Проект про пианино 4 класс

Презентация на тему: «Знакомство с музыкальным инструментом — Фортепиано»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Знакомство с музыкальным инструментом: ФОРТЕПИАНО Преподаватель: Черникова А.С. 2013г.

Фортепиано Фортепиа́но (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори, в 1709 г. Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром. Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение игре на фортепиано желательно в детском возрасте, т.к. взрослым обучаться игре на нём намного сложнее. Фортепиано требует бережного обращения и, время от времени, настройки.

Устройство фортепиано Изнутри инструмента: видны обитые войлоком молоточки и струны. Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке. Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн. Диапазон большинства фортепиано составляет 86 полутонов от ля субконтроктавы, до до 5-ой октавы.

Действие фортепианной техники Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем.

Составные части фортепиано Педали: правая – удлиняет звук; левая – ослабляет звук; средняя – задерживает звук. 2. Клавиатура 3. Крышка, подставка для нот. 4. Корпус и ножки с колесиками.

Техническое обслуживание и настройка инструмента Мастер – настройщик фортепиано: Инструменты для настройки фортепиано

Сохранность инструмента Правила пользования: 1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов. 2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте! 3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью. 4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо. 5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

Предшественники Фортепиано КЛАВЕСИН –клавишный струнный музыкальный инструмент. При нажатии клавиши толкачик (прыгун) поднимается, а плектр (язычок из пера) защипывает струну. Так рождается звук.

2. КЛАВИКОРД Это небольшой старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент.Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангенотов. Диапазон клавикорда менялся со временем.

Разновидности Фортепиано 1.Орган — (лат. organum ― «инструмент, орудие») – клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный и один из древнейших видов музыкальных инструментов.

Устройство органа Мануалы Пульт, клавиатура Трубы, трактура

2. ПИАНИНО (итал. pianino — маленькое фортепиано) — струнно клавишный музыкальный инструмент, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль. Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года.

3. РОЯЛЬ (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, основной вид фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш. В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука — шире.

Конструкция рояля Внутреннее строение: молоточки и демпферы Механизм современного концертного рояля Педали

4. СИНТЕЗАТОР Самый современный музыкальный инструмент. С его появление на свет произошел настоящий переполох в мире музыки: возросла популярность электронной музыки. Чтобы творить музыку, на синтезаторе, стало не так уж и важно обладать музыкальным слухом, главное было уметь работать со звуком, который вы извлекали из этого инструмента.

ЛИТЕРАТУРА 1.Блейк Н.Н. Клавишные инструменты. – М., 2007 2.Есипова И.В. Музыкальные инструменты. – М., 2008 3.Носанова М.Л. Музыкальные инструменты. – М., 2008 4. Россиус А.А. Музыкальные инструменты. – М., 2008 5. Риман Г.Н. История музыки. – М., 2003 6. Сайт http://e-music.fdstar.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Номер материала: ДВ-344207

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательский проект на тему «Фортепиано в моей жизни».

специалист в области арт-терапии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №92 города Тюмени

«Фортепиано в моей жизни»

Выполнила: Шапарева Анна,

учащаяся 4 класса «Г»,

Червишевской средней школы

Руководитель: Шапарева А.В.,

учитель начальных классов

Тюмень, 2020 год

1.1. История создания фортепиано…………………………………6

1.2. Особенности фортепиано ………………………………………11

1.3. Фортепиано и исполнительское искусство …………………. 14

Глава 2. Практическая часть …………………. ……………..……16

2.1. Этапы работы над созданием музыкального произведения на фортепиано……………………………………………………………16

2.2. Оформление и исполнение композиции на инструменте……18

Исследовательский проект посвящен известному музыкальному инструменту – фортепиано.

Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально оно используется. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, и с другими инструментами. Фортепиано может быть участником оркестра, а может быть любимым инструментом для домашнего музицирования. Многие великие музыканты и композиторы считают фортепиано самым популярным и универсальным музыкальным инструментом.

Однажды мне посчастливилось услышать и увидеть исполнение музыкального произведения на фортепиано, это был завораживающий момент. Безусловно, я захотела научиться также грациозно нажимать на клавиши, чтобы при этом «лилась» музыка ласкающая слух.

