Профессор консерватории по классу фортепиано

Профессор консерватории по классу фортепиано

Консерватории, как высшие универсальные музыкальные училища, существуют сравнительно недавно, но самое слово «консерватория» употребляется уже много столетий. В Италии издавна называли Conservatorio или Ospedale приюты, куда принимали бедных детей, преимущественно сирот, и давали им воспитание и практическое музыкальное образование, доставлявшее им потом средства к существованию. Первоначально такие приюты устраивались духовенством, приготовлявшим из своих питомцев церковных певцов и потому принимавшим в приюты или консерватории только мальчиков; впоследствии, как, например, в Венеции, существовали приюты также и для девочек. В больших городах Италии таких учреждений бывало по нескольку, но уровень музыкального образования, дававшегося в них, был весьма невысок. Для получения действительно солидного музыкального образования обращались к авторитетным педагогам-контрапунктистам, которых в Италии прежде было много.

Первой консерваторией, в том смысле как мы понимаем теперь эти учреждения, была консерватория, созданная в Париже в 1784 г., как школа пения, и получившая полную организацию в 1793 г., Парижская консерватория послужила образцом для всех позднейших учреждений этого рода в Европе. Прежде других явились высшие музыкальные училища в Италии, возникшие там во время французского владычества в первых годах нашего столетия. Между тем как высшие музыкальные училища, по примеру Парижа везде называют консерваториями, в Италии, создавшей это слово, избегают его применения и, в отличие от носивших это название школ старого времени, называют теперешние училища Liceo или Collegio musicale. Все другие европейские консерватории возникли значительно позже. Старее других консерватории в Праге (1811) и Вене (1823).

Читайте также:  Что такое гитара дифференциала

Русское музыкальное Общество при самом возникновении своем поставило себе целью развитие музыкального образования в России. Дело это, совершенно новое, пришлось начинать при особенных условиях художественного развития русского общества. Музыкальное Общество своими концертами сначала ознакомило публику с высшими произведениями музыкальной литературы отечественной и западной, а потом уже, пробудив к делу интерес в публике и образовав значительный контингент сочувствующих ему лиц, Общество получило возможность открывать училища, задачей которых было подготовление деятелей по всем отраслям музыкального искусства. Таков был постепенный ход развития деятельности отделений Общества в различных городах России.

Источник

Межфакультетская кафедра фортепиано

И. о. зав. кафедрой, фортепиано:
Карпинская Евгения Сергеевна

В истории Московской консерватории межфакультетский курс фортепиано (и соответствующая кафедра) занимает особое положение, так как охватывает всех студентов, исключая лишь учащихся фортепианного факультета. Уже с первого года основания консерватории (1866) данная исполнительская дисциплина в качестве обязательной была включена в учебные программы. Её начали преподавать известные в России музыканты, представители различных европейских школ (австрийской, немецкой, французской и др.): «энциклопедист» музыки Н. Д. Кашкин; первый исполнитель сочинений Р. Шумана в Москве, композитор Э. Л. Лангер; пианист, органист, композитор Ф. К. Гедике; пианист, музыковед, музыкально-общественный деятель К. Э. Вебер и другие.Основы пианистического исполнительства и педагогический опыт передавались непосредственно от учителя к ученику, что обусловливало непрерывную преемственность традиций, восходящих к искусству ярчайших представителей мировой музыкальной культуры — Л. ван Бетховену, К. Черни, Ф. Листу, Дж. Фильду и др.

Первая программа по обязательному фортепиано была подготовлена Н. Г. Рубинштейном и Н. Д. Кашкиным и 25 марта 1867 утверждена Советом профессоров консерватории. Более полувека в содержательном, структурном и кадровом плане учебная дисциплина была связана со «специальным фортепиано». Значение этих двух, центральных для Московской консерватории, предметов велико: они содействовали наступлению в России эры профессионального фортепианного образования европейского уровня, заложили уникальные традиции консерваторского обучения и воспитания исполнителей различных специальностей.

