Профессиональное кредо преподавателя фортепиано

«Мое педагогическое кредо»
статья по музыке на тему

Профессия «учитель» — одна из немногих, под названием которой не только должностные обязанности, но и глубокий философский смысл. Велик спектр понимания роли педагога: от распространителя ранее накопленных знаний до творца человеческих душ.

Скачать:

Вложение Размер
moe_pedagogicheskoe_kredo.doc 332.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мое педагогическое кредо.

Преподаватель Высшей категории

Васюкова Татьяна Анатольевна

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Знаменская Детская школа искусств»,

Тамбовская область, п. Знаменка-1

«Музыкальное воспитание – это воспитание

не музыканта, а, прежде всего, человека».

Профессия «учитель» — одна из немногих, за названием которой не только должностные обязанности, но и глубокий философский смысл. Велик спектр понимания роли педагога: от распространителя ранее накопленных знаний до творца человеческих душ.

Чтобы затронуть каждую составляющую этой темы понадобится немало времени. Мне же хочется остановиться на наиболее значимых аспектах этой темы.

Философия современной музыкальной педагогики многогранна, во многом проблематична, вызывает жаркие полемики. Что же должен уметь педагог? Каким ему следует быть? Повторю вслед за Г. Нейгаузом: он должен быть учителем музыки, то есть её «разъяснителем и толкователем», и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». А ещё, по выражению А. Казеллы, «учителем жизни», которому доверено воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной.

Каждая мать верит в то, что её ребёнок талантлив. Задача педагога разбудить этот талант, для чего надо неустанно побуждать мыслить, анализировать, творить и приходить к самостоятельным выводам. Сложность нашего труда заключается в том, чтобы найти этот путь к любому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.

Самое главное для меня – это помочь ребёнку осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, воспитать чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой и обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения придти на помощь зависят успехи его воспитанников на трудном пути познания.

Реально очень редко педагог может взять себе такого ученика, какого он хочет. Зачастую большинство в классе – это обычные дети со средними музыкальными данными. Взяв учеников в класс, я объединяю их положительным знаком отношения, не выделяя никого. Настоящий творческий педагог не действует по принципу «разделяй и властвуй». В индивидуальном классе как в семье, где ученики – мои дети. Индивидуальный класс – это творческое объединение, которое строится по необходимости и по цели. Всегда присутствует искренность и стремление развить уникальность каждого. Взяв ученика в класс, я беру его в свою жизнь, в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений. Ученики становятся частью личности своего педагога.

В классе яркого творческого педагога, интенсивно работающего и показывающего примеры и способы отношения к музыке, отношения учеников между собой всегда дружеские и искренние. Их отношения связывает фигура педагога. Интересы каждого ученика преломляются через его своеобразие, и завидовать друг другу нет никаких оснований, ибо ощущение и осознание своей индивидуальности есть лучшее средство от зависти. Ученики это понимают, когда педагог приучает их работать профессионально и творчески.

В наши дни уже стало ясно, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов такого подхода является поиск таких форм и методов работы, которые позволяют не только вкладывать в головы учащихся знания, но и пробуждать интерес к предмету, организовать деятельность ребёнка по добыче знаний. Основы и проблематика такого обучения должны быть отражены в программах, отвечающих новым требованиям современной школы.

В своей педагогической работе я опираюсь на методику, которая сочетает в себе принципы комплексного музыкального воспитания и интенсивного творческого развития. Эта методика и определила моё педагогическое кредо, так как она применима к учащимся разной степени одарённости, разница лишь в том, что одни из них в итоге станут профессионалами, другие же музыкантами-любителями и компетентными слушателями музыки.

В моей методике нашли отражение достижения прогрессивной музыкальной педагогики 20 века и креативный подход к современным детям. В России ещё в 20-е годы двадцатого века Борис Владимирович Асафьев и Болеслав Леопольдович Яворский заложили основы музыкального воспитания, неотъемлемой частью которого явилось детское творчество как путь к наиболее естественному овладению музыкальной речью.

Комплексность методики обеспечивает разностороннее гармоничное развитие ребёнка, охватывая все направления обучения: исполнительство, теорию, творчество. Причем, фундаментом этих направлений является слуховое восприятие.

