15 основных понятий и техник игры на акустической гитаре
Для большинства из нас акустическая гитара стала настоящим проводником в увлекательный мир гитар и музыки в целом. Многие молодые музыканты сначала некоторое время учатся на акустике, а потом покупают более дорогие электрогитару и усилитель, пока другие становятся поклонниками акустической гитары на всю жизнь. В любом случае, познание основ игры на акустике может быть очень полезным. Ниже описаны 15 ключевых терминов и техник игры на гитаре, которые первым делом понадобятся новичкам.
1. Бой
Игра боем – это основа основ, то, чему нужно учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд, зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.
Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.
2. Синкопированный бой
Теперь, когда вы освоили обычный бой, перейдём к следующему шагу. Синкопированные звуки – это то, что частенько ставит гитаристов новичков в тупик, особенно тех, кто не интересуется музыкальной теорией. Однако здесь нет ничего сложного. Касаемо гитары, синкопа – это игра, при которой доминируют удары по струнам по направлению вверх.
Как уже упоминалось, игра боем обычно представляет из себя чередование ударов по струнам по направлению вниз и вверх. В большинстве песен вы ударяете по струнам вниз на сильной доле, а вверх – на слабой (то есть на подготовительном моменте к сильной доле).
Во время синкопированного боя игра по направлению вверх либо громче игры вниз, либо некоторые удары вниз пропускаются. Таким образом, в исполняемой композиции получается чередование между игрой с сильной доли и игрой со слабой доли.
3. Смена аккордов
Одной из первых вещей, которой следует научиться начинающему гитаристу, является смена аккордов. Для многих людей, не умеющих играть, перейти с открытого аккорда G на открытый аккорд C является настоящей проблемой. Самым эффективным способом отработки смены аккордов является многократное повторение движения. Поэтому следует выделить некоторое время для ежедневных тренировок.
Есть несколько советов, которые помогут вам быстрее научиться переходить с одного аккорда на другой. Для любого аккорда важной составляющей является правильная постановка пальцев. Это гарантирует оптимальное положение пальцев для быстрого перехода на другой аккорд. Если, ставя аккорд, вы зажимаете струны не теми пальцами, какими положено, это создаст вам много проблем в дальнейшем.
4. Арпеджо
Арпеджо – это когда вы играете отдельные ноты аккорда одну за другой, а не вместе, как в игре боем. Это способствует тому, что при зажиме всего одного аккорда получается довольно эффектная и сочная игра. Для примера послушайте знаменитые треки, в которых очень много арпеджо: «House Of The Rising Sun» от коллектива The Animals или «Stairway To Heaven» от Led Zeppelin.
5. Перебор
Перебор – это когда для игры вы используете свои пальцы, вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора. Такой стиль позволяет создавать сложные и интересные комбинации звуков, используя при этом простейшие аккорды. Искусство заключается в том, чтобы выбрать порядок пальцев во время перебора.
К счастью, есть метод, с помощью которого весь процесс игры перебором можно существенно упростить. Большим пальцем следует играть все ноты на шестой, пятой и четвёртой струнах. Независимо от того, какой аккорд вы зажали, большой палец всегда должен отвечать только за эти струны. Указательным, средним и безымянным пальцами вы перебираете оставшиеся третью, вторую и первую струны соответственно.
Это отличный способ научиться играть перебором. Именно таким образом вы будете играть в 90 процентах случаев использования стиля «Перебор». Если вы хотите овладеть этим стилем в совершенстве, учитесь у таких мастеров, как Jeff Beck и Mark Knopfler.
6. Натуральные гармоники
Всякий раз, когда вы играете какую-либо ноту на гитаре, вы слышите определённую высоту тона – звук, который можно идентифицировать с той или иной нотой. Гармоника – это часть звуковой волны, которую генерирует каждая нота. Все ноты производят серии едва заметных отклонений от основного тона, которые называются обертонами, потому что они выше основного тона. Поэтому гармоникой называется основной тон плюс обертоны.
Знайте, что гармоники можно использовать в своём музыкальном творчестве в качестве творческого приёма. Самым простым способом извлечения обертона является флажолет.
Слегка коснитесь пальцем любой струны прямо над порожком двенадцатого лада и дёрните её. Только не давите на струну, а просто касайтесь. Таким образом вы извлечёте обертон в виде глуховатого звука, отдалённо напоминающего тембр флейты.
Тот же приём можно использовать на пятом и седьмом ладах.
