Прелюдии для фортепиано дмитрия шостаковича
Прелюдии Шостаковича
Фортепианное творчество Дмитрия Шостаковича – это безграничный океан великолепной профессиональной музыки. В его композициях можно услышать как необычные современные решения, так и классические модели. Циклы прелюдий op. 2, 34 и 87 создают особый золотой фонд фортепианных миниатюр.
Историю создания Прелюдий Шостаковича, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Фортепианные прелюдии op.2 Дмитрий Шостакович написал в 14 лет, в 1920 году. Тогда вместе в товарищами-музыкантами Георгием Клеменцем и Павлом Фельдтом они решили сочинить цикл из 24 прелюдий и фуг. Природная одаренность к композиции позволила Дмитрию быстрее всех создать собственный миницикл, состоящий из 8 прелюдий, пять из которых он сочинил специально, а три были написаны ранее. Так как композитор всегда критически относился к собственному творчеству, то не пожелал публиковать прелюдии.
Чудом произведения были отданы на хранение однокурснику Шостаковича – Гаврилу Юдину. Лишь спустя 40 лет композиции были опубликованы с посвящениями:
- 1 прелюдия великолепному и талантливому художнику Б.М. Кустодиеву;
- 4 прелюдии – в честь сестры Маши, которая всегда поддерживала творчество брата;
- 3 сочинения помечены инициалами Н. К.
Таинственная Н.К. расшифровывается, как Наташа Куба. В эту девочку молодой Шостакович был влюблён, поэтому и посвятил ей собственные композиции.
Спустя практически 12 лет композитор решил осуществить давний замысел – создать современный ХТК . Теперь он подошел крайне ответственно и серьезно к поставленной задаче. Тем не менее, двадцать четыре прелюдии и фуги op. 34 были написаны Шостаковичем в кратчайшие сроки – всего за 2 месяца! В конце 1932 года он приступил к работе над циклом, и уже в конце января полностью закончил миниатюры. Появление цикла знаменуется началом нового периода жизни и творчества, связанного прежде всего с обновлением стиля и приемов.
В 1950 году весь мир культуры праздновал двухсотлетий юбилей со дня смерти великого Иоганна Себастьяна Баха . Наиболее знаменитые музыканты съезжались в немецкий городок, чтобы поучаствовать в конкурсе с исполнением музыкальных программ. В жюри конкурса был приглашён Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор также выступил с музыковедческим рефератом, в котором объяснял роль творчества Баха и делился со слушателями собственным отношением. Во время посещения музыкального фестиваля, композитор вновь вдохновился на создание столь масштабного сборника. Он открыто обсуждал возможность реализации с другими европейскими композиторами, но они весьма скептически отнеслись к задумке.
По приезду в родной СССР, Дмитрий Дмитриевич сразу принялся за сочинение. Всего несколько месяцев активной работы и современный ХТК был полностью готов. В апреле 1951 года состоялась презентация 24 прелюдий и фуг перед ЦК. Композитор сильно нервничал, он был очень бледным. В воздухе чувствовалось напряжение. Комиссия выслушала все от начала до конца. Когда прозвучал последний аккорд, и Шостакович встал из-за рояля, стояла гробовая тишина. Он медленно встал, прошел по залу и сел. Никто не подходил к нему. Только комиссия яро обсуждала произведения между собой. Все напоминало суд. Через несколько минут Шостакович был вновь обвинен в формализме. «Разве эта музыка может быть полезна для народа? Для кого Вы ее написали?» — один за другим спрашивали члены комиссии. Особенно активно принимали участие в осуждении композиторы Мариан Коваль и Дмитрий Кабалевский. Сам сочинитель тяжело переживал непонимание со стороны комиссии, но нападки не помешали талантливым пианистам исполнять столь яркий цикл произведений. Уже через несколько месяцев исполнительница Татьяна Николаева включила музыку в собственный репертуар и дала несколько концертов, которые пользовались большой популярностью у истинных ценителей музыкального искусства.
Сегодня прелюдии и фуги Дмитрий Шостаковича являются классикой XX века.
Интересные факты
- В январе 1962 году, лишь спустя 10 лет после премьеры, была осуществлена первая запись цикла на пластинку. Исполнительницей стала знаменитая пианистка Татьяна Николаева, которая и исполняла произведения на премьере.
- Самый ранний опус №2 был опубликован лишь в 1960 году, спустя практически сорок лет после написания. Издал сборник известный дирижер и консерваторский друг Дмитрий Шостаковича Гаврил Яковлевич Юдин.
- В прелюдиях и фугах представлены звукоряды, характерные именно для русской народной духовной музыки.
- Каждый свой день Шостакович начинал с того, что играл одно произведение из ХТК великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
- Шостаковичу всегда было интересно, какую краску может давать та или иная тональность. Так, предтечей к созданию цикла op. 87 стали такие произведения, как 15 струнных квартетов, которые, начиная с восьмого, расположены по квинтовому соотношению, а также «Детская тетрадь».
- За 24 прелюдии и фуги Шостакович вновь был обвинен в формалистических взглядах.
