Применение ритм слогов импровизация фортепиано

Импровизация на уроках фортепиано

Данная методическая работа направлена на расширение рамок обычного курса обучения игре на фортепиано путем применения различных творческих заданий и упражнений импровизационного характера.

Занятия импровизацией необычайно способствуют развитию творческого потенциала, свободы и самостоятельности мышления, природной музыкальности учащихся. Они стимулируют понимание и представление структуры музыкальных произведений, воплощению образов и настроений в музыке, технических способов их выражения.

В наиболее широком смысле импровизация – это один из путей к познанию, самопознанию и самореализации.

Скачать:

Вложение Размер
imprvizatsiya.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

ИМПРОВИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО

Данная методическая работа направлена на расширение рамок обычного курса обучения игре на фортепиано путем применения различных творческих заданий и упражнений импровизационного характера. Оговоримся сразу, что такие занятия ни в коем случае не противопоставлены знакомству детей с богатейшим классическим наследием и выучиванию пьес классического репертуара, а, напротив, призваны стать дополнительным инструментом в руках творчески настроенного педагога.

Искренняя благодарность Роману Столяру ( Новосибирск) и Эмманюэль Вансан и Жан-Жоэль Жакме ( Лион, Франция ) за неоценимые мастер-классы по импровизации, в которых автору данной работы посчастливилось участвовать.

Занятия импровизацией необычайно способствуют развитию творческого потенциала, свободы и самостоятельности мышления, природной музыкальности учащихся. Они стимулируют понимание и представление структуры музыкальных произведений, воплощению образов и настроений в музыке, технических способов их выражения. Любой навык, необходимый исполнителю на музыкальном инструменте, отлично развивается с помощью импровизации, благодаря естественной заинтересованности ученика в реализации собственных идей. В наиболее широком смысле импровизация – это один из путей к познанию, самопознанию и самореализации.

Импульсом для таких заданий является естественное стремление почти каждого ребенка, особенно младшего школьного возраста, играть («сочинять») на инструменте что-то свое, без нот. Ребенок играет с музыкальным инструментом, как с любой другой игрушкой, на деле знакомясь с его выразительными средствами. Этот процесс протекает в лучшем случае бесконтрольно, а в худшем, и, к сожалению, более частом случае, ребенку это делать запрещают взрослые с комментариями в духе «не шуми!», «прекрати бренчать!», «играй по нотам!» и т.д. Можно представить, как такое отношение влияет на детей. К счастью, мы не наблюдаем того же в отношении взрослых к детским художественному творчеству. Не с этим ли связана известная проблема, когда выпускники музыкальных заведений не умеют и боятся сыграть что-либо по слуху? Занятия импровизацией – это как раз то русло, в которое можно и нужно направить творческий потенциал ребенка, это путь к естественному освоению инструмента, он также служит как вспомогательный способ изучения классической музыки, записанной в нотах.

2. С чего начать?

Считается, что импровизировать могут только особо одаренные люди, а большинству это не дано. Многолетний опыт занятия импровизацией говорит о том, что абсолютно неспособных импровизировать нет, более того, менее одаренным ученикам больше нравится импровизировать, потому что им часто трудно справится с музыкальным текстом, а хочется, тем не менее, что-то сыграть.

С чего начинать занятия импровизацией? Где то зерно, из которого рождается музыка? Если посмотреть на клавиатуру глазами новичка, не знакомого с систематизацией звуков или какой бы то ни было гармонической системой, то все клавиши покажутся равнозначными, с той лишь разницей, что одни клавиши белые, а другие — черные. Лишь впоследствии, с опытом приходит понимание, точнее, ощущение взаимодействия звуков друг с другом, относительно благозвучных или неблагозвучных звукосочетаний. Не стоит слишком настаивать на выбор той или иной ноты, пусть это сделает ребенок, тем более что в контексте задания он со временем начнёт это делать сам. Естественно, в вашем лексиконе отсутствуют слова «неправильная нота». Есть и еще одно правило – никогда не заставляйте ученика импровизировать, если у него нет подходящего настроя в данный момент, попробуйте поменять форму задания, импровизируйте для него сами. Необходимо учитывать определенную долю спонтанности этого занятия.