В области исполнительства приобретается умение не только выучить и сыграть пьесу, но и самостоятельно разобраться в ней, понять её строение, все особенности сочинения и подобрать нужные подготовительные упражнения. Львиная доля произведений из репертуара ученика приходится на аккомпанемент, игру в ансамбле, подбор по слуху и т.д. Надо заметить, что о совместном музицировании М.Н. Баринова писала ещё в 40-х годах прошлого века. Она говорит об ансамбле как средстве преодоления возникающих психологических сложностей в работе ученика, о преодолении застоя в работе у подростков музыкальных школ.

Если ребёнок не принадлежит к типу эстрадно-виртуозных натур, его лучше переключать на аккомпанемент, соответственно увеличивая долю ансамблевой игры в его учебном репертуаре. Ансамблевая игра закладывает основы для восприятия слухового внимания, развития гармонического слуха, ритмической дисциплины и способствует развитию чувства ответственности за партнёра. Исходя из практики, я знаю, что ансамблевая игра и аккомпанемент доставляют истинное удовольствие ученику, а также приносит неоспоримую пользу в преодолении «эстрадобоязни». В области теории обеспечивается комплекс знаний, необходимых на данном этапе обучения, которые даются в единстве с исполнительской и творческой практикой.

Творческое развитие подразумевает прежде всего творчество самого педагога. Большинство педагогов сами учились по традиционной, узкой методике и не могут опереться на собственный опыт, а искать и придумывать что-то новое не хотят. Но ведь творческое начало и фантазия органически присуща детям. Задача педагога – поддержать и развить эти задатки. Вне зависимости от того, насколько одарён ребёнок, обстановка поиска и открытий на каждом уроке искренне и непринужденно вызовет у него желание действовать. Всё вышесказанное значительно повышает эффективность обучения, которое становится более разносторонним и продвигается значительно быстрее. В то же время их игра отличается большей эмоциональностью и самобытностью. Такие дети даже слушают музыку совершенно иначе – активно и заинтересованно.

Что же касается интенсивного творческого развития, то это, прежде всего, эффективность общения учителя и ученика, насыщенность каждого мгновения урока, творческий характер педагогического воздействия, учитывающие все тонкости индивидуальности ребёнка. Таким образом, кажущаяся потеря времени всегда оборачивается выигрышем.

В любых методических изысканиях должна учитываться особенность детской психики: ребёнку противопоказано монотонное однообразие заданий. Из этого следует, что игра соло должна чередоваться с ансамблевым музицированием, а отработка технического приёма – с импровизацией и фантазией. В итоге ученик естественно, без напряжения приобретает широкий комплекс знаний, получает разносторонне музыкальное развитие.

Разумеется, никакая методика сама по себе не служит гарантией успеха. Цели достигнет педагог, убеждённый в правильности избранного пути, ощущающий радость от общения с учеником, умеющий найти к нему индивидуальный подход. Очень много зависит от эмоциональной атмосферы, царящей на уроке. Ребёнка надо больше хвалить, малейший успех должен быть отмечен. Чувствуя, что ученик не справляется с поставленной задачей, лучше облегчить задание, нежели обрекать ребёнка на неудачу. Такая ситуация впоследствии послужит хорошей почвой для преодоления неуверенности в собственных силах.

Огромную роль играет моральный облик педагога. Учить играть на фортепиано – это не механическое дело. Музыка тесно связана со всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его духовный мир. В обучении музыке есть элементы воспитания человека, а воспитывать другого можно, только воспитывая самого себя.

Если маленький пианист с нетерпением ждёт урока музыки, а дома его не надо усаживать силой за инструмент, значит, удалось найти те методы, которые ему подходят. Я всегда помню, что именно в первые годы обучения закладывается фундамент всех знаний и навыков, любви и нелюбви к инструменту, уверенности и неуверенности в собственных силах. Упущенное на начальном этапе очень трудно наверстать потом.

Я считаю, что педагогика должна быть, прежде всего, позитивной и радостной, творческой и ищущей новые формы и способы.

Подводя итог ещё раз хочется остановиться на том, что наблюдательность, умение убеждать, уважение к мнению ученика, пусть иногда ошибочному, гибкость педагога становятся ведущими профессиональными качествами и основами любого творчества.

