Проект про фортепиано 9 класс

научно-исследовательский проект «Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент»

Фортепиано самый универсальный музыкальный инструмент.

Скачать:

Вложение Размер
научно-исследовательский проект 1.99 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Тема: Фортепиано — универсальный музыкальный инструмент

Автор: Васильева Ксения

ученица 4 класса

Научный руководитель: Влад В.Н.

(учитель, высшая категория)

Введение

Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано (Рисунок1) – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально оно используется. Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музыцирования, фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей. Фортепиано уже исполнилось 300 лет и в связи с этим у меня возникли вопросы.

Актуальность: фортепиано сопровождает нас с детского сада до взрослого возраста, начиная с утренников, концертов, посещений театров и концертных залов. Мы слышим фортепианную музыку повсюду: и по телевизору, по радио, на занятиях музыки и пр.

Цель моей работы: доказать, что фортепиано самый универсальный музыкальный инструмент.

Гипотеза: фортепиано – универсальный музыкальный инструмент, который никогда не устареет и его невозможно заменить никаким другим инструментом.

  1. Познакомиться с историей создания фортепиано.
  2. Узнать принцип работы музыкального инструмента.
  3. Определить современные клавишные музыкальные инструменты.
  4. Провести анкетирование среди одноклассников.

    Теоретическая часть

    1.1.История создания фортепиано

    Фортепиано ( итал. pianoforte ; англ. piano ; нем. Klavier ) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.

    Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века . Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд . (Рисунок 1) появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин , был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха .

    Другой клавишный инструмент — клавесин (Рисунок 2) — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке . Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора ) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля , а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

    Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер(Рисунок3) Бартоломео Кристофори ( 1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано . В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано. (Рисунок 4)

    1.2.Принцип работы музыкального инструмента

    Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны .(Рисунок 5) В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав , соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой . После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем ( войлоком ).

    Схема рояля: 1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки; 3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки; 6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали; 10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт; 14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.

    В современных фортепиано присутствует две или три педали .(Рисунок 6) В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

    Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами . В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped. ), а её снятие — звёздочкой.

    Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda , её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde . Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

    Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Также «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин.

    1.3.Современные клавишные музыкальные инструменты

    Синтеза́тор ( англ. Synthesizer ) — электронный музыкальный инструмент , создающий ( синтезирующий ) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором . (Рисунок 7)

    Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов. Многие типы инструментов были изначально созданы для домашнего и учебного использования, включая музыкальные школы, для одновременного обучения нескольких учеников с помощью наушников. Другим движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке и потребность в портативном клавишном инструменте, пригодном для подключения к усилителю. Музыканты, использовавшие ряд домашних инструментов, стимулировали производителей совершенствовать инструменты для сценического использования и, в конечном итоге, выпускать инструменты, изначально предназначенные для такого использования.

    В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности.

    1.4. Безграничные возможности фортепиано

    За прошедшие триста лет все великие композиторы писали для фортепиано. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. У этого инструмента огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.

    Значит ли это, что фортепиано устарело? Разумеется, нет. И подтверждение этому мы находим в количестве людей, стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч слушателей регулярно посещают концерты фортепианной музыки, в том числе и я. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравнится сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Так и живёт с нами фортепиано — самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов, помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.

    Источник

    Творческий проект «Фортепиано – король инструментов»

    Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ учреждение дополнительного образования «КУЗЬМОЛОВСКАЯ школа ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

    (МБУ ДО «КУЗЬМОЛОВСКАЯ ШКОЛА ИСКуССТВ»)

    «Фортепиано – король инструментов»

    Тема проекта: «Фортепиано – король инструментов».

    Цель проекта: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта у учащихся, через опыт публичного выступления.

    выработать потребность в общении с музыкой;

    расширить интерес у учащихся (у которых фортепиано – дополнительный инструмент) к игре на фортепиано, к фортепианному репертуару на примерах классического наследия.

    по типу деятельности – практико-ориентированный, творческий;

    по характеру предметно-содержательной области – культурологический;

    по характеру контактов – внутришкольный; долгосрочный, ежегодно с 2017года.

    Участники проекта : преподаватели и учащиеся общего фортепиано МБУ ДО «Кузьмоловская школа искусств»

    Цель работы детских музыкальных школ и школ искусств – общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в различных формах. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Публичные выступления вызывают живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю.