Итак, первые шаги к собственному сочинению. Легче всего начинать с одной-единственной ноты. Любой, по выбору ребенка. Что можно делать с одной нотой? Можно ли сочинить произведение из одного звука? Конечно, сколько угодно! Его можно сыграть тихо и громко, коротко и протяжно, а еще радостно, печально и как угодно еще. То есть у этой ноты, как у музыкального эмбриона, будут все признаки будущего организма – ритм, динамика, артикуляция, образное наполнение. И вот, на наших глазах скучающий, ленивый и, как кажется, малоспособный ученик тут же оживится и будет играть долго и заинтересованно эту одну ноту только потому, что она ЕГО, а не навязана откуда-то из учебника. Когда опытов с одной нотой будет достаточно, добавляем еще вторую нотку. Интереснее ее взять в контрастирующем регистре. И вот у нас уже есть какое-то соотношение – по динамике, артикуляции и т.д. Легко представить, каково великое множество вариантов этой игры контрастов и как эта игра увлечет нашего сочинителя. Предложите сочинить историю на эти звуки, дайте ей название, и вы увидите, как разыграется фантазия, как оживут звуки под пальцами, как разнообразно зазвучит инструмент и, возможно, какими естественными движениями вдруг заиграет недавно неуклюжий ребенок! А вы, тем временем, можете для этой пьесы оговорить какую-то форму, хотя бы то, что у нее будет некое начало, затем развитие с кульминацией и окончание. Таким образом, ребенок будет учиться ощущать музыкальную форму. Такие пьесы можно играть как одному ребенку, так и вдвоем с учителем или с другим учеником. Если вы играете в ансамбле, обратите внимание на то, чтобы все время быть внимательным к другому участнику импровизационного процесса, пытаться предугадывать его стремления. Это дополнительное умение, идущее далеко за рамки обучения музыке, оно учит человеческому взаимопониманию и сопереживанию его эмоционального состояния, эмпатии.

Для учителя занятия импровизацией с учениками имеют, кроме всего прочего, еще одно, важное, значение – учитель гораздо быстрее и легче будет находить с ними контакт, даже с теми, кто мало эмоционален или замкнут по своей природе. По мере того, как ученик полюбит эти занятия, можно их использовать в качестве поощрения за хорошую работу на уроке или качественную домашнюю работу.

3. Творческие задания и упражнения

В этой главе мы приводим основные их большого количества возможных упражнений, на основе которой желающие приобщиться к стихии импровизации могут придумать свои варианты, близкие вам и вашим ученикам.

1. Предслышание. Мы берем за основу, что акт творчества содержит большую долю априорного представления, а для музыканта роль предслышания поистине огромна. Для активизации предслышания можно делать следующее упражнение. Предлагаем ученику спеть какую-нибудь ноту, а затем найти ее на клавиатуре. Если у него нет абсолютного слуха или большого опыта, он может не сразу ее нажать правильно. Чтобы найти искомую ноту, ему нужно определить, насколько выше или ниже ее следует нажать на клавиатуре, что также развивает предслышание. После нахождения одной ноты, можно попробовать подобрать мелодию из спетых им 2 и более нот.

2. Интонация. Сыграйте какой-нибудь мотив из 2-3 нот. Обсудите интонацию (восторг, просьба, приказ и т.д.) После обсуждения приведите несколько примеров из классической музыки, где применяются похожие интонации. Это упражнение, кроме чисто музыкальной пользы расширяет словарный и образный словарь ребенка, помогает различать интонации в пьесах учебного репертуара.

3. Образ . Предложите ученику сыграть композицию на образ , указанный вами или предложенный самим учеником. Например, «Дождик», «Ветер», «Осень», «Кот и мышь» или более абстрактные – «Желтый» и «Красный» и т.д. или что-то, связанное не с предметом, а с состоянием («Давай, сыграем что-нибудь радостное или грустное!»). Это упражнение интересно с точки зрения развития умения достаточно быстро войти в образ или состояние, активизации фантазии и воображения. Сделайте его несколько раз подряд. Как правило, 2-й или 3-й опыт обязательно получится складно и принесет радость. Можете то же самое задать в качестве домашней работы. Для усиления этого задания попросите нарисовать рисунок на свою же импровизацию.

4. Упражнение на развитие гармонического слуха, осознания роли Тоники и Доминанты . Ученику предлагается сыграть 2 предложения по схеме TD-DT в тональности ля минор. Можно пока не называть функции Тоникой и Доминантой, поскольку у ребенка пока нет ощущения этих функций. Просто предложите начать пьесу от ноты «ля» и привести мелодию к долгой ноте «ми» на середине мелодии. Затем вторую половину от «ми» вернутся обратно, в долгую ноту «ля». (В этом задании не ставятся никакие дополнительные условия, относящиеся к метру.)

5. Импровизация в ансамбле. Одному из учеников предложите играть повторяющуюся музыкальную мелодию в басу в размере 4\4, а другой в верхнем регистре играть свою мелодию, учитывая имеющийся в басу ритм и его гармоническую основу. При этом перед 2-м учеником не ставьте специальная задача стремления к консонансам или к тональности, но обоим обязательно хорошо слушать друг друга и учитывать особенности разных регистров фортепиано. В процессе данной импровизации на другом инструменте можно подключить еще других участников. Каждый вновь присоединяющийся к процессу обязан учитывать уже имеющийся фон. Это совсем не значит, что он должен быть как можно менее заметен, ведь он может не войти, а, например, ворваться! В импровизации все учатся принимать действительность, как она есть и быстро реагировать на изменения происходящего! Используйте различные другие инструменты, например, барабан, маракас, колокольчик, привлекайте родителей. Попадая в стихию импровизации, все участники находят свою нишу в тембре, громкости и характере происходящей музыки и это завораживает всех присутствующих.

