- научно-исследовательский проект «Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Введение
- Теоретическая часть
- 1.1.История создания фортепиано
- 1.2.Принцип работы музыкального инструмента
- 1.3.Современные клавишные музыкальные инструменты
- 1.4. Безграничные возможности фортепиано
- «Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано». план-конспект на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
научно-исследовательский проект «Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент»
Фортепиано самый универсальный музыкальный инструмент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательский проект | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Тема: Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент
Автор: Васильева Ксения
ученица 4 класса
Научный руководитель: Влад В.Н.
(учитель, высшая категория)
Введение
Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано (Рисунок1) – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально оно используется. Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музыцирования, фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей. Фортепиано уже исполнилось 300 лет и в связи с этим у меня возникли вопросы.
Актуальность: фортепиано сопровождает нас с детского сада до взрослого возраста, начиная с утренников, концертов, посещений театров и концертных залов. Мы слышим фортепианную музыку повсюду: и по телевизору, по радио, на занятиях музыки и пр.
Цель моей работы: доказать, что фортепиано самый универсальный музыкальный инструмент.
Гипотеза: фортепиано – универсальный музыкальный инструмент, который никогда не устареет и его невозможно заменить никаким другим инструментом.
- Познакомиться с историей создания фортепиано.
- Узнать принцип работы музыкального инструмента.
- Определить современные клавишные музыкальные инструменты.
- Провести анкетирование среди одноклассников.
- Учебно-познавательные: познакомить с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано
- Воспитательные: воспитание эмоционального отклика интереса к музыке, инструменту фортепиано.
- Развивающие: развитие абстрактного мышления, творческой фантазии, эмоционального восприятия музыки
- деревянный корпус
- клавиатура
- подставка для нот
- 2-е педали
- когда и где был создан музыкальный инструмент – фортепиано?
- каким языком пользуются музыканты всего мира?
- как звали мастера создавшего инструмент –фортепиано?
- какой инструмент был предшественником фортепиано, в чем их сходство и различие?
- сколько клавиш на клавиатуре фортепиано и какие они?
- назвать звукоряд и показать на клавиатуре ноту «ДО».
- Леонова Н.Ф – «Музыкальные инструменты», набор открыток
- Зильберквинт М.А – «Рождение фортепиано»
- Бражников М.Н – «Фортепиано»
- Клёнов А.С – «Там, где музыка живет»
Теоретическая часть
1.1.История создания фортепиано
Фортепиано ( итал. pianoforte ; англ. piano ; нем. Klavier ) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.
Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века . Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд . (Рисунок 1) появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин , был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха .
Другой клавишный инструмент — клавесин (Рисунок 2) — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке . Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора ) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля , а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер(Рисунок3) Бартоломео Кристофори ( 1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано . В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано. (Рисунок 4)
1.2.Принцип работы музыкального инструмента
Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны .(Рисунок 5) В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав , соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой . После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем ( войлоком ).
Схема рояля: 1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки; 3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки; 6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали; 10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт; 14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.
В современных фортепиано присутствует две или три педали .(Рисунок 6) В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами . В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped. ), а её снятие — звёздочкой.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda , её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde . Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.
Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Также «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин.
1.3.Современные клавишные музыкальные инструменты
Синтеза́тор ( англ. Synthesizer ) — электронный музыкальный инструмент , создающий ( синтезирующий ) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором . (Рисунок 7)
Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов. Многие типы инструментов были изначально созданы для домашнего и учебного использования, включая музыкальные школы, для одновременного обучения нескольких учеников с помощью наушников. Другим движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке и потребность в портативном клавишном инструменте, пригодном для подключения к усилителю. Музыканты, использовавшие ряд домашних инструментов, стимулировали производителей совершенствовать инструменты для сценического использования и, в конечном итоге, выпускать инструменты, изначально предназначенные для такого использования.
В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности.
1.4. Безграничные возможности фортепиано
За прошедшие триста лет все великие композиторы писали для фортепиано. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. У этого инструмента огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.
Значит ли это, что фортепиано устарело? Разумеется, нет. И подтверждение этому мы находим в количестве людей, стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч слушателей регулярно посещают концерты фортепианной музыки, в том числе и я. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравнится сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Так и живёт с нами фортепиано — самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов, помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.
Источник
«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
план-конспект на тему
На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано, развивают абстрактное мышление, творческую фантазию, эмоциональноге восприятие музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.rozhdenie_f-no.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки г.Новокузнецка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
детского (юношеского) творчества
Проект вводного занятия
По программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано»
детского (юношеского) творчества
Вводное занятие педагога дополнительного образования Григоровой О.М. 1 год обучения.
По программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
Тема: «Рождение фортепиано»
Цель: Формирование музыкальной культуры
Тип занятия: индивидуальный, комбинированный
Музыкальный ряд: пьесы на клавесине и фортепиано (грамм запись)
Зрительный ряд: изображение музыкальных инструментов (набор открыток)
Основные этапы занятия:
1 этап: рассказ педагога об истории создания музыкального инструмента (15 минут)
2 этап: практическая работа за инструментом (15 минут)
3 этап: закрепление пройденного материала (8 минут)
4 этап : задание на дом (2 минуты)
1-й этап занятия. (15 минут)
История создания фортепиано
Кто укажет тот миг, когда, окруженный тысячами звуков природы, человек прислушался и впервые попытался подражать её голосам?
