- Программы «Фортепиано»
- Отделение специального фортепиано
- Отделение вокально-хорового искусства
- Отделение струнных смычковых инструментов
- Отделение теоретических дисциплин
- Отделение духовых и ударных инструментов
- Отделение народных инструментов.
- Методическая разработка «Примерный репертуарный список ансамблевой фортепианной литературы для расширения репертуара рабочих программ преподавателей по предмету «фортепиано» ДМШ и ДШИ». методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Программы «Фортепиано»
Отделение специального фортепиано
Отделение специального фортепиано- одно из самых многочисленных в школе, существует с момента основания школы – с 1989 года.
В настоящее время на отделении обучается 115 учащихся и работает 13 преподавателей.
Отделение вокально-хорового искусства
Отделение вокально-хорового искусства было открыто в 2017 году. В настоящее время на отделе работают 2 преподавателя – Лицова Анна Константиновна и Лежнева Светлана Юрьевна.
Отделение струнных смычковых инструментов
Свою историю отделение струнных смычковых инструментов ведёт с 1992 года. В настоящее время на отделении работают 4 преподавателя и обучается 35 учащихся, создано 2 ансамбля скрипачей .
Отделение теоретических дисциплин
Один из старейших в нашей школе, существует с момента основания школы -1989 года..
В данный момент на отделе обучаются 277 учащихся и работают 4 преподавателя
Отделение духовых и ударных инструментов
Отделение народных инструментов.
Отделение народных инструментов существует со дня основания ДМШ№14 .
В настоящее время на отделе работают преподаватели класса аккордеона, баяна, домры, балалайки, саратовской гармоники, гитары.
Источник
Методическая разработка «Примерный репертуарный список ансамблевой фортепианной литературы для расширения репертуара рабочих программ преподавателей по предмету «фортепиано» ДМШ и ДШИ».
методическая разработка на тему
Задачей разработки является расширение репертуарного списка ансамблевой литературы с учетом современных тенденций в педагогике, насыщению его сочинениями современных авторов с целью работы над современным музыкальным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК АНСАМБЛЕВОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ РЕПЕРТУАРА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ФОРТЕПИАНО» ДМШ И ДШИ».
Автор Жук В.В.(преподаватель общего фортепиано ДШИ № 7 г. Липецк)
За последние полтора десятилетия произошли существенные изменения как в системе музыкального дополнительного образования, так и в педагогической практике ДМШ и ДШИ по вопросу качества подготовки начинающих пианистов. Направления -как углубления предпрофессиональной подготовки, так и общемузыкального развития обучаемого -не исключают единый взгляд на место фортепианного ансамбля в начальном звене обучения пианиста. Ансамбль(от французского ensemble—вместе)—творческое направление, сложившееся в эпоху Венской классики—в Австрии во II-ой половине XVIII—начале XIX веков, когда на смену строго регламентированным жанрам появились новые характерные ансамблевые жанры, предназначенные для домашнего музицирования. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соизмерять свою художественную индивидуальность и исполнительский стиль с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров(партнера). Достижение слаженности в игре, стройности исполнения в целом, стилистического единства, однородности звучания—задача оригинальная и интересная, поэтому деятельность эта приносит столько радости и удовлетворения в процессе соучастия с партнером в создании музыкального образа. Репертуар для фортепианных ансамблей делится на оригинальные сочинения и переложения симфонической музыки с целью ознакомления с образцами симфонической, оперной, вокальной, ораториальной и т. д. музыкой в домашнем музицировании и переживал небывалый подъем в XVII, XVIII и XIX веках как самый демократичный вид знакомства с шедеврами мировой музыкальной культуры. Развитие фортепианной дуэтной литературы в творчестве композиторов XX века было больше связано с развитием детской литературы педагогического назначения. Если в конце XX века наблюдался некоторый спад к ансамблю, то в последние десятилетия интерес к этому жанру значительно возрос. Появился ряд интересных произведений, предназначенных как к педагогической практике, так и к исполнению в рамках целого ряда международных конкурсов(творчество С.Баневича, А.Радвиловича, Ж.Металлиди, В.Бибергана, А.Смелкова и др.). Следует особо сказать о произведениях, исполнение которых является обязательным на Международных конкурсах: произведение Allegro marcato Ф.Смелкова являлось обязательным на VIII Международном конкурсе детских дуэтов «Брат и сестра»(С-П., Спб, 2002). А также упомянуть об обязательном условии Международного конкурса детского творчества «Окно в Европу»(Санкт-Петербург) в номинации «камерный ансамбль»: исполнении на II туре произведения петербургского композитора.