7. Баррэ
Баррэ – это приём игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно. Научившись ставить баррэ, вы сможете быстро выучить множество аккордов, просто передвигая руку с поставленными в одной и той же позиции пальцами по грифу, не меняя постановку. В то же время эти движения могут стать серьёзным вызовом для начинающего гитариста, поскольку такие манипуляции требуют, чтобы левая рука была развита.
На практике, чтобы освоить этот приём и уверенно ставить баррэ, большинству новичков требуется несколько месяцев. Вам следует принять этот факт и не унывать, когда сперва ничего не будет получаться. Полное баррэ также можно построить, используя частичные баррэ, когда надо зажимать две или три струны вместо шести. Песня Джека Джонсона «Flake» является отличным примером, с которого можно начать обучение этому приёму.
8. Частичное баррэ
Большинство гитаристов поначалу испытывает трудности с полным баррэ, потому что необходимо время на разработку руки, чтобы смочь зажимать указательным пальцем все шесть струн. Вы можете немного облегчить себе жизнь, играя частичные баррэ, то есть зажимая две или три струны, а не шесть.
Частичные баррэ помогут вам привыкнуть к зажиманию нескольких струн одновременно. Позже вы сможете перейти уже к полноценному баррэ.
9. Настройка гитары
Одной из главных вещей, которой нужно научиться новичку, является настройка инструмента. Настройка подразумевает регулирование натяжения струн вашей гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту. Если ваша гитара не настроена, всё, что вы играете, будет звучать ужасно, даже при условии, что вы идеально ставите все аккорды. Просто каждая отдельная струна будет выдавать не ту ноту.
В идеале хорошо бы приобрести электронный тюнер, с помощью которого вы сможете настроить инструмент с большой точностью.
Строй Drop D, пожалуй, является наиболее простым гитарным строем, отличным от стандартного. Гитаристы используют его для того, чтобы разнообразить своё творчество и воплотить те или иные музыкальные идеи. От обычного строя Drop D отличается тем, что шестая струна понижается на один тон – с E на D. Такой строй хорошо подходит, если вам часто требуется играть power-аккорды, характерные для стилей хард-рок и хеви-метал.
10. Тактовые размеры 4/4 и 3/4
Практически вся рок- и поп-музыка играется в размере 4/4. Это означает, что музыкальное пульсирование повторяется группами по четыре доли, и, чтобы держать ритм, следует постоянно считать до четырёх. Мы не будем здесь слишком глубоко уходить в теорию музыки. Этого и не нужно, большинство людей легко понимают размер 4/4 на слух. Например, на концертах зрители сами начинают хлопать вместе с песней в 4/4. Это действительно очень распространённый тактовый размер.
Однако 4/4 – не единственный существующий тактовый размер. Довольно популярным размером также является 3/4. Он похож на 4/4, но пульсация идёт в группах по три ноты, то есть следует считать до трёх. Таким образом, цифра «3» в 3/4 говорит, что нужно считать до трёх, а «4» в 3/4 говорит о том, что надо играть четвертные ноты. То есть в размере 3/4 требуется три раза сыграть четвертную ноту.
Понимаем, что в теории это звучит суховато, но правда в том, что для гитаристов это открывает целый ряд отличных шаблонов игры. В качестве примера послушайте песню The Beatles «Lucy in the Sky With Diamonds» – она играется в 3/4.
11. Тактовый размер 6/8
Очень важной вещью, которой следует научиться новичку, является умение играть на гитаре в разных размерах. Тактовый размер даёт основную информацию о ритме музыки, каждый размер имеет свой собственный ритмический рисунок.
6/8 очень сильно отличается от 4/4, но определяется по тем же правилам. Верхняя цифра говорит о том, что в каждом такте надо сыграть 6 нот, а нижняя говорит, какой длительности эти ноты. В данном случае это восьмые. То есть восьмых нот надо сыграть шесть раз в каждом такте. Чтобы сыграть в 6/8, зажмите любой аккорд, считайте до шести и ударяйте по струнам по направлению вниз на каждый счёт.
Часто в 6/8 первая и четвёртая доля играется немного громче остальных. Это может помочь вам почувствовать ритм 6/8. Для примера послушайте песню «Golden Brown» группы The Stranglers, которая играется в 6/8.
12. Мелодический перебор
Найдите несколько простых мелодий, которые можно играть перебором. Это полезно, особенно если вы ещё не достаточно развили руку, чтобы ставить аккорды и быстро менять их. Мелодии часто бывают простенькими, но некоторые действительно сложные, они развиваются и расширяются на протяжении композиции.
