Приспособление для бас гитары

Оборудования и принадлежности к бас-гитаре

Комбик для бас-гитары – специальная портативная звуковоспроизводящая система для бас-гитары. В отличие от гитарного комбика он предназначен для воспроизведения низких частот и имеет в этом диапазоне хорошую перегрузочную способность.

Рис. 1. Бас-гитарный комбик Hartke

Инструментальный шнур – с помощью шнура производится подключение:

  • электрогитары к различному оборудованию – к комбику, к педали эффекта или процессору эффектов
  • подключение оборудования между собой – соединение педалей эффектов друг с другом, подключение процессора эффектов к комбику или микшерному пульту и др.

Рис. 2. Шнур для электрогитары «джек-джек» (моно)

Процессор для бас-гитары – электронное устройство, с помощью которого можно получить различный звук и создать свое звучание, добавляя к звуку различные эффекты и обработки. Недорогие цифровые процессоры сильно проигрывают по качеству звука комбикам и педалям эффектов, но у них есть неоспоримое преимущество – процессор позволяет получить большое разнообразие в звучании бас-гитары.

Рис. 3. Процессор для бас-гитары Boss

Педаль эффектов – устройство моделирования и (или) обработки звука. Они позволяют получить вариации некоторого звучания бас-гитары. Это небольшие устройства, в которых, как правило, есть педаль для включения эффекта и регуляторы для настройки параметров звучания..

Рис. 4. Педаль эффекта для бас-гитары Boss (OverDrive)

Тюнер. Это электронное устройство, которое используется для настройки бас-гитары. Существуют тюнеры: для электрогитары, для бас-гитары и универсальный для настройки как электро, так и бас-гитар).

Рис. 5. Тюнер Korg

Струны. Струны для бас-гитары толще, по сравнению со струнами для электрогитары. Начинающему бас-гитаристу лучше выбрать «мягкие» струны, поскольку играть на жестких струнах неокрепшими пальцами — достаточно болезненно.

Рис. 6. Струны для бас-гитары

Ремень. Необходим для игры на электрогитаре в положении стоя. Ремень должен выполнять следующие функции:

  • быть удобным
  • надежно закрепляться на электрогитаре
  • иметь надежный фиксатор длины

Для закрепления ремня на электрогитаре лучше выбирать ремни с кожанными накладками, которые достаточно плотно закрепляются на пуговицах корпуса электрогитары.

Что касается надежности фиксатора длины, то этот момент крайне важен, поскольку он обеспечивает постоянство отрегуллированной музыкантом длины ремня. В процессе игры из-за плохого фиксатора ремень удлиняется и гитара опускается ниже уровня комфортной игры на ней. Чаще всего плохим фиксатором обладают широкие ремни с простым металлическим фиксатором, через который ремень практически свободно скользит в обе стороны. Проверить качество фиксатора достаточно просто — попробуйте потянуть ремень за его разные полосы. Если он свободно меняет длину, то такой ремень не годится. Для изменения длины ремня с качественным фиксатором необходимо удерживать фиксатор в руке или постепенно протягивать ремень через него.

Рис. 7. Ремни для электрогитары

Вертушка для натяжения струн. Это универсальное устройство для быстрого вращения колков, которое позволяет быстро производить замену струн и обеспечить хорошую равномерность при их намотке на колки. Универсальность вертушки заключается в возможности её применения для замены струн на различных инструментах — акустическая гитара, электрогитара, бас-гитара и др.

Рис. 8. Вертушка для натяжения струн

Медиатор. Принадлежность для игры на электрогитаре. На бас-гитаре можно играть как пальцами, так и медиатором. Игра пальцами позволяет получить «плавное, глубокое и теплое» звучание с мягкой атакой. Игра медиатором позволяет получить быструю атаку и четкость в каждом звуке.

Для игры на бас -гитаре требуется достаточно жесткий медиатор (толщиной от 1 мм), который не будет выгибаться при игре на басовых струнах.

Рис. 9. Медиаторы для игры на электрогитаре

Копилка для медиаторов. Принадлежность для удобного хранения нескольких медиаторов.

Рис. 10. Копилка для медиаторов

Стойка для электрогитары – это необходимая принадлежность, которая не только позволит уберечь бас-гитару от падений и определить постоянное место её хранения в перерывах между использованием. Для бас-гитар используются теже стойки, что и для электрогитар, которые могут быть как с держателем грифа, так и без него. Преимущество стойки с держателем грифа — дополнительная защита от падения, недостатки — большой вес и размер. Преимущество стойки без держателя — легкость, компактность и возможность быстрой и простой установки электрогитары на неё. Недостаток — более низкая степань защиты электрогитары на предмет падения.

Рис. 11. Стойки для электрогитары Hercules (слева — с держателем грифа, справа — без держателя грифа)

Чехол или кейс для бас-гитары – необходим в случае частой переноски инструмента и принадлежностей. Чехлы имеют карманы для принадлежностей и бывают мягкие и полумягкие, а кейс – жесткий чемодан прямоугольной формы или по форме бас-гитары.

Источник

Примочки для бас гитар

Друзья! На нашем сайте уже была статья про примочки для гитары. В ней тема раскрывалась в общих чертах. Далее также были публикации с подробным описанием отдельных эффектов. Например, про овердрайв, реверберацию, хорус и т.д. Если вы ещё не читали их, то рекомендую ознакомиться с материалом. Но остался нерассмотренным такой вопрос, как примочки для бас гитары. Вы слышали о них? Или возможно играли на таких устройствах? Напишите об это в комментариях к статье.

