Прогрессии аккордов для edm

Как писать нестандартные и сложные аккордовые прогрессии для EDM

Привет, это Павел Уоллен. Как и обещал – в прошлом обучении, урок по более сложным и неравномерно переключающимся аккордам, не те простые аккорды к которым мы привыкли, а нечто менее симметричное и ровное, которые часто попадаются в жанрах Future House, Future Bass, Progressive House, Electronica или экспериментальные жанры. В целом стилистических рамок может и не быть, так как идея есть идея и в каком жанре ее лучше реализовывать она должна намекнуть Вам сама.

Речь пойдет о том, как вместо обычной прогрессии аккордов длительностью по такту каждый, нормально заморочиться и придумать нечто более оригинальное, неравномерно переключающееся и интересное, дочитайте эту статью до конца, чтобы понять все 6 важных аспектов-советов создания оригинальных последовательностей аккордов.

Создание сложных и нестандартных аккорды. 6 советов в строение прогрессий

Важное условие, перед тем как мы начнем двигаться – важен звук, как тембр или инструмент, с которым вы все это будите создавать, старайтесь все же избегать стандартных пресетов внутри родных плагинов FL studio – все они уже приелись и звучат не самым уникальным образом. Обзаведитесь плагинами Serum, Sylenth1, Spire или даже ромплер Nexus или очень хороший вариант Avanger, и еще интереснее если у вас будут пресеты от сторонних разработчиков для этих плагинов, которые специализированно созданы для вашего жанра музыки. Просто мало кому нравиться даже хороший результат в плане гармонии, наигранный на FL Keys.

И вот только на таких аккордах даже без мелодии часто продюсеры могут основывать свою идею целиком в дропах своих треков, хотя кажется, что мелодии там нет, но на самом деле мелодия в прогрессии аккордов есть всегда, дело в том, что она простейшая, и сейчас я все поясню и примерно попытаюсь донести в чем смысл сложных и ломаных прогрессий и как их строить чтобы получилось круто и цепляюще.

Давайте зададим не самую стандартную минорную тональность Amin, а хотя бы что-то менее приевшееся уху, F min, к примеру. В целом поле подстраивается под нас и это не должно вас отвлекать или каким-то образом мешать. Если у вас в целом проблемы с тональностью, и вы не понимаете, как это работает, то вам вот на это понятное видео для совсем начинающих – кликаем по подсказке.

Читайте также:  Музторг чехол для бас гитары

Первый не совет а даже правило

Как и с любой последовательностью, не нужно сразу пытаться делать прогрессию из многоэтажных созвучий басовые ноты, + квинты к ним, басовые ноты (они же тоники аккордов) на октаву выше) + бесконечные попытки примерять другие ступени к ним (будь то терции, или другие вещи) и все это в еще неопределившейся последовательности аккордов.

Начинайте с простейшего и потом уже накладывайте дополнительные краски внутрь гармонии, которые там будут эту прогрессию именно улучшать насыщая. Начинайте с комбинации тоника аккорда плюс терция (это внутри любого лада нота через ступень, и лучше бы поднять это все на октаву выше, комбинацией клавиш с выделением CTRL+стрелка вверх).

Здесь роль басовых ступеней – это задача смыслового контекста тому что играет выше.

А то что играет выше – это как раз будет так или иначе служить мелодией, смысл в том, что в любой даже самой простой последовательности аккордов, человеческий слух больше всегда прислушивается к смыслу самых верхних ступеней гармонии – то есть ноты которые расположены выше остальных в своей последовательности и дают простейшую мелодию, проверка этому простой факт – мы не можем напеть или насвистеть целую гармонию из аккордов, как созвучия нескольких нот, мы можем исполнять только одну ноту за время и попробуйте напеть или насвистеть услышанную прогрессию – вы будите исполнять именно верхние ступени, именно так работает наш слух и это логично- смысл мелодии по сути это верхний регистр нот.

Но совершенно новый смысл одной и той же мелодии может задать какая-то другая прогрессия басовых ступеней.

ПРИМЕЧАНИЕ 1: Будем относиться сейчас к смене басовой ноты (то есть изменению контекста идеи) как как одному шагу гармонии.

ПРИМЕЧАНИЕ 2: И знайте, что идея имеет размер, скорее всего ваш размер это 4 или 8 тактов, что называется квадратом или частью. И часто любая идея занимает максимум 8 тактовую часть, при этом заметно частое копирование 4-х тактовой части далее и небольшие изменения в мелодии либо в завершении басовых ступеней, последние 1 или 2 такта могут завершиться по-другому.

