Примочка хорус для гитары

Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали «Sound JS Stereo Chorus CE-5»

Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.

Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.

Содержание / Contents

↑ Принцип работы хоруса

Хорус (Chorus) — это эффект, позволяющий из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Другими словами, хорус имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов.

Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.

Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.

В стерео-хорусе «пространственное» звучание обычно получают разнесением сигнала по фазе в обоих каналах на 90 градусов. Другой вариант: в одном канале чистый сигнал, во втором — обработанный. Этот вариант на мой взгляд (точнее, слух) хуже первого.

Основные регулировки хоруса:
— Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
— Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.

↑ Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса

Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.

Этот стерео-хорус, обладателем которого я являюсь, ещё в начале 90-х годов прошлого века выпускала одна фирма — Sound JS. Производство было налажено на Украине, в Херсоне. Фирма эта выпускала также много других педалей эффектов, скопированных с педалей фирмы Boss.

Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.


Согласитесь, что схемы очень похожи. Принцип работы одинаковый (смотрите выше). Отличия, в основном — в элементной базе. Педаль Sound JS собрана на отечественных микросхемах — микромощных ОУ К140УД1208 и аналоговой линии задержки КА528БР2. Преимуществом её схемы по сравнению со схемой педали Boss, является вход на полевом транзисторе и наличие стерео выхода.

Байпас у обоих педалей «горячий» — на электронных ключах. Также обе они имеют в наличии всего два регулятора — RATE и DEPTH, которых вполне хватает для настройки различных вариантов звука.

Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).

Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.

Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:



Вид внутри после сборки:

Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:

↑ Семплы

В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.

1. Оба регулятора — в минимальном положении. В этом режиме педаль можно использовать, как зффект псевдо-стерео. Эффекта хоруса как такового нет.

2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).

3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).

4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.

5. В заключение я записал отрывок из одной известной композиции. Партия гитары записана только с использованием хоруса (настройки — оба регулятора на 12 часов). Партия соло: перед хорусом включил Boss MT-2 металзон (настройки хоруса — RATE на 10 часов, DEPTH на 2 часа) и добавил чуть-чуть программного дилея.

↑ Итого

Лично мой вывод таков: при грамотной настройке данный хорус звучит очень даже достойно, несмотря на то, что собран на отечественных радиодеталях. При желании можно найти недорого б/у и довести до ума, а ещё лучше — попробовать собрать самому. Рекомендую!

↑ Файлы

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

10 крутых Chorus педалей

Немного про Chorus (хорус) и список из 10 действительно крутых Chorus педалей для гитары.

Педали хоруса принадлежат к семейству педалей «модуляции». Это делает их похожими на педали фэйзера и фленджера с точки зрения звука, которые окрашивают ваш тон с помощью обработки сигналов. Трудно сформулировать отчетливые тональные качества педали хоруса, но мы постараемся.

Если вы никогда раньше не слышали эффект хоруса, его можно услышать в таких классических рок-композициях, как «Come As You Are». (Нирвана) и Run to You (Брайан Адамс). И мы уверены, что вы слышали хотя бы об одном из них!

Так что, если вы новичок в педалях хоруса, мы собираемся объяснить, как именно они работают, и опишем лучшие способы их использования в вашей настройке. Не только это, но мы также рассмотрим 10 крутых педалей хоруса.

Немного про сам эффект Chorus.

Эффект хоруса придает вашему тону великолепное богатство, звучащее так, будто оно удваивает то, что вы играете. Если вы когда-либо слышали 12-струнную гитару, эффект хоруса звучит очень похоже на это. Педали хоруса придают звуку несколько синтетического, ангельского характера, который особенно хорошо работает на чистых тонах, особенно с арпеджированными аккордовыми прогрессиями.

Хорус может звучать как эффект вибрато / тремоло с экстремальными настройками скорости. Это связано с тем, что педаль хоруса по сути воспринимает сигнал вашей гитары и разделяет его на две части. В то время как один из этих сигналов разделения останется неизменным, чтобы сохранить некоторые из ваших чистых незатронутых тонов, другой сигнал будет слегка задержан и модулирован по высоте / отстройке. Это достигается с помощью «низкочастотного генератора» (LFO), на котором также работают педали флэнджера, чтобы издавать свои звуки.

