- «Знакомство с длительностями». Занятие IV из цикла занятий по обучению нотной грамоте
- Орг. момент:
- Как считать длительность ноты. Как объяснить ребенку длительность нот. Обозначение длительности нот
- Основа основ музыкальной теории
- Общие понятия в данном разделе
- Визуализируем музыкальные картинки
- Как объяснить ребенку длительность нот
- Длительность ноты и такт
- Обозначение длительности нот
- Ритм, размер и темп музыки
- «Песенка про длительности»
«Знакомство с длительностями». Занятие IV из цикла занятий по обучению нотной грамоте
Папанова Алла Владимировна
«Знакомство с длительностями». Занятие IV из цикла занятий по обучению нотной грамоте
Цель:
— познакомить с понятием длительности нот.
Задачи:
-продолжать знакомить с нотной грамотой,
— развивать координацию слуха и движений,
— развивать мышление – проводить аналогию между дольками яблока и длительностями нот,
-побуждать детей самостоятельно выбирать танец и танцевать его,
— укреплять силу мышц детей через общеразвивающие упражнения,
— развивать быструю реакцию и фантазию в игре.
Материал:
— изображения длительностей нот и яблока,долек яблока соответственно длительностям нот,
Вход. Марш. муз. С. Чернецкого.
Орг. момент:
М. р. : Сегодня я вам, ребята, хочу рассказать ещё одну сказку. В волшебном лесу жила-была добрая девочка. Пошла она по лесу гулять и увидела большое красивое яблоко. Подняла его и пошла дальше
(изображение яблока выкладывается на фланелеграфе).
Встретился ей зайчик, она поделилась с ним яблоком и пошли они дальше
(на фланелеграфе на строке ниже выкладываются две половинки яблока). Встретились им два бельчонка, и с ними они поделились своими яблоками (выкладывается третий ряд четыре четвертинки яблока).
Пошли они все вместе дальше.
Встретилась им целая семья ёжиков- папа, мама, дочка и сыночек. И с ними опять поделились девочка и звери своими яблоками
(выкладываются на фл. восемь восьмушек яблока)
Затем проводится аналогия с нотами — выкладываются рядом с яблоками изображения нот.
Сначала была целая нота, потом половинная, четверть, восьмая.
Мелодия, её ритмический рисунок складывается из нот различных длительностей, поэтому музыка такая разнообразная и неповторимая.
Посмотрите,я выложу из нот различной длительности ритмический рисунок песни. (музыкальный руководитель может представить любую знакомую для детей песню)
М. Р. Разнообразная музыка очень нам нравится, особенно когда мы сами играем. поём и танцуем.
Но сначала нам нужно сделать Разминку.
Комплекс упражнений в парах.
1. Ходьба и бег парами по кругу со сменой направления по сигналу.
2. И. п. :Стать спиной друг к другу, держась за руки.
1,2,3,4 – поднять одновременно руки вверх,
3. И. п. : Стать прямо лицом друг к другу, взяться за руки, скрестив их, ноги на ширине плеч.
1,2 – поворот вправо,
5,6 – поворот влево,
4. И. п. :Сидя на полу, взяться за руки, ногами упереться в стопы другого -«Насос».
Наклоны поочередно в сторону одного из детей.
5. И. п. :Стать прямо, лицом другу к другу, взявшись за руки.
1,2 – присесть одновременно,
6. И. п. :стать прямо лицом друг к другу взявшись за руки.
Легкие прыжки на носочках с продвижением по кругу.
Каждое упражнение повторяют 6-8 раз.
М. р. : Вот теперь мы готовы танцевать. Какой танец вы хотите сегодня вспомнить? Какие в нём особенности, движения? Кто может нам показать? (дети выбирают танец по желанию)
А закончим мы занятие знакомой игрой с бубнами!
Итог. М. Р. : Что нового, вы узнали сегодня о нотах?
Игра «Весёлая гамма» Авторская музыкально-дидактическая игра «Весёлая гамма» Цель: Развитие музыкальных способностей и творческой активности детей. Задачи:.
Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки» Цель: Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с нотными.
Источник
Как считать длительность ноты. Как объяснить ребенку длительность нот. Обозначение длительности нот
Ритм – основа музыкальной грамоты, теории этого вида искусства. Для того чтобы понять, что же такое ритм, как он считается и как его придерживаться, важно уметь определять длительность нот и пауз, без которых даже самая гениальная музыка была бы монотонным повторением звуков, лишенных эмоций, оттенков и чувств. Рассмотрим этот раздел сольфеджио более подробно, с самого начала и до конца.