Достижению всех этих целей способствует ежедневная, кропотливая работа учителя. Возможно, конечный результат мы увидим гораздо позже, когда наши ученики вырастут и станут хорошими порядочными людьми. Приходя в школу, дети ждут от нас, учителей, душевной щедрости, мудрости, и мы не вправе обманывать их в этих ожиданиях. Доброжелательная улыбка, понятные замечания, не вызывающие обиды, тонкий диалог – всё это способствует созданию положительных эмоций и результативности урока. За время своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что вести себя нужно так, чтобы ребёнок был уверен, что педагог его уважает, понимает и любит.

По-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка моей работы – самое главное, она важнее любых авторитетных мнений. Но самая большая награда – увидеть в ребёнке семена любви и доброты, которые дали всходы. Как научить и воспитать ребёнка? Его надо просто любить!

Источник

Мое педагогическое кредо — помочь пробудиться таланту. Открытый урок по музыке

Уже два с половиной десятилетия я открываю детям прекрасный мир звуков. В нашем учебном заведении эстетическому, культурному и нравственному воспитанию уделяется очень большое внимание. А формы работы с будущими учителями самые разные: постановка спектаклей (музыкальных, драматических, кукольных), постановка танцев (от старинных до современных) с изучением их истории, обучение вокалу в вокальных ансамблях и хоре, игра на различных музыкальных инструментах, в том числе сделанных своими руками..

В каждой группе обязательно есть свой хоровой коллектив, а также сводные хоры факультета. Своей главной задачей руководителя хора, музыканта и воспитателя я вижу в том, чтобы помочь молодым людям понять, что для их самоутверждения есть много путей и один из них – творчество. Я стараюсь, чтобы пение в хоре стало для них духовной потребностью. Ведь не секрет, что молодежь нашего времени в большинстве своём является поклонниками лёгких жанров, а не серьёзной музыки, поэтому моя задача – “влюбить” учащихся в прекрасную хоровую, симфоническую, оперную музыку, повысить их культуру, научить их красивому вокалу, чистой интонации и раскрепощённости на сцене. За годы своей деятельности я поняла, что нет людей бесталанных, нужно только помочь им раскрыть свои возможности. И тогда самые безнадёжные “гудошники” вдруг начинают не только чисто интонировать, но и получают огромное удовольствие от многоголосного пения. Важно, чтобы участники хора чувствовали себя на репетициях комфортно, не тряслись и не боялись за неправильно спетый звук. Я постоянно хвалю учеников, у которых ничего не получается в первое время. Результаты налицо: ученик перестаёт комплексовать, очень старается и начинает чисто интонировать.

Детальная работа, доведение каждого звука до совершенства, приучает участников хора к полной отдаче. Постепенно они понимают, что пение – это не открывание рта под музыку, не просто проведение времени для души, и совершенно по-новому начинают воспринимать значение и смысл вокально-хоровой работы. Никаких скидок на самодеятельность не делаю, ибо речь идёт об искусстве.

Общение с музыкой воспитывает человеческую душу, развивает нравственный потенциал и интеллектуальный мир человека, поэтому очень большое значение я уделяю репертуару. В нём особо почётное место занимают образцы классической хоровой музыки композиторов Баха, Генделя, Пёрселла, Гайдна, Моцарта, Грига, Мендельсона, Шопена, русских композиторов Бородина, Чайковского, советских композиторов, композиторов Татарстана Яруллина, Яхина, Шарифуллина. Сотрудничаю с молодыми композиторами РТ В. Харисовым, Е. Шатровой, Е. Салушко.

Так как в репертуарном плане ощущается дефицит и для всех руководимых мною хоров и вокальных ансамблей нужен интересный репертуар, который я каждый год обновляю, мне приходится самой делать аранжировки, обработки песен и романсов.

Интересно заметить, как со временем меняются вкусы воспитанников. Если в начале им больше нравится музыка шлягерного плана, и их кумиры– это ансамбль “Руки вверх”, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, которую раньше не слушали, считали её скучной и сложной для понимания. Конечно, те сложности, с которыми они столкнулись в работе над классикой, не сравнимы ни с чем, и вот преодоление этих трудностей даёт им возможность понять, что сложные программы “голыми руками” не возьмёшь и требуют высокого профессионализма.

