Примочка для гитары dod
Серия VFX и YJM 308.
Фирму DOD Electronics основали в 1974 году John Johnson и David Difrancesco. В 1990 году DOD стала частью корпорации Harman International, в которую также входят такие известнейшие производители музыкального оборудования, как AKG, Amek, Crown, dbx, DigiTech, JBL, Lexicon, Soundcraft, Studer и др. Нам фирма DOD известна, прежде всего, как производитель гитарных и бас-гитарных педальных эффектов. Но кроме этого компания выпускает различные рэковые приборы обработки, напольные процессоры, а также целый ряд вспомогательных устройств: коммутаторы, директ-боксы и т. д.
В данной статье речь пойдет о гитарных эффектах, в основном, серии VFX (или FX). Несколько лет назад компания запустила в производство аналоговые педали серии FX, вначале включавшей в себя более 20 различных устройств. В дальнейшем состав серии неоднократно изменялся. Серия VFX, по сути, ничем не отличается от серии FX, точнее, это одна и та же серия. Просто таким образом обозначаются педали, собранные за пределами США.
Итак, все рассматриваемые в данной статье педали произведены в Китае, о чем свидетельствует рельефное клеймо на нижней крышке устройства. Каждая педаль имеет литой силуминовый корпус (габариты 55 х 85 х 130 мм, толщина стенок 2 мм). Для лучшего сцепления с поверхностью на днище есть слой резины. Как и у большинства других гитарных педалей, вход для подключения инструмента расположен с правой стороны корпуса, выход — с левой. Также с левой стороны находится разъем питания (9V DC). На передней панели имеется небольшая крышка, закрывающая «потайной» контейнер, предназначенный для батарейки.
На верхней панели устройства располагаются платформа включения эффекта, регуляторы и светодиодный индикатор. Платформа представляет собой прочную пластиковую крышку с крупной надписью «DOD» в центре, а само переключение бесшумно производится электронной схемой на полевых транзисторах. Индикатор характеризует не только режим работы устройства (загорается при включенном эффекте), но и состояние батарейки. Кстати, в комплект входит маленькая, но весьма важная бумажная полоска красного цвета, гласящая, что необходимость замены батареи наступает в момент, когда педаль перестает переключаться с эффекта на необработанный звук. При этом индикатор светится независимо от того, включен эффект или нет, но с заметно меньшей интенсивностью по сравнению с нормальным режимом работы.
Теперь несколько слов о комплектации. Каждая педаль поставляется в прочной картонной коробке и в запечатанном полиэтиленовом пакетике. Внутри коробки, кроме самой педали, также находятся: инструкция по использованию, гарантийная регистрационная карта, батарейка (в контейнере педали) и уже упомянутая «красная лента», предупреждающая о необходимости замены батареи. В инструкции указывается назначение эффекта, перечисляются его возможности и функции регуляторов, а также есть и другая полезная информация, например, возможные настройки регуляторов.
При проведении сравнительных испытаний педалей использовались абсолютно разные по звуку гитары Gibson Les Paul Standard Plus и Ibanez RG 550 Pro Custom, а также гитарные усилители Fender Hot Rod DeVille, Fender Bullet и Orange OTR 120. При описании работы педалей учитывались собственные характерные особенности звучания каждого из усилителей для того, чтобы иметь возможность более объективно подойти к оценке эффекта, производимого как самой педалью, так и в комбинации с усилителем. Для записи звуковых примеров к данной статье использовались гитарные аппараты Orange OTR 120 и Fender Bullet. Запись примеров осуществлялась следующим образом: сигнал с выбранного гитарного усилителя снимался динамическим микрофоном Sennheiser Evolution E 609 и поступал на аналого-цифровой преобразователь Apogee AD 1000, служивший также в качестве микрофонного предварительного усилителя. С преобразователя сигнал подавался на компьютерную плату цифрового ввода-вывода RME Project Hammerfall Digi 96/52. Запись происходила с использованием программы WaveLab 4.0.
VFX 55 Supra
Педаль производит эффект перегрузки. На передней панели корпуса, окрашенного в красно-оранжевый цвет, находятся три регулятора: Level (управляет уровнем выходного сигнала), Tone (служит для изменения тембра обработанного звука) и Gain (отвечает за уровень перегрузки).