Основа основ музыкальной теории
Практически каждый человек в свое время в той или иной степени обучался музыке. Кто-то ходил целенаправленно в музыкальную школу, кто-то брал частные уроки у преподавателей. Большинство детей получают базовые знания в общеобразовательных школах, где учитель рассказывает, как надо считать под музыку, бить рукой в такт, выдерживать паузы. Поэтому практически каждый на сегодняшний момент понимает, что такое длительность ноты, как эта величина может варьироваться и от чего она зависит. Кто-то понимал это лучше, у других не получалось попадать в доли вовсе. Поэтому если в детстве у вас с ритмом проблем не было, а музыкальные занятия казались вам интересным и захватывающим времяпрепровождением, то в данной статье вы найдете много интересного и, возможно, откроете в себе новый талант. Стоит отметить, что данный материал также может стать вашим учебником в процессе обучения ребенка музыке.
Общие понятия в данном разделе
Для того чтобы каждому читателю стало понятнее, что же это такое и как оно применяется на практике, а главное, как взаимодействует с музыкой, вынесем на рассмотрение основные понятия и их значения:
- Ритм – чередование слабых и сильных долей, которые присущи каждой музыкальной форме. Это своего рода организация звуков и их сочетаний.
- Размер – та последовательность ударов, которая разделяет любое произведение на равные временные промежутки. Эти промежутки мы и называем долями.
- Темп – скорость тех самых ударов, которые издает метроном — наиболее часто применяемый в музыке прибор. С его помощью определяется скорость исполнения того или иного произведения.
Длительность ноты – это понятие, которое содержит в себе все три вышеописанных термина. Ориентируясь на тип ноты, написанной в книге, можно определить ее размер. И вот мы подходим к самому интересному: какие бывают ноты, какова продолжительность звучания каждой из них, как они обозначаются на письме и как их читать? Ответы на все эти и многие другие вопросы читайте ниже.
Визуализируем музыкальные картинки
Первое, что нужно понять, изучая музыку, — это деление продолжительности звуков. Начальным пунктом у нас идет длительность целой ноты, так как именно она из всего звукоряда самая продолжительная по звучанию. Целая нота делится на половинки, или половинные длительности. В одной целой ноте насчитывается две половинки, которые, в свою очередь, также делятся пополам, образуя таким образом четвертушки, или четвертные длительности. Получается, что в одной половинной ноте — две четверти, а в одной целой — четыре. Так подобное деление, кратное четырем, может происходить бесконечно. Четвертушки делятся на восьмушки, те – на шестнадцатые, далее идут тридцать вторые, шестьдесят четвертые и так далее. Исходя из этого, приходим к выводу, что за то время, пока длится одна целая нота, может прозвучать восемь восьмушек или же шестнадцать шестнадцатых длительностей, что в конечном итоге и влияет на виртуозность и техничность конкретного произведения.
Как объяснить ребенку длительность нот
Подобная схема, конечно же, понятна каждому взрослому человеку, однако досконально ее не может постичь ребенок, который не знаком с математикой, у которого еще не такое богатое воображение и большой запас знаний. Но есть способ, который может заставить малыша понять эту часть музыкальной теории, и называется он — «деление пирога». Представим, что у нас есть целый торт, который имеет определенный вес. Он является целой нотой, которая длится определенное количество времени. Когда мы разрезаем пирог на две половинки, их суммарный вес не меняется, и занимают они ту же площадь. В роли аналогии выступают половинные длительности. Теперь каждую из половинок разрезаем пополам, получаем четвертушки. У нас получается четыре четверти, каждую из которых можно поделить на две восьмые. А в следующий раз попробуйте сделать иначе: разрежьте торт пополам, одну половинку разделите еще на две части (четвертушки), а вторую оставьте целой. Так у вас будет половинная и две четверти, то есть три части, но одна из них большая, а две другие — ее половинки.
Длительность ноты и такт
Все музыкальные звуки, как известно, объединяются в такты, содержание которых, в свою очередь, зависит от размера. Данный показатель может иметь следующие наименования: четыре четверти, две четверти, пять четвертей и так далее. Именно размер позволяет нам понять, как считать длительности нот, сколько различных долей может находиться в такте. За основу размера принято брать одну четверть, которая может повторяться два, три, четыре и более раз. В первом случае это будет размер 2/4 (две четверти), 3/4, 4/4, 5/4 (пять четвертей – один из самых интересных и сложных в исполнении). Если мы выбираем, допустим, 4/4, это означает, что в одном такте может поместиться или четыре четвертушки, или две половинки, или одна целая нота. Также там могут находиться любые другие долевые комбинации, которые в сумме будут представлять четыре четверти. Реже в произведениях можно встретить размеры, в основе которых лежит восьмая нота. Чаще всего второй показатель кратен трем, то есть мы получаем размер 3/8 (три восьмых), 6/8 и так далее.
