- Какими бывают гитарные предусилители и как их выбрать?
- Что это такое и зачем нужны?
- Обзор видов
- Нюансы выбора
- Ликбез на тему усилителей, предусилителей и гитарных эффектов. Часть 1 — путь сигнала.
- Путь наш не устлан цветами, лишь каменья и лампы…
- Педали-преампы? Перегруз что ли?
- А куда педали тогда втыкать?
Какими бывают гитарные предусилители и как их выбрать?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Для того чтобы усилить или записать на носитель относительно негромкий звук акустической гитары, а также зазвучать практически безмолвной самой по себе электрогитаре, необходимо их подключить к гитарному усилителю. Но последнему необходимо ещё одно важное звено для получения качественного звука — предусилитель, он же преамп. В современных заводских усилителях преамп уже вмонтирован в единый корпус с блоком усиливающей и воспроизводящей аппаратуры. Однако это не всегда удобно. Об этом и других особенностях гитарных предусилителей, а также о выборе лучших из них пойдёт речь далее – в статье.
Что это такое и зачем нужны?
Если говорить о функциях, которые возложены на гитарный предусилитель, то можно перечислить следующий ряд его основных задач:
- приём электрических сигналов от музыкального инструмента;
- обработка полученных сигналов с целью улучшения их качества;
- усиление сигналов до линейного уровня;
- передача обработанных сигналов на блок усилителя мощности.
Если попроще разъяснить работу преампа, то он подготавливает приходящий сигнал от звукоснимателей гитары или микрофона для дальнейшей его обработки и передачи далее – на усилитель мощности и динамики. Под улучшением качества сигналов понимается тот факт, что именно в предусилителе звук приобретает неповторимый тембр и обогащается некоторыми эффектами, например: «дисторшн» (distortion), «энхансер» (enhancer) и другими. Качественный предусилитель является основой успешного выступления на публике и получения качественного звука при записи. Без него нельзя обойтись гитаристу в тех случаях, когда нельзя взять с собой гитарный усилитель целиком.
А само устройство представляет собой электрическую или полупроводниковую схему с аппаратным набором (лампы, транзисторы, резисторы и конденсаторы, соединённые между собой определённым способом, обеспечивающим правильную работу преампа). Предусилитель схематически подключается между гитарой и основным усилителем, а динамик находится в самом конце – на выходном канале гитарного усилителя мощности. В преампе происходит усиление слабого сигнала, приходящего от звукоснимателей гитары за счёт увеличения напряжения. При этом сила тока изменяется несущественно. Ток увеличивается в основном усилителе, там же ещё раз повышается и напряжение.
Стоит также отметить, что сам преамп, подключенный к музыкальному инструменту, без усилителя мощности не даёт никакого внешнего звука, поэтому годится лишь для записи, а не для концертной площадки. Но его важное влияние на исходный звук является безусловным фактом. Нередко преампы уже вмонтированы в корпус гитары, поэтому будет достаточно приобрести только усилитель (вариант усилителя мощности без преампа будет стоить дешевле полного звуковоспроизводящего комплекта).
Обзор видов
Предварительные усилители для акустических и электрических гитар подразделяются на два основных типа: ламповый и транзисторный. Дадим им краткую характеристику.
- Ламповые. Сразу можно сказать, что ламповые преампы ценятся довольно высоко, так как лампы являются теми деталями этого устройства, которые придают звучанию глубину, теплоту, музыкальные гармоники. Ещё говорят, что звук за счёт ламповых преобразований сигналов становится «жирным», то есть сполна ощущаются плотность и воздушность звука. Кроме того, у ламповых устройств присутствует натуральная компрессия, очень приятная на слух.
- Транзисторные. В противоположность ламповым аналогам эти предусилители считаются «прозрачными», то есть они мало окрашивают звуки гармониками и эффектами. Они работают без выделения тепла, экономно и аккуратно. Впрочем, таким устройствам дисторшн и не нужен, так как транзисторы хотя и работают с большим усилением сигнала, но искажений при этом не допускают.
Кроме «чисто» транзисторных или ламповых устройств предварительного усиления звука гитар, существуют ещё гибридные преампы, включающие в себя компоненты и ламповых схем, и транзисторных. Например, имеются варианты, у которых входная часть собрана на транзисторах, а выход регулируют лампы (преамп Summit Audio 2BA-221). В этом случае входной сигнал от звукоснимателей либо микрофона обрабатывается быстрее, очищается от шумов качественнее, а на выходе за счёт ламп насыщается эффектами и теплотой. Получается выигрыш практически во всём.
