Прелюдия до диез мажор хтк ноты

И.С.Бах ХТК II том Фуга До мажор

Фуга C-dur II Это произведение представляет собой фугу с объединяющей репризой и имеет центральное построение. Подобно предыдущим примерам центральное построение имеет переходное значение в линии ладотонального развития данной фуги, первая масштабная фаза которой (начальные 38 тактов) заключает в себе тональное развитие от мажора к минору, а вторая (последние 37 тактов) осуществляет полное утверждение мажорности. Центральное построение, уже восстанавливающее одну из ранее звучавших тональностей, но еще не главную, выделяется как небольшой восьмитактовый раздел, состоящий из доминантового проведения темы и неразрывно связанной с ним интермедии (такты 39—46).
Далее следует объединяющая реприза, имеющая трехчастную структуру, в которой роль середины выполняет развитая интермедия, начинающаяся повторением (квартой ниже; ср. такты 13—20 и такты 54—60) канонической секвенции, взятой из внутриэкспозидионной интермедии.
Последний раздел фуги (а), являющийся ло существу кодой, связан с оригинальной, усиливающей скерцозный элемент произведения трансформацией темы: превращением ее из несеквентной в секвентную. Ядро как бы отщепляется от общих форм движения и излагается последовательно во всех голосах, снизу вверх, в виде секвенции. Фоном для секвенцированного ядра служит материал общих форм движения, звучащий в свободных голосах.
Указанная трансформация связана с линией интермедийного развития, основанного на подобном же обособлении (по голосам) ядра и общих форм движения, и является ее логическим завершением — интермедийное секвен-цирование ядра темы приводит к секвентному варианту самой темы.

Благодаря развитости и относительной обособленности раздела (13 тактов) фуга приобретает черты рондо (21 + 17+16+13+ 16). Но рондообразность — это лишь второй план формы.

Источник

И.С.Бах ХТК I том Фуга Фа-диез мажор

Фуга Fis-dur I относится к числу фуг с разработкой в третьей четверти. Важнейшим принципом формообразования, так же, как и в только что рассмотренной фуге H-dur I, является двухчастность с признаками старинного
типа этой формы.Так же, как и фуга H-dur I, данное произведение приближается к типу однотональных фуг—«концентрация мажорности» вполне соответствует светлому пасторальному характеру фуги. Обратим внимание на одну деталь, выявляющую любопытные связи между темой и планом целого. В теме подчеркнут звук ре-диез-, в фуге выделено проведение dis-moll.

Последнее играет лишь оттеняющую роль и воспринимается как явно подчиненное основной тональности. Действительно, благодаря упомянутой особенности темы, восприятие слушателя регулярно фиксирует звуки ре-диез (тема) и ля-диез (ответ).
Понятно, что это заставляет ощущать возникающий далее dis-moll как тональность наиболее закономерную. В фуге H-dur I наблюдается аналогичная же связь между темой (выделен до-диез) и тональным планом (выделено проведение cis-moll).
Элемент с о н а т н о с т и отвечает вышерассмотрениому принципу: движению доминантового направления в области побочной партии экспозиционного раздела отвечает движение тонического направления в области побочной партии репризы. Роль связующе-побочной группы выполняет пара дополнительных проведений (такты 10—16), вносящих в характер музыкального материала некоторый новый оттенок, возникающий благодаря отказу от удержанного противосложения и использованию новой,
сообщающей характеру музыки особенную мягкость и непосредственность контрапунктирующей линии.
Материал этого контрапунктирующего голоса появляется впервые и развивается в послеэкспозиционной интермедии, которая, таким образом, принимает на себя роль переходного построения.
Раздел, имеющий значение связующе-побочной труппы, начинается в главной тональности (правда, после каданса в Cis-dur, см. такт 11) и лишь затем модулирует в доминантовую, закрепляя ее полным совершенным кадансом (такты 16—17).
В репризе фуги данный раздел транспонируется в полном соответствии с сонатными закономерностями на квинту вниз (кварту вверх), что приводит к субдоминантово-тоническому соотношению тональностей — H-dur, Fis-dur.
Разработка состоит всего лишь из одного связанного с изменением лада (dis-moll) проведения темы и развитой интермедии, разрабатывающей первую интонацию ядра темы в виде канонической секвенции.
Продолжительность экспозиционной части (такты 1 —16) в точности равна продолжительности разработки вместе с репризой (такты 20—35).
Между этими равнодлительными масштабными фазами имеется интермедия, исполняющая роль центрального построения и
отделенная глубокими цезурами как от предшествующей, так и от последующей части.
Мы видели, что строение первой части в некоторых фугах имеет признаки простых форм— двухчастной, трехчастной, двойной трехчастной. Если в этих простых формах роль середины играют интермедии, то первая часть фуги обладает наибольшим внутренним единством, слитностью составляющих ее частей (предполагается, что интермедия не вносит заметного тематического контраста).
Однако элемент простой формы в первой части фуги становится гораздо более заметным, если роль середины исполняют проведения темы, использующие те или иные разработочные средства (стретты, ритмическое, гармоническое, интонационное варьирование и т. п.), но не выводящие за пределы экспозиционных тональностей.
И, наконец, наиболее отчетливо признаки простой формы воспринимаются тогда, когда значение середины имеют инотональные проведения темы (такой случай уже встречался выше,— см, разбор фуг A-dur I и D-dur I). В этом случае строение целого приобретает черты сложной трехчастиой или реже двухчастной композиции.