Читайте также:  12 замков пластилиновая комната как пройти пианино

Судьба фортепианного курса складывалась непросто, о чём косвенно говорят постоянные его переименования. Так на протяжении первых 80-ти лет жизни консерватории он назывался — «класс обязательного фортепиано», «фортепиано для всех», «дополнительное фортепиано», «специализированное фортепиано», «повышенное фортепиано» и др. Также постоянно велись поиски «места» курса в структурной иерархии консерватории, приведшие в 1930-е годы к получению статуса автономного межфакультетского подразделения — «кафедра общего фортепиано». С 2002 года и по настоящее время за кафедрой закрепляется новое наименование — межфакультетская кафедра фортепиано.

Первым заведующим кафедры стал ученик профессора К. Н. Игумнова — профессор Николай Николаевич Кувшинников (1888–1970). На протяжении почти всей второй половины ХХ века кафедрой руководил Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Михаил Георгиевич Соколов (1908–2000) — «выдающийся пианист и музыкальный деятель» (С. Е. Фейнберг). Под его руководством складывался педагогический коллектив, уникальный по своему творческому потенциалу. Вместе с преподававшими тогда талантливыми музыкантами старшего поколения (Н. Г. Баратова, В. И. Брюханов, А. В. Вицинский, Н. Н. Мусинян, И. С. Козолупова, И. Р. Клячко, Н. Н. Кувшинников, Л. П. Просыпалова и др.), в 1950-е годы начали свою педагогическую работу Н. Ф. Корси, Ю. А. Туркина, А. В. Самонов, Б. Г. Смоляков и др. В 1960-70-е годы коллектив кафедры пополнился новыми педагогами: Р. А. Хананина, Е. С. Карпинская, А. С. Розанов, Н. Д. Юрыгина, Е. В. Гладилина, А. А. Мамедова, Ю. А. Муравлёв, Е. М. Соколова, Е. В. Натансон, В. А. Коробов, И. В. Куликова, Н. Д. Виноградова и др. В 1980-90-е годы в состав кафедры вошли Д. Н. Сахаров, В. Л. Гинзбург, М. С. Евсеева, С. Т. Светланова, А. А. Вершинин, Т. И. Евсеева и др.

В 1995–2013 годах кафедру возглавлял Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Анатолий Васильевич Самонов — известный педагог, пианист, композитор, музыкально-общественный деятель. С 2013 года кафедрой руководит Заслуженная артистка РФ, профессор Евгения Сергеевна Карпинская.

Педагогический коллектив межфакультетской кафедры фортепиано сохраняет чрезвычайно высокий ценз профессиональных достижений во многих областях музыкального искусства (педагогической, концертно-исполнительской, научно-методической, музыкально-просветительской и др.). Большинство педагогов отмечены званиями Лауреатов престижных международных и отечественных конкурсов, звание Заслуженного деятеля искусств РФ присвоено одному профессору, звание Народного артиста РФ — двум, Заслуженного артиста РФ — десяти, Заслуженного работника культуры РФ — трём; четырём педагогам присвоена учёная степень кандидата искусствоведения и одному — учёная степень доктора искусствоведения. В настоящее время в штате кафедры 16 профессоров, 11 доцентов, 1 старший преподаватель, 5 преподавателей и 5 преподавателей-почасовиков.

Одна из самых многочисленных кафедр Московского вуза вносит существенный вклад в развитие консерваторских традиций музыкального образования, заложенных в XIX веке. Содержание исполнительской подготовки студентов имеет творчески-универсальный характер — наряду с изучением фортепианных сочинений большое внимание уделяется совершенствованию аккомпаниаторского и ансамблевого мастерства, чтению с листа, транспонированию и многим другим важным профессиональным навыкам музыкантов. Усилению творческой направленности преподавания курса способствует постоянная практика организации студенческих конкурсов импровизаций, открытых концертов, музыкальных встреч и др.

Педагоги кафедры подготовили свыше 50 студентов-Лауреатов международных и отечественных конкурсов.

Педагоги проводят мастер-классы в России и зарубежных странах (Англия, Германия, Франция, Венгрия, США, Корея, Греция и др.), участвуют в работе жюри европейских и российских исполнительских конкурсов (в качестве председателя и члена жюри).