Но специалисты воспринимают гибридную схему неоднозначно. Посмотрим, какие критерии выбора лучшей модели предусилителя для гитары чаще всего берут на вооружение ценители хорошего звука (сами гитаристы).
Нюансы выбора
Выбирая для своей гитары предусилитель, профессиональный музыкант, играющий на акустическом инструменте, в первую очередь задумается об индивидуальности её звука, то есть ему нужны: красивый и натуральный тембр инструмента, плотность звука и хорошие верхние частоты. В этом случае ему, скорее всего, нужно будет выбрать гибридную модель. Она сможет почистить и усилить входной сигнал, сохранить высокие частоты и окрасить звук на выходе. Возможен транзисторный вариант, если гитаре не хватает быстродействия и верхних частот.
Если же у гитары тонкий звук, которому не помешает добавить густоты и плотности, то лучшим выбором станет ламповый преамп. И наоборот, с хорошими нижними и средними частотами будет лучше приобрести транзисторный вариант, чтобы не переборщить со слишком густым звуком в области верхних частот, взяв на вооружение ламповую модель преампа.
Для новичков можно рекомендовать либо транзисторную модель, либо гибрид. Они в любом случае являются для неопытного гитариста выигрышным вариантом: и денег меньше потребуется, и звук дают чистый, с хорошим тембром.
Но у каждого гитариста есть своё видение звука, поэтому путём экспериментов и обязательной проверки работы приобретаемой модели гитарного предусилителя в комплекте со своей гитарой необходимо найти желаемый вариант.
Для роковых композиций или вокала однозначно следует выбирать ламповую модель преампа. Но посоветоваться со специалистом никогда не помешает.
Источник
Ликбез на тему усилителей, предусилителей и гитарных эффектов. Часть 1 — путь сигнала.
Опубликовано Them в 10.02.2016
Базовые представления о преампах, оконечниках, петле эффектов, «грелках» и различных гитарных эффектах. Эти вещи желательно знать каждому, кто использует гитарное оборудование.
Очень часто, с определенной стабильностью, я сталкиваюсь с одними и теми же вопросами от разных людей. Вопросы эти касаются, как правило, вещей элементарных, но звучат очень странно. Всему виной неправильно сложившееся представление о том, какой путь проходит сигнал от гитары до динамика.
Меня в корне не устраивает эта ситуация, и я решил написать большую и подробную статью, своеобразный FAQ, который, надеюсь, даст внятное представление о том, чего, куда, и в каком порядке тыкать в гитарной цепи. Знаю, что все это уже сто раз объясняли до меня, но ведь повторение — мать учения, да?
Я постараюсь разжевать это как можно более подробно, поэтому сведущим в этих делах людям, возможно, будет немного скучно… Впрочем, если это не поможет, и поток вопросов не прекратится, я просто буду давать ссылку на это чтиво, и жизнь моя станет проще.
Итак, давайте начнем.
Путь наш не устлан цветами, лишь каменья и лампы…
Первый раз взяв в руки подключенную электрогитару, ты бьешь по струнам и слышишь звуки из динамика, стоящего рядом. Если вы сейчас читаете гитарный сайт, значит вам эти звуки понравились. =) В тот момент всё кажется предельно простым — сигнал идет от струн, по проводам уходит в усилитель или комбик, ну и всё, на выходе заветное дж-дж. Отсюда растут ноги у многих неправильных решений — воткнуть гитару в музыкальный центр, например. Или, скажем, включить преамп в качестве эффекта перегруза или наоборот (что бывает, но реже) — воткнуть перегруз вместо преампа. Результат получается весьма далеким от того, что может показать то же самое оборудование, но при правильном подходе.
Давайте посмотрим чуть более детально весь путь, который проходит гитарный сигнал в самой простой цепи — гитара>комбоусилитель. Колебания струны снимаются датчиками (звукоснимателями), затем проходят через электронику инструмента (громкость, тон etc.), затем поступают в усилитель («верхушку» комбика, с крутилками). Первым делом гитарный сигнал попадает в секцию предусиления — (пред, преамп, предусилитель, preamp — все это одно и то же название), где вялый и хилый сигнал подвергается начальной обработке, усиливается его напряжение, а также сигнал выравнивается определенным образом, в зависимости от настроек и типа преампа, и в целом становится хорошим и правильным. Если у усилителя есть несколько каналов (чистый, кранч, перегруз и т.п.), то этот момент формируется именно в этой секции усиления.