Когда дело доходит до игры мелодии перебором на гитаре, лучше всего использовать указательный и средний пальцы. У большинства людей это самые сильные и ловкие пальцы, они обеспечивают оптимальный контроль. Играя указательным и средним пальцами, вы можете развить большую скорость. Игра гитариста Andy Fairweather Low в песне Эрика Клэптона «Tears In Heaven» является отличным примером игры пальцами.
13. Стаккато
Стаккато – это приём игры на гитаре, характеризующийся отрывистой игрой, звуки отделяются друг от друга короткими паузами. На нотном листе стаккато обозначается точками над или под нотами у их головок. Существует два основных способа игры в стиле стаккато на гитаре: глушение правой рукой и глушение левой рукой (здесь и ниже говорим о гитаристах-правшах). Оба способа подразумевают глушение струн сразу после удара по ним.
В первом случае нужно глушить струны правой ударной рукой, положив её на струны возле бриджа. Во втором случае, чтобы заглушить струны левой рукой, просто перестаньте зажимать аккорд, при этом сохраняя контакт со струнами.
Стаккато – это не какая-нибудь гламурная техника, но важная часть вашего стиля игры. Много отличных песен было сделано с использованием стаккато. «London Calling» группы The Clash полностью играется в стаккато, Синистер Гейтс добавляет стаккато к перебору во вступлении к «Buried Alive», BB King использует этот приём для акцентирования своего экспрессивного стиля.
Ещё хороший способ для создания эффекта стаккато – глушить струны правой рукой прямо возле самого бриджа. Это двухступенчатый процесс: удар по струнам, глушение. Несколько круговое бьющее по струнам движение идёт главным образом от запястья и лишь немного от локтя.
14. Открытые аккорды
Открытые аккорды – это одна из первых вещей, которой учатся начинающие гитаристы. Они называются открытыми, так как включают незажатые (открытые) струны. C, A, E и D являются, наверное, самыми распространёнными из них. После того, как вы освоите эти аккорды, можно приступать к более сложным звукам.
15. Ведение басовой линии
Ведение басовой линии относится к типу игры боем, когда на одном аккорде вы играете несколько разных нот на шестой, пятой, четвёртой струнах. Приём часто используется в кантри-музыке, хотя также распространён и в других стилях.
Есть несколько способов, чтобы сделать альтернативную басовую линию. Самый простой метод – по очереди играть две самые низкие ноты аккорда. Это гарантирует то, что все ноты аккорда будут сыграны. В аккорде A лучше всего чередовать открытую пятую струну (ноту Ля) и открытую шестую струну (ноту Ми). Потренируйтесь вести басовую линию на этом аккорде, это проще всего.
Источник
Приемы для акустической гитары
Огромное значение в гитарной технике имеет прием «баррэ» (франц. «barre» — перекладина), заключающийся в одновременном прижатии всех струн на одном и том же ладу указательным пальцем левой руки. Для выполнения этого технического приема указательный палец должен быть не согнутым, а выпрямленным параллельно ладовому порожку. Большое баррэ исполняется на каждом ладу с первого по десятый. На последующих
ладах выполнение его затруднено или невозможно.
Малое баррэ
Малое баррэ заключается в одновременном прижатии нескольких струн. Малое баррэ может исполняться на любом ладу. Начинающим гитаристом осваиваются сначала малое баррэ за тем полное баррэ.
Тремоло
Прием, заключающийся в быстром чередовании одного звука. На гитаре прием тремоло звучит очень эффективно и при хорошем исполнении оставляет впечатления непрерывно звучащей мелодии с аккомпаниментом. Как правило исполняется четырьмя пальцами — p, a, m, i. Исполняются триольное, квартольное, квинтольное и реже секстольное. Первая нота чаще всего басовый звук (на 4,5 или 6 струне), после которого идет исполнение тремоло.
Пицикато
Способ исполнения заключается в том, что правая рука ребром кисти, почти у самой подставки кладется на струну, а большой (иногда — средний и указательный) палец извлекает звук. Звуки, исполняемые пиццикато, приглушенные и отрывистые.
Вибрация (вибрато)
Еще в эпоху Возрождения вибрацию впервые употребляли лютнисты. Вибрация на гитаре осуществляется вследствие колебания пальца, прижимающего струну. Но, зачастую, колеблется не только палец, но и другие части левой руки. В исполнительской практике гитаристов применяются три двигательных формы вибрации:
1) основной вид — кистевая вибрация, при которой главное движение руки происходит в кистевом сочленении с помощью параллельных (относительно грифа) сгибательно-разгибательных движений кисти;
2) локтевая форма вибрации применяется при исполнении аккордов, малых баррэ, — источником активных колебаний является сгибание-разгибание предплечья в локтевом суставе.