Одной из ярких сторон в жизни коллектива является активная музыкально-просветительская деятельность, в которую вовлечены педагоги, студенты, выпускники консерватории — солисты ведущих оперных театров, концертных организаций и др. Большую известность у московской публики приобрели проходящие в залах консерватории, Центрального дома работников искусств и на других концертных площадках ежегодные тематические циклы концертов: «Из пушкинского времени», «От песни до рапсодии», «Музыка XX века», «Музыкальный салон», «В кругу друзей», «Памятные даты», «Поэтические страницы музыкальной лирики», «Композиторское творчество представителей Московской консерватории» и др. Многие педагоги кафедры выступают с сольными и камерно-инструментальными программами в городах России, странах Европы, Америки, Азии, Африки.

О высоком научно-методическом потенциале кафедры говорят опубликованные монографии, учебные пособия, научные статьи, выступления педагогов с докладами на межвузовских, межрегиональных, международных научных конференциях и совещаниях.

Межфакультетская кафедра фортепиано — признанный в России и за рубежом научно-методический, координационный центр фортепианного образования учащихся разных специальностей в высших и средних учебных заведениях страны. На её базе были подготовлены фактически все всесоюзные и всероссийские учебные программы курса фортепиано для основных музыкальных специальностей, создан обширный учебный и концертно-исполнительский репертуар (включая ансамблевый), опубликованы учебные пособия, фортепианные сборники, хрестоматии и др.

Преподаватели из различных вузов и колледжей России и зарубежных стран проходят на кафедре стажировку, получают консультативно-методическую и научную помощь.

Источник

7 знаменитых выпускников Московской консерватории

В 1866 году пианист Николай Рубинштейн и меценат Николай Трубецкой открыли в Москве консерваторию. Уже к концу XIX века она стала одним из главных музыкальных учебных заведений в России. К 155-летию Московской консерватории «Культура.РФ» рассказывает о ее знаменитых выпускниках — Сергее Рахманинове, Родионе Щедрине, Мстиславе Ростроповиче и других композиторах и музыкантах.

Сергей Рахманинов — обладатель Большой золотой медали

Дед знаменитого композитора, Аркадий Рахманинов, был музыкантом. Он учился у пианиста Джона Филда, выступал с концертами в Москве и Петербурге, писал пьесы и романсы. Музыкой занималась и мать композитора, Любовь Бутакова.

Первые уроки музыки Сергею Рахманинову давали родственники. Затем его учила играть на фортепиано подруга матери, выпускница Санкт-Петербургской консерватории Анна Орнатская. Рахманинов писал: «Все мои детские воспоминания, хорошие и плохие, печальные и счастливые, так или иначе обязательно связаны с музыкой. Первые наказания, первые награды, которые радовали мою детскую душу, неизменно имели непосредственное отношение к музыке».

По рекомендации Орнатской будущий композитор поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. Однако учился Рахманинов плохо, часто прогуливал занятия. Тогда родители отправили его в Москву — в частный пансион пианиста Николая Зверева. В то же время Рахманинов поступил в Московскую консерваторию, на младшее отделение. И там он занимался в классе Зверева. В воспоминаниях будущий композитор назвал своего педагога человеком «редкого ума и огромной доброты».

В 1888 году Сергей Рахманинов перешел на старшее отделение консерватории. Преподавали ему пианисты Александр Зилоти, Сергей Танеев и Антон Аренский. Как одного из самых талантливых студентов они представили Рахманинова Петру Чайковскому.

Еще во время учебы в консерватории Рахманинов стал известен среди московской публики. Он написал несколько романсов, Первый фортепианный концерт, а также Прелюдию до-диез минор из цикла «Пьесы-фантазии для фортепиано». Дипломной работой Рахманинова стала опера «Алеко» по поэме Александра Пушкина «Цыганы». Ее композитор создал всего за три недели.

Опера «Алеко» понравилась Петру Чайковскому, и он добился того, что ее поставили в Большом театре. А самому Рахманинову за отличную учебу сразу по двум специальностям — фортепиано и свободное сочинение — вручили Большую золотую медаль Московской консерватории.

