Прелюдия для фортепиано что это

Прелюдия для фортепиано что это

Что такое прелюдия, история прелюдии

Музыкальные жанры. За всё время исторического развития человечеством было создано невероятное множество различных видов музыкального искусства. Изначально в приоритете была простая вокальная и танцевальная музыка, затем стали появляться более сложные жанры, такие как опера, кантата , соната и симфония . Впрочем, в сокровищницу музыкальной культуры постоянно добавлялись не только масштабные, но и миниатюрные формы. К числу таких небольших музыкальных произведений относится прелюдия – жанр, который в нынешнее время пользуются невероятной популярностью.

Историю прелюдии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое прелюдия

Прелюдия. Данный термин, имеющий латинское происхождение и в переводе означающее «перед игрой», иными словами вступление, на сегодняшний день в музыкальном искусстве имеет несколько значений.

  • Прелюдия – небольшая пьеса свободного построения, являющаяся вступлением к более сложному произведению, которое имеет строгую форму, например, к фуге ( ХТК И.С. Баха ) или к какой-либо многочастной инструментальной композиции (клавирные сюиты Г.Ф. Генделя).
  • Прелюдия – самостоятельная инструментальная миниатюра, получившая особое развитие в творчестве польского композитора Фредерика Шопена.
  • Прелюдия — развёрнутое симфоническое произведение: « Прелюды» Ф. Листа , прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» К. Дебюсси, «Симфоническая прелюдия» Дж. Пуччини.
  • Прелюдия — оркестровое вступление к опере или отдельным актам музыкального спектакля: прелюдии к операм «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» Р. Вагнера и опере « Травиата» Дж. Верди .

Популярные прелюдии

И.С. Бах. «Прелюдия» C-dur. Данное произведение, открывающее знаменитый ХТК, является своеобразным вступлением и не только к последующей фуге, но ко всему циклу. Композитор в нём незатейливыми средствами создал удивительно возвышенный образ. Непрерывно сменяющие друг друга арпеджированные аккорды, рисуют в воображении ангелов, играющих на лютне. Данная фактура выбрана автором не случайно, так как она имеет таинственный смысл: отображает связь человека с Творцом.

Ф. Шопен. «Прелюдия №4» e-moll. Эта прелюдия в творческом списке композитора является одним из самых популярных произведений. Несмотря на скорбно – лирический характер, оно повествует о чём-то дорогом и заветном, но, к сожалению ушедшем навсегда. Шопен в завещании указал исполнить эту композицию на своих похоронах, и согласно воле покойного его желание было исполнено.

С. Рахманинов. «Прелюдия № 2» cis-moll. Среди фортепианных миниатюр это произведение является весьма популярным. Созданная Сергеем Васильевиче ещё во время обучения в консерватории, она воплотила в себе черты, характерные для стиля композитора зрелого периода: колокольность, насыщенность звучания и динамичность развития. Производящая яркое впечатление, прелюдия входит в число наиболее часто исполняемых произведений.

А. Лядов «Прелюдия» h-moll. Композиция, отмеченная проникновенной печалью, отличается ярко выраженным национальным русским характером. В её основе лежит тема народной лирической песни, которую он позаимствовал из сборника Милия Балакирева . Композитор в ней немного изменил ритмический рисунок напева, однако сохранил все выразительные изгибы задушевной мелодической линии.

А. Скрябин. «Прелюдия № 14» es-moll. Это произведение, напоминающее эмоциональный круговорот, среди многочисленных прелюдий композитора является одной из самых любимых. Непрерывное движение насыщенной фактуры, постоянные подъёмы и спады подобно вихрю, который всё сметает на своём пути.

История прелюдии

Истоки зарождения прелюдии следует искать во времена, именуемые эпохой Возрождения. В ту далёкую пору уже существовало множество самых разнообразных музыкальных инструментов, однако их основная функция заключалась в сопровождении вокальным композициям, танцам и театрализованным представлениям. Впрочем, помимо этого в Европе звучание органа было неотъемлемой частью католического богослужения. Так в начале XV века некоторые церковные музыканты перед службой стали наигрывать небольшие импровизационные пьесы, настраивающие прихожан на «общение» со Всевышним и пение хоралов. Вскоре исполнение таких музыкальных преамбул, получило настолько широкое распространение, что в середине века их начали записывать табулатурами.

