Прелюдия для лютни бах гитара

И. С. Бах, прелюдия до минор BWV 999

Изучаем репертуар классической гитары как инструмента.

BWV 999 — Прелюдия до минор для лютни соло. Эта небольшая прелюдия прочно вошла в репертуар классической гитары и является прекрасным педагогическим репертуаром (разумеется, наряду с тем, что обладает и высокой художественной ценностью).

Есть несколько моментов, на которые можно обратить внимание при её разучивании и исполнении.

Агогический акцент

Небольшое увеличение длительности ноты, приходящейся на сильное время:

На этих басах можно еле заметно «останавливаться», подчёркивая сильную долю такта, и тем самым — музыкальный размер, делая в результате ритмическую организацию пьесы предельно ясной для слушателя.

Синкопирование

Крайние звуки арпеджио на первой струне провоцируют их «синкопирование», выделение, громкое «отщёлкивание».

Разумеется, вряд ли стоит этому поддаваться, так как это может сделать музыку странной, придавая ей некий ненужный «джазовый» характер. Вместо этого следует акцентироваться на группировке из четырёх шестнадцатых непосредственно после этих крайних звуков, играя их предельно внятно и тщательно (хоть и не выделяя явно). Такое переключение внимания позволит избежать непроизвольного синкопирования высоких звуков. Кроме того, указанную группировку из четырёх шестнадцатых можно представлять себе как некий мотивный «ответ» на постоянные ходы восьмыми длительностями в басу.

Паузы в басу

Достаточно изысканный артикуляционный момент, который можно добавить:

Можно сыграть паузы в басу в точности так, как они указаны в клавирной редакции выше. Для этого придётся устанавливать большой палец правой руки на звучащую струну (заглушая её) всякий раз непосредственно после исполнения всей первой доли такта, которую составляют бас и три шестнадцатых ноты арпеджио в верхнем голосе.

Этот приём позволит сделать басовый голос предельно внятным и членораздельным, прелюдия в результате «заговорит» со слушателем.

Источник

🟠Три прелюдии Баха, из которых вам станет ясно, что музыка — это магия

Век живи — век учись убеждайся снова и снова, что Бах точно дан людям свыше. Иначе как можно объяснить эффект его музыки, которая так красива, так умна, так возвышенна и так совершенно сделана, что её автора невозможно представить себе толстым многодетным и абсолютно прагматичным саксонским бюргером. А ведь таким он и был, если смотреть со стороны.

Удивительно то, как Бах создаёт космические по глубине вещи посредством элементарных приёмов. Причём повторить эти приёмы с таким же результатом ещё никому не удавалось. Остаётся принять версию, что это магия гения.

Вот три самые известные прелюдии Баха с таким эффектом.

1. Прелюдия до минор, BWV 999

Эти странные буквы и магические девятки — всего-навсего аббревиатура каталога ( V erzeichnis) сочинений ( W erke) Баха ( B ach), в котором эта прелюдия значится под таким порядковым номером.

Бах написал эту прелюдию для лютни или лютневого клавесина. Но это выяснилось не сразу, и первые издания 19 века представляли её как клавирную пьесу. С тех пор пошла традиция исполнять её на фортепиано. Гитаристы и лютнисты-аутентисты подключились позже, но теперь количественное преимущество на их стороне.

Играют эту прелюдию по-разному: быстро и очень быстро, неторопливо и совсем медленно, тихо и громко, отчётливо и плавно. Как правильно — никто не знает, Бах не оставил никаких указаний на этот счёт. Но если не увлекаться скоростью, то эта музыка откроет свою философскую глубину.

Здесь нет мелодии, но с помощью магии повторяющихся ритмов и гармонических смен Бах за две минуты разворачивает перед нами ленту человеческой жизни.

Марион Хофнер , арфа.

Блуждающими ритмическими токами баховской прелюдии вдохновились музыканты группы Elbtonal Percussion. Их впечатляющая версия на грани шаманского ритуала, но Баху совершенно не противоречит.