Александр Скрябин: «лучший профессор Московской консерватории»

Александр Скрябин был сыном известной пианистки, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Любови Щетининой. Мать будущего композитора умерла, когда ему было два года. Музыкой с ним занималась тетя, Любовь Скрябина.

Еще Скрябина учили играть на фортепиано Сергей Танеев и Георгий Конюс. Педагоги отмечали врожденный талант будущего композитора. Уже в раннем детстве он мог без нот воспроизвести на фортепиано музыку, которую услышал. А в восемь лет Скрябин попытался написать свою первую оперу. Георгий Конюс вспоминал: «Все потребное для музыканта… жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. Мне оставалось по большей части прикреплять теоретические этикетки (названия, термины и т. д.) к тому, что врожденно оказалось им уже усвоенным».

Почти все родственники Скрябина были военными. Поэтому вместо младшего отделения консерватории отец отдал его во 2-й Московский кадетский корпус. Однако будущий композитор продолжал брать частные уроки у Георгия Конюса и Сергея Танеева. Занимался он и у Николая Зверева.

В 1888 году, на последнем курсе кадетского корпуса, Александр Скрябин поступил в Московскую консерваторию сразу на две специальности: фортепиано и свободное сочинение. С одним из своих преподавателей, Антоном Аренским, будущий композитор поссорился. Скрябин не делал домашних заданий, много спорил с педагогом. На экзамене по дисциплине «канон и фуга» Аренский поставил Скрябину тройку. А вскоре его отчислили из класса Аренского за неуспеваемость.

Скрябин продолжил занятия у дирижера и пианиста Василия Сафронова по классу фортепиано. Консерваторию он закончил в 1892-м, в один год с Рахманиновым. За отличную учебу композитор получил Малую золотую медаль.

С 1898 года Александр Скрябин преподавал в Московской консерватории по классу фортепиано. Пианист и педагог Павел Кон вспоминал: «Скрябин пригласил меня к себе в класс выслушать его учениц, и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории».

Источник

Профессор консерватории по классу фортепиано

Консерватории, как высшие универсальные музыкальные училища, существуют сравнительно недавно, но самое слово «консерватория» употребляется уже много столетий. В Италии издавна называли Conservatorio или Ospedale приюты, куда принимали бедных детей, преимущественно сирот, и давали им воспитание и практическое музыкальное образование, доставлявшее им потом средства к существованию. Первоначально такие приюты устраивались духовенством, приготовлявшим из своих питомцев церковных певцов и потому принимавшим в приюты или консерватории только мальчиков; впоследствии, как, например, в Венеции, существовали приюты также и для девочек. В больших городах Италии таких учреждений бывало по нескольку, но уровень музыкального образования, дававшегося в них, был весьма невысок. Для получения действительно солидного музыкального образования обращались к авторитетным педагогам-контрапунктистам, которых в Италии прежде было много.

Первой консерваторией, в том смысле как мы понимаем теперь эти учреждения, была консерватория, созданная в Париже в 1784 г., как школа пения, и получившая полную организацию в 1793 г., Парижская консерватория послужила образцом для всех позднейших учреждений этого рода в Европе. Прежде других явились высшие музыкальные училища в Италии, возникшие там во время французского владычества в первых годах нашего столетия. Между тем как высшие музыкальные училища, по примеру Парижа везде называют консерваториями, в Италии, создавшей это слово, избегают его применения и, в отличие от носивших это название школ старого времени, называют теперешние училища Liceo или Collegio musicale. Все другие европейские консерватории возникли значительно позже. Старее других консерватории в Праге (1811) и Вене (1823).

Русское музыкальное Общество при самом возникновении своем поставило себе целью развитие музыкального образования в России. Дело это, совершенно новое, пришлось начинать при особенных условиях художественного развития русского общества. Музыкальное Общество своими концертами сначала ознакомило публику с высшими произведениями музыкальной литературы отечественной и западной, а потом уже, пробудив к делу интерес в публике и образовав значительный контингент сочувствующих ему лиц, Общество получило возможность открывать училища, задачей которых было подготовление деятелей по всем отраслям музыкального искусства. Таков был постепенный ход развития деятельности отделений Общества в различных городах России.

Источник

Оцените статью