    Главная цель всего нашего обучения в детской школе искусств – подготовка в большинстве своём музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь концентрировать внимание на определённой задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический и агогический. Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке и публичные выступления вызывают у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач преподавателей музыкальной школы и школы искусств.

    Сценарий лекции концерта.

    Ведущие учащиеся класса Савельевой Э.В.

    Малиновская Мария и Бабкина Анжелика

    Ведущий 1. Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашем «Царстве» волшебных звуков фортепиано! Предлагаем вам поближе познакомиться и еще раз восхититься удивительным и поистине величественным инструментом. Перед рождением нашего инструмента были другие похожие на него и отличавшиеся устройством и звучанием. Вот лишь некоторые из них. (Слайд 1)

    Ведущий 2. Орган – один из самых древних. Это клавишно-духовой инструмент. Он имеет несколько тысяч труб разной величины. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, и они звучат. С помощью двух или нескольких клавиатур, рычажков, кнопок, ножной клавиатуры органист заставляет звучать разные трубы, меняет окраску звука. Орган – это очень большой инструмент, поэтому он преимущественно использовался в соборах. На нем исполняли духовную музыку. (2 слайд). Итак, представим, на часах истории средние века.

    Ведущий 1. Музыку светскую посвящали другому предшественнику нашего фортепиано клавесину – это старинный клавишный щипковый инструмент. При нажатии клавиши звук из струны извлекается щипком. Для этого в старину использовалось птичье перо, позже – металлические пластинки. Звук у клавесина негромкий, малопевучий, отрывистый, но звонкий. (слайд 3)

    Ведущий 2. Добро пожаловать на бал! В моде Менуэт! – танец французского происхождения. Исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Ж.Ф.Рамо «Менуэт», Бенда «Менуэт»

    Ведущий 1 . На закате XVIII века композиторами и музыкантами стала наиболее остро ощущаться потребность в новом клавишном инструменте, чья выразительность не уступала бы скрипке. Более того, инструмент должен был обладать динамическим разнообразием. Так появилось первое фортепиано – клавишно-ударный инструмент. При нажатии клавиш по струнам ударяют молоточки. Звук фортепиано, в отличие от клавесина, может быть громким и тихим. Отсюда и его название: форте (что означает «громко»), пиано (что означает «тихо»). Этот замечательный инструмент изобрел в 1709 году в итальянском городе Падуя мастер Бартоломео Кристофори. (Слайд 4).

    Ведущий 2 . А этот инструмент — его родственник. Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Его место всегда в концертном зале. Неудивительно, что после появления нового инструмента, фортепианная музыка становиться одной из основных областей творчества композиторов, в том числе и творчества великого австрийского композитора-романтика Франца Шуберта.

    На часах истории начало 19 века — прекрасная и волнующая эпоха романтизма. Ф.Шуберт «Немецкий танец»

    Ведущий 1 . Удивительное явление танец — это вид искусства, где мысли и чувства передаются движениями под музыку. В конце XVIII века одним из популярнейших бальных танцев становится Вальс. Его танцуют все и везде, танцуют плавно кружащиеся пары. Вальс быстро распространился по многим странам. До сих пор композиторы остаются к нему неравнодушны.

    Звуки вальса тихонько коснулись души,
    В глубину всех сердец незаметно проникли.
    Пригласить свою даму на танец спеши,
    Пусть сердца закружат в зачарованном ритме. (Слайд 5)

    Л.Рид «Прощальный вальс»

    Ведущий 2. Наряду с вальсом композиторы обращаются и к другим танцам, имеющим народные корни. Так, например Мазурка – польский народный танец. В нем сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность. Полька – чешский народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Иногда композиторы объединяют особенности двух танцев в одном произведении.

    Т.Остен «Полька-мазурка». (Слайд 6)

    Ведущий 1. А сейчас перенесемся в Испанию. Слышатся звуки Фламенко – традиционный музыкально-танцевальный стиль, слияние музыкального сопровождения, пения и танца. Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике; иногда, кастаньетами. Для нашего инструмента нет ничего невозможного! Он может передать и эту колоритную музыку!

