Преподаватель по классу фортепиано это

Специфика работы преподавателя игры на фортепиано

Разделы: Музыка

В этой работе хотелось бы поделиться своими наблюдениями и 34-летним опытом работы в музыкальной школе.

Достижения музыкального образования в нашей стране широко известны и признаны во всем мире. Но жизнь идет вперёд и предъявляет к музыкантам всё возрастающие требования. Перед нами, музыкантами-педагогами, стоят нелёгкие задачи: воспитывать массового слушателя, повышать его культуру и приближать профессиональную музыкальную школу к требованиям жизни.

В последнее десятилетие к великому нашему сожалению интерес к классической музыке несколько снизился. Мир, в котором живут сегодняшние дети, полон насилия. Равнодушие, жестокость, показ “дешёвых” сериалов – всё это наносит огромный ущерб детской психике. Век компьютера и Интернета оттеснил живое исполнение на второй план. Почти нет конкурса для поступления в музыкальную школу, берем практически всех, недобор абитуриентов в музыкальные училища. Родители одаренных детей выбирают им другой путь – престижные вузы и получение хорошо оплачиваемой специальности. Поэтому наша главная задача – духовная направленность нашей деятельности: знать, о чем думает ученик, что делает, а наше общение – это связь с ребёнком через язык музыки.

Первая встреча педагога с учеником – волнующий момент. Для ребенка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит учитель (даже внешне), манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разнообразные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о его времяпрепровождении. Все это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним. Рассказываю о нашей школе, о предстоящих занятиях, поём знакомые песенки. И если вижу радостные глаза ребенка и его желание прийти на следующий урок – это уже для меня маленькая победа. На следующих уроках занимаемся подбором на слух простых песен – развиваем слух. Знакомимся с фортепиано, его возможностями, изучаем нотную грамоту и штрихи. Большое значение имеет слушание музыки. Произведения, как правило, доступны по содержанию и форме. Например:

Майкапар “Маленький командир”;
Чайковский “Болезнь куклы”;
Кёрнер “Малыш”;
Моцарт “Менуэт” и другие.

В этот период надо не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Ученик верит учителю и через него ещё больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддаётся её обаянию, ему легче передать это настроение ребёнку. А у него, в свою очередь появляется интерес сыграть, и не просто сыграть, пусть неумело, но по-своему, донести смысл музыки.

Это пробуждение инициативы – первый успех в работе и правильный подход к ученику.

Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани, донести до слушателя, как крупный план, так и мельчайшие детали замысла композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключен целый оркестр, в котором он и дирижёр, и исполнитель всех партий. Поэтому, чтобы выполнить эти задачи у пианиста должна быть хорошая координация рук – над этим работаем на протяжении всего периода обучения в школе.

Основой системы исполнительских навыков является звукоизвлечение. Необходимо стремиться к тому, чтобы пальцы “пели”, звук “тянулся”, был глубоким и полным. С первых шагов обучения у ребенка должны развиваться музыкальные представления, воспитываться художественный вкус. Когда мы говорим “красивый звук” – это значит звук живой, полный. Наиболее важным в овладении навыками звукоизвлечения является “подготовка рук” к исполнению. “Приготовиться” – значит заранее представить себе характер звучания.

“Приготовить руки” – то же, что взять дыхание в пении.

С первых же уроков учеников надо приучать к точной аппликатуре: важно взять верную ноту и именно соответствующим пальцем. Небрежность в отношении аппликатуры входит в привычку и с трудом искореняется. Поэтому аппликатура должна быть проанализирована преподавателем в соответствии с намеченной фразировкой и характером.

Исполнение музыкального произведения – это сотворчество с композитором. Пьеса “живёт”, когда она озвучена в соответствии с её замыслом. Задача исполнителя не только “прочитать” текст, но и проникнуть в сущность нотной записи. Чтоб удивить кого-то – надо самому удивиться. Процесс работы над произведением происходит следующий путь: от эскизного воспроизведения до постепенного вырисовывания замысла. Огромную роль играют здесь словесные указания преподавателя и наглядный показ произведения.

Объясняю материал и общаюсь с учеником в зависимости от его возраста. В младших классах сочиняем стихи, придумываем небольшие рассказы, дети с удовольствием рисуют услышанное. В старших – опираемся на знания из музыкальной литературы, гармонии и сольфеджио. Процесс разучивания музыкального произведения сложен и трудоёмок.