Обход педали — «горячий»: при отсутствии питания сигнал на выходе устройства также отсутствует. Если хорошо прислушаться, то можно услышать, что обход немного окрашивает звучание, разжижает его и срезает атаку, но совсем чуть-чуть, что при использовании недорогого комбика Fender Bullet и вовсе почти незаметно на слух (это положительное качество характерно для всей серии).
Эффект, производимый педалью, можно попытаться охарактеризовать как нечто среднее между эффектами Overdrive и Distortion по насыщенности гармониками; при этом по четкости штриха он ближе к Distortion (файл IbanezSupraOrange, 341 Кб), а по хорошей читаемости аккордов на небольшой и средней перегрузке — к Overdrive (файл Supra1, 308 Кб). Устройство прекрасно работает как в качестве самостоятельного эффекта, выдавая ровный, но напористый и упругий звук, так и в качестве раскачки усилителя, добавляя к его собственной перегрузке жесткость, яркость и дополнительную компрессию (файл SupraODSolo, 121 Кб). В ходе испытаний выяснилось, что звучание эффекта в сочетании с разными гитарами на недорогом транзисторном аппарате Fender Bullet отличалось от звучания на более дорогих ламповых усилителях в большей степени, чем этого можно было ожидать. Наибольшие различия были между комбинациями «Gibson — Supra — Orange OTR 120» и «Ibanez — Supra — Fender Bullet» (файлы GibsonSupraOrange, 347 Кб, и IbanezSupraFender, 239 Кб). По сравнению с первой вторая комбинация звучала более резко, высоко (ощущался явный перебор верхних и недостаток низких частот) и как-то неуверенно, в то время как первая выдавала очень сочное, насыщенное и основательное звучание. Мало помогли эквалайзеры педали и усилителя. Объяснить такую разницу можно, с одной стороны, характером звучания самих гитар, а с другой, — различиями в устройстве усилителей. В звуке гитары Ibanez несколько провалена середина, при этом инструмент обладает достаточной глубиной и яркостью. Gibson характеризуется относительно ровным звучанием во всем частотном диапазоне и более плавной атакой, поэтому его звук в сравнении с Ibanez может показаться немного замыленным, но заметно более жирным, мясистым и солидным. Эта разница в звучании гитар еще более подчеркивается разницей в звучании усилителей. Ламповый Orange, в отличие от транзисторного Fender Bullet, имеет более «теплое», мягкое и музыкальное звучание. К тому же четыре 12-дюймовых динамика Orange, естественно, дают больше низа, нежели один 8-дюймовый динамик у Fender. Отсюда колкость, острота, дрожь и неприятное жужжание в комбинации «Ibanez — Supra — Fender Bullet». Но, как бы то ни было, это, безусловно, не следует считать проблемой эффекта, просто подобранная комбинация оказалась «не звучащей» (главным образом, из-за усилителя). Что касается работы педали в сочетании с другими использовавшимися при тестировании гитарными аппаратами, то ничего подобного замечено не было.
VFX 64 Ice Box
Педаль производит эффект хорус и, в отличие от первой модели, способна работать в стереорежиме, вследствие чего на левой ее стороне рядом с основным выходом появился дополнительный, обозначенный Stereo Out. Холодный бледно-голубой цвет педали вполне соответствует ее названию. Регулятор Level (Ice — на педали более старой версии) изменяет соотношение уровней обработанного и прямого сигналов, Speed (Cold) устанавливает частоту модуляции и скорость межканального панорамирования эффекта при использовании педали в стереорежиме, Depth (Deep) управляет глубиной модуляции и, наконец, HL EQ (Freeze) — регулятор уровня высоких частот обработанного сигнала.
При работе с педалью выявилась интересная особенность, связанная с ее функционированием в режиме обхода. При отключении питания сигнал на выходе становился заметно тише и терял свою разборчивость, но не пропадал вовсе, как это происходило у остальных устройств. Таким образом, определенно сказать о типе обхода затруднительно, хотя, судя по работе с другими педалями серии, эту особенность я склонен считать незначительным недостатком. При включенном питании обход этой педали ведет себя точно так же, как и у остальных рассматриваемых устройств.
