- Создание последовательностей. Фишка #4
- 30 Цепляющих аккордовых прогрессий в мажоре
- Аккорды в популярной музыке
- Последовательность I-V-vi-IV
- Последовательность vi-IV-I-V или Последовательность аккордов сильной женщины
- Последовательность I-vi-IV-V или Последовательность 1950-х
- 12-тактовая блюзовая последовательность I-IV-I-I-IV-IV-I-I-V-IV-I-V
- Последовательность I-IV-V-I
- Последовательность bVI-bVII-i
- Последовательность I-VI-II-V
Создание последовательностей. Фишка #4
Сегодня я хочу рассказать Вам о использовании модальных прогрессий.
Современные мажор и минор являются результатом очень долгой эволюции ладов.
Как известно, во времена зарождения нотной записи наиболее популярен был фригийский лад (по современному определению).
Этим объясняется путаница в написании ноты B (как Си бемоль) в классической системе и ноты H ( как си) и джазового обозначения Bb и B соответственно.
Во времена распространения ладов гармонии как таковой не существовало и было распространено многоголосие в котором не было системы трезвучий, тоники, доминанты и т. д.
Однако с зарождением гармонии от ладов пришлось отказаться, так как тяготения в каждом их них уникальные, что не позволяет использовать эти лады в рамках единой системы.
По этой же причине пришлось повысить 7 ступень эолийского лада для получения унифицированного звучания.
Это если касаться истории вопроса.
Теперь к практике.
При образовании модальных прогрессий можно выделить 2 способа работы с ладами.
1. Наиболее приближенный к полифоническому методу.
Здесь движение фундаментальных тонов аккордов основано на секундах и терциях – ладовом тяготении. При этом обращения не применяются.
В качестве строительного материала используются секунды, кварты, квинты и т.д реже терции.
2. Псевдотональный
При этом подходе используются классические ходы в гармонии, но внутри определенного лада с использованием терцовой структуры аккордов. Что дает смешанное звучание.
Использование ладов значительно расширяет количество красок и позволяет создавать новое звучание, особое настроение музыки. Музыканты используют для описания характерного звучания лада такие понятия как — лидийское звучание или фригийское звучание.
Вспомните известный в классической гармонии ход – фригийский, который имеет именно фригийское звучание.
Не забывайте,что современный слух классифицирует лады как разновидности минора или мажора. Поэтому лады диатоники делят на 2 группы мажорного и минорного наклонения:
Мажорного
Иойиский
Лидийский
Миксолидийский
Минорного
Дорийский
Фригийский
Локрийский
Последний имеет больше уменьшенное звучание, но я не буду углубляться В другой раз.
Как с позиции мелодии, так и с позиции гармонии для образования лада необходимо закрепление устоя, а также показ характерных ступеней/аккордов лада.
Закрепление устоя достигается правильным расположением аккордов в кадансах и использованием необходимого соотношения между аккордами.
Таким образом, если Вам нужно создать прогрессию в A миксолидийском, то гармония должна концентрироваться вокруг центра A и т.д.
C ионийский (C major):
Ноты: C D E F G A B C
Аккорды: C Dm Em F G Am Bdim C
Настроение: Радость
D дорийский:
D E F G A B C D
аккорды: Dm Em F G Am Bdim C Dm
Настроение: светлая грусть, нейтральное
E фригийский:
E F G A B C D E
Аккорды: Em F G Am Bdim C Dm Em
Настроение: мрачное, мистическое
F Лидийский:
F G A B C D E F
Аккорды: F G Am Bdim C Dm Em F
Настроение: Солнечное, мечтательное
G Миксолидийский:
G A B C D E F G
Аккорды: G Am Bdim C Dm Em F G
Настроение: радостно-игривое
A эолийский (A minor):
A B C D E F G A
аккорды: Am Bdim C Dm Em F G Am
настроение: грусть
B локрийский:
B C D E F G A B
аккорды: Bdim C Dm Em F G Am Bdim
настроение:
мрачное, темное
Обратите внимание, что из-за изменения звукового состава лада для каждого из них требуются свои обороты.
Сыграйте и послушайте звучание тональной прогрессии в контексте ладов.
“IV — V — I” в разных ладах
C ион (C — F — G — C)
D дор (Dm — G — Am — Dm)
E фриг (Em — Am — Bdim — Em)
F лид (F — Bdim — C — F)
G микс (G — C — Dm — G)
A эол (Am — Dm — Em — Am)
B локр (Bdim — Em — F — Bdim)
Характерные ступени 5 важнейших ладов
Лидийский 4#
Миксолидийский 7b
Дорийский 6#
Фригийский 2b
Локрийский 2b,5b
Итак, лучшим способом для создания модальной прогрессии будет подчеркивание аккордов содержащих характерные ступени лада ( если говорить о втором способе см. начало статьи).