Кто и когда в первые осознал, что можно заставить звучать давно знакомые предметы? Ответить на эти вопросы, разумеется, очень трудно, Но ведь однажды такой момент должен был наступить: человек обтянул глиняный горшок кожей, или подул в отверстие тростинки, а может быть, тронул тетиву лука и она зазвучала. Возможно, все это произошло в разных концах света одновременно. Только с той поры люди не расстаются с музыкой, в этом им помогают музыкальные инструменты. Древние ученые философы наделяли музыку величайшей силой и говорили, что она может заставить человека мечтать, любить и ненавидеть. (слайд 1)
В древности родился миф, который дошёл до наших дней. Это миф об одном из первых музыкантов седой древности – Орфее. О магическом воздействии его музыки. Едва заслышав пение Орфея, и чарующие звуки его лиры, пред ним склонялись дикие звери, разверзались могучие скалы и даже наводящие на всех ужас страшные фантастические существа – фурии – мгновенно покорялись ему. (слайды 3,4,5)
Музыки отводилась особая роль, она участвовала во всех видах искусства. Звуки музыки подчеркивали величайшую прелесть танца, его пластику и движение. Не могли обойтись без музыки и древние поэты, которые назывались «песнопевцами». Это не удивительно: читая стихи подобно Орфею, они аккомпанировали себе на лире. (слайд 6)
За десятки веков человек изобрёл, очень много музыкальных инструментов – это струнные и духовые, ударные и клавишные. Сегодня я расскажу вам об одном, пожалуй, наиболее популярном в наше время инструменте – фортепиано. (слайд 7)
А теперь, ребята, сядьте поудобнее и мы перенесёмся с вами в «страну музыки» — Италию. Так называют её за то, что она дала миру множество музыкантов – композиторов, певцов, блестящих исполнителей на многих инструментах. Не случайно именно итальянский язык стал международным музыкальным языком, которым и по сей день пользуются музыканты всего мира. Забегая вперед, скажу, что именно Италия стала родиной первого в истории фортепиано. (слайды 8,9)
И так Италия 300 лет тому назад. Дворец Герцога Тосканского. Музыкальные вечера, которые устраивает Принц Фердинанд, всегда вызывают огромный интерес . Гостей обязательно ожидает, что ни будь необычное. Иногда это первое исполнение нового музыкального сочинения выдающегося композитора, встреча с прославленным скульптором, художником или выступление музыканта – виртуоза. Принц Фердинанд – тонкий знаток искусства и сам хорошо играет на различных инструментах. Его коллекция музыкальных инструментов далеко известна за пределами Италии. И вот гости собираются в просторном, изысканно убранном зале, устремляя взгляды на скрытый под чехлом инструмент. В зал входит музыкант, хранитель этой коллекции, Бартоломео Кристофори, он приготовил сюрприз, которым на этот раз хочет удивить гостей и хозяина дома. Бартоломео, открывает чехол и садится за инструмент, гости удивлены. Они видят инструмент очень похожий на клавесин. Но звуки – что это…. Гости слышат раскаты грома, порыв ветра, шелест листвы, пение птиц и все это звуки нового инструмента. Показ окончен, и гости восклицают: «Форте — пиано. » — что означает — громко – тихо. «Любопытно, но обычный клавесин, все, же привычней и лучше». – «Да, это и есть клавесин, посмотрите на его форму….!» — «Нет,- заключают гости, — это просто очередной опыт, не больше, лучше клавесина ничего не придумаешь….» Показ окончен, гости, забыв о сюрпризе, переходят в соседний зал, где ждет их новое развлечение. Бартоломео закрывает крышку своего детища, непонятного и не принятого гостями принца. Хотя сегодня его новинку не оценили, он уверен, что фортепиано ждет большое будущее, нужно только время. Бартоломео был первым создателем молоточкового фортепиано, это был 1709 год.
2-й этап (20 минут)
Вместе с детьми рассматриваем внешний вид инструмента:
Предлагаю детям посчитать белые и черные клавиши, нажимая их с различной силой (белых клавиш-52, черных- 36, вместе -88).
Определяем, какие звучат громче, какие тише и почему. Какие звуки выше и ниже по звучанию. Несмотря на то, что клавишей много – 88, но их названий всего 7:
Семь всего лишь нот на свете
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Ту запомни ноты эти. И в тетрадку запиши
Показываю на клавиатуре ноту «До» и объясняю ребятам как ее найти.
Дети самостоятельно, индивидуально определяют ее расположение и играют звукоряд третьим пальчиком.
Педагог: «А что же скрывает деревянный корпус? Почему так ярко и разнообразно звучит инструмент?»
Предлагаю детям встать на стулья (разувшись) и заглянуть во внутрь. Показываю струны, колки, молоточки и способ извлечения звуков. Рассказываю и показываю принцип различия звучания между фортепиано и клавесином. У фортепиано – молоточек ударяет по струне, а у клавесина вместо молоточков были перышки и они отщипывали струну.
Фортепиано — клавишно-ударный инструмент.
3-й этап (8 минут)
Закрепление пройденного материала
(300 лет назад, Италия)
2. как переводится на русский язык название инструмента?
(«форте»- громко, «пиано»- тихо)
( 88 штук, черные и белые)
4-й этап (2 минуты)
Выучить название нот в прямом и обратном движении.
Уметь показывать на клавиатуре ноту «ДО».
Используемые источники литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ.
Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма «Твоя вершина». Показывает кр.
Открытый урок по хору, творческий отчет.
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 летТема: Черно-белое королевствоЦель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи.
Коллективное музыкальное музицирование — это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Цель работы — обобщение методических рекомендаций, направленных на совершенствован.
Предлагаемый материал содержит разработки 34 занятий с детьми 4-5 летнего возраста. Занятия строятся на сквозной сюжентной основе.
Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому .
Источник