Преподаватель гитары или преподаватель по гитаре

Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска

Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.

Где этому учат

Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.

То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.

В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.

Читайте также:  Прокимен востани господи боже мой ноты

Как я пришла в профессию

Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.

За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.

Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.

Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.

Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.

Легко ли найти работу

И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.

Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.

Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.

Трудовой процесс

С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Реадовка и гитарный концерт.

Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.

Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.

О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.

Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.

Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.

Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Основные практические плюсы моей профессии:

  • оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность совместительства;
  • полный соцпакет.
  • длительное время освоения профессией;
  • необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
  • часто меняются критерии прохождения аттестации.

В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.

Источник

Как начать преподавать игру на гитаре

Каждый день кто-то впервые берет в руки гитару. Казалось бы, вокруг множество преподавателей по музыке, но когда речь заходит о поиске подходящего человека, начинаются сложности. Спрос на преподавателей растет, и музыкантам, нуждающимся в подработке или вообще ищущим новую основную работу, это особенно на руку.

Если вы хороший гитарист, и решили, что хотите стать профессиональным преподавателем, вам необходимо хорошо подготовиться. Вот несколько шагов, которые приблизят вас к достижению вашей цели.

ПРОХОДИТЕ КУРСЫ И БЕРИТЕ УРОКИ САМИ

Вы уже можете быть отличным гитаристом-самоучкой. Но, чтобы начать преподавать, вам лучше самим походить на курсы – даже не для того, чтобы научиться что-то играть, а чтобы посмотреть, как происходит процесс обучения. Обладание знаниями и навыками вовсе не означает, что вы можете передавать эти знания. Наверняка вы привыкли к тому, что когда гитара попадает в ваши руки, вы начинаете играть и концентрируетесь на музыке. В процессе преподавания вам также придется держать гитару, но уделять все внимание придется ученику. Вы должны научиться выдавать конструктивную критику и исправляя ошибки. Одним людям преподавание дается естественно, другим начать переключаться на ученика гораздо сложнее. Но хорошая новость заключается в том, что этот навык тренируется.

ИЗУЧАЙТЕ КНИГИ ПО МЕТОДИКЕ

Велика вероятность того, что в какой-то момент вы начнете учить своих студентов по какой-либо книге. Одни преподаватели пользуются книгами, потому что сами выбирают их, другие – потому что институции или студии, при которых они преподают, требуют определенного подхода и конкретных книг.

В любом случае, стоит посвятить время штудированию учебных книг, просто потому, что вы сами можете не знать чего-то, чего от вас потребует студент. Если вам никогда не были нужны ноты, то самое время научиться их читать – это никогда не будет лишним.

ИЗУЧИТЕ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ СТИЛИ

Хотя некоторые преподаватели специализируются на конкретных стилях, будь то хардрок или блюз, очень полезно иметь универсальные навыки в разных стилях. Не все из ваших студентов захотят учиться на одном и том же материале, а кто-то вообще может прийти с просьбой разучить последний ТОП-40 Billboard.

В некоторые моменты вам самим будут надоедать просьбы студентов, особенно когда, например, нужно будет адаптировать синтезаторный рифф для гитары, но очень важно научиться сохранять интерес студента к занятиям. Да, это одна из ваших первоочередных задач – делать так, чтобы он с энтузиазмом шел на следующий урок. Многие, даже самые способные студенты, могут потерять этот энтузиазм и оставить самостоятельные занятия дома, если им будет скучно во время уроков. Нужно всегда быть чуткими к тому, на чем хочет учиться ваш подопечный – будь то панк, кантри, джаз или хэви-метал.

Также, если вы можете работать с разными жанрами, люди привыкнут советовать вас друг другу – а это немаловажно для продолжения карьеры.

ЗАПИСЫВАЙТЕ И ПУБЛИКУЙТЕ СОБСТВЕННУЮ МУЗЫКУ

Запись и выпуск собственной музыки требует значительных усилий, но для преподавательской карьеры это очень полезно. Ваш материал – это демонстрация ваших навыков, первый шаг к знакомству с вами, как с музыкантом. Конечно, если у вас нет четких планов относительно собственных релизов и выступлений, собрать материал, достойный целого альбома, может быть довольно сложно. Но если вы можете сделать это, у вас будет больше шансов найти клиентов.