Трудности, с которыми я сталкиваюсь в работе, это недостаточное количество времени, отведённое для уроков музыки – 1 час в неделю. Понимая, что в учебном плане сложно что-то изменить из-за большой загруженности учащихся, договариваюсь с ними о факультативе хора. Благо, вижу с их стороны понимание, желание петь и совершенствовать своё исполнение.

Новым направлением в своей деятельности считаю работу над постановкой сказок в качестве режиссёра, музыкального руководителя и концертмейстера. Так как мне более близко вокальное исполнение, я ищу для постановки со студентами музыкальные сказки или сказки-оперы, такие как “Квартет” на музыку А. Бойко, “Огниво” на муз. Карамышева, “Бармалей” муз. Е. Салушко и др. Это очень раскрывает сценические способности, эмоциональность и артистичность будущих учителей.

Моим группам приходится очень много выступать. При той нагрузке, которая падает на моих студентов, я с отрадой замечаю, что это нисколько не влияет на качество их учёбы. Наоборот, они стараются максимально использовать своё время. Я считаю, что именно музыка высокого образца делает наших девушек выгодно отличающимися своей интеллигентностью, внешней и внутренней красотой, вкусом, умением выглядеть и держаться.

В своих анкетах на вопрос о художественной самодеятельности они отвечали: “Я приветствую то, что в училище мы занимаемся художественной самодеятельностью, это помогает нам не зачерстветь, приобщиться к культурным ценностям, проявить себя в том, в чём ты способен. Хор приветствую всей душой, и руками, и ногами “за”. Музыка помогает мне отвлечься от проблем, забыться. После репетиций я чувствую лёгкость, настроение поднимается. Мне нравится, что нас обучают правильному пению”.

Конспект открытого урока музыки на конкурсе “Преподаватель года ССУЗ – 2000 г.” со студентами теоретического отделения Казанского музыкального училища

Тема: Роль хорового искусства в формировании духовности

Цели урока:

  • Воспитание певческой культуры, любви к хоровому искусству;
  • Знакомство с певческими школами, историей возникновения хорового искусства с лучшими хоровыми коллективами РТ;
  • Развитие интереса студентов к хоровому пению, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя и ансамбля.

Основной этап урока

Введение в тему

Луначарский сказал: “Когда люди перестанут петь, они перестанут жить”. А много ли мы знаем о хоровом искусстве, об исполнительстве, о его значении в жизни, о том, что даёт хоровое пение вообще человеку и, в частности, вам, как будущим музыкантам.

Музыка началась с пения. Пение – это изначальный элемент, прародитель всякой музыки. Не все умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте, но всякий человек, худо ли, хорошо ли, поёт или напевает. Фома Аквинский сказал: “Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать”.

— Как вы считаете, в чём своеобразие человеческого голоса, его отличие от других музыкальных инструментов?

Действительно, он “живой” музыкальный инструмент. Если у других музыкальных инструментов при игре колеблется тело, как бы безразличное душе, то в пении душа раскрывается через собственное тело.

— Как вы считаете, зависит ли от самобытности народа, его культуры, корней манера звуководения, стиль исполнения, характер певческого звука?

Да, действительно, всё это находится в тесной связи. Поэтому существует несколько певческих школ.

Итальянская – первая европейская школа, которая выделялась совершенной техникой бельканто, блестящими голосами певцов. Яркими представителями той эпохи были Кафарелли, Фаринелли, Аппиани, Энрико Карузо.

Французская школа – отличается декламационностью исполнения.

Немецкая школа – опирается на национальные песенные традиции.

И, наконец, русская школа пения (конец XIX – начало ХХ веков) – характеризуется драматическим мастерством, простотой, задушевностью, психологичностью. Яркие представители русской певческой школы: Л.В.Собинов, А.В. Нежданова, О.А. Петров, И.С. Козловский и, конечно, Ф.И. Шаляпин.

