Презентация на тему: Как появились ноты
«Как появились ноты»Учебно-исследовательский проект Автор: Жилизняк Марк, ученик 5 «В» класса.МОУ СОШ 9 Усть-Кут Иркутская область Руководитель: Петрова Елена Анатольевна, учитель музыки МОУ СОШ № 9.Усть-Кут Иркутская область
Цель: Изучить историю возникновения нот. Изучить различные источники информации, используя фонды городских и школьных библиотек, ресурсы Интернета, медиаресурсы, личные собрания. Проследить взаимосвязь времени и нотной записи. Донести до учащихся полученную информацию.
День за днем, За годом год. Водят ноты хоровод. И давно известно всем, Их на свете ровно семь.
Первые упоминания о музыкальной культуре датируются в XV веке до н.э. государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений
II век до н. э. в Двуречье. появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.
Музыкальная запись Междуречья состояла из клинописи (клиновидные черточки), каждый знак обозначал два звука – интервал.
Буквенная запись звуков обозначала лишь высоту звуков, но не фиксировала их длительность.
Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч. «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии.
Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета ( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.
В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё две линии для записи нот. Невмы стали располагаться на четырех линиях и между ними, что гораздо точнее обозначало высоту звуков.
В XI столетии невмы имели квадратный вид и записывались на четырех линейках.
В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский использовал левую руку для указания требуемой высоты тона.
Романское название нот
В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил названия нот первыми слогами слов молитвы к Иоанну Крестителю: UT gueant laxis REsonare fibris Mira gestorum FAmuli tuorum SOLve pollutumi LAbii reatum Нота «СИ» считалась католической церковью не правильной и не признавалась до 17 века!
Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в Египте, Древней Греции и Китае.
В Древней Греции музыкальные записи высекали на каменных колоннах и гробницах.
Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали греческий и финикийский алфавит.
650 лет до н. э.древнегреческий поэт Архилох создает первую музыкальную школу.
Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается – арфа.
В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую систему
По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э., уже тогда китайцы знали и использовали (!) двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано).
Древняя китайская запись музыкального письма.
Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в конце XI-начале XII века.
В XII – XIII веках существовали кондакарные песнопения, их система записи не поддавалась расшифровке. Кондак – разновидность хвалебной молитвы.
В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация-это система музыкальных звуков, которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.
Длительность нот и пауз
Во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменяет слог «ут» на слог «до».С того самого времени мы имеем знакомые всем:
Вывод История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен: начиная с XV века до н.э. и заканчивая второй половиной XVII века. Прежде чем обрести современный вид и название, нотам пришлось проделать не легкий путь: от изображения музыкальных звуков на глиняных табличках в древней античности , до современных изображений и названий, которые мы знаем сейчас. Радует то, что на протяжении всего своего существования, человечество всегда находило место великому искусству – музыке, которая несет с собой мир и благополучие.
Источник
Проект «Где живут ноты?»
проект по музыке
В процессе реализации проекта у детей появится устойчивый интерес к музыке, музыкально – ритмическим движениям. Этот интерес в дальнейшем будет являться мотивацией для продолжения обучения и помощью в раскрытии творческого потенциала детей, что даст возможность для успешной реализации личности в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий краткосрочный проект «Где живут ноты?» | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Где живут ноты?»
воспитатели, воспитанники 2 разновозрастной группы, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта:
Значение музыкального образования детей неоспоримо. Лучшие образцы классической и современной музыки во всех жанрах способствуют формированию духовных ценностей человека.
Чем раньше малыш узнаёт о строении музыки, тем осознание он будет заниматься музицированием. Эти навыки помогут раскрыться творчески. Именно в дошкольном возрасте, и грая, можно легко обучить ребёнка музыкальной грамоте. В проекте подобраны различные методические приёмы, игры, задания для обучения нотной грамоте.
Познакомить детей с основами музыкальной грамоты.
1. Познакомить с новыми музыкальными терминами, понятиями.
2. Совершенствовать такие качества личности как дисциплинированность, выдержка, инициатива, самостоятельность, коммуникативные навыки.
3. Активизировать творческое мышление, воображение, фантазию детей. Побуждать к импровизации.
4. Развивать музыкальный слух, творческие способности, эмоциональную восприимчивость детей.