Ансамблевое фортепианное исполнительство как нельзя лучше отвечает некоторым инновационным направлениям в развитии современного музыкального образования. Выдвижение задачи общемузыкального развития обучающихся перестраивает работу преподавателей в классе фортепиано, ведет к переосмыслению роли и места фортепианного ансамбля в подготовке начинающих пианистов. Рамки фортепианного ансамбля больше подходят для детей с ранимой психикой, понижает уровень концертного стресса пианиста, перестраивает психологию исполнителя-солиста на нахождение компромиссов в общении творческих индивидуальностей. Одновременно работа по созданию долговременного и прочного коллектива сопряжена с психологическими трудностями по межличностному общению участников, поиском мотиваций для продолжения работы в дуэте, разряжением конфликтов, где немалая роль принадлежит мнению родителей о процессе обучения. На помощь педагогу приходят на помощь не только педагогические, но и психологические приемы и методы воздействия на самих обучающихся и комфортность учебного процесса в целом. В частности: 1) наблюдение—как метод составления психологического портрета обучающихся с целью поиска мотиваций занятий в ансамбле; 2) учет фактора психологической совместимости обучающихся; 3) беседа—как пересмотр привычных взглядов, новый взгляд на ситуацию и поиск ее решений; 4) метод сравнительного анализа с целью оказания своевременной помощи обучающимся для коррекции формирования навыков, умений в данной педагогической ситуации. Необходим жесткий контроль учебно-воспитательной ситуации. С целью оптимизации качества педагогической работы необходимо:
- при планировании педагогического процесса прогнозировать как индивидуальный рост каждого из учеников, так и рост творческого потенциала всего ансамбля в целом;
- в репертуарной политике придерживаться принципов поэтапности, постепенности перехода от простого к сложному;
- учитывать индивидуальные музыкальные способности и потребности детей при выборе программы с целью активного поиска дополнительных мотиваций занятий ребенком этим видом музыкального исполнительства.
Основные критерии отбора репертуара: высокий художественный уровень сочинений, их яркость, «сценичность», привлекательность и доступность для учащихся; привлечение внимания к сочинениям современных композиторов как средству поиска обновления и расширения арсенала навыков и умений, приемов звукоизвлечения, работы над звуком(переинтонирование, выработка и достижение специфических эффектов звучания на инструменте, овладение приемов исполнения glissando, tremolo, различных кластеров и др.).
Работа в ансамбле развивает творческие навыки, логическое мышление, т. к. работа строится на укреплении межпредметных связей, соединяет основные принципы теории музыки и сольфеджио с выработкой практических навыков, а также гармонический слух и музыкальную память, свободное владение инструментом.
Данная методическая разработка ориентирована на огромный интерес в Липецкой области к Областному конкурсу фортепианных и камерных ансамблей, проводимых в городе Липецке в Липецком Областном Колледже Искусств каждые два года. Репертуарный список состоит из произведений, где обе партии ансамбля равнозначны по степени трудности и предназначены для работы с детьми одинакового возраста(+, — 2 года) или класса.
- М.Е.Белованова. Музыкальный учебник для детей. Изд. 2-ое, испр., Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007: В.Шаинский. Песенка Крокодила Гены из м/ф «Чебурашка». Б.Чайковский. Урок в мышиной школе.
- А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Две песенки: Веселая, Грустная.
- О.Геталова. «Веселый слоненок». Ансамбли для фортепиано в 4 руки(младшие классы). «Композитор», С-П., 2004: Веселый слоненок. Новые ботинки. Почему пора спать. Жуки. Полли, нам налей чайку. Пастушка. На лугу. Приглашение. Душистый аромат. Колыбельная. Вальс зимы. Вечером на озере. Веселые друзья.
- Л.Криштоп. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа(мл. и ср. кл. ДМШ), «Композитор» С-П, 2006: Г.Доницетти. Хор «Клики радости» из оперы «Лючия ди Ламмермур»; Дж.Верди. Дуэт из оперы «Трубадур».
- Ж.А.Пересветова. Школа фортепианного ансамбля(младшие и средние классы ДМШ). «Композитор», С-П.,2008: Я.Ваньхаль. Менуэт.
- О.Геталова. «Веселый слоненок». Ансамбли для фортепиано в 4 руки(младшие классы). «Композитор», С-П., 2004: Веселый слоненок. Новые ботинки. Почему пора спать. Жуки. Полли, нам налей чайку. Пастушка. На лугу. Приглашение. Душистый аромат. Колыбельная. Вальс зимы. Вечером на озере. Веселые друзья.