Наиболее существенным является правильное прочтение текста. Использую несколько способов:

  • исполняю пьесу, рассказываю о ней, а затем с учеником разбираем текст на уроке;
  • потом тоже самое, но разбор даю на самостоятельность;
  • полностью самостоятельное прочтение текста, а затем проверяю работу на уроке.

Наблюдая за учениками, отмечаю, что каждый ученик индивидуален и разбор зависит от знаний, подготовленности, его эмоциональности. Для большинства главная цель – сыграть от начала до конца, не заставляя себя обдумывать проигранное. А наша главная задача – научить учеников самостоятельно мыслить и работать. Поэтому необходимо знакомить со строением музыкальной речи, будить творческую фантазию, кропотливо работать над деталями, уметь вычленить технические трудности, приучать ученика вслушиваться в исполняемую музыку. Наконец произведение выучено наизусть, тщательно разобрано и наступает последний, заключительный этап работы – найти художественный образ и отразить его в исполнении.

Задача музыки – не точное описание, а пробуждение чувств. Их нельзя изобразить, их надо пережить. Необходимо постараться передать поэтическую атмосферу произведения, вникнуть в мелодию, форму, гармоническое строение и другие средства выразительности. Важно чувствовать живой пульс исполнения, дыхания, цезуру.

Музыка – искусство, развивающееся во времени, поэтому важно найти кульминации частей и всего произведения в целом. И одно из самых важных моментов – воспитать правильное отношение к публичной игре. Выступление – это очень серьёзно. Ученикам разъясняю, что он несет ответственность перед слушателями, автором произведения, перед самим собой, своими педагогами.

Очень важен выход на сцену: отрабатываем перед концертом умение правильно и достойно выйти, поклониться (поздороваться со слушателями), настроиться (мысленно проиграть одну фразу), а затем после исполнения опять поклониться (поблагодарить слушателей) и уйти. На репетициях отрабатываем это по несколько раз.

Наши ученики – активные пропагандисты музыки в нашем городе. Каждый год проводим немало концертов для учеников и преподавателей общеобразовательных школ города, воспитанников детских садов, для приюта “Надежда”, населения города. Тематика самая различная:

  • “музыка вокруг нас”;
  • “музыкальные жанры”;
  • “как слушать и понимать музыку”;
  • “с днем рождения республика моя”;
  • “Чайковский – певец русской души”;
  • “программно – изобразительная музыка”.

В заключении хочу сказать, что музыка является важнейшей составной частью духовной жизни человека. И то, как мы воспитываем подрастающее поколение, будет зависеть насколько интересен, человек, как богат будет его духовный мир и мировоззрение. И мы, педагоги – музыканты, несём ответственность за свою педагогическую и воспитательную деятельность.

  1. Е.М. Тимакин. “Навыки координации в развитии пианиста”.
  2. Е.М. Тимакин. “Воспитание пианиста”.

Источник

Преподаватель фортепиано: профессиональные качества и должностные обязанности

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Преподаватель фортепиано – профессия творческая и интересная, но идти работать учителем музыки нужно исключительно по призванию. Только тогда работа будет приносить удовлетворение и пользу окружающим. Прежде чем решиться обучаться этой профессии, нужно знать, какие профессиональные качества важны для педагога и какие должностные обязанности предстоит выполнять.

Особенности профессии

Преподаватель фортепиано должен не только в совершенстве владеть инструментом, иметь слух и чувство ритма, знать нотную грамоту, историю музыки, уметь подобрать на слух и сыграть любое произведение. Педагог, помимо игры на фортепиано, должен обучить детей всему, что умеет сам.

Особенности профессии заключаются в том, что к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Преподаватель с каждым учеником занимается отдельно несколько раз в неделю, он знает, на что способен тот или иной ребенок, какие у него возможности. Одному нужно уделить больше внимания и остановиться на сложных моментах, повторяя их из урока в урок. Другому, напротив, нужна усиленная программа. Он быстро все схватывает, хорошо готовится к урокам и готов к участию в конкурсах. В этом случае стоит сконцентрироваться на подготовке к таким мероприятиям. После знакомства и нескольких месяцев занятий с учеником видит, будет ли это образование просто для общего развития или ребенок серьезно планирует связать свою жизнь с музыкой.