    Тёмной и страстной,
    Гордой цыганке
    Ритмы фламенко
    Дарил.
    Звук кастаньеты
    Эхом отдастся.
    Песнь каблуками
    Дробил.
    В.Гиллок «Фламенко»

    Ведущий 2 . Любите ли вы сказки? Вы согласны со мной, что все сказки очень музыкальны. А мультфильмы! Сколько у нас замечательных мультфильмов с лёгкими, запоминающимися песнями. Подружившись с фортепиано можно не только петь, но одновременно и аккомпанировать себе или друзьям. (слайд 8)

    В.Шаинский «Песня Чебурашки»

    Ведущий 1. Вы, наверное, заметили, что многие произведения имеют своё название. Например, «Танец дикарей», «Вальс маленьких котят» и т.д. Эти названия произведениям дали сами композиторы. Такая музыка называется программной. Уже по названию можно догадаться, о чём она расскажет.

    Не ищет покоя ковбой,
    В пути моё счастье шальное.
    Со мною мой «кольт», и мой конь,
    А значит — удача со мною. (Слайд 9)

    А. Касимова «Ковбой»

    Одиноко в море лодка
    Тихо по ветру плывёт,
    И почти до горизонта
    Вот сейчас она дойдёт.

    Всё плывёт по ветру лодка,
    Ищет счастья своего.
    Может, где-нибудь далёко
    И найдёт она его. (Слайд 10)

    В.Ребиков «Лодка по морю плывет»

    Ведущий 1. Нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на фортепиано, инструмент этот поистине универсален. Ведь на фортепиано можно сыграть любое произведение, любую музыку. Оно может запеть то человеческим голосом, то звучать как целый оркестр и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Из фортепиано можно извлечь богатейшую гамму чувств – нежных, страстных, задумчивых, светлых или, например, обрисовать красоту природы.

    Весна грядет! И радостною песней полна природа. Солнце и тепло, журчат ручьи и праздничные вести зефир разносит точно волшебство! (Слайд 11)

    Фортепиано – верный партнер, спутник и помощник в создании музыкального образа любому музыкальному инструменту.

    У народа нет рояля,

    Белого на ножках,

    Но, зато, есть балалайка

    с тульскою гармошкой!

    Ю. Должиков «Романс-Ностальгия»

    С помощью наших волшебных часов истории перенесемся на юг США конец XIX – начало XX века, где родился Джаз. Термин «джаз» с английского можно перевести как «энергичный», «грубый», «беспорядочный». Джаз – это искусство импровизации. И, конечно, на фортепиано мы играем и джазовую музыку.

    Твои шальные звуки не так шальны, как кажется сперва.

    Ты — дивный мир науки. Науки поколений, волшебства.

    Восторг, безумье, тихая печаль —

    Сливается в тебе все воедино.

    Джоплин «Артист эстрады»

    М. Шмитц «Воспоминание»

    Г.Уоррен «Поезд на Чатануга –чу -чу»

    Ведущий 1. Еще один жанр музыки появившийся на свет в 19 веке — Ноктюрн (от франц. nocturne «ночной»)

    … Петляет наобум воображенье,
    Из мрака образы плывут и вновь
    Бесследно тают в устье сновиденья.

    А. Шаверзашвили «Ноктюрн»

    Ведущий 2. На наших часах истории – наше время. Обратите внимание на этот инструмент. Синтезатор – ставший уже таким привычным в мире музыкального творчества. Но каким бы высокотехнологичным он ни казался, изобрели его в позапрошлом веке. Само же слово «синтезатор» содержит в себе греческий корень (synthesis), что означает соединение, сочетание или составление. Такое имя вполне отражает суть этого сложного аппарата, призванного создавать звуки, обрабатывать музыкальные записи и воспроизводить даже самые сложные композиции. Он становиться верным помощником фортепиано на открытых площадках и сценах . (Слайд 13)

    Оно пришло
    Неведомо откуда
    Красивой бабочкой
    Мне села на лицо
    И нежно так
    Глаза закрыла
    Красивой музыкой
    Вдруг голову вскружила
    И потерявшись
    Среди грез
    Мгновенье это
    Подарило.

    А.Рыбников «Тема вдохновения»

    Ведущий 1. Сегодня мы поделились друг с другом частичкой любви к фортепианной музыке. И хотим пожелать вам удачи, успехов и вдохновения, чтобы они помогали вам по пути постижения прекрасного и бессмертного искусства под названием — МУЗЫКА!! (Слайд 14)

    1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: Музыка, 1978.
    2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства, 1969.
    3. Сборник статей под ред. В. Натансона. Вопросы фортепианной педагогики .- М.: Музыка, 1971.
    4. Коган Г. Работа пианиста.- М.: Музыка, 1979.

    —> 27.08.2018 0 4393 82

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Источник

    Читайте также:  Гаммы арпеджио всех аккордов
Оцените статью