Например, для F лидийского это могут быть такие прогрессии:
F — G — F — G
F — Em — G – F
Использование Bdim лучше избегать поскольку эти аккорды имеют сильное тяготение и будут закреплять лад C, а не F.
Если нужно использовать аккорды на 4 ступени лидийского, то лучше применить нетерцовую структуру.
Дорийский:
Dm — Am — G
Dm — Am — C — G
Фригийский
Em — F — Em — Dm
Em — F — G — Dm
Миксолидийский
G — Dm — G — F
G — F – C-F
Это лишь вводная информация по модальным прогрессиям. Для получения полноценной информации и развития навыков обращайтесь к курса Гармония 202 или проходите Тренинг по Созданию аккордовых последовательностей
Источник
30 Цепляющих аккордовых прогрессий в мажоре
В этом сборнике MIDI собраны наиболее красивые и цепляющие прогрессии не столь сложных аккордов, в тональности До мажор (Cmaj).
Всего 30 прогрессий, в длительности 4 такта (аккорд\на такт)
Как известно на последовательности аккордов никак ни может быть наложено авторское право, так как их, конечно, может быть много, но самые популярные из них, все же, можно сосчитать.
Поэтому можете свободно отталкиваться от таких простых, но всегда популярных аккордовых зарисовок, видоизменяя их как угодно (инверсии, доли в последовательности, продолжать прогрессию более 4 тактов, дополнять ступени аккордов)
Все они предствалены в длительности 4 такта и это, как бы, просто шаблон, который, конечно же, не нужно повторять в каждой своей композиции.
Меняйте их длительности как угодно, и так же дополняйте и видоизменяйте ступени или инверсии каждого аккорда.
Что такое инверсии и как могут быть обращены простые аккорды до улучшения прогрессии, можно посмотреть подробно ЗДЕСЬ!
Для того, чтобы скачать этот сборник MIDI аккордовых прогрессий в мажоре, заполните пару строк в форме ниже:
Понравился пост? Буду рад Вашей маленькой поддержки в виде Like и поделиться!)
Источник
Аккорды в популярной музыке
В популярной музыке существует несколько шаблонов для написания песен. Эти шаблоны представляют собой последовательности аккордов, используемые музыкантами из года в год и работающими безотказно.
В таких шаблонах нет ничего плохого – успех песни зависит от многих факторов, поэтому использовать распространенные последовательности аккордов не зазорно. Давайте разберем самые популярные последовательности и посмотрим, в каких песнях они используются.
Ступеневая запись гармоний
Для изучения последовательностей аккордов мы воспользуемся системой ступеневой записи гармонии. Суть такой записи в том, что каждому аккорду в тональности присваивается римская цифра на основании ступеней лада или гаммы. При такой записи мажорные аккорды записываются заглавными римскими цифрами, а минорные – строчными.
Дополнительный плюс ступеневой записи в ее универсальности и простоте. Человек с базовыми знаниями музыкальной теории может воспроизвести последовательности аккордов записанные по такой системе в любой тональности без всяких проблем.
Последовательность I-V-vi-IV
Аккорды в До мажоре: C-G-Am-F;
Одна из самых популярных последовательностей аккордов в популярной музыке. На Западе часто шутят, что эта последовательность – беспроигрышный билет в любой хит-парад. Особое внимание к этому шаблону привлекло известное видео “4 Chords” австралийского трио The Axis of Awesome, в котором показано более 40 песен на основе схемы I-V-vi-IV.
Популярность и привлекательность для слуха обычно объясняется контрастом между ступенями. Последовательность I-V-vi-IV построена вокруг обыгрывания тоники, доминанты и субдоминанты. В тональности До мажор эта последовательность состоит из аккордов C, G, Am и F, где:
- C – тоника (I ступень);
- G – доминанта (V ступень);
- Am – субмедианта (минорная VI ступень);
- F – субдоминанта (IV ступень).
Иногда пятая ступень (второй аккорд последовательности) может заменяться на третью, вторую, четвертую или повтор первой ступени, в зависимости от фантазии музыканта. В таких случаях последовательность принимает следующий вид:
Известные примеры: The Beatles – Let It Be, Journey – Don’t Stop Believin’, Katy Perry – Save as Draft, Taylor Swift – All Too Well, Aerosmith – Cryin, Richard Marx – Right Here Waiting.
Последовательность vi-IV-I-V или Последовательность аккордов сильной женщины
Аккорды в До-мажоре: Am-F-C-G
Разновидность предыдущей последовательности, иногда именуемая как «Последовательность аккордов сильной женщин». Первым внимание на эту последовательность обратил колумнист американской газеты Boston Globe Марк Хирш. Журналист отмечал, что изначально заметил эту последовательность в песне Джоан Осборн “One of Us”, после чего решил найти другие ее появления.