- Э.Д.Вагнер. Двое у рояля(фортепианные ансамбли). Изд. «Союз художников», С-П., 2000: Г.Доницетти. Баркарола из о. «Любовный напиток». К.М.Вебер. Хор охотников из о. «Волшебный стрелок».
- А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Прелюдия. Марш. Элегия. Вальс.
- Л.Криштоп. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа(младшие и средние классы ДМШ), «Композитор», С-П, 2006: 10 мелодических упражнений А.Диабелли; В.Беллини. Дуэт, Хор (из оперы «Норма»); В.Моцарт. Ария из оперы «Волшебная флейта».
- «Джаз и не только. »(сост. И.Осин), «Композитор», С-П, 2002: И.Осин. Буги-вуги.
- Ж.А.Пересветова. Школа фортепианного ансамбля(младшие и средние классы ДМШ). «Композитор», С-П.,2008: Д.Г.Тюрк. Пьесы для фортепиано в 4 руки: 1. Приветствую, мой ласковый клавир. 2. Легким шагом и с бодрым настроением. 3. Мусульмане, празднуйте сегодняшний день с радостью. 4. Я очень счастлив, очень рад. 5. Маленький финал; Я.Ваньхаль. Андантино. Аллегретто.
- О.Геталова. «Веселый слоненок». Ансамбли для фортепиано в 4 руки(младшие классы). «Композитор», С-П., 2004: Луна-путешественница. Река Суони. С неба слети, священная колесница. Трансформер. Встреча в пустыне. Шотландская народная мелодия. Сказка. Весенний ветерок.
- К.М.Вебер. Фортепианные ансамбли в 4 руки(сост. Л.Костромитина). Изд. «Союз художников», С-П., 2000: Менуэт.
- Э.Д.Вагнер. Двое у рояля(фортепианные ансамбли). Изд. «Союз художников», С-П., 2000: В.Моцарт. Ария из о. «Свадьба Фигаро». К.Вебер. Мелодия из о. «Волшебный стрелок». Дуэт из о. «Оберон». В.Беллини. Мелодия из о. «Норма». Ф.Шуберт. Форель. Г.Доницетти. Мелодия из о. «Фаворитка».
- Л.Криштоп. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа(младшие и средние классы ДМШ), «Композитор» С-П, 2006: В.Моцарт. Ария из оперы «Дон -Жуан».
- В.Биберган. Далекое близкое. «Композитор», С-П, 1998: Шарманка.
- «Джаз и не только. »(сост. И.Осин), «Композитор», С-П, 2002: Дж.Гершвин. Прелюдия; А.Вильельдо Эль-чокло(обр. И.Осина).
- В.Коровицын. Детский альбом. Изд. 2-ое, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008: Куклы сеньора Карабаса.
- Ж.А.Пересветова. Школа фортепианного ансамбля(младшие и средние классы ДМШ). «Композитор», С-П.,2008: Ф.Душек. Аллегретто из сонаты соль мажор.
- К.М.Вебер. Фортепианные ансамбли в 4 руки(сост. Л.Костромитина). Изд. «Союз художников», С-П., 2000: Марш.
- А.Радвилович. «Галоши счастья и другие музыкальные сказки для фортепиано». Спб., изд. «Лань», 2001: На балу. Разбойничья песня. Волшебство феи печали. Финал с колоколами.
- А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Ноктюрн. Мазурка. Танго.
- «Джаз и не только. »(сост. И.Осин), «Композитор», С-П, 2002: В.Дашкевич. Увертюра из т/ф «Приключения Ш.Холмса и доктора Ватсона»(обр. И.Осина).
- В.Биберган. Далекое близкое. «Композитор», С-П, 1998: Карусель. Прогулка. Отзвуки театра. Полька «Бабочка». Менуэт пиццикато.
- А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Интермеццо.
- Ж.Бизе. Детские игры. Сюита для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 2011: Качели; Волчок; Кукла; Жмурки; Маленький муж, маленькая жена(дуэт).
- «В гостях у сказки»(сост. Г.Ю.Толстенко), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009: Ю.Машин. Три фрагмента из сказки «Волшебник изумрудного города»: 1. Вступление 2. Колдовство. 3. Полет летучих обезьян; Г.Балаев. Вальс для 2-х фортепиано; А.Артамонов. Вальс из оперы «Маскарад» для 2-х фортепиано.
- С.Баневич. Альбом фортепианных пьес и ансамблей для детей. «Композитор», С-П., 2003: Морской конек. Танец матросов. Северное сияние.
- Л.Криштоп. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа(младшие и средние классы ДМШ), «Композитор» С-П, 2006: Й.Гайдн. Ария из оратории «Сотворение мира»; С.Разоренов. Негритянский танец(Калифорния).
