- MasterGitar.com
- 19 профессий гитариста: кем быть, если не концертным исполнителем
- Основные специалисты доисполнительской части:
- Перейдём непосредственно к исполнительству:
- Кроме работы над созданием и исполнением музыки гитаристы могут применить свои скилы в создании индустрии
- Гитарный мастер
- Особенности профессии
- Ремонт и доработка гитары
- Из истории
- Рабочее место
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на гитарного мастера
MasterGitar.com
В беседах с другими мастерами и с музыкантами часто встаёт вопрос: а чем же мы (гитарные мастера) занимаемся: искусством или ремеслом? Как профессию назвать, возможно, так и поплывём!
Творческая ли профессия гитарного мастера или это профессия сродни работе за конвейером?
Какое соотношение в нашей профессии искусства и ремесла?
А ведь порой, «доброжелатели» ставят вопрос, именно таким образом, что приходится искать аргументацию, что профессия гитарного мастера не просто рутинная, неинтеллектуальная деятельность. Есть ещё армия тех, кто считает, что гитарное мастерство — это не профессия, а баловство, но это отдельная грустная тема.
Я не претендую, что статья станет научно-философским трудом, для меня главное поставить вопрос, попытаться дать на него собственный ответ и оставить право вам самим дополнять и раскрывать тему.
Творческие профессии художника и композитора не вызывают сомнений в своей принадлежности к высокому искусству. Безусловно, в конце концов, должно получаться произведение искусства – картина или музыкальное произведение. В итоге работы гитарного мастера получается музыкальный инструмент со звуком, который является тем объектом исследования, ради, которого всё в классической гитаре затевается. В живописи наслаждаются визуально, а в гитаре наслаждаются звуком.
Работа гитарного мастера является необходимым звеном в цепочке композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальный инструмент даёт возможность донести до слушателя замысел композитора. Это орудие труда исполнителя.
Как правило, не обращают внимания на то, что очень много ремесла и в выше указанных профессиях: композитора и художника, а они являются искусством по умолчанию, причём высоким. Противопоставлять ремесло искусству вообще некорректно, тем не менее, противопоставляют. Попробую определить, что есть ремесленная составляющая профессии. Та часть, которая до боли прикладная и, многим кажется, что очевидная, рутинная, каждому подвластная. Это какой-то порядок действий, которому можно обучить и обезьяну.
Возьмём живопись, между замыслом художника и готовой картиной находится огромный объём работ и знаний: как приготовить холст, краски, кисти, техника нанесения. Я не художник и не могу всё перечислить, я только хочу показать, что в этой профессии также много технической части и очень сложной. Техника, которая совершенствуется мастером живописцем на протяжении всей жизни. Техника использования материалов, чтобы донести свой художественный замысел.
Эта техника условно и называется ремеслом, но и это ремесло становится искусством при творческом подходе ко всем элементам, несмотря на то, какая бы рутинная или техническая составляющая в этой работе не была.
Очевидно, что много технического и в гитарном мастерстве. Но если человек взял в руки кисть, то он не становится художником, даже по прошествии времени обучения владения красками. Точно также, взяв в руки рубанок, не ждите шедевра, став только краснодеревщиком.
Лишь отношение к каждому элементу своей работы как к искусству делает из этой работы именно искусство. Что позволяет наслаждаться вам каждым моментом своей работы, другим мастерам видеть нюансы вашей тонкой работы, а музыкантам и слушателям слушать прекрасный звук вашего инструмента.
Время расставит всё на свои места.
Хотя справедливо ли время к произведениям искусства, вопрос спорный, чтобы поверить в то, что рукописи не горят сначала нужно поверить в то, что есть душа и она бессмертна.
Давайте сделаем свою работу искусством, а проверим на несгораемость её как-нибудь потом.
Источник
19 профессий гитариста: кем быть, если не концертным исполнителем
Исполнитель, композитор, учитель — обычно такой список приходит на ум, когда думаешь о гитарных профессиях. На самом же деле профессий, занимающихся созданием гитарной музыки, намного больше и их задачи разнообразны.
В данной статье мы расскажем о самых ярких видах деятельности гитариста. Будет актуально для всех любителей гитары, кто по разным причинам не смог стать концертным исполнителем или учителем гитары — посмотрите список, вдруг что-то приглянется.
Разделим список по этапам создания гитарной музыки.
Основные специалисты доисполнительской части:
Композитор — создатель оригинального музыкального сочинения, царь и бог основного креатива.
Написание сочинения определяет в большей степени успех или неудачу всех, кто будет его исполнять в будущем. Мастерство композитора — это не только владение техническими особенностями инструмента, но и даром предвидения, понимание изменчивых вкусов публики в сочетании с желанием привнести в мир свое оригинальное видение.
Аранжировщик — по написанному оригинальному сочинению создает практически новую музыку, внося новые музыкальные и технические элементы.
Музыковед, исследователь — исследует информацию из различных источников на предмет практического использования от истории создания гитарного сочинения, техники, музыкальных инструментов, до ведения лекций, концертов, написания статей и литературы. Своей деятельностью может осуществлять пропагандистскую миссию, привлекая интерес публики.