Про них не так часто говорят и не так широко рекламируют, да и часть басистов вообще не используют примочки. Но рассмотреть их необходимо. Кому-то данный материал будет полезен для ознакомления, а кто-то может выбрать себе интересный бас эффект.

Итак, начнем. Сразу скажу, что на басовых примочках к названию основного эффекта добавляется слово «Bass». Это может быть Bass Overdrive, Bass Compressor, Bass Equilizer и многое другое. То есть по сути всё тоже самое, что и для обычной электрогитары. Других эффектов тут не придумано.

Примочка Overdrive для бас гитары от фирмы Boss

Особенно это касается модуляционных эффектов типа ревера, дилэя и т.д. Профессионалы говорят, что гитарные овердрайв и дисторшн «режут» низкие басовые частоты при игре на басу через них. Но в целом можно играть и через такие примочки. Главное, чтобы это подходило для вашей музыки. И вот вам пример игры на бас гитаре через гитарную примочку Boss Super OverDrive.

Boss SD-1 Super Overdrive Bass Demo

В целом, для того, чтобы разнообразить звук своего инструмента или для различных музыкальных экспериментов и используют эффекты для бас гитары. В тех группах или музыкальных направлениях, где бас гитара является одним из солирующих инструментов, вариации со звуком очень распространены и это делает музыку более интересной.

Рассказывать про суть каждого эффекта в этой статье я не считаю нужным, так как это всё есть на нашем сайте в отдельной статье про каждый эффект. Здесь я предлагаю вам именно послушать звучание различных педалей эффектов для бас гитары.

Начнём с эффектов овердрайв/дисторшн:

Electro-Harmonix Bass Soul Food

Далее рассмотрим примочку Компрессор.

MXR M87 Bass Compressor

А теперь слушаем эффект хорус для бас гитары.

Boss CEB-3 Bass Chorus pedal

Помимо отдельных педалей эффектов существуют и процессоры эффектов для бас гитары. Их выпускают практически все известные производители гитарного оборудования такие, как Digitech, Korg, Boss и другие.

Процессор эффектов для бас гитары фирмы Boss

Boss ME-20B Bass Guitar Multi Effects

Одним из тех, кто активно использует перегруз на бас гитаре является легендарный Лемми из группы Motorhead. Его гитара звучит мощно, агрессивно. Она фактически выполняет функции ритм гитары. Предлагаю послушать их композицию. Обратите внимание на звучание баса.

Motörhead — The Chase Is Better Than The Catch

Источник

Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации

Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.

EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:

  1. Когда нужно удалить из сигнала определенные, не нужные нам частоты
  2. Когда нужно усилить нужные частоты

Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.

При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.

А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.

Типы эквалайзеров и их свойства

Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.

Lowpass и Highpass фильтры

Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.

Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком. Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.

Notch фильтры

Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.

Параметрический (Parametric) EQ

Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric.

Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.

Группы частот, которые нужно знать

Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.

Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить

  • Верха (highs) — все, что выше 3,5 кГц. Часто обозначаются как treble.
    • Яркость (brilliance или edge) — выше 6 кГц
    • Присутствие (presence) — от 3,5 кГц до 6 кГц
  • Середина (mids) — между 250 Гц и 3,5 кГц
    • Условно можно выделить высокую середину (high-mids) от 1,5 кГц до 3,5 кГц,
    • И нижнюю середину (low-mids) от 250 Гц до 500 Гц,
  • Низы (lows) — все что ниже 250 Гц
    • Бас (bass) — от 60 Гц до 250 Гц
    • Суб-бас (sub-bass) — до 60 Гц

На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.

Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ

Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.

Практические рекомендации

Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.

  1. Изучите свой инструмент и все возможности настройки звука которые он предлагает. Первым делом, выучите, что делает каждая ручка, тумблер и т.п. на вашей бас гитаре, чтобы четко представлять за что отвечает каждая «крутилка». Потратьте время чтобы исследовать все возможные комбинации и найти те варианты звучания, которые вам нравятся.
  2. Пытайтесь понять, для какого стиля музыки может подойти звук, который вы только что накрутили. Рэгги, фанк, металл?
  3. Перед настройкой настройкой бас гитары на сцене или на реп точке обнулите эквалайзер на комбике установив все ручки в ноль. Это хорошая отправная точка для большинства ситуаций и многие профессионалы начинают настройку именно с этого шага.
  4. Помните, что эквалайзер лучше справляется с «удалением» частот, чем с их добавлением.
  5. Если вам не нравится как звучит бас когда вы играете сами, все может кардинально измениться, когда заиграют другие инструменты. Тембр инструмента, идеально звучащий в миксе, может показаться невзрачным вне его.

А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.

  • Суб-бас ( 6 кГц) — срезайте эти частоты полностью если пытаетесь добиться «винтажного» звука, на подобии в записях Motown.

Чтобы научиться хорошо и быстро накручивать нужный вам звук при игре в группе или в одиночку вам нужно как можно больше в этом практиковаться. Всегда слушайте как звучит ваш инструмент и пытайтесь мысленно представить частоты, которые нужно подправить для получения того или иного звука. По возможности, пробуйте сразу вносить необходимые изменения в АЧХ и слушайте результат. Удачи!

Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.

Источник

Оцените статью