Работу эффекта на чистом звуке с усилителем Orange демонстрируют файлы IbanezIceOrange1, 356 Кб, (пальцевое звукоизвлечение), GibsonIceOrange2 (388 Кб), IbanezIceOrange2, 765 Кб, (медиаторное звукоизвлечение). Файл IbanezIceFender2 (801 Кб) демонстрируют работу устройства с усилителем Fender Bullet. Для сравнения приведены файлы со звучанием необработанной гитары: IbanezDryOrange1 (343 Кб), GibsonDryOrange2 (717 Кб), IbanezDryOrange2 (763 Кб), IbanezDryFender1 (331 Кб). Снова явно заметна разница в звучании комбинаций «Ibanez — Ice Box — Fender Bullet» и «Gibson —Ice Box — Orange». Первая звучит прозрачно и ярко: сам эффект добавляет звуку глубину и объем (особенно это ощущается при работе эффекта в стереорежиме), а регулятор HL EQ (Freeze) способен придать дополнительную искристость верхним частотам, делая звук «бриллиантово-ледяным». Сразу вспоминаются классические баллады таких групп и исполнителей, как Alice Cooper, Whitesnake, Scorpions, Cinderella и т. д. Может быть, несколько смущает периодический свист, возникающий и постепенно усиливающийся при повороте ручки HL EQ по часовой стрелке. Этот свист представляет собой модулируемый по громкости высокочастотный призвук и появляется вследствие того, что автоматическому канальному панорамированию в стереорежиме подвергается высокочастотная часть звукового спектра сигнала. Но этот призвук различим только во время пауз, а при игре его практически не слышно.
Звучание второй комбинации, в отличие от первой, не кажется «морозным и свежим», а наоборот, создается впечатление, что эффект его несколько размывает. Даже если установить ручку HL EQ на максимум, звук остается немного замыленным. Эффект явно с трудом справляется с обилием «мяса» Gibson. Для частичного решения этой проблемы можно воспользоваться регулятором средних частот эквалайзера на усилителе и подобрать «мясо». Но звук при этом приобретает несколько другую окраску, хотя и становится ярче, прозрачнее.
Файл IceBox+Grunge (306 Кб) показывает, как звучит педаль, подсоединенная последовательно к эффекту перегрузки DOD VFX 69 Grunge с гитарой Ibanez и усилителем Orange. Возвращаясь к разнице звучания педали в описанных комбинациях, дополнительно можно отметить, что прослушивались все возможные в данных условиях сочетания гитары, эффекта Ice Box и усилителя. В результате выяснилось, что ярче звучат те из них, в которых используется гитара Ibanez, в тех же, где применен Gibson, присутствует некоторая замыленность (при этом учитывались оригинальные особенности звучания каждого усилителя, без дополнительной корректировки тона регуляторами их эквалайзеров, установленными в среднее положение). Таким образом, можно сделать вывод, что, в отличие от предыдущего случая с педалью VFX 55 Supra (где явно «подкачал» усилитель), заметна зависимость работы эффекта, прежде всего, от звука гитары. Мутноватость, присутствующая при игре с данной педалью на гитаре Gibson, заметнее всего проявляется в области средних частот. У Ibanez, как уже было отмечено ранее, середина провалена, поэтому звучание с этой гитарой кажется более ярким и звонким.
VFX 69 Grunge
Педаль производит эффект перегрузки. Корпус педали темно-серого металлического цвета с красными прожилками, похожими на молнии. Имеются четыре регулятора: Loud (выходной уровень), Low (эквалайзер низких частот), High (эквалайзер высоких частот, Grunge (уровень перегрузки).
Эффект характеризуется хорошо читаемым штрихом, обилием гармоник, способностью заметно увеличивать сустейн гитары. С другой стороны, звук жирный, плотный, концентрированный. Отличительной чертой данной педали является отсутствие «нулевого гейна» в крайнем левом положении регулятора Grunge. В такой позиции этого регулятора и был записан звуковой файл Grunge (534 Кб), характеризующий работу устройства в качестве самостоятельного эффекта. И это всего лишь минимальный уровень перегрузки! Благодаря своим характеристикам педаль прекрасно подходит для исполнения музыки не только в стиле Grunge, но и в стилях Hard Rock, Hard’n’Heavy, Heavy и Thrash Metal (к примеру, взять хотя бы ранее упомянутый файл IceBox+Grunge).
