Прогрессия аккордов до минор

Содержание
  1. Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
  2. Аккордовая последовательность – что это?
  3. Применение последовательностей аккордов
  4. Примеры последовательностей аккордов
  5. Как построить аккордовую последовательность
  6. Основная информация
  7. Кварто-квинтовый круг
  8. Последовательности аккордов в тональности
  9. Частные случаи и моменты
  10. Общие советы
  11. Создание последовательностей. Фишка #4
  12. Как научиться быстро подбирать аккорды.
  13. на 1 ступени от ноты «До» строятся 3 радостных (мажорных) аккорда.
  14. на 2 ступени от ноты «Ре» строятся 3 грустных (минорных) аккорда
  15. на 3 ступени от ноты «Ми» строятся 2 грустных (минорных) аккорда
  16. на 4 ступени от ноты «Фа» строятся 4 радостных (мажорных) аккорда.
  17. на 5 ступени от ноты «Соль» строятся 2 радостных (мажорных) аккорда
  18. на 6 ступени от ноты «Ля» строятся 3 грустных (минорных) аккорда
  19. на 7 ступени аккорды можно не строить. Они непопулярные.

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Читайте также:  Ноты для фортепиано turning the page

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C – D – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Источник

Создание последовательностей. Фишка #4

Сегодня я хочу рассказать Вам о использовании модальных прогрессий.
Современные мажор и минор являются результатом очень долгой эволюции ладов.
Как известно, во времена зарождения нотной записи наиболее популярен был фригийский лад (по современному определению).

Этим объясняется путаница в написании ноты B (как Си бемоль) в классической системе и ноты H ( как си) и джазового обозначения Bb и B соответственно.
Во времена распространения ладов гармонии как таковой не существовало и было распространено многоголосие в котором не было системы трезвучий, тоники, доминанты и т. д.
Однако с зарождением гармонии от ладов пришлось отказаться, так как тяготения в каждом их них уникальные, что не позволяет использовать эти лады в рамках единой системы.
По этой же причине пришлось повысить 7 ступень эолийского лада для получения унифицированного звучания.
Это если касаться истории вопроса.

Теперь к практике.
При образовании модальных прогрессий можно выделить 2 способа работы с ладами.
1. Наиболее приближенный к полифоническому методу.

Здесь движение фундаментальных тонов аккордов основано на секундах и терциях – ладовом тяготении. При этом обращения не применяются.
В качестве строительного материала используются секунды, кварты, квинты и т.д реже терции.

2. Псевдотональный
При этом подходе используются классические ходы в гармонии, но внутри определенного лада с использованием терцовой структуры аккордов. Что дает смешанное звучание.

Использование ладов значительно расширяет количество красок и позволяет создавать новое звучание, особое настроение музыки. Музыканты используют для описания характерного звучания лада такие понятия как — лидийское звучание или фригийское звучание.

Вспомните известный в классической гармонии ход – фригийский, который имеет именно фригийское звучание.
Не забывайте,что современный слух классифицирует лады как разновидности минора или мажора. Поэтому лады диатоники делят на 2 группы мажорного и минорного наклонения:

Мажорного
Иойиский
Лидийский
Миксолидийский

Минорного
Дорийский
Фригийский
Локрийский
Последний имеет больше уменьшенное звучание, но я не буду углубляться В другой раз.
Как с позиции мелодии, так и с позиции гармонии для образования лада необходимо закрепление устоя, а также показ характерных ступеней/аккордов лада.
Закрепление устоя достигается правильным расположением аккордов в кадансах и использованием необходимого соотношения между аккордами.
Таким образом, если Вам нужно создать прогрессию в A миксолидийском, то гармония должна концентрироваться вокруг центра A и т.д.
C ионийский (C major):
Ноты: C D E F G A B C
Аккорды: C Dm Em F G Am Bdim C
Настроение: Радость
D дорийский:
D E F G A B C D
аккорды: Dm Em F G Am Bdim C Dm
Настроение: светлая грусть, нейтральное
E фригийский:
E F G A B C D E
Аккорды: Em F G Am Bdim C Dm Em
Настроение: мрачное, мистическое
F Лидийский:
F G A B C D E F
Аккорды: F G Am Bdim C Dm Em F
Настроение: Солнечное, мечтательное
G Миксолидийский:
G A B C D E F G
Аккорды: G Am Bdim C Dm Em F G
Настроение: радостно-игривое
A эолийский (A minor):
A B C D E F G A
аккорды: Am Bdim C Dm Em F G Am
настроение: грусть
B локрийский:
B C D E F G A B
аккорды: Bdim C Dm Em F G Am Bdim
настроение:
мрачное, темное
Обратите внимание, что из-за изменения звукового состава лада для каждого из них требуются свои обороты.
Сыграйте и послушайте звучание тональной прогрессии в контексте ладов.
“IV — V — I” в разных ладах
C ион (C — F — G — C)
D дор (Dm — G — Am — Dm)
E фриг (Em — Am — Bdim — Em)
F лид (F — Bdim — C — F)
G микс (G — C — Dm — G)
A эол (Am — Dm — Em — Am)
B локр (Bdim — Em — F — Bdim)
Характерные ступени 5 важнейших ладов
 Лидийский 4#
 Миксолидийский 7b
 Дорийский 6#
 Фригийский 2b
 Локрийский 2b,5b

Итак, лучшим способом для создания модальной прогрессии будет подчеркивание аккордов содержащих характерные ступени лада ( если говорить о втором способе см. начало статьи).

Например, для F лидийского это могут быть такие прогрессии:
F — G — F — G
F — Em — G – F
Использование Bdim лучше избегать поскольку эти аккорды имеют сильное тяготение и будут закреплять лад C, а не F.

Если нужно использовать аккорды на 4 ступени лидийского, то лучше применить нетерцовую структуру.

Дорийский:
Dm — Am — G
Dm — Am — C — G
Фригийский
Em — F — Em — Dm
Em — F — G — Dm
Миксолидийский
G — Dm — G — F
G — F – C-F

Это лишь вводная информация по модальным прогрессиям. Для получения полноценной информации и развития навыков обращайтесь к курса Гармония 202 или проходите Тренинг по Созданию аккордовых последовательностей

Источник

Как научиться быстро подбирать аккорды.

Внимание! Метод подходит для клавишных инструментов! (электронных и виртуальных, например пиано-ролл). Идеально для электронной музыки.

Время — самое ценное при создании музыки. А если вы не дружите с нотной грамотой, то подбор красивой последовательности аккордов для вас может стать препятствием, занимающим кучу времени, а иногда убивающим всякое вдохновение. И вместо того, чтобы уже пробовать накладывать на ваши аккорды какую-то мелодию, секвенции, или продолжать дорабатывать ваш трек, вы начинаете лезть в дебри интернета и искать что такое «интервалы», «знаки альтерации», пытаетесь разобраться в цифровых и буквенных значениях аккорда, смотрите сколько диезов или бемолей в аккорде, на каких клавишах они выстраиваются, пытаетесь вникнуть на какой тональности нужно выстраивать очередной аккорд и т.д.

Не тратьте на это время!

Я подготовила для вас шпаргалку, в которой представлены 17 самых универсальных аккордов , которые идеально друг с другом сочетаются, и дают просто шикарные гармонии. А если применить тот метод, который я вам предлагаю, то вы получите 408 аккордов!

Я специально убрала джазовые аккорды (например стандартный доминантсептаккорд, да простят меня музыкальные теоретики), потому что они не используются в электронной музыке так часто, и вообще, с другими плохо строят. Для идеального сочетания всех аккордов и получения супер гармонии, я оставила самые классные аккорды, которые гарантированно друг с другом строят, которыми чаще всего пользуются самые топовые саунд дизайнеры. Вам не придется даже думать, подойдут они друг к другу или нет. Все идеально сочетается и дает просто шикарные гармонии.

Кликните на картинки и закачка шпаргалок в JPG формате начнется.

Еще больше шпаргалок скачай по ссылке.

Резонный вопрос задаете вы: «Почему не использовать аккорды на 7 ступени в мажоре и на 2 ступени в миноре?» Потому что там строятся уменьшенные аккорды. Их очень редко используют в электронной музыке, и они чаще передают неуверенность в звучании, нежели серьезность и красоту. Однако про типы аккордов и их особенности звучаний вы можете почитать в этой статье.