Именно хоровое пение способствовало воспитанию таких великих деятелей русской оперной сцены. В хоре начинали свой творческий путь Нежданова, Собинов, Козловский, Зыкина. Об этом они говорят в своих воспоминаниях. Козловский: “Пение в хорошем хоре поможет певцу развить слух, ощущение ритма, ансамбля, приобщить его к культуре многоголосного исполнения”. Шаляпин: “Что-то голос не слушается. Надо бы попеть в хоре”.

— Что же такое хор?

Хор – это не масса безликих исполнителей чужой воли, а ансамбль солистов, объединённых общей идеей, общим делом. Он должен быть оснащён техническими и художественными средствами хорового исполнения для передачи идейного содержания, заложенного в произведении.

В хоре поёт душа. Действительно, учёными доказано, что пение приводит одновременно к физической и психологической разрядке. Дыхание обогащает весь организм кровью, вибрация голосовых связок – это своеобразный массаж, в процессе которого задействованы все мышцы. Сегодня у нас есть прекрасная возможность окунуться в мир хоровой музыки при помощи видео- и аудиозаписи.

Просмотр и прослушивание “Причастного стиха” П.И. Чайковского в исполнении хора “Dornencrone” под управление профессора Булдаковой А.В. на Международном конкурсе в Мальте.

Смешанный академический хор! Хоровые партии: S, А, Т, В.

Каждую партию ассоциируют с явлением природы: S – солнце, огонь, А – вода, влага, Т – воздух, В – земля, фундамент.

Прослушивание татарской народной песни “Сибле чечек”, обработка М. Музаффарова в исполнении национального молодёжного хора “Хыял” при музыкальном факультете КГПУ. Руководитель А. Заппарова.

— Что же вам, как музыкантам, даёт хор? (Ответы студентов).

Обобщение:

  1. духовное наслаждение,
  2. знакомство с выдающимися образцами хоровой музыки,
  3. развивается гармонический слух,
  4. вырабатывается ансамбль
  5. чувство единения, “локтя”,

потому что хоровое пение самый доступный, самый демократичный вид искусства, который объединяет людей, различных по характеру, взглядам, национальному признаку, даже вероисповеданию.

Вокально-хоровая работа

Хочу познакомить вас с несколькими упражнениями предмета хоровое сольфеджио. Они удивительно полезны для развития гармонического слуха, внутреннего слышания, чувства ритма. Это будет нашей подготовкой к работе над произведением.

Упр. 1.

Цель: настройка на лад.

Пение ступеней в ладу закрытым звуком, на слоги “ля-ле-ли-лё-лю” каждую ступень. Заботиться о дыхании, лёгком, объёмном звуке.

Упр. 2.

Цель: развитие гармонического слуха.

Аккорд Т53 в D-dur в (ре-мажоре), изменение ступеней в аккорде, образование новых ступеней в аккорде, образование новых видов аккорда.

Упр. 3. – на ритмическую точность.

Пятиступенный ход в быстром темпе с акцентами по 4.

Упр. 4.

Музыкальный диктант р.н.п. “Ах, вы сени” с различными заданиями:

  1. Пение сольфеджио.
  2. Ноту “фа” хлопаем в ладоши, остальное поём.
  3. Ноту “фа” хлопаем, ноту “ми” щёлкаем пальцами, остальное поём.
  4. Ноту “фа” хлопаем, ноту “ми” щёлкаем пальцами, “до” – топаем.
  5. Увеличиваем темп исполнения.

Знакомство с произведением П.И. Чайковского “Утро” из детского альбома на стихи В.Лунина.

Работа по хоровым партиям, соединение голосов, работа над текстом. Так как хоровая партитура написана в жанре хорала, имеет аккордово-гармонический склад, обратить внимание на чистое исполнение аккордов, лёгкий полётный звук, поэтическую сторону произведения.

Итог урока

В самом начале урока мы задались вопросом: каждый ли человек должен уметь петь? Может быть, не стоит буквально понимать смысл этих слов. Тем не менее, каждый человек в душе должен быть музыкантом. А одухотворённый, не равнодушный человек объединяет вокруг себя единомышленников. Если в душе каждого человека будет звучать музыка, сколько искринок добра он зажжёт вокруг себя!

Источник

Читайте также:  Ноты дуэта прекрасное далеко
Оцените статью