Пробуйте начинать с первой басовой ступени тональности, так как большинство идей, так и реализовываются, и на роли ноты в мелодии чаще пробуйте терцию, также можете тонику (туже ступень на выше на октаву или квинту (пятую ступень от басовой ступени ниже). Куда пойти затем – просто нужно пытаться и первые три построенные шага в гармонии дадут вам уже понять куда вы хотите двигаться – ваш слух как совокупность того чтобы услышали в музыке за всю свою жизнь и что вам из этого нравиться больше всего – даст понять вам куда двигаться, опыт Вас как музыканта это уже – скорость реализации этого на Piano Roll, того что вы хотите, что у вас из продолжения этого начала прозвучало в голове.

Второй совет и хороший лайфхак.

Если комбинировать мелодию никак не получается, то возьмите за шаблон отношения терции в мелодии к басовой ноте, то есть от басовой ноты всегда идите через ступень в рисунке мелодии.

Просто терцовые отношения от тоники это и есть основной смысл любого простого аккорда. Когда прогрессия будет готова полностью – вы уже попробуете поменять некоторые ступени мелодии на соседние либо совершенно другие – так будет намного проще, если вы начинающий.

Третий совет

Последовательность должна нести в себе смысл и содержательность, пробуйте множество уде работающих последовательностей, Вас никто за это из знаменитых артистов не убьет – они все равно все повторяются постоянно (сейчас я говорю про 3 первые шага в гармонии), если считать по ступеням лада в басовых нотах – вот несколько вариантов:
1-6-7, 1-6-3, 1-7-6, 1-5-7, 1-7-5, 1-3-7, 1-4-7, и не совсем бесконечное кол-во такие троек первых аккордов, но есть и еще.

Вы можете пробовать начинать не от первой ступени тональности, в таком случае это может быть:
6-7-1, 3-7-1, 3-4-1.

Четвертый совет.

Ломать аккорды, так как мы говорим в таких идея не про потактовое переключение, а нечто чуть более сложное – можете пробовать как это не странно, но как угодно, главное знайте свой темп будущей идеи и хорошо бы знать примерный жанр, чтобы понять какой будет бит прямой (House, Trance или Techno, или ломаный Dubstep, Future Bass или Drum’n’Bass). Так как прописав бит (пусть даже пока не подбирая семплы на роль этих ударных – вы упростите себе картинку будущей структуры переключения аккордов, это все-таки влияет на восприятие и может хоть и косвенно, но помочь вам определиться со структурой этих аккордовых долей.

И далее главное заполнить 2 первые такта, и эти два первые такта могут уже задать для вас схему деления и переключения этих самых аккордов по сетке времени, и скорее всего аккорды будут другие в 3-м и 4-м такте, но схема переключения может сработать прежняя, так как иначе, идею так слушать будет проще, слух ищет повторения и циклы, в этом случае в шагах гармонии. Но это не строгое правило – работать может все прекрасно и без повторений на отрезке 2 такта, но оно точно нужно далее, иначе идею будет слушать максимально трудно.

Пятый совет

Это уже все комплексные действия по улучшению имеющегося наброска. Когда четырех тактовая часть готова, пробуем ее копировать и, если слушается однообразно – что скорее всего так, в 90% случаев это так – меняем немного либо только ступени мелодию, либо и басовые ноты в конце тоже (в конце это 1 или 2 последних такта).

После того как будет готова простейшая идейка, можно пробовать погонять некоторые ступени мелодии по соседним вверх и вниз, можно не просто по соседним и далеко вверх и далеко вниз, это если вы выбрали путь изначально простой мелодии по аккордам и рисовали ее по терциям этих аккордов.

Когда все точно получилось красиво, и вы все разбросали, тогда стоит участить местами переходы именно мелодии, разбавить все переходящими ступенями, опять же идея должна намекать вам где это сделать хочется, а если не намекает, то это просто у вас пока совсем мало опыта, даже как слушателя ну или вы совсем может быть устали уже, короче тогда просто пробуем и анализируем пока не получиться уместно в смысле мелодии.

И вот как раз шестым шагом

Вы можете включать много этажность этих аккордов и подбирать копии дубляжи существующих ступеней на октавы выше или ниже, либо добавлять какие-то гармонические сложности в виде новых ступеней в аккорде. До тех пор, пока Вам не покажется все это звучащим гармонически насыщенно и все еще адекватно и понятно с перспективы первичной идеи, что у Вас изначально получилась, только с использованием басовых ступеней и верхней мелодии.