Подборщик по слуху — “снимает” музыку по слуху в случае такой необходимости. Такая деятельность часто востребована на любительском уровне. Эта деятельность тесно связана с деятельностью аранжировщика (каверщика).
Наборщик нот — занимается переводом рукописей в стандартные графические форматы нот, табулатур, цифровок с использованием программ типа Sibelius, Finale, GuitarPro, MuseScore и пр.
Учитель гитары — “переводит” знания и практический исполнительский опыт вышеперечисленных профессий в знания и опыт ученика. В идеале хороший учитель взращивает того исполнителя, который может стать лицом отдельного гитарного класса, школы или даже страны.
На этом профессии доисполнительской части заканчиваются .
Перейдём непосредственно к исполнительству:
Исполнитель солист — исполняет и интерпретирует музыкальное сочинение с целью раскрытия музыкального образа и донесения музыкального послания композитора публике. Хороший исполнитель должен обладать не только отличными музыкальными качествами, но и особенной стрессоустойчивостью, артистизмом, дисциплинированностью и т.д.
Артист ансамбля — исполняет свою партию в составе ансамбля. В отличие от солистов, гитарист ансамбля должен обладать большей коммуникативностью для творческого взаимодействия с коллегами. Наряду с оркестрантами, хорошие гитаристы ансамбля прекрасно читают ноты и цифровки с листа, имеют хорошее чувство ритма.
Артист оркестра — играет под “дудку” дирижера музыку в разных стилях и направлениях. “Универсальный” и высокопрофессиональный музыкант оркестрант — это такой же исполнитель-солист, который, возможно, “взял паузу” в сольном исполнительстве.
Дирижер оркестра — обеспечивает слаженную работу оркестра, а оркестр является единым инструментом в руках дирижера. Он, как главный солист, но с дирижерской палочкой, планирует программу выступлений и интерпретацию отдельных пьес. Если оркестр звучит хорошо, публика хвалит оркестр, если плохо — ругает дирижера!
Ведущий концерта — занимается поиском информации и ораторским искусством для увлекательного ведения концерта.
Художественный руководитель проекта — задает основное направление развития фестиваля, конкурса или концерта. Благодаря отличным “худрукам”, широкой аудитории известны конкурс GFA или конкурс гитаристов в Александрии, но вряд ли ей также широко известны имена руководителей этих проектов.
Администратор проекта — помогает художественному руководителю в организации концерта или фестиваля. Например, договаривается о залах для выступлений, продаже билетов и т.д.
Звукорежиссер — записывает звук во время концерта или в студии.
Фотограф/видеограф — обеспечивает мероприятие или отдельных исполнителей фото и видео материалом для создания рекламы и продвижения.
Кроме работы над созданием и исполнением музыки гитаристы могут применить свои скилы в создании индустрии
Гитарный мастер — занимается созданием и ремонтом гитар. Совмещая в себе специальности “и швеца, и жнеца”, гитарный мастер не только работает в мастерской, но ездит по выставкам и фестивалям. Подкаст с гитарным мастером слушайте по ссылке.
Продавец гитар — как бы это ни казалось банально, но хороших продавцов-консультантов в области гитары меньше, чем кажется. Ведь чтобы предложить хороший инструмент, который достойно прослужит покупателю долго, нужно разбираться и в особенностях гитар, и в особенностях потребностей тех, кто на них будет играть.
Журналист, блогер — создает информационное поле с целью привлечения внимания и интереса как к отдельным исполнителям и услугам преподавателей, так и к концертам, фестивалям и популяризации всей гитарной индустрии в целом.
Дизайнер — делает дизайны афиш, компакт дисков, нотных сборников.
Итого мы получили 19 направлений деятельности. Если вам хочется работать в гитарной сфере, но играть или преподавать не лежит душа — можете выбрать одну из списка и погрузиться в неё.
Источник
Гитарный мастер
Под словами «гитарный мастер» подразумевается человек, который создаёт гитару полностью – от выбора и раскроя древесины до настройки.
Гитарный мастер — это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п. Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами гитарного мастера. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Ещё одна родственная специальность – скрипичный мастер — специалист по изготовлению и ремонту смычковых музыкальных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей).
Особенности профессии
Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.
Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.
Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.
Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.
Создание гитары
Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.
Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.
От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.
При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.
И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.
Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.
Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.
Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах. Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.
Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно. Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.
На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины. И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.
Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.
Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.
Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.
Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.
Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание. Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.
Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус. У электрогитары – электрический звукосниматель.
У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.
Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.
Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах. Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар. Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.
Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.
Ремонт и доработка гитары
Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом. Ремонт гитары или её тюнинг требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.
Из истории
У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.
В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам. Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.
Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.
Рабочее место
Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.
Важные качества
Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду. Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.
Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала. Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).
Знания и навыки
Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента. Необходимы навыки оценки качества древесины.
Обучение на гитарного мастера
Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию. Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.
Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки. Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.
Специальное образование можно получить при некоторых производственных комбинатах музыкальных инструментов. Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского. Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам», «Специалист по добыче резонансной ели». Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.
Источник