Обозначение длительности нот
Теперь подходим к тому, как расшифровать напечатанную ноту, как определить по внешнему виду ее длительность. Итак, данный музыкальный знак (можно сказать, что он основной в этом виде искусства) всегда имеет головку, то есть основу. К ней может прилагаться штиль, а к штилю – хвост. Как же это влияет на длительность? Итак, целая нота, то есть самая большая, являет собой прозрачный (незаштрихованный) полукруг без прочих деталей. Половинные длительности также не заштриховываются, однако к ним приписываются штили – палочки, которые направлены вверх (для тех нот, которые располагаются в нижней части стана) или вниз (для более высоких звуков). Четвертушки также имеют штиль, но еще их головки полностью заштриховываются. К восьмушкам же мы пририсовываем штиль, к штилю – хвостик, а саму основу ноты закрашиваем. Что касается нот более меньшей длительности, то все они изображаются как восьмые, только у них двойные, тройные, четверные хвостики.
Ритм, размер и темп музыки
Как вы уже поняли, длительность ноты – это основа основ, без понимания которой нельзя далее изучать и понимать музыку. Техничность любого произведения зависит от того, из каких длительностей оно состоит и с какой скоростью их нужно проигрывать. Именно по этим показателям профессионалы распознают стилистику различных классических композиторов. Например, для И. С. Баха было характерным писать более протяжные произведения (хотя встречались и достаточно скорые), состоящие из половинных и четвертных долей, которые должны быть исполнены в медленном темпе. Ф. Шопен же писал пьесы, состоящие из восьмых и шестнадцатых (часто и из тридцать вторых), для которых был характерен весьма быстрый темп.
Источник
«Песенка про длительности»
Людмила Гуськова
«Песенка про длительности»
музыка и текст Гуськовой Л. Ф.
При изучении длительностей нот, формировании основ дирижирования в размере 2/4 я использую эту песенку. Считаю, что она помогает закрепить знания о длительностях нот, развивает ритмическое чувство детей. Текст песни мы придумали вместе с ребятами, а мелодия возникла сама собой. Ребята любят эту песню не только петь, но и обыгрывать по ролям (четверные, восьмые, половинные длительности).
«Песенка про длительности»
1. Четвертями мы поём,
Вас с собою петь зовём.
Каждый взмах — один звук
Ты запомни, друг.
2. Побежали тут восьмые,
Вот такие заводные.
Взмах – две ноты пой, дружок.
К нотке подпиши флажок.
3. Половинки зашагали,
На уроки опоздали.
Медленно они идут,
На два взмаха – один звук.
Это первый куплет песни, второй поётся и играется восьмыми, третий- половинными.
«Песенка для мам» Звучит музыка, дети входят в зал и останавливаются на своих местах возле цветка Дети читают, стихи о весне, по выбору воспитателя Дети.
«Медвежья семья». Дидактическая игра для определения ритма, длительности и высоты звуков Демонстрационный материал: фланелеграф и фигурки медведей из плотной бумаги (большого медведя,средней медведицы и маленького медвежонка).
Песенка дикарей и лентяев для выпускного утренника в ДОУ. Песенка дикарей и лентяев для выпускного утренника в ДОУ. 1 куплет: В теплейшем синем море С игривою волной, Находится наш остров, Для.
Песенка-переделочка. Детский сад. Дорогие коллеги, предлагаю вам слова- переделки песенки на выпускной, на мотив песни «Наш сад» (у нас в саду живут козявки, а также всякие.
Песенка про кукурузу Кукурузная тема на «Maam.ru» очень популярная. Множество стихов, сказок, рассказов, поделок и мастер-классов вами посвящено Кукурузе. У.
Песенка выпускников Приближается самый ответственный и торжественный праздник для каждого музыкального руководителя и воспитателя — выпускной в детском саду. Все.
Примерный текст объявления для родителей на Пмпк Уважаемые родители! ___201__года на базе МБДОУ № ___ состоится заседание по набору детей для обследования и определения в.
Шуточная песенка «Залетела к нам оса» Видео Каждый год у нас в городе Павлодаре проходит конкурс детского творчества «Рауан». Мы всегда стараемся принять участие в нем. Стать лауреатом.
Технология «Песенка» Цель: Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста. Задачи технологии: -Развитие положительной динамики в певческих умениях;.
Текст гимна к открытию профессионального конкурса «Педагогический олимп» 1. Конкурсов старт. Час торжества. И бесконечность путь К высоте мастерства… Много дорог Уже вы прошли. Мы пожелаем вам Покорить Олимп.
Источник