Вот примерно такие существуют правила и советы в зарисовке подобных идей.

Если вы хотите капнуть намного глубже и понять все подобные принципы – у нас для этого есть относительно свежий и объемный видеокурс с тренажерами и упражнениями, который считается музыкальным образованием для современных продюсеров электронной музыки, ознакомиться или забрать курс можно тут.

А в свою очередь, надеюсь, что помог ответить на очередной ваш вопрос и значительную трудность с аккордами и идеями в целом, на которую по сути мало кто дает ответов. Быть может стоит больше посвящать этому внимания.

А сейчас я говорю вам до скорой встречи – уже совсем скоро. Желаю вам крутых мелодий и постоянного потока идей! Пока.

Источник

Написание партии Lead в EDM

В этой статье разберём по полочкам процесс написания партии лидирующего инструмента для танцевального электронного трека. Здесь речь пойдёт о теории музыки и гармонии, никакого синтеза и лееринга.

Цель: написать партию Lead инструмента на основе базовых знаний теории музыки.

Основы теории музыки

Для того чтобы написать партию для гармонического инструмента необходимы базовые знания построения аккордов.

Аккорд – это три и более ноты, сыгранных одновременно.

Самый простой аккорд – это трезвучие.

Трезвучие строится опираясь на определённые «тоновые» отношения между нотами. Я имею ввиду, что каждая нота в трезвучии отстоит от соседней на определённое количество полутонов.

Полутон – расстояние между двумя ближайшими клавишами на клавиатуре фортепиано.

Существуют мажорные и минорные трезвучия.

Минорное трезвучие: тоника (нижняя нота трезвучия) – 1,5 тона – терция (средняя нота) – 2 тона – квинта (верхняя нота).

Мажорное трезвучие: тоника (нижняя нота трезвучия) – 2 тона – терция (средняя нота) – 1,5 тона – квинта (верхняя нота).

Любая последовательность аккордов должна быть написана в определённой тональности.

Например, тональность ля-минор, говорит о том, что основной нотой (тоникой) является нота ля и от этой ноты строится лад.

Лад – это определённая система взаимоотношений между звуками (нотами).

Существует несколько видов ладов. Самые распространённые – это мажор и минор.

Построение мажорного лада от тоники (базовой ноты): тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Построение минорного лада от тоники (базовой ноты): тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Учитывая, что базовой нотой является нота ля, то необходимо построить минорный лад от ноты ля и тогда мы получим ля-минорную тональность.

В эту тональность входят следующие ноты: ля (A), си (B), до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G).

Давайте построим мажорный лад от ноты Ля (Ля-мажор): Ля (A), Си (B), До-диез (C#), Ре (D), Ми (E), Фа-диез (F#), Соль-диез (G#).

Все ноты, которые входят в выбранную тональность можно использовать для построения аккордов. Остальные ноты не используются.

Каждая нота тональности имеет свой номер.

В тональности ля-минор: ля – I, си – II, до – III, ре – IV, ми – V, фа – VI, соль – VII, ля – VIII.

Написание базовой аккордовой последовательности

В западноевропейской музыке существуют определённые закономерности перехода одного аккорда в другой. Такие закономерности сформировались на протяжение сотен лет опыта и практики.

Рассмотрим базовые закономерности разрешения аккордов.

Опираясь на данные закономерности, напишем последовательность аккордов длиной в 16 bar.

Теперь поднимем терцию (вторую ноту) на октаву выше и квинту (третью ноту) на 2 октавы выше для каждого аккорда.

Для четвертого аккорда изменим ноту си (B) на ноту соль (G), для предпоследнего аккорда ноту соль (G) на ноту ми (E), для последнего аккорда ноту ре (D) на ноту си (B).

Таким образом получим три созвучия с одной продублированной нотой.

Написание ритмического рисунка Lead

Напишем ритмический рисунок в виде арпеджио по уже готовым аккордам.

Арпеджио состоит из трёх нот с изменением расстояния между нотами. Первая нота находится на тонике, вторая нота – на терции, третья – на квинте.

Изменение мелодии Lead

Слушаем партию Lead и изменяем по вкусу самые верхние ноты (мелодию).

Не забываем, что ноты должны соответствовать тональности. В данном случае это ля-минор.

Вот что у меня получилось.

Посмотрите видеоурок о том, как написать партию Lead для танцевального трека в стиле progressive trance.

А для тех, кто хочет научится писать крутые танцевальные треки я подготовил онлайн курс «Создание EDM в FL Studio».

Источник

Оцените статью