Источник

Прелюдия до минор, BWV 999 — Prelude in C minor, BWV 999

Прелюдия в до минор , BWV 999, является, по его только сохранившейся рукописи 18-го века, композиции для лютни по Иоганна Себастьяна Баха . В рукописи, сохранившейся как Fascicle 19 Mus.ms. Bach P 804 в Берлинской государственной библиотеке , Иоганн Петер Келлнер записал пьесу в клавишных нотах . Время создания произведения неизвестно: возможно, Бах написал его в свой кетенский период , то есть между 1717 и 1723 годами, или в первые годы его последующего лейпцигского периода. Копия Келлнера была выпущена после 1727 года, но до смерти Баха в 1750 году.

Прелюдия может исполняться как на лютне, так и на клавишных . В 19 веке он был принят под номером 3 в сборнике « Двенадцать маленьких прелюдий» . Он был объединен с лютневыми сочинениями Баха в научных кругах 20-го века, такими как Бах-Ярбух 1931 года, Бах-Верке-Верцейхнис и Новое издание Баха . Он был записан в выступлениях на лютне, гитаре и клавишных инструментах, таких как фортепиано или клавесин. В 21 веке цифровые факсимиле копии Келлнера стали доступны в Интернете, например, на веб-сайте Bach Digital .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Согласно веб-сайту Bach Digital , время происхождения Прелюдии до минор Иоганна Себастьяна Баха , BWV 999, неизвестно. Основываясь на Томасе Кольхазе [ де ] , издание Bach-Werke-Verzeichnis 1998 года указывает на то, что произведение, вероятно, возникло в кетенском периоде Баха , то есть между 1717 и 1723 годами. Кристоф Вольф и Вальтер Эмери подсчитали, что композиция, возможно, возникла из Кётенский период Баха до первых лет его лейпцигского периода , начавшегося в 1723 году, основан на сходстве с прелюдиями и фугами в «Хорошо темперированном клавире» .

Согласно Кольхазу, копия Прелюдии Иоганна Петера Келлнера датируется серединой 1720-х годов. Более полное исследование времени возникновения всех 57 пучках из Государственной библиотеки Берлина «s Mus.ms. Свёртка Баха P 804 Рассела Стинсона показала, что его 19-я брошюра, копия Келлнера прелюдии BWV 999, возникла после 1727 года. Все главы рукописи P 804 были написаны до смерти Баха в 1750 году. Рукопись Келлнера является единственным источником для состав.

Титульный лист копии BWV 999 Келлнера, страница 101 в БД Mus.ms. Бах P 804 свернутый, гласит:

Пролюд в C мол.
налить La Lute.
ди
Иоганн Себастьян Бах.
JP
Kellner.

Прелюдия до минор.
для лютни.
от
Иоганна Себастьяна Баха.
Дж [оханн] Питер
Келлнер.

Композиция написана на следующих двух страницах в системе из двух нотоносцев , с ключом сопрано для верхнего нотоносца и басовым ключом для нижнего нотоносца. Хотя в первой половине XVIII века табулатурные обозначения были обычным явлением для лютневых композиций, Келлнер, таким образом, записал прелюдию в обозначениях, которые в то время были обычными для композиций для клавишных. Прелюдия может исполняться как на клавишном инструменте, так и на лютне. Келлнер известен как органист и исполнитель на клавишных: его копия BWV 999 — единственный сохранившийся экземпляр его интереса к композиции для лютни.

Заключительный раздел, который мог бы следовать после Прелюдии, записанный Келлнером, кажется, отсутствует. Прелюдия открывается до минор, но вместо того, чтобы вернуться к этой тональности (т. Е. Тонике ), она заканчивается на доминанте , фактически на параллельной тональности доминанты, соль мажор , а заключительный аккорд содержит треть Пикардии . Дэвид Шуленберг [ фр ] сравнивает это с прелюдией BWV 872a / 1: после раздела с арпеджио, заканчивающегося на доминанте, он продолжается фугато, возвращающимся к тонизирующему. Кроме того, последний такт пьесы имеет продолжительность только четвертной ноты : это необычно для пьесы в 3
4 чтобы закончить такт с длительностью, отличной от трех четвертных нот. Неизвестно, сочинял ли Бах такое продолжение пьесы или Келлнер не копировал его.