И вот – я поступила в школу искусств на предпрофессиональную подготовку по фортепиано. На своем курсе я занимаюсь в хоровой студии, сольфеджио, слушанием музыки и индивидуальными занятиями на фортепиано. И пусть занимаюсь только второй год, но очень интенсивно, что, несомненно, развивает с каждым днем мой музыкальный слух и творческий потенциал.

Актуальность работы : Многие великие композиторы, для написания музыкальных произведений предпочитали фортепиано. В школе искусств нас учат понимать нотный текст, оформлять его в музыкальную композицию. Я решила попробовать расширить свои возможности, использовать знания и творческий потенциал, выступить композитором, автором музыкального произведения. Для этого дома у меня есть инструмент, на котором я имею возможность в минуты вдохновения создавать свою музыку.

Объект исследования: фортепиано.

Предмет: музыкальное произведение.

Цель проекта: создать и исполнить небольшое авторское музыкальное произведение.

· изучить историю возникновения музыкального инструмента – фортепиано.

· исследовать устройство фортепиано.

· проанализировать технологию создания музыкальной композиции на фортепиано.

· научиться создавать небольшие музыкальные произведения.

Если изучить этапы, методы создания музыкальных произведений, использовать творческий потенциал и вдохновение, то можно создать авторскую музыкальную композицию.

Выполняя проект, я использовала следующие методы и приемы:

· изучение специализированной литературы и поиск интернет ресурсов по данной теме;

· изучить особенности такого музыкального инструмента, как фортепиано;

· узнать подробнее, как создается музыкальное произведение;

· наблюдение, сравнение, анализ результатов полученного музыкального произведения;

Практическая значимость работы: материал по данной теме может быть интересен и полезен ученикам музыкальных школ, использован на уроках музыки в общеобразовательной школе и просто для любителей музыки.

1.1. История создания фортепиано

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации . Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим дл того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования композиторов эпохи борокко.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.

Рис.1.1 Клавикорд

Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента…

Рис.1.2. Клавесин

Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет. По сути спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он, как правило, был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

( http://www.earlymusic.ru/articles/48/59/arpsihord-klavitsiterium-klavichembalo-chembalo-virginal-muzelyar-spinet-epinet.html )

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.). [1 ;7 ]

Рис.1.4 Бартоломео Кристофори

Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно. [1]

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) — период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения, появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для настройка фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов. Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно больших количествах. [4;255]

Очевидно, что появление фортепиано — казалось бы такое незначительное событие — стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы пианино. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката…

1.2. Особенности фортепиано

В наше время фортепиано остается одним из самых популярных. На данном этапе развития он имеет 88 клавиш, что позволят играть в диапазоне чуть более 7 октав. Благодаря этому фортепиано популярно в различных музыкальных жанрах. Существуют две его разновидности: рояль — для концертного исполнительства и пианино — для домашнего музицирования.

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны.

Струны у рояля натянуты горизонтально, а у пианино – вертикально. Почему инструмент называется фортепиано? Потому что он состоит из 2 терминов форте – громко, пиано – тихо. Отсюда и название фортепиано. Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали Фортепиано

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Сегодня эта педаль отсутствует у большинства фортепиано и присутствует у большинства роялей . Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.[2]

Таким образом, фортепиано имеет достаточно сложное устройство, позволяющее, при умелом управлении, звучать инструмент выразительно.

1.3. Фортепиано и исполнительское искусство

Появление фортепиано изменило характер всей европейской музыки. За последние 300 лет почти все великие композиторы писали для фортепиано.

Сегодня музыкант любой специальности стремится в достаточной мере владеть этим инструментом: на нем можно сыграть произведения любых форм и жанров. Выразительные возможности фортепиано безграничны. При этом важную роль играет мастерство исполнителя.

Композитор создает музыкальное произведение, записывает его на нотной бумаге. Звучать оно начинает, когда попадает в руки музыканта — исполнителя. Одно и то же произведение, исполняемое на одном и том же инструменте двумя разными музыкантами, будет звучать по-разному. Поэтому композиторы очень большое значение придают тому, кто будет впервые исполнять их произведение.