Формы реализации проекта:
- НОД;
- Беседы;
- Оснащение предметно-пространственной среды (оформление нотоносца, наглядных пособий)
- Игровые технологии.
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». В. А. Сухомлинский
В процессе реализации проекта у детей появится устойчивый интерес к музыке, музыкально – ритмическим движениям. Этот интерес в дальнейшем будет являться мотивацией для продолжения обучения и помощью в раскрытии творческого потенциала детей, что даст возможность для успешной реализации личности в социуме.
1. Повышение уровень музыкальной грамотности и культуры детей, педагогов и родителей.
2. Устойчивый интерес детей к различным формам музыкальной деятельности.
3. Проявление творческого самовыражения.
6. Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально — эстетического воспитания.
Продукт проектной деятельности:
1. Образовательная деятельность во 2 разновозрастной группе.
2 . Презентации: «Где живут ноты?».
3. Игровые технологии.
I. Подготовительный этап
1. Определение темы проекта.
2. Подбор музыкальных произведений для слушания и исполнения.
3. Подготовка наглядного материала.
4. Подготовка презентации: «Весёлые нотки», «Где живут ноты?»
II. Основной этап:
Реализация проектной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие.
Беседы по темам: «Нотная грамота», «Музыкально – выразительные средства: настроение, темп, динамика, тембр», «Что такое оркестр?», «Композитор, исполнитель, слушатель», «Профессии: дирижёр, музыканты-исполнители».
Знакомство и разучивание песни « Ноты бусинки», « Наш оркестр».
Показ презентации « Где живут ноты».
Музыкально – дидактические игры:
Игры: Ручные ладовые жесты Кервина, «Песня-танец-марш», «Подбери картинку к нотке», «Подбери слова к музыке», «Весёлые нотки». «Музыка в сказках, стихах и картинках»
«Отгадай загадки». Отгадывание ребусов – загадок «Необычные загадки на нотном стане растут».
Мультфильмы: Цикл развивающих мультфильмов «Шишкина школа»: «Звуки», «Высота звуков», «Ноты», «Длительности нот», «Темп», «Ритм», «До, ре, ми», «Смешарики. Учим ноты».
Видео клипы песен: «До, ре, ми, фа, соль» муз. А. Островского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 — 6 классов с использованием ИКТ. Файл работы содержит подробный сценарий классного часа и презентацию. Целью классного.
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Материал участника конкурса «Учитель года 2012» «Созвездие» в номинации «Досуг моей библиотеки.
Данный проект может быть интересен педагогам и обучающимся в дополнительном образовании, в патриотических клубах.
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям.
Это мероприятие представляет собой защиту исследовательской работы. Учащиеся 7-8 классов в течении месяца собирали материал п географии и литературе. Перечитывали русские народные сказки, по раз.
Школьный воспитательный проект «ШКОЛА – ДОМ, ЗДЕСЬ ЖИВУТ!» является частью Программы развития школы и ставит своей целью создание творческой развивающей атмосферы в едином.
Источник
Проект по музыке «Откуда появились ноты «до», «ре», «ми», «фа» и другие?»
Проект по музыке
«Откуда появились ноты
«до», «ре», «ми», «фа» и другие?»
Выполнил: Шматов Георгий
МКОУ Горбатовская СОШ
Проект «Откуда появились «до», «ре», «ми», «фа» и другие?»
Мир искусства очень интересен, особенно музыка. Хоть я ещё маленький, но слушая музыкальные произведения, меня всегда удивляет, как можно было сочинить такую красоту, откуда у композитора идёт такая музыка, я думаю это люди с красивой, чистой душой. Наша учительница музыки всегда говорит, что музыка – главный вид искусства, и я с ней согласен, музыка многому может научить, сделать человека добрее, умнее, красивее.
В нашей школе ежегодно первого октября проводится День музыки. В этом году наша учительница музыки провела весёлый праздник, в конкурсе для капитанов команды был вопрос «Откуда появились нотки?». Вспомнив рассказы учителя на уроках, мы ответили на этот вопрос, но я решил более подробно узнать об этом и вот я участвую в конкурсе музыкальных проектов, где хочу поделиться информацией, которую нашёл.
Цель проекта: познакомиться с историей появления нот.
- узнать историю создания нотных знаков; узнать легенду, о человеке, который облегчил запись музыки; собрать загадки о нотах, составить ребусы, донести собранную информацию до учащихся 1-2 классов.
