Придумать ритм по нотам

Придумать ритм по нотам

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.

Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.

Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.

  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.

Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.

Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.

Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.

Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».

Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.

  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.

Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.

Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.

Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.

Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.

Сравните с ответом, представленном ниже:

Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.

Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.

Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Если задали на дом сочинять музыку!

Из письма: «Дочка переходит в третий класс музыкальной школы: на лето по сольфеджио нам задали сочинять музыку. Не могли бы вы подсказать, как нам ей помочь?».

Ну что ж, попробуем что-нибудь подсказать! Пугаться такого задания не нужно – нужно выполнить его просто и корректно. Сочинить лучше всего или песенку, или маленькую пьесу для того инструмента, на котором играем.

Сочиняем песенку на слова детского стихотворения

Проще всего сочинить песенку. Для неё мы или сами сочиняем слова (небольшой стишок на 4 или на 8 строчек), или берём любое готовое детское стихотворение, потешку и т.д. Например, всем известное «Мишка косолапый по лесу идёт…».

Стихотворение делим на фразы, прям как оно идёт по строчкам или по половинке строчки. Одна фраза или строчка стихотворения равна одной музыкальной фразе. Например:

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.

Теперь всё это оформляем музыкально. Выбираем любую мажорную тональность, если содержание песенки весёлое и светлое (например, до мажор или ре мажор), или какую-нибудь минорную тональность, если стихотворение грустное (например, ре минор, ми минор). Ставим ключевые знаки, дальше выбираем размер (2/4, 3/4 или 4/4). Сразу можно наметить такты – по четыре такта на одной нотной строчке. А ещё, исходя из характера текста, можно также сразу придумать темп – медленная это будет песенка или быстрая, бодрая.

И когда мы определились с такими простыми вещами, как лад, тональность, темп и размер, можно непосредственно переходить к придумыванию мелодии. И здесь нужно учитывать два основных момента – ритм мелодии и то, из каких по высоте звуков будет составлена мелодия.

Варианты мелодического развития

Сейчас мы покажем несколько примеров того, как может развиваться мелодическая линия в вашей песенке:

  • повторение одного и того же звука или даже музыкальной фразы;
  • движение вверх по ступеням гаммы;
  • движение вниз по ступеням гаммы;
  • движение вверх или вниз через одну ступеньку;
  • различные виды опеваний одной нотки соседними нотками;
  • скачки на любые интервалы (не зря же вы их проходили?).

Не обязательно придерживаться на протяжении всей песенки лишь одного приёма мелодического развития, нужно эти приёмы чередовать, комбинировать, смешивать между собой.

А ещё нужно проследить за тем, чтобы мелодическое движение по своему направлению не было однородным (то есть только вниз или только вверх). Проще говоря, если в одном такте мы мелодия двигалась вверх (поступенно или скачком), то в следующем такте мы должны или удержать достигнутую высоту повторением на одной ноте, или пойти вниз или заполнить образовавшийся скачок.

Какой нотой начать и закончить песню?

В принципе начать можно с любой ноты, особенно если ваша музыка начинается с затакта (помните, что это такое?). Главное чтобы первая нота принадлежала той тональности, которую вы изначально выбрали. И ещё, если первая нота не является одной из устойчивых ступеней (I-III-V), тогда нужно как можно скорее после неё поставить ноту, которая бы относилась к устойчивым. Мы ведь должны сразу показать, в какой тональности находимся.

Ну и, конечно же, закончить песню мы должны на тонике – на первой, самой устойчивой, ступени нашей тональности – не забывайте об этом.

Варианты ритмического развития

Здесь, чтобы всё получилось, как надо, просто внимательно прорабатываем наш текст: ставим ударения в каждом слове. Что это нам даст? Мы узнаем, какие слоги ударные, а какие безударные. Соответственно, мы должны стараться сочинять музыку так, чтобы ударные слоги приходились на сильные доли, а безударные – на слабые.