Содержание
Восемь прелюдий op. 2
Раннее музыкальное творчество композитора – это прежде всего жизнеутверждающая музыка, наполненная светом и позитивом. Даже минорные композиции, такие как ля минорная и фа минорная прелюдии, обладают особой светлой атмосферой.
Первая композиция написана в тональности a-moll. Лёгкая, лирическая музыка имеет оттенок юмора и беззаботности. Каждый звук сверкает и переливается. Многогранность мелодического построения заставляет вслушиваться и полностью погружает в волшебный мир детства. Наивная и изящная композиция достойна внимания слушателя.
Яркий контраст создает ми минорное сочинение. Драматический характер и необычная гармония отличают произведение. Сложно подобрать эпитеты, чтобы описать красочность музыки. Многие сравнивают ее со временем, с его неумолимым бегом.
Прелюдия Соль мажор обладает ярким оркестровым звучанием. Ее эпический характер, мощь и суровость рисуют удивительные патриотичные образы.
Цикл из восьми прелюдий – это сборник маленьких музыкальных экспериментов, когда композитор еще только находился в поиске собственного индивидуального стиля.
24 прелюдии op. 34
Музыкальной галереей можно считать цикл из 24 прелюдий. Последовательно в квинтовом соотношении расположены прелюдии по принципу контраста. Именно в этом опусе можно проследить заметный композиторский рост.
Во многом можно проследить влияние композиторов романтиков, в том числе Фредерика Шопена и раннего творчества Скрябина . Цикл состоит из ярких контрастов: глубина и лаконичность, жизнерадостность и философская задумчивость, драматичность и юмористичность.
Цикл содержит 24 разноплановые композиции, которые создают сюжетное единство:
- Первая прелюдия отличается импровизационным складом. Легкая, воздушная музыка уносит далеко от реальности заставляя погружаться в безграничный мир грез и фантазий.
- Второе сочинение отправляет нас в Испанию. Можно отчётливо услышать народную музыку страны с ее волнующими и ритмичными гитарными переборами.
- Жанром следующего сочинения стал романс. Мелодия имеет вокальный склад и легко запоминается.
- Интеллектуальное и сосредоточенное фугатто позволяет слушателю подумать о вечном.
- В пятой пьесе можно разыграться и развить собственную технику. Жанровая основа – этюд.
- Фортепианная композиция построена на диссонансах и напоминает фальшивую игру оркестрантов.
- Волшебная седьмая прелюдия – это ночная песня.
- Восьмая – это фантазия, рисующая разнообразные причудливые образы. Она изменяется также быстро, как облака на небе.
- Вновь слушатель может путешествовать, изучая музыкальные жанры. Вот сейчас отчетливо слышны характерные ритмы тарантеллы.
- На главной улице играет шарманщик, его шарманка, вероятно, старая, но, тем не менее, не перестает удивлять слушателя интересными мелодиями.
- Скерцо – это маленькая игра.
- Утонченная и изящная композиция напоминает менуэт или галантный танец.
- В контрасте с предыдущим номером – грубый танец в башмаках.
- Все омрачается. Звучит музыка тишины, музыка – траурное шествие.
- В ритме вальса играет музыкальная шкатулка.
- А за окном маршируют молодые солдаты, наполненные энергией юности.
- Вновь слушатель попадает в комнату. Чувства обострены, слышны мотивы сентиментального вальса.
- Все наивно, и по-детски. Этому посвящено маленькое скерцо.
- Мечты уносят нас в далекую Италию. Где-то в Венеции звучит старая добрая баркарола.
- Но мы уже далеко от волнообразных пассажей. Слушатель охвачен патетической речью оратора.
- Вновь все прерывает причудливое и немного кукольное скерцо.
- Контрастно задумчивая элегия. Стремительно проносятся воспоминания о прошлом.
- Необычная с элементами современного музыкального языка следующая композиция.
- Финалом всего становится жизнерадостный гавот.
Музыка Шостаковича необычна тем, что она может менять собственное наполнение в зависимости от интерпретации исполнителя. Каждый человек может придумать собственные картинки, так как композиция не имеет программы.
Цикл 24 прелюдии и фуги
Цикл из 24 прелюдий и фуг Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – это новое слово в искусстве сочинения полифонических произведений. На протяжении всего творческого пути композитор шел к осуществлению собственного замысла – показать возможности каждой тональности. Примечательно, что сам автор говорил о том, что по драматургии композиции не связаны между собой. Отдельное сочинение – это маленький мир с собственными коллизиями или их отсутствием.
Условно можно разделить все прелюдии и фуги на следующие группы:
- Трагедийная образность характерна для прелюдий и фуг b-moll, h-moll. Именно в этих сочинениях можно услышать боль надломленного судьбой, роком или событиями человека.
- Юмористический оттенок свойственен для сочинений в тональности As-dur и fis-moll. В первом случае можно услышать явные преувеличения и гротесковые образы.
- Лирико-драматический характер носит фуга соль минор.
- Архаический, исторический стиль, напоминающий барочную музыку, в том числе творчество гениального Баха, можно услышать в до мажорной и фа мажорной прелюдиях.