1 этап: определение направления, темы, цели и задач проекта;
2 этап: поисковая работа;
3 этап: подборка загадок о нотах;
4 этап: составление ребусов «Весёлые нотки»;
5 этап: беседа «Путешествие в мир нот».
II. Основная часть.
Все мы знаем, как до нас дошли русские народные песни, они передавались нашими предками, их дети передавали своим детям, а всё почему, да потому что раньше не было нот.
Так когда же появились ноты, что было до них, музыканты должны же были, как то записывать музыку, которую сочиняли?
Оказалось, что до появления нот, музыканты записывали свою музыку, например в Греции при помощи алфавита, а в Европе существовали знаки для записи, которые назывались невмами. Они ставились над словами и показывали только направление мелодии. Разучить её с помощью таких знаков было просто невозможно. Я нашёл изображение невмов, но так и не смог написать ни один из них.
Так кто же придумал запись музыки и продвинул её развитие? Давным-давно в Италии в городе Ареццо, который знаменит своими церквями, жил человек, которого звали Гвидо. Оказывается в мире музыки, это имя известно и дорого. По обычаям того места, где родился Гвидо, вслед за именем называли название города, поэтому полное его имя Гвидо д Ареццо, ещё его можно называть Гвидо Арецинский.
Жил он в XI веке, был монахом, полностью посвятив себя Богу. Каждый день молился, участвовал в богослужениях, которые всегда сопровождались пением. Одной из трудностей того времени была запись мелодий.
Гвидо Арецинский придумал линеечки для нот, сначала их было три и все они были разного цвета красная, чёрная и жёлтая, расположил на них значки — ноты, они были квадратными, так у каждой нотки появилась высота. Вот так знаки стали называться не невмами, а нотами. Но не было у нот названия, певцам и музыкантам трудно было разучивать и запоминать мелодии, тогда
Гвидо попросил своих музыкантов разучить гимн святому Иоанну, который считался покровителем певцов. Особенность этого гимна заключалась в том, что каждая новая строчка начиналась звуком выше.
Вот текст гимна святому Иоанну:
Ut gueant laxis
Если посмотреть на первые слоги каждой строчки гимна, то получается: ut, re, mi, fa, sol, la. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, Гвидо поправлял его, и сам пел нужный звук, произнося при этом громко и чётко первый слог начального слова фразы.
Название ноты «si» придумал Ансель из Фландрии. Чтобы получилась эта нота, он взял начальные буквы из слов последней строки гимна Sancte Johannes. Но петь не стало легче, потому что оставалось ещё одно неудобство, согласная в слоге «ut». В XYII веке итальянец Дони заменил «ut» на «do», оставив тем самым часть своей фамилии на память. Вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак».
Так появился международный музыкальный язык, единственный во всём мире. С тех пор мы поём: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», которые располагаются на пяти линеечках (нотном стане). Без них не могут обойтись ни музыканты, ни певцы, ни композиторы.
В ходе работы над проектом, я побывал в интересном, увлекательном путешествии по Италии. Побывал в городке Ареццо, посмотрел на его знаменитые церкви «Сан-Франческо» и «Сан-Доменико». Узнал о человеке, который придумал ноты, тем самым облегчил труд музыкантам, композиторам, исполнителям и продвинул музыкальную запись далеко вперёд. Имя этого человека – Гвидо Арецинсий. Узнал о гимне святому Иоанну, его особенность, которая заключается в том, что каждая новая строчка начинается звуком выше.
Узнал, что нотных линеечек было сначала три, и они имели разный цвет, что Ансель из Фландрии и итальянец Дони тоже внесли свой вклад в название нот («си», «до»).
Ещё я собрал много загадок про ноты, составил ребусы про ноты «Весёлые нотки», провёл с помощью учителя музыки беседу «Путешествие в мир нот» в 1-2 классах, где рассказал обо всём, что узнал про ноты, мы вместе разгадывали ребусы и загадки.
Поставленные мною в начале моей работы над проектом цель и задачи достигнуты. Мир музыки очень интересен, необычайно красив, окунитесь в него, и вы станете добрее, умнее и красивее!
«Войдём в мир музыки».
Энциклопедия для детей «Искусство» М. 2007
И. Шакирова «Музыка в сказке» «Лист» М. 200
Источник