Играть в своей спальне или на репетиционной базе – это, конечно, здорово. Но все же не так здорово, как играть перед публикой. Живые выступления – очень полезная практика. Конечно, вы можете не иметь никаких амбиций, касающихся публичных выступлений, но если вы сможете перед людьми выполнить все то, что делаете наедине с собой, вам будет гораздо легче найти путь к настоящему мастерству.

Многим из потенциальных клиентов будет гораздо интереснее работать с тем, кто имеет опыт выступлений перед аудиторией, даже если он невелик. Начинающие музыканты зачастую будут нуждаться в совете, касающемся отношений с публикой – и вам, как преподавателю, лучше всего быть готовыми к подобным вопросам.

Портфолио преподавателя гитары состоит в том числе и из вещей, которые мы обсудили выше. Вот пункты, которые вам нужно перечислить, публикуя объявление о наборе студентов:

  • Ваши учителя и курсы . Кто вас учил и как долго? Здесь могут быть не только звезды, но и локально известные преподаватели и школы. Что касается курсов – лучше указать те, которые вы прошли полностью.
  • Книги и материалы, которые вы прочитали. По каким книгам вы учились? Также перечисляйте лишь те, которые вы понимаете от начала и до самого конца.
  • Музыкальные стили, с которыми вы можете работать. Здесь вы можете перечислить основные любимые стили и те, которые вы хорошо изучили и которые вам не противоречат.
  • Музыка, которую вы выпускали. Перечислите собственные альбомы, синглы и ЕР, а также (если есть) записи, в которых в участвовали как сессионный музыкант.
  • Шоу, которые вы играли. Здесь то же самое – собственные концерты, туры и фестивали, и те, где вы участвовали в качестве приглашенного музыканта. Не забудьте перечислить площадки – это тоже очень важно.

Не забывайте, чем полнее информация, предоставляемая вами, тем легче будет составить ваш портрет потенциальному клиенту. Даже если ваш список не будет блистать громкими именами и площадками, важно показать, насколько усердно вы работали, чтобы стать мастером своего дела.

СОСТАВЬТЕ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

Конечно же, придется менять этот план от одного студента к другому – ведь каждый нуждается в индивидуальном подходе. Опытный преподаватель знает, как сделать так, чтобы каждый студент был заинтересован и мотивирован.

Вам не нужен железный план, который работал бы в каждом отдельном случае. Но вам необходим некий каркас, который будет помогать при каждом уроке. В конце концов, все ваши ученики будут развиваться в совершенно разном темпе и в разных направлениях. Вы можете вдохновить их, но ход занятий по большей части все же будет зависеть от них самих.

Учебным планом может поинтересоваться как родитель ребенка, который хочет учиться, так и ответственный молодой студент, который не хочет терять время. «Я научу вас играть на гитаре» — это очень абстрактный план. Если студент ни разу не держал в руках гитару, вы должны быть готовы рассказать, в течение какого времени вы объясните анатомию гитары, покажете упражнения для пальцев, потренируете гаммы для одной струны и когда будете готовы разучить его любимые песни.

Как только вы подготовите базу для преподавания, начинайте искать студентов. Даже если вы привыкли находить любые проекты через друзей и коллег, не стоит пренебрегать обычными сайтами с объявлениями обо всем на свете. Представьте себе желающего научиться играть человека, который никогда в жизни не ходил на концерты, понятия не имеет о локальной сцене, и которому не к кому больше обратиться, кроме как к поисковой системе в интернете.

Конечно же, стоит написать во всех своих аккаунтах в соцсетях, развесить объявления на дружественных репетиционных базах и постоянно рассказывать всем людям, с которыми вы встречаетесь, о том, что вы начали практику преподавания.

Не нужно ожидать, что после первого же вашего объявления вам начнут поступать тонны писем и запросов. Начните с пары студентов, опробуйте на них собственное мастерство – можете даже пригласить несколько знакомых, не требуя от них платы. Если будете стараться, то сарафанное радио вкупе с объявлениями очень скоро сделают свое дело.

___
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉

Источник

Оцените статью