Источник

Прелюдия до диез мажор хтк ноты

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Ассоциативный образ цикла — «Благовещение». Основой его послужил текст Евангелия от Луки (гл.I, ст. 26-38). Архангел Гавриил, посланный Деве Марии, сообщил ей благую весть, что у нее родится Сын, зачатый непорочно от сошествия Духа Святого, и наречется Иисусом, и это будет сын Божий и Спаситель.

Звучание прелюдии передает «ангельский свет, чистоту, надежду». В ней отразилось образное восприятие: «земля, небо, эфир, колебания крыльев в эфире».

Лютнеобразная фактура вызывает ассоциации с живописными изображениями ангелов, в руках которых музыкальные инструменты, среди них — лютни.

Фактура выписана Бахом дифференцированно: бас — средний голос — арпеджированные фигурации. Это соответствует трем уровням: земля — человек — небо. Слушать эту фактуру надо также дифференцированно, окрашивая каждый фактурный пласт своим тембром. Дирижером является средний голос, так как он задает основную ритмическую пульсацию шестнадцатыми. Речитатив в конце прелюдии истолковывался как «слово», «весть».

По Б.В. Яворскому, теме фуги соответствуют слова Евангелия: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Ев. от Луки, гл. I, стих 38). В основу темы положены начальная строфа хорала «Was Gott tut das ist wohlgetan» («Что господь делает, то во благо») и его третья строфа «Er ist mein Gott, der in der Not. » («Он мой Господь, который в нужде моей»).

Тема фуги C-dur звучит в начальном номере кантаты №77 «Du sollst Gott, deinen Herren, lieben von ganzen Herzen» («Возлюби всем сердцем Бога, Господа твоего»). Эта тема близка также начальным строфам хоралов «Только один Бог на небесах») и «Величит душа моя Господа». Столь многочисленные аналогии не оставляют сомнений для понимания содержания фуги. На основании этого восходящий поступенно мотив из 4-х звуков является символом постижения воли Господней. Тема содержит интервал восходящей кварты. Он издавна используется для выражения бодрости, устойчивости, надежной опоры. В хоралах и кантатах на мотивы с интервалом кварты часто приходятся ключевые слова, говорящие о стойкости в вере, принятии воли Бога, надежде и уверенности. В «Хорошо темперированном клавире» кварты также выражают стойкость, истовость веры. Не случайно так много квартовых интонаций в прелюдиях и фугах Ми-бемоль мажор I и II томов, посвященных догмату Святой Троицы (тональность Ми-бемоль мажор, имеющая в ключе 3 бемоля, семантически ассоциировалась со священным понятием триединства — Троицы). Так же истово звучат интервал кварты в заключительном разделе фуги Ми мажор II тома, содержание которой определяется темой, цитирующей начало хоралов «Хвалите господа» и «Иисус, будь вознесен». Интервал кварты, кроме того, является контуром, сокращенным изложением символа постижения воли Господней. На основании вышеизложенного квартовый ход можно трактовать как символ истовой веры.

