по ходу службы у вас есть шанс все — таки узнать его содер­жа­ние. А именно: по неко­то­ром про­ше­ствии вре­мени после чтения самогО Еван­ге­лия, чтец во все­услы­ша­ние читает Экза­по­сти­ла­рий вос­крес­ный, и его внут­рен­нее содер­жа­ние будет почти копи­ро­вать сам текст уже про­чтен­ного ранее Еван­ге­лия.

Если и на этот раз вы ока­за­лись нера­дивы, то Цер­ковь, ведь еще и третий раз с любо­вию напо­ми­нает вам о содер­жа­нии сего­дняш­него Еван­ге­лия: в сти­хи­рах «на Хва­ли­тех» — на «Славу…» — поется такая сти­хира. Она так и назы­ва­ется: «Еван­гель­ская»!

В даль­ней­шем у вас полу­чится, по про­ше­ствии какого-то вре­мени, раз­би­раться в тон­ко­стях. Я пишу вам: Све­ти­лен Окто­иха, затем Све­ти­лен Минеи (то есть читать). Если вы про­чи­та­ете весь Све­ти­лен с его Бого­ро­дич­ным с Окто­иха, затем возь­мете про­чи­та­ете весь Све­ти­лен с его Бого­ро­дич­ным с Минеи, то вы выпол­ните один пункт службы 2 раза. Ну, напри­мер, это две Мирных екте­нии на службе подряд. Так не дела­ется. Надо объ­еди­нить два Све­тильна так, чтобы по постро­е­нию полу­чился один. Напри­мер: чита­ете Све­ти­лен Окто­иха, затем «Слава…» Минеи, затем «И ныне..» Минеи. Полу­ча­ется один, но ском­по­но­ван­ный Све­ти­лен. Не забы­вайте о том, что в какой — то книге того, что вам нужно, не будет совер­шенно. Глав­ное: не пугай­тесь, и читайте то, что есть. Напри­мер: вы собра­лись про­чи­тать Све­ти­лен с Минеи, а его нет там! Смело читайте оттуда, где по рас­кры­тым сего­дня для службы книгам — он есть! Не мол­чите.

Хочется вдо­гонку ска­зать вам о том, что в служ­бах «на суб­боту» также немного меня­ется напол­ня­е­мость каж­дого пункта службы. Это свя­зано с тем, что суб­бота (как день сед­мицы) посвя­щена всем святым, почив­шим в Боге.

Поэтому чтения и пения святым часто ста­вятся на первое место, затем все осталь­ное. А из-за того, что суб­бота явля­ется офи­ци­аль­ным пред­празд­не­ством вос­кре­се­ния, вы можете услы­шать на служ­бах, (даже святым «без знака»), пение вос­крес­ных Бого­ро­дич­нов (есте­ственно — Ухо­дя­щего гласа). Это назы­ва­ется «Отда­ние гласа». Потому что в суб­боту вечера насту­пит уже сле­ду­ю­щий.

После­сло­вие

При­бли­жа­ется наше с вами рас­ста­ва­ние. И в конце хочу вам честно ска­зать: есте­ственно, веро­ят­ность ошибки в напи­сан­ном суще­ствует. Ибо как можно опи­сать пра­вила меня­е­мо­сти рисун­ков в калей­до­скопе, когда сколько бы мы не смот­рели — рису­нок не повто­ря­ется. Моя попытка — лишь только научить вас закла­ды­вать фун­да­мент, а все, что сверху, вы будете стро­ить сами. Одно только могу ска­зать со 100% точ­но­стью: в Гос­под­ний празд­ник вся служба только празд­нику, даже, когда празд­ник по Три­о­дям (Триодь Пост­ная — Неделя Ваий, Триодь Цвет­ная — Воз­не­се­ние и Троица).

Источник

Оцените статью