6. Импровизация на основе выборочных звуков. Выберите на клавиатуре несколько клавиш, от 3 до 5. Интереснее, если интервалы между ними будут содержать диссонансы. Играйте импровизацию, основываясь только на выбранных звуках в любых октавах и регистрах и в любых сочетаниях, соло и в ансамбле. Это задание учит лучше видеть клавиатуру, не бояться диссонансов.

Частным случаем данного упражнения является игра мелодий только на черных клавишах, в пентатонике. Детям нравятся переливы, несущие необычный («китайский») колорит.

В том же ракурсе можно использовать любые созвучия, например, только терции или только кварты и на основе них играть композицию. Это поможет запомнить интонационное отличие одних интервалов от других, а заодно потренирует в аппликатуре, технике игры интервалов и т.д.

Таким же способом можно приобщить ребенка к любым ладам и созвучиям.

7. Солист и аккомпаниатор. Предложите импровизацию вдвоем и решите, кто будет солистом. Второй участник должен будет сопровождать импровизацию солиста, не контрастируя и не конфликтуя в своей игре солисту. Затем роли обязательно поменяйте. Это задание учит менее активных детей уметь быть лидерами и, наоборот, активных брать на себя роль аккомпанирующего. И те, и другие роли станут для них одинаково важными и удобными.

8. Музыкальная сказка. Выбираем любимую книжку, например, «Мойдодыр» или «Муха-Цокотуха». Вслушиваемся в интонации героев сказки и пробуем сочинить музыку к каждой фразе. Если надо, рисуем интонационную кривую, а затем пошагово сочиняем пьесу. Подбираем гармонии к сочиненной мелодии. И вот готова опера! Можете себе представить, с какой гордостью ребенок будет ее играть!

9. Нотная запись сочинений. Особый этап наших занятий – это нотная запись удачных вариантов сочинений. Сочинить и записать – это не просто различные этапы, записать часто гораздо труднее, чем сочинить, ведь надо понять метрическую организацию мелодии, уловить тональность, если она есть, а у детей еще слишком мало знаний, чтобы это сделать самостоятельно. И тем более важна в этом вопросе помощь педагога. Далеко не каждый раз стоит записывать композиции, но все же стоит периодически это делать, хотя бы для того, чтобы ученик лучше понимал применение тех или иных знаков записи музыки.

10. Игра собственных сочинений . Интересно, что дети, для которых подчас трудно запомнить один или два ключевых знака в пьесах композиторов, сами сочиняют достаточно сложную для исполнения, музыку, а уж какие неожиданные и острые гармонии в них встречаются (и это наряду с тем, что, как нам кажется, они не в состоянии понять современную музыку!) Так что, отдельным заданием можно вывести выучивание собственных сочинений.

4. Анализ и выводы

Занятия импровизацией служат стимулом к развитию их музыкального мышления, особенно для детей, обладающих средними музыкальными способностями.

Ребенок учится понимать интонацию, ритмо-интонацию, применять педаль и другие и технические возможности фортепиано, у него хорошо развивается предслышание, он активен и небезразличен к тому, что он играет, потому, что это его собственная музыка.

Через свою внутреннюю музыку он начинает лучше понимать процесс сочинения музыки и музыку композиторов.

Импровизация отлично развивает умение слушать других участников музыкального ансамбля, поднимает его самооценку, поскольку в импровизации все равны.

Импровизирующий ученик лучше понимает нотную грамоту, таким образом, образуется обратная связь от композитора к ученику, поскольку он сам тоже учится записывать свои музыкальные мысли.

В форму импровизации можно облечь часто скучные ученику упражнения на развитие тех или иных видов техники, поскольку в большинстве своем дети от природы любят и стремятся импровизировать.

Умение импровизировать благотворно влияет на пианистический аппарат, раскрепощая его.

Сценическое волнение, часто мешающее благополучному исполнению, также уходит в момент импровизации, закрепляя умение владеть собой на сцене.

Налицо явный выигрыш в виде радостного, заинтересованного, творчески мыслящего ученика, который не боится клавиатуры, чьи музыкальный слух, память и технические навыки развиваются быстрее и лучше.

И, наконец, сам предмет импровизации необыкновенно стимулирует творческую энергию самого преподавателя.

Систематические занятия импровизацией, наряду с обязательным изучением классического наследия богатейшей музыкальной культуры, поможет воспитать культурного молодого любителя музыки, свободно владеющего любимым инструментом.

Преподаватель фортепиано муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей Хоровой Школы Мальчиков и Юношей «Дубна», г. Дубна Московской области Мгерян Лили Гайковна.

Источник

Оцените статью