Нисходящий мотив из трех групп по четыре шестнадцатых соответствует в христианской числовой символике таинству Евхаристии — Святого причастия (444)

В христианстве существовала традиция числовой символики: священные имена, понятия и слова имели спои числовые выражения (по соответствию букв алфавита их порядковому числу — A-1, В-2 и т. д.). В 1-м послании апостола Павла к коринфянам (гл. 10, ст. 16) содержится священное выражение «плоть и кровь», соответствующее таинству Евхаристии Святого Причастия. Сумма порядковых чисел греческих букв , составляющих эти слова, равняется числу 444. Таким образом, это священное число является числовым символом святого Причастия.* Эта традиция распространялась и на музыку. Исследователь числовой символики в музыке барокко Ю. П. Петров впервые обратил внимание на то, что И. С. Бах графически записывает числа путем интервалов и отрезков гамм (10). Так, нисходящий мотив из трех групп по четыре шестнадцатых образует число 444 и является музыкальным символом этого важнейшего таинства христианства.
Итак, тема фуги C-dur содержит раскрытие следующих идей: постижение воли Господней, непоколебимая вера, приобщение Святых тайн (Причастие). Фуга построена только на проведениях темы, которая не умолкает ни на один такт. Интермедии полностью отсутствуют.
Это говорит о возвышенной строгости содержания, сосредоточенности на одной идее.
Заключающее фугу восхождение (фигура anabasis) соответствует словам Евангелия: «И отошел от Нее Ангел». В конспектах семинаров есть запись: «Ангел исчезает, дважды оглянувшись на Марию».
Величавое спокойствие этой музыки Риман определяет как «портал к возвышенному и чудесному произведению полифонического искусства Баха» всему «Хорошо темперированному клавиру*.
Мы считаем, что такое же глубокое по мысли содержание присуще 1-й двухголосной инвенции C-dur, открывающей «малый цикл* инвенций и симфонии.
В основе инвенции лежит та же символика постижения воли Господней.

Квартовая интонация с. секундовым завершением является символом предопределения, принятия воли Бога, предуготованного жребия. Этот символ непременно присутствует во всех циклах, связанных со страданиями Христа. Он яростно утверждается в теме фуги g-moll II том, посвященной бичеванию и распятию Христа на Голгофе; этот мотив является третьей темой тройной фуги cis-moll из I тома, ассоциативным образом которой служит эпизод моления Христа в Гефсиманском саду. Здесь он выражает неизбежность принятия смертной муки. Символ предопределения звучит в противосложении фуги fis-moll из I тома, трактуемой как шествие на Голгофу.
В инвенции C-dur этот символ звучит восторженно, выражая радостную готовность принятия воли Бога.
В партии баса проходит символ Святого Причастия — трижды по четыре восьмых, — также общий для инвенции и фуги.

В басу звучат характерные ходы на октаву вниз, часто используемые композиторами той эпохи со словами «Sanctus» -«Свят». Подобный ход баса встречается, к примеру, в прелюдии G-dur I тома, славословящей воскресение Христа.

Источник

Прелюдия до диез мажор хтк ноты

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Ассоциативный образ цикла — «Благовещение». Основой его послужил текст Евангелия от Луки (гл.I, ст. 26-38). Архангел Гавриил, посланный Деве Марии, сообщил ей благую весть, что у нее родится Сын, зачатый непорочно от сошествия Духа Святого, и наречется Иисусом, и это будет сын Божий и Спаситель.

Звучание прелюдии передает «ангельский свет, чистоту, надежду». В ней отразилось образное восприятие: «земля, небо, эфир, колебания крыльев в эфире».

Лютнеобразная фактура вызывает ассоциации с живописными изображениями ангелов, в руках которых музыкальные инструменты, среди них — лютни.

Фактура выписана Бахом дифференцированно: бас — средний голос — арпеджированные фигурации. Это соответствует трем уровням: земля — человек — небо. Слушать эту фактуру надо также дифференцированно, окрашивая каждый фактурный пласт своим тембром. Дирижером является средний голос, так как он задает основную ритмическую пульсацию шестнадцатыми. Речитатив в конце прелюдии истолковывался как «слово», «весть».

По Б.В. Яворскому, теме фуги соответствуют слова Евангелия: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Ев. от Луки, гл. I, стих 38). В основу темы положены начальная строфа хорала «Was Gott tut das ist wohlgetan» («Что господь делает, то во благо») и его третья строфа «Er ist mein Gott, der in der Not. » («Он мой Господь, который в нужде моей»).

