Прогрессии аккордов для гитары что это

Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.

Главные аккорды

Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.

Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.

Побочные аккорды

Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).

II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.

II IV VI I III V VII
Bm 7b5 Dm 7 Fmaj 7 Am 7 Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) Em 7 (E 7 ) G 7 (#Go)

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.

II IV VI I III V VII
Dm 7 (Dm 7b5 ) Fmaj 7 (Fm #7 ) Am 7 (bAmaj 7#5 ) Cmaj 7 Em 7 G 7 Bm 7b5

Правила голосоведения

В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:

  • Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
  • Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
  • Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
  • Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
  • Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
  • Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.

Обозначение аккордов

Тоника До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Мажор C D E F G A B
Минор Cm Dm Em Fm Gm Am Bm
Септа C7 D7 E7 F7 G7 A7 B7

Аккордовые последовательности

Простые универсальные последовательности:

Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C

C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em — F#7 — B7 — Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am — Bb — E7 — Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am

Источник

Сочинение аккордовых прогрессий

Доброго времени суток, юные любители музицирования. Помнится, в своей первой статье (http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano) я, рассказывая о том, как сочинить мелодию, предлагал использовать в её основе какую-либо популярную последовательность аккордов и приводил несколько примеров, дабы у вас был выбор. А что если это последовательность сочинить самостоятельно? Что ж, этим мы с вами сегодня и займёмся. — Почему нам необходимо уметь грамотно комбинировать аккорды между собой? — Аккордовая прогрессия нередко является основой композиции, отчасти формирует её настроение, а также может послужить «отправной точкой» при сочинении мелодии или даже всего трека. Разве этого не достаточно? Считаю, это исчерпывающе весомые причины.

Кварто-квинтовый круг.

Начнём с того, что я представлю вам вашего нового помощника. Знакомьтесь, кварто-квинтовый круг.

Как же им пользоваться? Уверяю вас, предельно просто. Суть в том, на самом круге мы видим названия аккордов, а именно классический трезвучий. Ближе к центру — минорные, дальше от центра — мажорные. Так вот, ближайшие 5 к любому из вами выбранных аккордов будут с ним отлично гармонировать. Например, к трезвучию Cm отлично подойдут 2 минорных аккорда: Gm и Fm. А также 3 мажорных: Bb, Eb и Ab. Приступим непосредственно к сочинению прогрессии.

1) Выбор первого аккорда.

Дабы плод предстоящих трудов получился подстать вашим замыслам, рекомендю отнестить к этому шагу крайне серьёзно. Послушайте разные аккорды и решите, какой из них ближе вашему настроению / лучше соответствует вашему замыслу. Я же выбрал аккорд Gb, он же F#. Вы можете лицезреть его на скриншете и прослушать по ссылке ниже. Я решил использовать скрипки, но, думаю, понимаете, что инструмент не принципиален.

2) Выбор остальных аккордов.

Пользуясь вышепредставленной схемой, подберём несколько подходящих трезвучий, дабы дополнить первое. Как рассуждал я, составляя свою прогрессию? Просто в качестве второго и третьего аккордов выбрал два, подходящих по кварто-квинтовому кругу, мажорных трезвучия — B и C#. А завершил последовательность минорным аккордом A#m. Разумеется, я слушал разные сочетания и оставлял лишь те, что казались мне хорошо звучащими и вам советую делать также. Подмечу ещё, что для получения более подходящего звучания, стоит поэкспериментировать с громкостью отдельных нот. Я этим в данном случае, как видите, не сильно увлекался, но вы можете пробовать.

3) Плавное голосоведение.

«Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.

Голосоведение – основа гармонии!

Существует два вида движения голосов:

  1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
  2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.
  1. Наиболее естественным является плавное движение голосов.
  2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
  3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
  4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.»

Это выдержка из статьи про голосоведение, найденной мною в интернете. Кому интересно, может ознакомиться подробнее: http://musicfancy.net/ru/music-theory/harmony/89. А остальным советую обратить внимание лишь на первое правило, которое гласит, что наиболее естественным является плавное голосоведение. Конечно же, голосоведение предполагает работу не только с аккордами, просто это является темой нашей статьи, так что не будем отходить от неё и продолжим. Необходимо сделать переходы более плавными, исключить скачки. Очевидно, у нас и так нет очень резких скачков, но, уверен, можно сделать лучше, получить более естественное звучание. Просто перенесите некоторые ноты на октаву выше или ниже. Результат моей работы вы можете видеть и слышать, как всегда, ниже.

4) Разложение аккордов.

В качестве завершающего шага, разложим наши трезвучия. Здесь простор для экспериментов просто безганичен. Суть в том, что вы берёте любую ноту и переносите / копируете её на любую из октав. Похоже на шаг №3, но тольео теперь наша цель сделать звучание более широким, а не более плавным. Я ограничился тем, что скопировал средние ноты всех аккордов на октаву выше.

Честно сказать, мне кажется, что теперь не помешало бы продолжить, добавив в получившуюся последовательность ещё несколько трезвучий, но я этого делать не буду, так как считаю, что принцип комбинирования аккордов я уже неплохо изложил. А вы, тем временем, можете попытать удачу, а заодно и потренироваться.

Саму прогрессию прописать вы можете, к примеру, пэдами и, добавав мелодию синтезатором, сделать на их основе мэйнстримовый бит. Или же сделать лиричный инструментал, прописав аккорды на фортепиано и сочинив на нём же основную мелодию. Более подробно на тему сочинения мелодии читайте здесь: http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano.

В качестве заключения предостерегу вас: не огорчайтесь и не удивляйтесь, если в конечном итоге получится нечто вам уже знакомое. Действительно хорошо и естественно звучащие аккордовые прогрессии не так многообразны. Возможно, в будущем я напишу статью, где разберу все мне известные последовательности аккордов, а также приведу примеры, где конкретно некоторые из них уже использовались. В очередной раз желаю всем удачи в нашем нелёгком ремесле! До свидания!

Источник

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C – D – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Источник

Читайте также:  Как разгадать ребус с нотами для 2 класса
Оцените статью