Во время поисков Хирш открыл забавный факт. Во время концертного тура Lilith Fair 1998 года, в котором участвовали преимущественно женские коллективы, в репертуаре всех исполнительниц была песня, построенная на последовательности vi-IV-I-V. Отсюда и название «Последовательность аккордов сильных женщин».
Последовательность всегда начинается с минорного аккорда, отчего ее звучание более драматичное, грустное и напряженное. Прогрессия имеет две популярные разновидности:
Известные примеры: Joan Osborne – One of Us, The Cranberries – Zombie, Linkin Park – Numb, OneRepublic – Apologize, Lady Gaga – Poker Face.
Последовательность I-vi-IV-V или Последовательность 1950-х
Аккорды в До-мажоре: C-Am-F-G
На западе эту последовательность часто называют “Heart and Soul Chords” или “Последовательность Ду-воп”. Первой популярной песней написанной по этой схеме считается композиция Ричарда Роджерса “Blue Moon” 1933 года. Так бы она и осталась незамеченное, но в 1950-х прогрессию аккордов взяли на вооружение рок-н-ролльщики, написав огромное количество песен по этой схеме.
Благодаря своей простоте и приятному звучанию, последовательность I-vi-IV-V используют в западных музыкальных школах при изучении основ музыкальной композиции и обучении игре на музыкальных инструментах.
Известные примеры: The Police – Every Breathe You Take, Green Day – Jesus of Suburbia, Michael Jackson – You Are Not Alone, Pink Floyd – The Thin Ice.
12-тактовая блюзовая последовательность I-IV-I-I-IV-IV-I-I-V-IV-I-V
Аккорды в До мажоре: С-F-C-C-F-F-C-C-G-F-C-G
Стандартная блюзовая последовательность аккордов, хорошо знакомая каждому музыканту. Эта схема используется во множестве композиций известных блюзменов Роберта Джонсона и Би Би Кинга, встречается в творчестве The Beatles, Rolling Stones, Джона Майера и других исполнителей.
Известные примеры: The Beatles – Why Don’t We Do It in The Road?, Ray Charles – What’d I Say, ZZ Top – Tush, The White Stripes – Ball and Biscuit, James Brown – I Got You (I Feel Good).
Последовательность I-IV-V-I
Аккорды в До-мажоре: C-F-G-C
Эта последовательность аккордов обрела популярность в 1960-1970-е гг, и стала своего рода фундаментом рок-музыки. Благодаря простоте, схема полюбилась поэтам-песенникам, рокерам и поп-музыкантам.
Последовательность I-IV-V-I – это блюзовая схема, сокращенная до четырех тактов. Построить песню по этой схеме проще простого: начинаем с тоники, идем через субдоминанту к доминанте и возвращаемся к тонике. Популярность схемы обусловлена тем, что совместное звучание трех сильных ступеней мощно звучит и легко запоминается.
У последовательности есть несколько разновидностей, используемых в разных стилях музыки:
- I-IV-V-IV (C-F-G-F) часто используется в роке и фолке;
- I-V-IV-V (C-G-F-G) встречается в блюзе, фолке и кантри-роке;
- i-iv-v-V7 (Am-Dm-Em-E7) особо любим русскими рокерами и бардами.
https://blog.pedalzoo.ru/wp-content/uploads/2017/09/05-I-IV-V-I.mp3
Известные примеры: Richie Valens – La Bamba, The Beatles – Twist and Shout, Led Zeppelin – Rock and Roll.
Последовательность bVI-bVII-i
Аккорды в Ля-миноре: F-G-Am
Минорная последовательность, которая хорошо подходит для медленных песен и баллад. Вместе с тем звучание аккордов в такой последовательности наполняется эпичностью и налетом мистики, что прекрасно подходит для рока.
Известные примеры: Bob Dylan – All Along The Watchtower, Kansas – Carry on My Wayward Son, Blue Oyster Cult – Don’t Fear the Reaper, Aerosmith – Dream On.
Последовательность I-VI-II-V
Аккорды в До-мажоре: C-A-D-G
Еще одна классическая прогрессия аккордов, ставшая базисом джаза начала XX века. Первым появлением последовательности в популярной музыке считается композиция Гершвина “I Got Rhythm”. Позднее последовательность перебралась в классический фолк и ритм-энд-блюз.
Одной из разновидностей этой последовательности считается бридж Монтгомери-Уорда (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни в популярной музыке), строящийся по схеме I7-IV7-ii7-V7, то есть с использованием септаккордов.
Известные примеры: Etta James – At Last, Bruce Springsteen – Hungry Heart, The Beatles – Tell Me Why.
Источник