Интересна для рассмотрения прелюдия Des-moll. Определить тональность практически невозможно, так как произведение наполнено хроматическими ходами.
Музыка Прелюдий Шостаковича в кинематографе
- «Frank Lloyd Wright» (1998) — №12, 18, 21 op. 34.
- «Дым» (1995) — №1 op. 87.
- «Ever Decreasing Circles» (1984) — №15 op. 87.
Прелюдии в фортепианном творчестве Шостаковича – это не просто миниатюры, это маленькие спектакли, в которых участвую разные действующие лица. Можно услышать трагедию или комедию, драму или кукольный спектакль – все зависит от настроения режиссера, который выбирает музыку. Надеемся, что статья была интересной для прочтения!
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Прелюдии Шостаковича
Источник
Должанский А. 24 прелюдии и фуги Шостаковича (1970)
Должанский А. 24 прелюдии и фуги Шостаковича (1970)
Предлагаемая книга посвящена Сборнику 24 прелюдий и фуг Д. Шостаковича и предназначена для читателей различных категорий. Ими могут быть и те, кого интересует Сборник в целом, и те, кому нужны сведения об отдельных пьесах или даже лишь об одной из них: и пианисты, и композиторы или теоретики, педагоги и ученики, узкие специалисты и более широкий круг лиц, занимающихся музыкой.
Книга содержит 48 аналитических очерков, каждый из которых посвящен одной пьесе (Прелюдии или Фуге), статью обобщающего содержания о некоторых композиционных особенностях всех Фуг Сборника и краткие сведения о полифонии.
Названия очерков заимствованы из оглавления, приведенного композитором в его Сборнике. При этом определении мажорных и минорных тональностей взяты в скобки, так как далеко не все пьесы опираются на мажоро-ми норную ладовую основу.
Основным стержнем каждого очерка служит последовательное описание пьесы. Такой анализ рассматривается автором как минимум сведений, которые читатель должен почерпнуть из книги. Попутно в очерках излагаются наблюдения и оценки теоретического и эстетического значения; здесь автор ограничивается лишь наиболее существенным.
В ряде случаев автор не в полной мере излагает свою трактовку исследуемого материала, полагая сказанное достаточным для читателя малоосведомленного и предоставляя читателю профессиональному самому восполнить пробелы.
Каждый очерк имеет в известной мере самостоятельное значение н может быть прочитан отдельно. В ряде случаев встречаются ссылки на заключительную статью, в которой содержатся пояснения разработанных автором терминов и понятий, возможно неизвестных читателю.
В зависимости от цели чтения книга может быть прочитана в разном объеме и в любой последовательности. При наиболее серьезном чтении автор рекомендует начать с заключительной статьи, а затем уже читать избранный текст сначала, после чего желательно прочитать обобщающую статью вторично.
Для сопоставления различных точек зрения читателю полезно ознакомиться с работами, содержащими наиболее полные и определенные высказывания советских музыкальных деятелей о Сборнике 24 прелюдий и фуг Д. Шостаковича, Список таких работ с кратким описанием их основного содержания приводится на стр 255. В тексте же книги имеется ряд ссылок на эти работы с указанием фамилий их авторов и названия самих работ.
Краткие сведения о полифонии и полифонических формах должны явиться вспомогательным материалом.
Многие ссылки на отдельные места изучаемой музыки сопровождаются указаниями номеров тактов (по первому изданию Сборника), обозначенных курсивом в скобках или без них. К сожалению, ни одно из изданий Сборника не содержит потактной нумерации. Поэтому при чтении книги желательно не только иметь в распоряжении экземпляр нот Сборника, но и пронумеровать в нем такты в каждой пьесе (Прелюдии или Фуге) отдельно. Во избежание путаницы при этом следует цифру 1 ставить в первом такте независимо от того, является ли он полным, неполным или содержащим лишь короткий затакт. Наиболее удобно при этом пронумеровать не все, а только первые такты каждой строчки — те, в которых обозначены ключи. Если поставить номер такта в пробеле между нотными станами, в самом начале каждой строчки, то есть между ключами, или над строчкой, слева от верхнего ключа, то это будет сразу заметно и не помешает никаким другим обозначениям, а потому, не испортив нот, это можно сделать чернилами. Например, на 3-й странице I тома номерами помеченных тактов окажутся 1, 8, 16, 23, 31; на 65-й странице I тома — 1, 5, 9, 13, 17; на 6-н странице II тома — I, 10, 18, 25; на 10-й странице II тома — 103, 111, 119 и т. д. Таким образом, цифра 1 обозначит и неполный такт.
Приведенные в книге нотные примеры, содержащие анализы автора, позволят пользоваться ею и без нот Сборника.
Если чтение данной книги хотя бы в небольшой мере поможет читателю по достоинству оценить выдающееся произведение великого советского композитора, задача автора окажется выполненной.
Автор выражает сердечную признательность В. Бобровскому, Т. Ворониной, С. Слонимскому и К. Южак, оказавшим ему разнообразную помощь в процессе работы над рукописью.
Автор также будет от души благодарен всем, кто, прочитав его труд полностью или частично, пришлет свои отзывы.
Источник