Шло время. Музыкальное искусство интенсивно развивалось. Последний период эпохи Возрождения, который пришёлся на вторую половину XVI века, ознаменовался зарождением оперного искусства, возникновением нотированной записи и появлением музыкантов-инструменталистов. Обычно в то время слушателей своим исполнительским мастерством поражали солисты-лютнисты. Перед выступлением, чтобы проверить акустику зала, качество звука, настройку инструмента и вместе с тем продемонстрировать своё виртуозное мастерство, они представляли слушателям небольшую экспромтную композицию, которая не была ограничена ни чёткими нормами, ни правилами построения. Эта коротенькая пьеска, тогда называемая разными именами: преамбулой, интрадой, ричеркаром, фантазией, каприччо, токкатой и явилась прародительницей будущего инструментального жанра — прелюдии.

В следующем XVII веке, окрасившимся аристократической вычурностью стиля Барокко, публику стали завлекать звучанием таких инструментов, как клавесин и скрипка , которые в то время приобретали весьма завидную популярность. Начиная своё выступление, музыканты, продолжая традицию лютнистов, тоже открывали концерт небольшой миниатюрой, однако чаще всего её сочиняли заранее, но иногда исполнитель всё-таки отдавал предпочтение импровизации. Эта композиция, теперь именуемая прелюдией, воспринималась как вступление к более содержательному основному произведению. Она вводила аудиторию в мир образов, идей и настроений, которые автор хотел выразить в своём сочинении. Во Франции созданием подобных вступительных произведений, прославился композитор – новатор Луи Куперен, впервые выделивший прелюдию в самостоятельное произведение.

В тот же период прелюдия широко распространилась и в других странах Европы, однако особо активное развитие она получила в Германии. Впрочем, становление этого жанра в этой стране шло разными путями. Большой вклад в его формирование внесли композиторы — органисты Дитрих Букстехуде и Николаус Брунс. Их творческие изыскания подготовили появление двойных произведений Иоганна Пахельбеля — прелюдий и фуг, объединённых одной тональностью. Немного иное направление развития прелюдия получила в сочинениях другого немецкого композитора — Иоганна Фишера, который более склонялся к стилю французских композиторов. Фишеру принадлежит замечательный сборник, состоящий из двадцати прелюдий и фуг, который автор озаглавил «Музыка Ариадны».

Накопленный опыт своих талантливых соотечественников подытожил великий Иоганн Себастьян Бах . Он создал замечательный цикл клавирных пьес, который назвал « Хорошо темперированным клавиром ». Этот сборник, состоящий из 48–ми прелюдий и фуг, разделён на 2 тома, в каждом по 24 парных произведения, охватывающие все мажорные и минорные тональности. Это выдающееся творение Баха, весомо повлияло на творчество многих последующих знаменитых композиторов. Тем не менее, в наступившей затем эпохе классицизма, в которой творил Людвиг ван Бетховен , назвавший ХТК «музыкальной библией», интерес к прелюдиям снизился настолько, что создалось впечатление: жанр теряет актуальность и уходит из музыкальной жизни навсегда. Впрочем, это ощущение было довольно обманчивым, и судьба распорядилась совсем иначе.

В сменившей классицизм эпохе романтизма прелюдия родилась заново и в ином качестве. Молодой Фредерик Шопен превратил её в полноценную самостоятельную музыкальную миниатюру с неисчерпаемыми возможностями передачи всех оттенков человеческих чувств и настроений. В творческом наследии композитора числится 27 прелюдий, 24 из которых, охватывающие все мажорные и минорные тональности, расположенные автором по квинтовому кругу, он объединил в цикл. Прелюдии Шопена, освободившиеся от начального назначения вступительной композиции, были признаны настолько совершенными творениями, что явились образцом для других композиторов. Например, спустя время неоценимый вклад в развитие жанра внёс французский композитор – импрессионист Клод Дебюсси . Помимо того, значительное место прелюдии как самостоятельному произведению в своём творчестве стали уделять русские композиторы, среди которых Анатолий Лядов , Александр Скрябин, Сергей Рахманинов . Прелюдии Лядова наполнены национальным колоритом. Прелюдии Скрябина не только мечтательные и утончённые, но и дерзновенно-порывистые. Прелюдии Рахманинова поражают насыщенностью и красочностью звучания, а также широтой регистрового диапазона.

