- научно-исследовательский проект «Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Введение
- Теоретическая часть
- 1.1.История создания фортепиано
- 1.2.Принцип работы музыкального инструмента
- 1.3.Современные клавишные музыкальные инструменты
- 1.4. Безграничные возможности фортепиано
- Рассказывает фортепиано 2 класс По программе Науменко, Алеев. Выполнила Солодуха А.В. Учитель музыки МБОУ СОШ 45 Г. Красноярск. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Рассказывает фортепиано 2 класс По программе Науменко, Алеев. Выполнила Солодуха А.В. Учитель музыки МБОУ СОШ 45 Г. Красноярск.» — Транскрипт:
- Презентация по музыке для 2 класса «Музыкальные инструменты (фортепиано)»
- Просмотр содержимого документа «Презентация по музыке для 2 класса «Музыкальные инструменты (фортепиано)»»
научно-исследовательский проект «Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент»
Фортепиано самый универсальный музыкальный инструмент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательский проект | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Тема: Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент
Автор: Васильева Ксения
ученица 4 класса
Научный руководитель: Влад В.Н.
(учитель, высшая категория)
Введение
Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано (Рисунок1) – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально оно используется. Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музыцирования, фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей. Фортепиано уже исполнилось 300 лет и в связи с этим у меня возникли вопросы.
Актуальность: фортепиано сопровождает нас с детского сада до взрослого возраста, начиная с утренников, концертов, посещений театров и концертных залов. Мы слышим фортепианную музыку повсюду: и по телевизору, по радио, на занятиях музыки и пр.
Цель моей работы: доказать, что фортепиано самый универсальный музыкальный инструмент.
Гипотеза: фортепиано – универсальный музыкальный инструмент, который никогда не устареет и его невозможно заменить никаким другим инструментом.
- Познакомиться с историей создания фортепиано.
- Узнать принцип работы музыкального инструмента.
- Определить современные клавишные музыкальные инструменты.
- Провести анкетирование среди одноклассников.
Теоретическая часть
1.1.История создания фортепиано
Фортепиано ( итал. pianoforte ; англ. piano ; нем. Klavier ) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.
Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века . Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд . (Рисунок 1) появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин , был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха .
Другой клавишный инструмент — клавесин (Рисунок 2) — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке . Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора ) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля , а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер(Рисунок3) Бартоломео Кристофори ( 1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано . В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано. (Рисунок 4)
1.2.Принцип работы музыкального инструмента
Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны .(Рисунок 5) В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав , соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой . После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем ( войлоком ).
Схема рояля: 1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки; 3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки; 6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали; 10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт; 14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.
В современных фортепиано присутствует две или три педали .(Рисунок 6) В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами . В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped. ), а её снятие — звёздочкой.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda , её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde . Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.
Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Также «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин.
1.3.Современные клавишные музыкальные инструменты
Синтеза́тор ( англ. Synthesizer ) — электронный музыкальный инструмент , создающий ( синтезирующий ) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором . (Рисунок 7)
Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов. Многие типы инструментов были изначально созданы для домашнего и учебного использования, включая музыкальные школы, для одновременного обучения нескольких учеников с помощью наушников. Другим движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке и потребность в портативном клавишном инструменте, пригодном для подключения к усилителю. Музыканты, использовавшие ряд домашних инструментов, стимулировали производителей совершенствовать инструменты для сценического использования и, в конечном итоге, выпускать инструменты, изначально предназначенные для такого использования.
В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности.
1.4. Безграничные возможности фортепиано
За прошедшие триста лет все великие композиторы писали для фортепиано. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. У этого инструмента огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.
Значит ли это, что фортепиано устарело? Разумеется, нет. И подтверждение этому мы находим в количестве людей, стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч слушателей регулярно посещают концерты фортепианной музыки, в том числе и я. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравнится сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Так и живёт с нами фортепиано — самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов, помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.