Обработанный преампом сигнал идет дальше, попадая в оконечный усилитель (оконечник, он же мощник). Задача оконечника — усилить, собственно, весь предыдущий результат, и отправить его на финиш — в кабинет (ящик с динамиком). Динамик, кстати, должен быть именно гитарным, он по ряду моментов отличается от обычных (широкополосных).
Как видите, основных секций между гитарой и динамиком всего две: преамп > оконечник. В ламповых и транзисторных аппаратах эта цепь должна соблюдаться, и соблюдается. Причем форм-фактор этих устройств совершенно не важен — если у вас комбик, значит в нем есть и пред, и оконечник, и кабинет в одном флаконе. Поэтому он, собственно, и комбик. Очень часто можно встретить усилители отдельно, в формате «головы» — в них присутствует и преамп, и мощник, а вот кабинет нужно приобретать и подключать отдельно. Наконец, оконечники и преды существуют и сами по себе, причем в различных форм-факторах — рэковые, например (rackmount), а также напольные (как педали).
Педали-преампы? Перегруз что ли?
Вот оно! Вот эта причина, по которой я затеял написание всей этой телеги! Гитарные предусилители не являются педалями эффектов, а педали эффектов не являются предусилителями. Металзона не преамп. Tube Screamer не преамп. И так далее. В свою очередь, какой-нибудь Hughes&Kettner Tubeman или AMT Legend Amp — это не overdrive и не distortion. Хотя, справедливости ради, преды можно использовать в качестве перегруза, но основное их предназначение вовсе не в этом.
Вы можете собрать цепь усиления в любом формате. Можете воткнуть напольный преамп в напольный оконечник, а можете в рэковый. Можно собрать здоровый рэк из кучи элементов, в том числе взять обе секции усиления в таком формате. Наконец, вы можете использовать пред от одной «головы», а оконечник от другой, если они позволяют это сделать. Извращаться, пардон, можно как угодно, главное соблюдать последовательность «гитара > преамп > мощник». Причем последний пункт должен быть всегда последним, независимо от того, сколько чего у вас напихано в цепь.
А куда педали тогда втыкать?
Хороший вопрос. Кроме варианта «воткнуть гитару в педаль, а педаль в Input», у нас есть еще один. Представим, что у нас есть педаль реверба (эхо). Если мы ее поставим сразу после гитары, то слабый сигнал от инструмента получит эхо, а потом всё это полетит на усиление в преамп, сливаясь в кашу. Чтобы избежать такого, мы можем включить реверб «в разрыв» усилителя: не после гитары, а после преампа. Тогда сигнал усилится, как положено, затем получит эффект эха, и через оконечник уже улетит в кабинет, и в наши уши.
Промежуток между преампом и оконечником — так называемая «петля эффектов» (effect loop), позволяет включать в этот участок цепи дополнительные элементы. Традиционно туда отправляются эффекты модуляции, т.е. ревербы, хорусы, фейзеры, вайбы и подобное. Всё, что должно кидать обработку на уже усиленный сигнал. А еще туда можно включить отдельный преамп, и пустить сигнал гитары через него — в таком случае «родной» предусилитель останется не у дел, не будет участвовать в обработке звука. Хороший вариант для тех, кому нравится какой-то конкретный внешний преамп, правда?
На самом деле, петли бывают двух типов — параллельная и последовательная. Как можно догадаться, в параллельной сигнал разветвляется перед петлей, и смешивается в конце. С помощью такой петли можно настроить «прозрачность» эффектов, которые в ней находятся — сделать их очень явными, либо слегка подмешать в основной сигнал. Последовательная, в свою очередь, попроще — сигнал идет из преампа сразу в петлю, проходит, и идет в оконечник. Один путь, все просто.
*кстати, параллельную петлю можно увидеть и в других устройствах. Бывают и преампы с петлями, и процессоры, и другие всякие штуки. Бывают даже петли для организации кучи педалей в педалборде… Но это уже совсем другая история. Чуть позже я постараюсь написать, куда принято ставить определенные эффекты, но это, если честно, уже не так важно, как чертова привычка путать преды с перегрузами. Спасибо за внимание.
Источник