Во втором случае, возможно, нужны дополнительные занятия, чтобы лучше подготовиться и более успешно сдать экзамены.

Важные качества

Работа с детьми требует от человека определенных качеств. Нужно быть довольно терпеливым прежде всего. Не все юные музыканты одинаково хорошо усваивают искусство игры на инструменте. Но от преподавателя зависит очень многое. Он должен заинтересовать, вдохновить, не забывать хвалить ученика даже за маленькие успехи, чтобы у него был стимул. За первыми успехами придут более значительные. Характеристика преподавателя от этого получает высокую оценку от учеников и их родителей. О качестве преподавания красноречиво говорят достижения детей, высокие оценки, победы в конкурсах, участие в концертах и фестивалях.

Помимо профессиональных качеств, педагог должен обладать и другими важными чертами, к которым относятся следующие:

  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • умение чувствовать настроение ребенка;
  • желание быть не просто наставником, а хорошим другом;
  • в сложных ситуациях оказать моральную поддержку.

Должностные обязанности

Преподавателя музыки на работу принимает директор музыкальной школы, и увольняет он же. Но для этого должны быть веские причины. Например, невыполнение своих должностных обязанностей. В процессе своей деятельности преподаватель музыки должен выполнять следующие функции:

  • обучать ребенка игре на инструменте;
  • воспитывать в нем любовь к искусству;
  • способствовать формированию эстетического вкуса;
  • развивать творческие способности;
  • стимулировать стремление ребенка к достижению новых высот;
  • организовывать различные музыкальные мероприятия, которые способствует развитию творческих способностей и формированию вкуса учеников.

Но это далеко не все. Учитель вместе с другими коллегами принимает участие в разработке образовательных программ, стремится совершенствовать процесс обучения. Участвует во всех школьных, а также городских, краевых мероприятиях, причем не только готовит учеников, но и сам демонстрирует свои способности, являясь таким образом примером для подражания. Ученик должен видеть в своем педагоге идеал, к которому ему хотелось бы стремиться.

Кроме того, преподаватель проводит собрания, консультации для родителей, разъясняет все, что может вызывать вопросы у родителей, подсказывает, как контролировать учебный процесс и какую помощь оказывать дома. Преподаватель может по своему усмотрению проводить дополнительные занятия, если чувствует, что ребенок отстал по причине болезни или что-то ему дается с трудом. Также количество занятий может быть увеличено, если предстоит конкурс или другое ответственное мероприятие.

Если преподаватель музыки не работает в школе, он может заниматься с учениками на дому или в качестве репетитора по просьбе родителей. Работа на дому возможна и когда учитель работает официально в школе, но исключительно в свое свободное время, когда он не занят основными уроками и другими мероприятиями, в которых он должен участвовать по плану образовательного учреждения.

Обучение и зарплата

Чтобы стать учителем музыки, для начала необходимо поступить в музыкальную школу, хорошо учиться на протяжении всех лет. И не только успешно освоить свой инструмент, а также дополнительный. Кроме того, обязательно изучение таких предметов, как сольфеджио, музыкальная литература. После успешной сдачи экзаменов и окончания музыкальной школы нужно поступить в музыкальный колледж, где предстоит совершенствовать свое мастерство, изучая все сопутствующие предметы. И кроме того, придется продолжить обучение и по общеобразовательной программе. После окончания уже можно идти работать в школу. Но на этом можно и не останавливаться, а поступить в высшее учебное заведение. Таких по всей стране очень много, все зависит от места проживания будущего педагога и возможности выехать в другой город с целью обучения. Это могут быть такие учебные заведения:

  • институты искусств;
  • институты культуры;
  • музыкальные академии;
  • консерватории.

Зарплата зависит от разных факторов: опыта работы, квалификации, региона проживания, вида школы, занятости педагога, дополнительной нагрузки. Когда преподаватель приходит в школу сразу после колледжа или вуза, много он получать не будет. Его зарплата может составлять 15–18 тысяч. Но со временем накапливается стаж, появляются дополнительные надбавки.

В среднем зарплата может составить 20–25 тысяч рублей.

Источник

Оцените статью