Это работа творческая. Исполнитель интерпретирует, т.е. по-своему истолковывает произведение: не просто воспроизводит то, что написано в нотах. Ведь нотный текст не содержит уж таких точных, однозначных указаний. В нотах стоит «форте» — «громко». Но у громкой звучности есть свои оттенки: можно сыграть громко, очень громко, чуть тише. Разнообразие в извлечении звука — это выразительные средства, и их применение составляет манеру инструменталиста, его особый «почерк». Возможность по-разному извлекать звук обогащает музыкальное произведение. [2;49]

Великий русский Бетховен, слушая игру пианистки Марии Биго, сказал однажды: «Это не совсем то, что я задумал, но продолжайте в своем духе: если это не вполне я, то тут есть нечто лучшее, чем я». [ 4; 239 ]

Существуют два типа пианистов те, которые действительно хорошо импровизируют ( играющие на слух ) и те, которые очень хорошо читают ноты ( играющие на глаз ). Редко встречаются пианисты, которым великолепно удается и то, и другое. Это исключительно талантливые музыканты!

Следовательно, научиться играть на фортепиано — не значит научиться попадать в правильные ноты. Игра на фортепиано — это прежде всего самовыражение. Это способ выразить эмоцию, мысль, страсть. Если вы будете играть от души, пусть даже технически не идеально, то вы будете звучать лучше самого лучшего пианиста в мире, который играет технически правильно, но без чувств.

Глава 2. Практическая часть

2.1 . Этапы работы над созданием музыкального произведения на фортепиано

Музыканты — натуры эмоциональные, творческие, деятельные. И каждому исполнителю, хоть раз приходила в голову мысль самостоятельно написать мелодию. Когда создаешь собственное произведение – музыку к песне, партию для симфонического концерта, грустный блюз или зажигательную босанову, испытываешь особенную, ни с чем несравнимую радость созидания. Примерить на себя роль композитора может любой человек, знающий ноты и владеющий инструментом хотя бы на базовом уровне. Кто знает, вдруг у вас к этому талант?

Изучив интернет ресурсы по теме «Как создать музыкальное произведение на фортепиано», можно выделить следующие этапы:

1. Определиться со звуковым «настроением» мелодии и выбрать тональность. Для первой пробы лучше брать простые, хорошо известные тональности – ля-минор или до-мажор. Для жизнеутверждающей, весёлой мелодии лучше обратиться к мажорным тонам, для грустной композиции – играть в миноре.

2. Придумать ритм будущей песни. Ритм — основа любой музыки. Без удачной ритмической основы даже самый изысканный мотив будет звучать невыразительно . П ростучать его по поверхности стола или прохлопать в ладоши. Записать удачные варианты ритма на диктофон, чтобы не забыть их.

3. Подобрать на клавиатуре ноты, по которым будет «гулять» ваш мотив. На этом этапе вам, возможно, захочется изменить количество нот в мотиве и подкорректировать ритм – делайте, как подсказывает внутреннее чутьё.

4. На основе мотивов составить мелодию. Попробуйте начать с элементарной музыкальной формы – периода (квадрата).

5. Выбрать подходящий метод развития мелодического рисунка, один из самых простых способов – секвенция. Она представляет собой проигрывание одного музыкального отрывка от разных нот. Для начального опыта этот метод прекрасно подойдет. Различают секвенции восходящие (с повышающимся звуком) и нисходящие (с понижающимся). Отдать предпочтение той, которая гармоничнее вписывается в ваш замысел.

6. Построить три стороны «квадрата» из секвенций (т. е. основной мотив три раза повторяется от разных нот). Четвёртая сторона – заключительный оборот, который именуется каденцией. Каденция по длительности должна совпадать с мотивом секвенции и возвращать слушателя к отправной точке – началу первой секвенции. (Приложение 1)

Таким образом, можно самостоятельно подготовить небольшой фрагмент для фортепиано. Постарайтесь хорошо научиться сочинять простые «квадратные» мелодии – экспериментируйте с разными нотами, тональностями, восходящими и низходящими направлениями. Они станут неплохой основой для дальнейших шагов в деле создания музыки. [3 ]

Кроме знания нот, владения инструментом огромную роль играет вдохновение, для этого можно послушать классические или джазовые фортепианные композиции. Прислушайтесь к тому, какие аккорды используют музыканты различных стилей.