Тема фуги C-dur звучит в начальном номере кантаты №77 «Du sollst Gott, deinen Herren, lieben von ganzen Herzen» («Возлюби всем сердцем Бога, Господа твоего»). Эта тема близка также начальным строфам хоралов «Только один Бог на небесах») и «Величит душа моя Господа». Столь многочисленные аналогии не оставляют сомнений для понимания содержания фуги. На основании этого восходящий поступенно мотив из 4-х звуков является символом постижения воли Господней. Тема содержит интервал восходящей кварты. Он издавна используется для выражения бодрости, устойчивости, надежной опоры. В хоралах и кантатах на мотивы с интервалом кварты часто приходятся ключевые слова, говорящие о стойкости в вере, принятии воли Бога, надежде и уверенности. В «Хорошо темперированном клавире» кварты также выражают стойкость, истовость веры. Не случайно так много квартовых интонаций в прелюдиях и фугах Ми-бемоль мажор I и II томов, посвященных догмату Святой Троицы (тональность Ми-бемоль мажор, имеющая в ключе 3 бемоля, семантически ассоциировалась со священным понятием триединства — Троицы). Так же истово звучат интервал кварты в заключительном разделе фуги Ми мажор II тома, содержание которой определяется темой, цитирующей начало хоралов «Хвалите господа» и «Иисус, будь вознесен». Интервал кварты, кроме того, является контуром, сокращенным изложением символа постижения воли Господней. На основании вышеизложенного квартовый ход можно трактовать как символ истовой веры.

Нисходящий мотив из трех групп по четыре шестнадцатых соответствует в христианской числовой символике таинству Евхаристии — Святого причастия (444)

В христианстве существовала традиция числовой символики: священные имена, понятия и слова имели спои числовые выражения (по соответствию букв алфавита их порядковому числу — A-1, В-2 и т. д.). В 1-м послании апостола Павла к коринфянам (гл. 10, ст. 16) содержится священное выражение «плоть и кровь», соответствующее таинству Евхаристии Святого Причастия. Сумма порядковых чисел греческих букв , составляющих эти слова, равняется числу 444. Таким образом, это священное число является числовым символом святого Причастия.* Эта традиция распространялась и на музыку. Исследователь числовой символики в музыке барокко Ю. П. Петров впервые обратил внимание на то, что И. С. Бах графически записывает числа путем интервалов и отрезков гамм (10). Так, нисходящий мотив из трех групп по четыре шестнадцатых образует число 444 и является музыкальным символом этого важнейшего таинства христианства.
Итак, тема фуги C-dur содержит раскрытие следующих идей: постижение воли Господней, непоколебимая вера, приобщение Святых тайн (Причастие). Фуга построена только на проведениях темы, которая не умолкает ни на один такт. Интермедии полностью отсутствуют.
Это говорит о возвышенной строгости содержания, сосредоточенности на одной идее.
Заключающее фугу восхождение (фигура anabasis) соответствует словам Евангелия: «И отошел от Нее Ангел». В конспектах семинаров есть запись: «Ангел исчезает, дважды оглянувшись на Марию».
Величавое спокойствие этой музыки Риман определяет как «портал к возвышенному и чудесному произведению полифонического искусства Баха» всему «Хорошо темперированному клавиру*.
Мы считаем, что такое же глубокое по мысли содержание присуще 1-й двухголосной инвенции C-dur, открывающей «малый цикл* инвенций и симфонии.
В основе инвенции лежит та же символика постижения воли Господней.

Квартовая интонация с. секундовым завершением является символом предопределения, принятия воли Бога, предуготованного жребия. Этот символ непременно присутствует во всех циклах, связанных со страданиями Христа. Он яростно утверждается в теме фуги g-moll II том, посвященной бичеванию и распятию Христа на Голгофе; этот мотив является третьей темой тройной фуги cis-moll из I тома, ассоциативным образом которой служит эпизод моления Христа в Гефсиманском саду. Здесь он выражает неизбежность принятия смертной муки. Символ предопределения звучит в противосложении фуги fis-moll из I тома, трактуемой как шествие на Голгофу.
В инвенции C-dur этот символ звучит восторженно, выражая радостную готовность принятия воли Бога.
В партии баса проходит символ Святого Причастия — трижды по четыре восьмых, — также общий для инвенции и фуги.

В басу звучат характерные ходы на октаву вниз, часто используемые композиторами той эпохи со словами «Sanctus» -«Свят». Подобный ход баса встречается, к примеру, в прелюдии G-dur I тома, славословящей воскресение Христа.

Источник

Оцените статью