- Ж.А.Пересветова. Школа фортепианного ансамбля(младшие и средние классы ДМШ). «Композитор», С-П.,2008: Й.Гайдн. Учитель и ученик(вариации из Сонаты фа мажор); В.А.Моцарт. Сонатина фа мажор. Сонатина си-бемоль мажор; А.Диабелли. Сонатина до мажор. Ор. 150 № 1. Сонатина соль мажор Ор. 163 № 2. Соната соль мажор. Ор 152 № 1. Военное рондо. Рондо из сонатины до мажор. Ор. 163 № 1; Ф.Кулау. Сонатина соль мажор. Ор. 44; К.М.Вебер. Сонатина до мажор. Ор. 3.
- Э.Григ. Избранные пьесы для фортепиано(средние и старшие классы ДМШ), сост. Н.А.Теплинская, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011: Норвежский танец. Соч. 35.
- О.Хромушин. «Ехали медведи на велосипеде»(средние и старшие классы ДМШ). Изд. «Союз художников», С-П., 2008: Ехали медведи.
- Е.Дога. «Мой ласковый и нежный зверь»(вальс из к/ф в 4 руки), «Союз художников», С-П,2000.
- «Музыкальные жемчужинки»(пьесы и ансамбли: старшие классы ДМШ и ДШИ), сост. Н.Шелухина. «Композитор», С-П., 2008: П.Чайковский. «Волк и Красная Шапочка» из балета «Спящая красавица». С.Прокофьев. Кадриль к к/ф «Лермонтов». Полька, Мазурка из музыки к спектаклю «Евгений Онегин». Гавот из Классической симфонии(переложение А.Кедровой). Гавот(переложение А.Кедровой).
- Ж.Бизе. Детские игры. Сюита для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 2011: Деревянные лошадки; Волан; Труба и барабан; Мыльные пузыри(рондино); Уголки; Чехарда; Бал(галоп).
- Э.Григ. Избранные пьесы для фортепиано(средние и старшие классы ДМШ), сост. Н.А.Теплинская, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011: «Пер Гюнт». Сюита № 1. Соч. 46, № 1: Утро. Танец Анитры. В пещере горного короля.
- С.Баневич. Альбом фортепианных пьес для детей. «Композитор», С-П., 2003: Бесенок из сюиты «По сказкам Пушкина». Вальс «Петербург» из балета-фантазии «Петербург»(переложение автора).
- И.Брамс. «Русский сувенир»(фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки). Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999: Ветка(Н.Титов). На заре ты ее на буди(А.Варламов). Соловей(А.Алябьев).
- О.Хромушин. «Ехали медведи на велосипеде»(средние и старшие классы ДМШ). Изд. «Союз художников», С-П., 2008: Принцесса(боссанова). Слоны и тигры(самба). Первая любовь.
- А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Блестящее рондо. Adagio.
- В.Биберган Три страдания для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 2011.
- В.Биберган. Далекое близкое. «Композитор», С-П, 1998: Марш.
- «Музыкальные жемчужинки»(пьесы и ансамбли: старшие классы ДМШ и ДШИ), сост. Н.Шелухина. «Композитор», С-П., 2008: А.Глазунов. Испанский танец из балета «Раймонда»(переложение Л.Николаева). Э.Вилла-Лобос. Ария из Бразильской бахианы № 5(переложение В.Стронговской). К.Сен-Санс. Пять пьес из «Карнавала животных»: Черепаха. Слон. Кукушка в чаще леса. Лебедь(переложение М.Готлиба). Кенгуру(переложение К.Сен-Санса).
- Музыка И.Дунаевского в версиях для двух фортепиано Григория Корчмара. «Композитор», С-П., 2007: «Дети капитана Гранта»(сюита из музыки к к/ф, версия для двух фортепиано): I. Увертюра. II. Песенка Паганеля. III. Баркарола. IV. Вальс. V. Песенка Роберта. Выходной марш из к/ф «Цирк»(версия для двух фортепиано).
- В.Коровицын. Альбом фортепианной музыки «Исполнение желаний» для учащихся средних и старших классов ДМШ. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009: Мелодия дождей. Балаганчик.
- С.Баневич. Альбом фортепианных пьес для детей. «Композитор», С-П., 2003: Вальс из русской оперетты «Волк и овцы»(переложение Л.Криштоп).
- И.Брамс. «Русский сувенир»(фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки). Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999: Вот на пути село большое(р.н.п.). Коса(р.н.п.).
- А.Смелков. Альбом для детей и юношества(12 пьес для фортепиано в 4 руки). Тетрадь 2. «Композитор», С-П., 2005: Allegro marcato.
Источник