Попробуйте играть в разных тональностях. Знание тональностей — очень полезное умение при написании мелодий. Не существует универсального метода создания великих музыкальных произведений, но знание о каждой тональности поможет вам понять, какие ноты стоит использовать, а каких — избегать . [4 ]

Всегда носите с собой блокнот и диктофон. Никогда не знаешь, когда на тебя снизойдет вдохновение. Если вам пришла в голову великолепная мелодия или ритм, вы можете напеть ее на диктофон, а позже адаптировать под пианино.

Если в голову не приходит никаких идей, то, возможно, стоит расслабиться и отдохнуть от этой деятельности некоторое время. Нельзя принудительно настроить себя на креативный лад. Придерживайтесь непринужденного творческого процесса, если у вас в мыслях появилась интересная идея — воспользуйтесь ею.

Фортепиано самодостаточно, но можно дополнить композицию вокалом. Голос хорошо сочетается с фактурой пианино. Написав текст, вы можете рассказать более яркую историю с помощью музыки.

Не расстраивайтесь из-за ошибок. Ошибки могут привести к новым открытиям — например, к интересным сочетаниям аккордов. То, что вы считаете «ошибкой», может стать тем поворотным моментом, который добавит вашей мелодии изюминку. Это часть процесса сочинения. [ 5 ]

Сочинение музыки похоже на гончарное мастерство. Всё начинается с грязного куска глины (идея), и затем руки мастера превращают этот кусок в нечто оформленное. Результат не всегда радует, но с постоянными тренировками придут навыки, и вы сможете сделать что-то красивое.

2.2. Оформление и исполнение композиции на инструменте

Изучив этапы работы над созданием музыкального произведения на фортепиано в интернет ресурсах и рекомендации музыкантов, педагогов в музыкальной школе, занимаясь музыкальным образованием по фортепиано, сольфеджио и хору, я решила использовать свои знания и творческий потенциал в написании авторского музыкального произведения.

Музыкальное произведение создавалось в несколько этапов. В минуты вдохновения я придумала мотив, простучала ритм пальцами по поверхности стола, затем начала подбирать ноты в правой руке, выбрав тональность до-мажор, попыталась подобрать ноты и записать их. На другой день я дописала ноты для левой руки методом подбора тональности. Начало моего произведения было написано год назад. Этот отрывок стал основой готовой мелодии.

Рис.2.1 Нотный текст

(фото Шапарева Анна,15.01.2020)

В другой день, играя мелодию, у меня начали зарождаться слова, которые я оформила на бумагу.

Ты веди меня звезда

Ты мне путь мой укажи

И к успеху приведи.

Дом родной пусть будет полон,

Где счастливая семья.

Береги ты нас всегда

На Земле пусть будет Мир,

Счастье в каждый дом придет.

А звезда на небе ясном

Не погаснет никогда.

(Шапарева Анна, 15.02.2020)

Творческий процесс в создании музыки заинтересовал меня, были и трудности вдохновения, и написания нотного текста для левой руки, и перерождение одной задумки в другую. И пусть мои первые произведения простые и короткие, но они мои авторские и я еще учусь.

Хотите сочинять музыку на фортепиано? Если есть желание, пробуйте, проявляйте свое творчество. Вы играли в детстве в кубики? В сущности, сочинение музыки с технической точки зрения — те же кубики или конструктор, только звуковой. Для конструирования мелодии нам потребуются музыкальные «кубики» — мотивы — и знание базовых принципов их комбинаций.

В работе я открыла для себя много нового и интересного. Изучила историю создания фортепиано. Узнала о том, как усовершенствовался инструмент, какой долгий путь прошел от органа, клавикорда, клависина, спинета до фортепиано. Исследовала устройство фортепиано, п озволяющее, при умелом управлении, звучать инструмент выразительно. Игра на фортепиано — это прежде всего самовыражение. Это способ выразить эмоцию, мысль, страсть. Проанализировала технологию создания музыкальной композиции на фортепиано, выделила основные этапы и рекомендации над созданием музыкального произведения на фортепиано, применила теоретические знания на практике, создала два музыкальных произведения.