Работу педали в качестве устройства раскачки усилителя демонстрирует файл GrungeOD (536 Кб). Собственный звук педали прекрасно дополняется ламповой перегрузкой усилителя Orange, что делает звук еще более жестким, но при этом теплым, широким, насыщенным и открытым. Дополнительно проявляются «крупнозернистая» нижняя середина и низ, что придает звучанию полноту, делает его солидным и основательным. Прослушивание эффекта с другими усилителями не принесло ничего неожиданного. По-прежнему в стороне стоял Fender Bullet, но на этот раз звучание его не столь сильно разнилось со звучанием остальных имевшихся в наличии усилителей и оказалось вполне предсказуемым.
VFX 86 Death Metal
Судя по названию, эффект, производимый педалью, относится к типу самых экстремальных по уровню перегрузки. По словам производителя, педаль предназначена для гитаристов, работающих в стилях Death Metal и Grindcore, и способна имитировать звук таких монстров, как Napalm Death, Carcass, Brutal Truth, Pungent Stench и др. Внешний вид педали как нельзя лучше соответствует имиджу этих групп: на корпусе черного цвета нанесены ярко-красные вкрапления, похожие на брызги свежей крови. Двойные обозначения регуляторов педали также дополняют общую зловещую картину: регулятор выходного уровня Level/R.I.P. (rest in peace, т. е. «покойся с миром») и три регулятора эквалайзера: низких частот Low/Guts («кишки»), средних частот MID/Pain («боль») и высоких частот High/Scream («крик»). У педали отсутствует регулятор уровня перегрузки. Хорошо это или плохо — вопрос субъективный, но по опыту известно, что обычно музыканты подобного толка все равно выкручивают эту ручку на максимум.
Звучала педаль очень резко, жестко, агрессивно, злобно и «противно» на любом из имевшихся гитарных аппаратов, что вполне соответствует заявленной направленности. Перегрузка перенасыщена гармониками, а сустейн буквально уходит в бесконечность, если не убирать ручку громкости гитары, вследствие чего разборчивость эффекта не очень хорошая: приходится прилагать немалые усилия для того, чтобы контролировать звучание. Но, тем не менее, звук ее пронимает до мозга костей. Файл DeathMetal (243 Кб) демонстрирует звучание педали, используемой в качестве самостоятельного эффекта. Применять данную педаль для раскачки усилителя, пожалуй, бессмысленно: динамики могут не выдержать.
VFX 102 Mystic Blues
Еще одна педаль перегрузки. Корпус ее окрашен в синий цвет. Устройство имеет четыре регулятора: Level (выходной уровень), Low (эквалайзер низких частот), High (эквалайзер высоких частот), Drive (уровень перегрузки).
В звучании этого эффекта присутствует немного грязи, но она не портит его, не лишает разборчивости в звучании аккордов, а наоборот, придает ему своеобразие. Уровень перегрузки меняется от практически нулевого до умеренного драйва. Частота среза обоих регуляторов эквалайзера смещена к центру, вследствие чего при их вращении заметно затрагиваются обе середины (верхняя и нижняя), а края при этом изменяются в меньшей степени. Сам характер действия эквалайзера и производимого устройством эффекта напоминают звучание ламповых усилителей 70-х. В звуке этой педали есть приятная теплота, мягкость, открытость и свойственная для того времени грязноватость. Проявление современных технологий также заметно: в звучании эффекта нет характерного фона. Пожалуй, это своеобразная попытка воссоздать старый добрый классический гитарный звук, только на новый лад, без всего «лишнего и ненужного». Педаль прекрасно работает как в качестве самостоятельного эффекта (файл MysticBlues, 408 Кб), демонстрируя сочность, насыщенность и прекрасную отдачу, так и в качестве раскачки гитарного аппарата даже в виде бустера, добавляя перегрузку и сустейн, что может понадобиться, например, при исполнении энергичного гитарного соло (файл MysticBluesODSolo, 430 Кб). Однако приходится четко следить за уровнем перегрузки, поскольку излишний уровень ее заметно смазывает звучание и добавляет в него грязь, которая больше проявляется на открытых аккордах или сольных партиях и меньше заметна при игре с глушением струн правой рукой (файл MysticODRiff, 358 Кб). Звучание эффекта в сочетании с остальными усилителями ничем особенным не отличалось.