Источник
Рассказывает фортепиано 2 класс По программе Науменко, Алеев. Выполнила Солодуха А.В. Учитель музыки МБОУ СОШ 45 Г. Красноярск. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЗоя Вишневецкая
Похожие презентации
Презентация на тему: » Рассказывает фортепиано 2 класс По программе Науменко, Алеев. Выполнила Солодуха А.В. Учитель музыки МБОУ СОШ 45 Г. Красноярск.» — Транскрипт:
1 Рассказывает фортепиано 2 класс По программе Науменко, Алеев. Выполнила Солодуха А.В. Учитель музыки МБОУ СОШ 45 Г. Красноярск
2 Лично у меня, подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано, — все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы. О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано? Смотрите же! Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом крышкой.
3 Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.
4 Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?
5 Имя мое, объяснил инструмент, от двух итальянских слов: форте и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо. До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете!
6 Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский. Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной! Извольте.
7 На мне скрестились три рода музыкальных инструментов: род Струнных, род Клавишных и род Ударных.
8 Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной благородный Клавесин. Он царил в музыкальном мире в XVII XVIII веках.
9 Когда вы родились. Ваше величество? Я появился на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. «Голос у тебя, конечно, еще неотесанный, сказал мне при рождении мастер но, по сравнению с Клавесином, есть в нем ценный дар: может по необходимости быть громким или тихим. Будешь зваться отныне Фортепиано».
10 А знаете, с какой гигантской силой струны во мне натянуты? В двадцать тысяч килограммов!
11 Да вы само совершенство! Скажите, великолепный Рояль, есть ли у вас хоть один недостаток?! Откровенно говоря, очень уж я на подъем тяжел и размерами неудобен. В концертных залах прекрасно себя чувствую. А как с моей комплекцией по квартирам ходить? Вот тут-то меня с успехом заменяет мой меньший отпрыск ПИАНИНО. Если перевести его имя на русский язык, что-то вроде тихони получится. Но не думайте, не такой уж скромненький инструмент это Пианино. Почти все. что и я делать умеет. Зато комплекция совершено домашняя, всегда себе место в комнате отыщет.
12 Как же я жила без пианино? Как же я без музыки жила?
Источник
Презентация по музыке для 2 класса «Музыкальные инструменты (фортепиано)»
Цель: Показать достоинства инструмента фортепиано, его выразительные возможности.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по музыке для 2 класса «Музыкальные инструменты (фортепиано)»»
Играет и тихо, и громко,
Играет и быстро, и плавно.
Приглушённо может и звонко
Фортепиано – уникальный инструмент, звуки его могут изобразить кого угодно.
От итал. forte — громко , piano — тихо.
Человека, исполняющего музыкальные произведения на фортепиано, называют пианистом.
Давайте заглянем внутрь фортепиано?
Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме.
Для низких звуков используется одна струна, для средних и высоких используются двойные или тройные струны. Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. Молоточки связаны с клавишами.
Фортепиано имеет около 230 струн.
Суммарное натяжение струн — около 18 тонн.
Общее натяжение струн концертного рояля достигает 30 тонн.
В современных фортепиано присутствует две или три педали. Правая продлевает звучание инструмента, левая делает звук тише.
«Вот, эти пичуги, — он указал Петр Ильич на детей, — непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!»
Племянник Володя, как и многие мальчишки, любил играть с солдатиками. Петр Ильич, наблюдая за увлеченной игрой Володи написал пьесу «Марш деревянных солдатиков».
Когда племяннице Танюше исполнялось восемь лет, дядя Петя пришел в гости с подарком. В руках у него была какая-то коробка.
Дядя Петя развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке. Там лежала прекрасная кукла.
С творчеством какого композитора мы познакомились?
Как называется сборник Чайковского,
в который вошли пьесы для детей?
Кому посвятил Пётр Чайковский «Детский альбом»?
Источник