Музыка

Краткий вводный характер BWV 999 (43 такта), импровизационное ощущение и повторение определяющего мотива полностью вписываются в жанр прелюдии 1710-1720-х годов. Вдобавок краткость самого мотива следует традициям прелюдии начала XVI века. Он также служил учебной цели, характерной для этого жанра, с широким использованием арпеджио и технических требований, которые служили студентам хорошо в качестве этюда . Барбара Руссано Ханнинг описывает особенности и цели прелюдии: «Типичная прелюдия ставит перед исполнителем конкретную задачу, так что пьеса функционирует как этюд. Кроме того, прелюдии иллюстрируют различные типы условных обозначений игры на клавиатуре и композиционные практики». Такие педагогические качества способствуют долголетию работы; это по-прежнему часто используемый образовательный инструмент.

Мотив

Центральный мотив прелюдии состоит из пересекающихся ритмов между верхним и нижним голосом (то, что изначально было левой и правой рукой). В правой руке, это шестнадцатый отдых, а затем семь нот шестнадцатого прохода , которые обычно arpeggiates собой инверсию в виде триады (восходящую и нисходящая от и обратно к корню), и переменное шестнадцатого покой шестнадцатого узор примечания в третий удар. Левая часть участвует, имея четверть тембра педали в первой доле, паузу, затем две восьмые ноты .

Гармония

В отличие от названия и ключевой подписи, менее трети BWV 999 фактически написано до минор. В мере 11, Вторичный ведущий тон аккорда используется (а именно, уменьшенная F ♯ седьмой аккорд) , чтобы модулировать и привести к уху соль минор , доминантой исходного ключа. За исключением поворота к соль мажор (мм. 34–38 и 42–43) и возрождения до минор (мм. 39–41), тональность соль минор доминирует в пьесе. Вначале верхний голос повторяется в нескольких тактах, при этом левая рука обеспечивает единственный сдвиг гармонического фона. Например, такты 8–10 точно такие же в правой руке, но нисходящие тона в левой руке создают расширение тонической гармонии.

Прием

Vorzüglich ist ein kleines C moll-Praeludium, das harfenartig lispelnd von einer Harmonie zur andern träumt und die wundersame Romantik des Bachschen Geistes ahnungsvoll emporsteigen läßt

Очень достойна восхищения небольшая прелюдия до минор, которая перешептывается, напоминая арфу, от одного набора гармоний к другому, и все же позволяет мистическому романтизму гения Баха пронизывать все это.

Спитта, предполагая, что почти ни одно из сочинений Баха для лютни не сохранилось, упомянул третью из Двенадцати маленьких прелюдий как сочиненную для лютни или клавишных. Бах Gesellschaft сохранил Двенадцать маленьких прелюдий набор для клавиатуры в объеме 36 — й, опубликованный в 1890 году, в их полное издание произведений Баха .

Ганс Ниманн [ d ] , писавший в « Бах-Ярбухе» 1931 года, не сомневался, что Бах сочинил прелюдию для лютни:

Auch diese Komposition liegt der Laute in alter Stimmung sehr günstig und ist ausgezeichnet spielbar. Die vorzüchliche Einrichtung erweist den Komponisten als mit der Lautentechnik sehr bewandert.

Также эта композиция очень хорошо подходит для лютни, настроенной по старинке, и очень удобна для игры. Хорошая постановка показывает, что композитор очень разбирался в лютневой технике.

Нееманн определил еще пять сочинений Баха, предназначенных для лютни. В Bach-Werke-Verzeichnis , впервые опубликованном в 1950 году, эти сочинения были сгруппированы в диапазоне BWV 995–1000 в разделе для лютневых произведений. Эти же шесть произведений были опубликованы в Series V, Vol. 10 из Нового издания Баха в 1976 году.

Прелюдия адаптирована для различных инструментов, включая лютню, фортепиано и гитару. Это педагогическое произведение во многом в духе Хорошо темперированного клавира , с которым оно разделяет музыкальные характеристики. Во втором десятилетии 21 века цифровые факсимиле рукописи Келлнера стали доступны на сайтах Берлинской государственной библиотеки и Bach Digital.

Записи

Некоторые гитаристы исполняют Prelude BWV 999 ре минор вместо оригинальной тональности до минор.

Источник

Оцените статью