VFX 84 Milk Box
Эта педаль — компрессор. Располагает четырьмя регуляторами: Level (выходной уровень), Compress (степень сжатия), Hi Exp (уровень верхних частот), Attack (время атаки). Корпус педали окрашен в нежный кремовый цвет, тем самым как бы давая понять, что педаль способна очень деликатно и бережно обращаться с гитарным сигналом. Реально оказалось, что это не всегда так. Действительно, педаль весьма недурно отработала в режиме мягкой компрессии, как на пальцевой фразе, так и на примере, сыгранном медиатором (с небольшим уменьшением времени атаки). Сказанное подтверждают файлы GibsonMilkOrange1 (333 Кб) и GibsonMilkOrange2 (747 Кб), записанные с гитарой Gibson. Для сравнения представлены те же отрывки на чистом звуке: GibsonDryOrange1 (335 Кб) и GibsonDryOrange2 (717 Кб). Эффект чуть разжижал общий звук, но при этом мягко и ровно сглаживал пики, наполнял звучание, придавал ему упругость. Особенно это относится к пальцевой фразе, где степень компрессии была совсем небольшой. На медиаторной фразе положение регулятора Compress было уже изменено в сторону увеличения примерно до половины, при этом время атаки несколько уменьшено. Звук стал более жестким и напористым, при этом оставаясь музыкальным. Те же звуковые примеры представлены в файлах IbanezMilkOrange1 (430 Кб) и IbanezMilkOrange2 (430 Кб) — обработанный звук, IbanezDryOrange1 (343 Кб) и IbanezDryOrange2 (763 Кб) — необработанный. На этот раз использовалась гитара Ibanez. Регулятор уровня компрессии постоянно находился в среднем положении, коррекция производилась только по времени атаки. Можно услышать, как прибор в этом случае еще более подчеркивает атаку, делает звук более собранным, конкретным. Регулятор верхних частот прибавил звучанию яркости и живости, в отличие от Gibson, где он, наоборот, только смазывал звук. В дополнение скажу, что при большом времени атаки у сигнала появлялись странные искажения на любом уровне громкости. Также можно отметить, что у педали присутствует характерный небольшой фоновый шум, который усиливается по мере увеличения степени компрессии.
VFX 75 C Stereo Flanger
Педаль представляет собой фленджер, способный работать в стереорежиме. На левой стороне серебристо-бежевого корпуса педали предусмотрен дополнительный выход (Stereo Out). Имеются четыре стандартных регулятора: Level (выходной уровень), Speed (скорость изменения времени задержки), Depth (диапазон изменения времени задержки), Regen (величина обратной связи). Файл Flanger (374 Кб), записанный с гитарой Ibanez, показал, как эффект влияет на звучание. Это вмешательство не играет значительной роли и проявляется в небольшом замыливании, что сказывается на разборчивости сигнала, но вместе с тем эффект одновременно добавляет ему объем, глубину и сочность (сравните с файлом IbanezDryOrange1, 343 Кб, где тема записана на необработанном звуке). Файл Flanger+YJM (340 Кб) демонстрирует работу данного устройства, подсоединенного последовательно к педали перегрузки YJM 308, описанной далее. Сравнивая файлы YJM (368 Кб) и Flanger+YJM, можно заметить, что эффект придает звучанию перегрузки больше жесткости и резкости, делает его более грубым и агрессивным.