Педали хоруса были невероятно популярны в 80-х, их часто слышали в радио-дружественном роке и в более тяжелых стилях. Металлисты, такие как Metallica и Testament, использовали хорус почти всегда на своих чистых тонах, как огромный контраст по сравнению с их высокочастотными тонами с высоким усилением.

Как использовать педаль Chorus?

Педаль хоруса традиционно используется в петле эффектов гитарного усилителя. Это не обязательно правильно или неправильно, так как они могут отлично звучать и напрямую в ваш усилитель. Тем не менее, использование одного из этих способов может повысить громкость при нажатии на педаль, что может раздражать, если вам нужен только постоянный и ровный сигнал. Включение в петлю эффектов обычно устраняет эту проблему и позволяет получить немного более прозрачный звук, чтобы вы могли сохранить часть своего необработанного тона.

Что касается того, куда вы должны поместить педаль хоруса в ваш педалборд, то педали в стиле модуляции обычно следует ставить перед вашим дилеем и реверберации. Это почему? Что ж, если вы поместите хорус или педаль модуляции после задержки или реверберации, то вы раскрасите и несколько замаскируете след дилея / реверберации. Иногда это может звучать круто и непонятно, но в конечном итоге вы не захотите мешать или ставить под угрозу звуки от педалей реверберации / дилея. Поэтому размещение хоруса перед ними даст вам самый чистый, а в большинстве случаев и лучший звук.

Топ из 10 педалей, которые стоит посмотреть:

Electro-harmonix Nano Clone — Педаль эффектов аналоговый хорус, регулятор Rate, 1 вход, 1 выход, гнездо для блока питания, литой корпус, питание 9В.

Electro-harmonix Stereo Clone Theory — Педаль эффектов Analog Chorus/Vibrato, регуляторы Mod, Depth, Rate, кнопки вкл/выкл, 1 вход, 2 выхода, гнездо для блока питания, литой корпус, питание 9В.

Boss CH-1 Super Chorus — Педаль эффектов для электрогитары/клавишных, эффект хорус, управление Effect Level, EQ, Rate, Depth, 1 вход, 2 выхода, питание от блока питания 9В или от батареи.

Boss CE-2W Waza Craft Chorus — Педаль эффектов для электрогитары, эффект хорус, управление RATE, DEPTH, переключатель режимов, 1 вход, 2 выхода, питание от блока питания или от батареи (в комплекте).

Dunlop MXR M134 Stereo Chorus — Педаль эффектов для электрогитары, эффект Chorus, Buffered Bypass, 1 вход, 2 выхода, управление INTENSITY, WIDTH, RATE, 2-полосный EQ, переключатель BASS FILTER, металлический корпус, питание от блока питания 18В или от 2 батарей 9В.

Dunlop MXR M234 Analog Chorus — Педаль эффектов для электрогитары, эффект Chorus, Buffered Bypass, управление LEVEL, RATE, DEPTH, 2-полосный EQ, 1 вход, 2 выхода, металлический корпус, питание от блока питания 9В или от батареи.

Dunlop MXR M68 Uni-Vibe Chorus/Vibrato — Педаль эффектов для электрогитары, эффект Chorus/Vibrato, True Hardwire Bypass, управление SPEED, LEVEL, DEPTH, кнопка VIBE, металлический корпус, питание от блока питания 9В или от батареи.

Dunlop Way Huge WM61 Blue Hippo Analog Chorus MkIII — Педаль эффектов для электрогитары, эффект Chorus, байпас True Hardwire Relay, управление SPEED, DEPTH, переключатель вибрато VIBE, металлический корпус, питание от блока питания 9В или от батареи.

TC Electronic Corona Chorus — Педаль эффектов хорус, 2 входа, 2 выхода, переключатель режимов Regulat/Tri-Chorus/TonePrint, True Bypass, Mini USB Type B, металлический корпус, питание от блока питания 9В или от батареи, USB кабель в комплекте.

FENDER Bubbler Analog Chorus — Педаль эффектов для электрогитары, эффект хорус, стереовыход, ножной переключатель Slow/Fast, переключатель смены волны синус/треугольник, индикация регуляторов, магнитная крышка для батареи, питание от блока питания или от батареи.

Источник

Оцените статью