В XX веке прелюдия продолжила своё активное развитие в творчестве композиторов многих стран, но расценивалась теперь не однопланово. Она вновь выполняла функцию вступления, но также продолжала быть самостоятельным произведением. В разных вариантах она встречается у Мориса Равеля, Джорджа Гершвина , Кароля Шимановски, Оливье Мессиана, Габриэля Форе. Феликса Блюменфельда, Дмитрия Шостаковича , Дмитрия Кабалевского, Радиона Щедрина, Альфреда Шнитке .

Интересные факты

  • Самым первым композитором, опубликовавшим свои прелюдии, является итальянский лютнист Хоан Амбросио Дальза. Его произведения были напечатаны в 1508 году венецианским издателем Оттавиано Петруччи в сборнике под заголовком «Табулатура для лютни. Четвертая книга». Коротенькие композиции, включающие от 16 до 42 тактов, имеют название, которое с итальянского переводится как «проверка струн».
  • Французский композитор XVII века Луи Куперен сочинял прелюдии к сюитам, используя при этом оригинальный способ записи музыкального материала. Он не обозначал длительности: все ноты изображал целыми, а фразировку прописывал в виде изящных линий. Такая неритмизованная запись прелюдий быстро приобрела популярность, и многие французские композиторы использовали её вплоть до середины следующего XVIII века, предоставляя исполнителям самим сочинять ритмический рисунок.
  • Предшественником знаменитого ХТК великого Иоганна Себастьяна Баха считается сборник Иоганна Фишера «Музыка Ариадны» включающий в себя двадцать циклических прелюдий и фуг, написанных в десяти мажорных и девяти минорных тональностях и один мини-цикл во фригийском ладу.
  • Иоганн Себастьян Бах закончил сочинять ХТК в 1744 году, однако цикл был впервые напечатан в издательстве лишь через 57 лет. Все эти годы ноты активно распространялись в рукописном варианте, а произведения стремительно набирали популярность.
  • Фредерик Шопен очень не любил одиночества и, чтобы смягчить неприятное ощущение, всегда садился за рояль. Однажды Жорж Санд пришлось отлучиться и оставить композитора дома одного. По возвращении она застала Шопена плачущим и в то же время играющим на рояле одну из своих чувственных прелюдий.
  • В творческом наследии выдающегося русского композитора Александра Скрябина числится пятнадцать циклов прелюдий, которые включают в себя более восьмидесяти произведений. Самый большой цикл (опус № 11) включает двадцать четыре прелюдии.
  • Сергей Рахманинов написал более двадцати фортепианных прелюдий, однако своим друзьям он признавался, что сочинение этих миниатюр ему даётся с большим трудом.

Прелюдия. Этот старинный миниатюрный жанр и в нынешнее время является весьма востребованным. Произведения с таким названием непрерывно звучат не только в концертных залах, но и в учебных аудиториях. Помимо того, современные композиторы довольно часто обращаются к данной форме, поскольку она весьма чутко реагирует на требования каждого времени и позволяет осуществлять безграничные авторские фантазии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Прелюдия

Источник

Прелюдия (музыка)

Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, в целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

История

Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением. В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии, в которых длительности нот оставались на усмотрение исполнителя. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века. Среди них были Жан Анри Д’Англьберт, Элизабет Жаке де ля Герр, Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо, первое опубликованное произведение которого было именно прелюдией. Последние такие прелюдии датируются 1710-ми годами.

Развитие формы прелюдии в Германии XVII века привело к появлению многочастных прелюдий, похожих на клавирные токкаты Иоганна Якоба Фробергера или Джероламо Фрескобальди. В прелюдиях северо немецких композиторов, таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс, сочетались свободная импровизация и части, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель прелюдии использовал Авраам ван-дер-Керкховен, один из наиболее известных голландских композиторов той эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не следовали такому способу построения прелюдий, и их произведения оставались импровизационными, включая лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе обходясь без него.

В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию (или токкату) с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель, хотя прелюдии и фуги И. С. Баха более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южнонемецкое влияние.

Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (ум. 1746) был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию без длительностей нот. Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами; прелюдии здесь разнообразны и не подчиняются какой-то общей модели. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги. Прелюдии Баха также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт.

«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг (Op. 28), освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения: особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

Форму прелюдий использовали и некоторые композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано Op. 25, 1921—1923).

Источник

Оцените статью