Вибрация увеличивает глубину звучания и придает ему мягкость и певучесть.
Легато
В игре на гитаре легато это не только штрих, но и определение способа звукоизвлечения, т. е. приема игры, имеющего первостепенное значение. Легато в его гитарном применении существует в нескольких способах: Первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй (и последующие) — пальцами левой руки, которые резко («молоточками») опускаются на соответствующий лад (или лады) той же струны и заставляют звучать ее без участия правой руки.Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были предварительно распложены на нужных струнах и ладах.
Cтакатто
Cтаккато при исполнении на гитаре является результатом искусственного глушения струн. В гитарной технике используется два способа исполнения стаккато:
1. Путем снятия пальцев левой руки со звучащей струны;
2. Путем глушения пальцами правой руки звучащей струны.
Аккорды стаккато берутся по такому же принципу, как и отдельные ноты. В нотах стаккато обозначается точкой над (или под) нотой. как в рисунке:
Флажолеты
Благодаря применению флажолетов диапазон верхнего регистра гитары расширяется почти на октаву. В исполнительской технике флажолеты имеют огромное значение, ибо они не только расширяют диапазон гитары, но и дают новые тембровые звучания. Флажолеты бывают трех видов: натуральные, искусственные и сложные.
1. Натуральные флажолеты — (на 12,7,5,4,3 ладах). Исполняются легким прикосновением подушечки пальца левой руки, точно напротив ладового порожка (в выше указанных местах грифа) и одновременным щипком пальца правой руки, после чего палец левой руки быстро поднимается.
Все флажолеты звучат ярко до 4-го лада включительно, а дальше, то есть на 3-м и 2-м ладах, флажолеты звучат довольно тускло и поэтому употребляются очень редко.
2. Искусственные флажолеты — охватывают большой хромматический диапазон, и хотя звучность их несколько меньше, чем натуральных, тем не менее они вносят заметное разнообразие в красочную палитру гитары.
Этот прием требует одновременного использования пальца левой руки, указательного и безымянного пальцев правой руки. Палец левой руки прижимает струну обычным способом и остается на ней в продолжении заданной длительности звука, в то время как указательный палец правой руки мягко и быстро соприкасается со струной точно на октаву выше места прижатия, а безымянный палец правой руки извлекает звук.
3. Сложные флажолеты — звучат и исполняются точно так же, как и искусственные, только с применением аккомпанемента. Правая рука несет нагрузку еще больше: указательный палец касается струны в точке звучания флажолета, безымянный — извлекает звук, а большой палец ведет аккомпанемент. На гитаре также используется прием пиццикато. Для его исполнения нужно положить боковую часть кисти правой руки на струны максимально близко к нижнему порожку и пальцами правой руки защипывать струны.
Подражание малому барабану
Очень эффектный гитарный прием. Исполняется он так: указательный палец левой руки перетягивает шестую струну на пятую, перекрещивая и прижимая их на ладу (этот прием используется в среднем диапазоне грифа). Звуки извлекаются из обеих струн щипком пальцев правой руки.
Пиццикато bartoc
Заключается в небольшом оттягивании струны большим пальцем, после чего отпускаем струну и она сначала ударяется об металлические порожки грифа, затем продолжает звучать. Исполнение приема дает резкое звучание, напоминающее выстрел. Обозначается большой латинской буквой В расположенной на штиле ноты. Например последний такт пьесы Р. Дьенса «Fuoco»
Глиссандо
Прием, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны скользят по ладам грифа. В нотах обозначается линией между звуками.
Расгеадо
Это удар четырьмя (тремя) пальцами правой руки («вразброс» — начиная с мизинца) по нескольким или всем струнам, используя внешнюю сторону ногтя. Этот прием исполняется двумя способами: 1) сверху вниз, т. е. от 6-й струны к первой; 2) снизу вверх (от l-й к 6-й), причем движение всегда начинается с мизинца (или безымянного пальца). В нотах этот прием обозначается словом «rasg» и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует много видов расгеадо.
В последние годы в исполнительской практике гитаристов часто применяется прием «кольцевого расгеадо». Это ритмически организованное расгеадо, способ исполнения которого заключается в объединении и непрерывном движении двух выше описанных способов.
Источник