Полученные знания буду продолжать использовать в работе над созданием новых произведений и усовершенствовать их.

Итак, примерить на себя роль композитора может любой творческий человек, знающий ноты и владеющий инструментом.

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Учебник в 3-х частях, 2-е изд. М.: Музыка,1998.

2. Григорьев Л. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1989.

3. Истомин С.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка. М.: АСТ: Астрель: Хранитель,2008.

4. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Культура. М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Этапы создания музыкального произведения на фортепиано

1. Определиться со звуковым «настроением» мелодии и выбрать тональность. Для первой пробы лучше брать простые, хорошо известные тональности – ля-минор или до-мажор. Для жизнеутверждающей, весёлой мелодии лучше обратиться к мажорным тонам, для грустной композиции – играть в миноре.

2. Придумать ритм будущей песни. Ритм — основа любой музыки. Без удачной ритмической основы даже самый изысканный мотив будет звучать невыразительно. П ростучать его по поверхности стола или прохлопать в ладоши. Записать удачные варианты ритма на диктофон, чтобы не забыть их.

3. Подобрать на клавиатуре ноты, по которым будет «гулять» ваш мотив. На этом этапе вам, возможно, захочется изменить количество нот в мотиве и подкорректировать ритм – делайте, как подсказывает внутреннее чутьё.

4. На основе мотивов составить мелодию. Попробуйте начать с элементарной музыкальной формы – периода (квадрата).

5. Выбрать подходящий метод развития мелодического рисунка, один из самых простых способов – секвенция. Она представляет собой проигрывание одного музыкального отрывка от разных нот. Для начального опыта этот метод прекрасно подойдет. Различают секвенции восходящие (с повышающимся звуком) и нисходящие (с понижающимся). Отдать предпочтение той, которая гармоничнее вписывается в ваш замысел.

6. Построить три стороны «квадрата» из секвенций (т. е. основной мотив три раза повторяется от разных нот). Четвёртая сторона – заключительный оборот, который именуется каденцией. Каденция по длительности должна совпадать с мотивом секвенции и возвращать слушателя к отправной точке – началу первой секвенции.

Постарайтесь хорошо научиться сочинять простые «квадратные» мелодии – экспериментируйте с разными нотами, тональностями, восходящими и низходящими направлениями. Они станут неплохой основой для дальнейших шагов в деле создания музыки.

Кроме знания нот, владения инструментом огромную роль играет вдохновение, для этого можно послушать классические или джазовые фортепианные композиции. Прислушайтесь к тому, какие аккорды используют музыканты различных стилей.

Попробуйте играть в разных тональностях. Знание тональностей — очень полезное умение при написании мелодий. Не существует универсального метода создания великих музыкальных произведений, но знание о каждой тональности поможет вам понять, какие ноты стоит использовать, а каких — избегать.

Всегда носите с собой блокнот и диктофон. Никогда не знаешь, когда на тебя снизойдет вдохновение. Если вам пришла в голову великолепная мелодия или ритм, вы можете напеть ее на диктофон, а позже адаптировать под пианино.

Если в голову не приходит никаких идей, то, возможно, стоит расслабиться и отдохнуть от этой деятельности некоторое время. Нельзя принудительно настроить себя на креативный лад. Придерживайтесь непринужденного творческого процесса.

Фортепиано самодостаточно, но можно дополнить композицию вокалом. Голос хорошо сочетается с фактурой пианино. Написав текст, вы можете рассказать более яркую историю с помощью музыки.

Не расстраивайтесь из-за ошибок. Ошибки могут привести к новым открытиям — например, к интересным сочетаниям аккордов. То, что вы считаете «ошибкой», может стать тем поворотным моментом, который добавит вашей мелодии изюминку. Это часть процесса сочинения.

Источник

Читайте также:  Css меню аккордеон без jquery
Оцените статью