VFX 20 C Stereo Phaser
Педаль производит эффект фейзер, может работать в стереорежиме и имеет дополнительный выход Stereo Out. Корпус бордовый. Есть следующие регуляторы: Speed (скорость модуляции), Depth (глубина изменения фазы), Regen (величина обратной связи). Фейзер достойно работает во всех режимах при любых установках регуляторов, что предоставляет гитаристу большой диапазон выбора различных настроек и получения очень интересных эффектов. Файл Phaser2 (743 Кб) демонстрирует звучание «легкого» фейзера, файл Phaser1 (329 Кб) записан при больших значениях параметров Speed и Depth. Звучание эффекта, соединенного последовательно с педалью перегрузки VFX 55 Supra, показывает файл Phaser+Supra (361 Кб); настройки эффекта подобраны таким образом, что общее звучание стало похожим на безумную ревущую сирену! Все примеры данной педали записывались с гитарой Ibanez. Правда, у педали есть один недостаток: при большой глубине эффекта становится заметным периодический свист, фаза которого меняется со скоростью, определяемой регулятором Speed. Судя по всему, этот шум имеет «внутреннее» происхождение, но интенсивнее он проявлялся при игре на Gibson. Электроника этой гитары собирается по технологии пятидесятилетней давности, струны не заземлены и внутри нет соответствующей экранировки. Поэтому практически во всех звуковых примерах, где использован Gibson, можно иногда услышать щелчки, возникающие при касании пальцами струн. Во время игры этот свист практически не слышен, но, в любом случае, я бы рекомендовал защититься от помех.
VFX 25 B Envelope Filter
Педаль имеет корпус салатового цвета и представляет собой фильтр, работающий с огибающей сигнала, подаваемого на вход устройства. Регуляторы: Blend (соотношение обработанного и необработанного сигналов), Sensitivity (порог срабатывания эффекта), Range (частотный диапазон работы фильтра). Во время испытания некоторое неудобство в работу вносило то, что чувствительность эффекта к силе удара (порог срабатывания) менялась неравномерно: примерно две трети хода потенциометра она оставалась практически неизменной, зато последнюю треть скакала прямо-таки галопом, поэтому пришлось потратить какое-то время, прежде чем удалось добиться приемлемого результата. Работу педали демонстрирует файл Envelope (430 Кб). Эффект резко реагировал на изменение амплитуды входного сигнала: это можно услышать на звучании аккордов с жесткой подачей, например, в самом начале, когда сигнал практически мгновенно «возник», и в конце файла, где на конечном аккорде он резко сорвался и ушел за границу чувствительности. Я думаю, что не лишним был бы регулятор скорости срабатывания эффекта. Лучше эффект проявил себя на тех участках, где динамика сигнала меняется не так значительно. Здесь эффект работал гораздо мягче, музыкальнее и выразительнее, придавая звучанию яркость, подчеркивал динамику фразы. Таким образом, для более полноценной работы педали желательно предварительно сжать динамический диапазон подаваемого с гитары сигнала, выровнять его, подключив перед педалью компрессор.
VFX 22 VibroThang Vibrato
Судя по названию, эта красная педаль создает эффект вибрато, но не только. Также в нее «зашита» специальная управляемая цепь смещения фазы и педаль может одновременно работать как фазовращатель. Такая цепь позволяет создать эффект вращающихся динамиков, таким образом, дополнительно придавая эффекту красочность и выразительность, выделяя и подчеркивая его. Вообще по своему звучанию эффект, производимый педалью, гораздо больше похож на тремоло, чем на вибрато. В классическом варианте эффект вибрато производит плавное периодическое изменение частоты, а в данном случае меняется амплитуда сигнала. На верхней панели расположены четыре регулятора: Speed (скорость модуляции), Depth (глубина модуляции), Doppler (поворот фазы), Image (величина обратной связи в цепи смещения фазы). Сам эффект звучит весьма гладко и ровно, не «захлебывается» и не «икает», правда, при этом делая звук чуть мягче. Хочется отметить широкий диапазон регулировок, позволяющий свободно чувствовать себя при настройке звучания и получать абсолютно разные эффекты. Это иллюстрируют файлы Vibrato1 (386 Кб), где фраза сыграна пальцами, и Vibrato2 (654 Кб), сыгранный медиатором. Разница ощутимая. Во втором случае педаль работает как «сухой» классический эффект тремоло (регуляторы Doppler и Image установлены на минимум), а в первом задействована схема смещения фазы, благодаря чему звучание приобретает дополнительный объем и индивидуальную колоритную окраску тембра.