Кстати, если вы разбираетесь в стихотворных размерах, то без труда поймёте и логику музыкального ритма – иногда стихотворный размер может буквально совпадать с музыкальным именно по чередованию ударных и безударных слогов (долей).

Итак, вот несколько вариантов ритмического рисунка для мелодии сочиняемой вами песенки (также как и мелодические приёмы их нужно комбинировать):

  • равномерное движение одних и тех же длительностей по одной на каждый слог текста;
  • распевы – по две или три ноты на один слог текста (распеваются чаще концы фраз, иногда также и начала фраз);
  • более протяжённые длительности на ударных слогах и мелкие длительности на безударных слогах;
  • затакт, когда стихотворение начинается с безударного слога;
  • ритмическое растягивание фраз к концу (замедление движения в конце фраз);
  • использование по необходимости пунктирного ритма, триолей или синкоп.

Какой результат может получиться?

Ну, конечно же, никто не ждёт от ученика начальных классов музыкальной школы каких-то шедевров – всё должно быть довольно просто, но со вкусом. Тем более, что это ваш самый первый композиторский опыт. Пусть это будет совсем маленькая песенка – на 8-16 тактов (2-4 нотные строчки). Вот, например, что-то наподобие такого:

Мелодию, которую вы сочинили, нужно красиво переписать на отдельный листочек. Желательно к своему сочинению подобрать, нарисовать или приклеить какие-нибудь красивые тематические картинки. Того же мишку косолапого с шишками. Всё! Лучшего и не надо! Пятёрка по сольфеджио вам обеспечена. Ну а если непременно хочется достичь уровня «высшего пилотажа», тогда к своей песенке нужно подобрать простой аккомпанемент на фортепиано, аккордеоне, гитаре или на другом инструменте.

Какую ещё музыку можно сочинить?

Да, не обязательно сочинять песенку. Можно написать и инструментальную пьесу. Как это сделать? В любом случае всё начинается с задумки, с идеи, с выбора темы, придумывания названия, а не наоборот – сначала сочинили, а потом думаем, как эту ерунду назвать.

Тема может быть связана, например, с природой, животными, сказками, книгами, которые вы прочитали, игрушками и т.д. Названия могут быть, к примеру, такими: «Дождик», «Солнечный свет», «Мишка и птичка», «Ручеёк бежит», «Птички поют», «Добрая Фея», «Храбрый солдат», «Смелый рыцарь», «Жужжание пчёл», «Страшная сказка» и т.д.

Здесь вам придётся подойти к решению поставленных задач творчески. Если в вашей пьесе есть персонаж, то вы должны определиться с тем, как вы его собираетесь представить – кто он? как выглядит? что делает? что и кому говорит? какой у него голос, характер? какие повадки? Ответы на эти и другие вопросы, которые вы сами себе зададите, нужно воплотить в музыке!

Если ваша пьеса посвящена какому-нибудь явлению природы, то в вашем распоряжении – средства музыкальной живописи, изобразительности: это и регистры (высоко и звонко или низко и гулко?), и характер движения (размеренно, как дождик, или бурно, как поток ручья, или завораживающе и медленно, как восход солнца?), и динамика (тихие трели соловья или оглушающий грохот грозы?), и гармонические краски (нежные пасторальные консонансы или острые, жёсткие и неожиданные диссонансы?) и т.д.

В сочинении инструментальной музыки возможен и другой подход. Это когда вы обращаетесь не к каким-то конкретным образам, а к довольно известным жанрам танца. Например, вы можете написать «Маленький вальс», «Марш» или «Детскую польку». Выбирайте, что хотите! В этом случае вам нужно будет учитывать особенности выбранного жанра (их можно посмотреть в энциклопедии).

Точно так же, как и в случае с песней, при сочинении инструментальной музыки большим плюсом для вас может стать предоставленный рисунок в тему вашей музыки. На этом нам пора заканчивать. Желаем вам творческих успехов!

Источник

Оцените статью