VFX 66 Flashback Fuzz
Педаль перегрузки, призванная имитировать классический фуз. Устройство обладает следующими регуляторами: Volume (громкость), Low (уровень низких частот), Tone (уровень высоких частот), Fuzz (уровень перегрузки). Работу эффекта демонстрируют файлы Fuzz (439 Кб) и FuzzOD (427 Кб, тот же риф на раскачке). У педали какой-то странный эквалайзер, с недостаточным диапазоном регулирования по низким частотам и смещенной вверх частотой среза регулятора верхних. Никак не удавалось получить конкретных середины и низа. Поэтому при записи пришлось выставить регулятор Low на максимум, а Tone, наоборот, убрать практически до нуля. Все же, конечно, заметна разница по тембральной окраске фразы, представленной в этих двух файлах. В первом случае звучание более резкое, жесткое, въедливое. Во втором (при раскачке), благодаря более широкому и ровному спектральному составу ламповой перегрузки усилителя, этот недостаток удалось компенсировать. Звучание приобрело уже другой, более мягкий, теплый и насыщенный оттенок, прибавился сустейн, добавились отдача и плотность. Тем не менее, на мой взгляд, эффект, производимый данным устройством, не совсем соответствует своему названию. Как можно заметить, в звучании этого фуза практически отсутствует «запирание», являющееся отличительной чертой классического эффекта. Поэтому педали явно не достает яркости, взрывной экспрессии, того сумасшедшего бушующего драйва, который можно услышать в звучании, например, Джимми Хендрикса и других легендарных музыкантов 60-х и 70-х. Хотя, справедливости ради отмечу, что в данном эффекте все же присутствует характерная грязь, таким образом, по характеру производимой устройством перегрузки я бы его рассматривал скорее как своеобразный грязный овердрайв или дисторшн.
YJM 308 Preamp Overdrive
В разработке этого эффекта перегрузки принимал участие Yngwie Malmsteen. Педаль не входит в серию FX (VFX). Она несколько отличается по дизайну: меньше габариты, вместо широкой пластиковой платформы в качестве переключателя используется металлическая кнопка. Также отсутствует индикатор включения и не предусмотрена крышка батарейного отсека. Для замены батарейки необходимо вывернуть четыре винта, крепящие нижнюю панель. У педали всего два регулятора, Gain (уровень перегрузки) и Level (выходной уровень), с вполне достаточными диапазонами настройки. Первый меняет перегрузку от практически нулевого уровня до умеренного драйва, что позволяет использовать педаль как в качестве самостоятельного эффекта, так и в комбинации с перегрузкой гитарного аппарата. Второй обладает солидным запасом по громкости, чтобы порядочно раскачать усилитель. Обход педали — холодный, в отличие от устройств FX серии, но его воздействие на звук столь же мало. Несмотря на свой скромный внешний вид, эффект прекрасно продемонстрировал себя со всеми усилителями и гитарами как в качестве самостоятельного эффекта (файлы YJM, 368 Кб, и YJMSolo, 450 Кб), так и на раскачке (файлы YJMOD, 376 Кб, и YJMODSolo, 484 Кб). По своему звучанию эффект напоминает классическую педаль перегрузки DOD 250 (которая, собственно, и была взята за основу при разработке YJM 308). Очень сочный, вкусный, яркий и искристый звук, в меру насыщенный обертонами, ровный, теплый и открытый. Перегрузка этой педали напоминает ламповую. Правда, в звучании не хватает низа, но этот недостаток с лихвой покрывают перечисленные достоинства. К тому же при использовании педали в качестве раскачки этот изъян исчезает, и все становится на свои места. При этом звук приобретает дополнительную компрессию, насыщенность по перегрузке (любителям погорячее) и плотность.
Заключение
В общем, протестированные устройства произвели на меня приятное впечатление. Производимые фирмой DOD педали предназначены для самых разных музыкальных стилей: классических и современных, мелодичных и экстремальных. Звучание практически всех педалей вполне соответствует своему музыкальному стилю, за исключением, пожалуй, VFX 66 Flashback Fuzz, которая звучит интересно, но как-то в отрыве от заявленной эпохи. Но это, опять же, мое собственное мнение, с которым вы, возможно, не согласитесь. Самое же главное, что каждый эффект имеет индивидуальный характер. Кроме всего прочего, эти педали недороги.
|
Звуковые примеры |
VFX 86 Death Metal
DeathMetal (243 Кб)
Источник