У метода есть следующие особенности:

1. Строить аккорды только на белых клавишах! (на начальном этапе визуально проще будет запомнить принцип подбора последовательностей аккордов)

2. Перед созданием последовательности, определяем характер композиции (грустная, веселая, нейтральная, быстрая, медленная. ), и уже исходя из этого, создаем последовательность аккордов.

3. Применяйте сочетание грустных и веселых аккордов, чтобы гармония получилась красивой и цепляющей. Если композиция планируется грустной, больше добавляйте грустных аккордов и меньше радостных. И наоборот. Все должно быть логично и соответствовать первоначальной идеи композиции.

4. В шпаргалке аккорды из 3, 4 и 5 нот. Не стройте аккорды из 6, и 7 нот. Подробнее про типы аккордов.

5. Определить сколько аккордов будет во всем треке. Самое оптимальное количество аккордов за все произведение должно быть не менее 3 и не более 8. В идеале выбрать 3 или 4 разных аккорда, которые вы потом зациклив будете играть в треке. Наловчившись вы сможете красиво комбинировать и по 6-8 аккордов за все произведение.

Расшифровка (пример для до-мажорной тональности):

на 1 ступени от ноты «До» строятся 3 радостных (мажорных) аккорда.

на 2 ступени от ноты «Ре» строятся 3 грустных (минорных) аккорда

на 3 ступени от ноты «Ми» строятся 2 грустных (минорных) аккорда

на 4 ступени от ноты «Фа» строятся 4 радостных (мажорных) аккорда.

на 5 ступени от ноты «Соль» строятся 2 радостных (мажорных) аккорда

на 6 ступени от ноты «Ля» строятся 3 грустных (минорных) аккорда

на 7 ступени аккорды можно не строить. Они непопулярные.

Выбираете 3 или 4 любых аккорда и играете их друг за другом. Вот вам и последовательность.

Я хочу создать радостную мелодию, поэтому возьму больше радостных аккордов и меньше грустных. Пусть у меня будет 4 аккорда. Из них 3 радостных и 1 грустный.

Можно выбрать такое сочетание:

аккорд на 4 ступени.

аккорд на 5 ступени.

аккорд на 6 ступени.

аккорд на 1 ступени.

или например, такое:

аккорд на 1 ступени.

аккорд на 6 ступени.

аккорд на 4 ступени.

аккорд на 5 ступени.

Теперь задание наоборот. Я хочу сочинить грустную песню. Мне нужно больше минорных аккордов и мало мажорных.

аккорд на 6 ступени.

аккорд на 3 ступени.

аккорд на 5 ступени.

аккорд на 2 ступени.

Вот еще аккорды, которые построены по этой шпаргалке.

Вот, примерно так вы можете подбирать последовательности аккордов. Скачайте шпаргалку для более легкого и наглядного использования. Так вы гораздо быстрее запомните самые красивые сочетания аккордов для ваших будущих песен, треков, композиций.

Посмотрите готовые примеры последовательностей аккордов, которые я для вас приготовила, используя этот метод.

Что делать, если вам нужно повысить или понизить звучание всей последовательности? Например, вы выбрали 4 аккорда, построили последовательность, вам все нравится, но хотелось бы немного выше по звучанию. Или например, исполнитель главной партии пробует петь под вашу гармонию, и говорит, что ему нужно ниже по звучанию. Тогда вы используете принцип транспонирования, т.е. перенос тональности на нужную.

Начнем с того что на дворе 21 век, а наш потрясающий клавишный инструмент — пианино, рояль, или фортепиано придумали в 18 веке. Тогда еще не существовало огромного количества тех функций, которые сейчас закладывают в современные клавишные электронные инструменты, а тем более в музыкальные программы. Поэтому этими функциями нужно пользоваться.

Одной из таких волшебных функций является транспонирование «Transpose» (изменение высоты звучания нот и аккордов). Эта функция может облегчить вам процесс обучения, а главное создания композиций раз в 10!

Транспонирование мы будем использовать для того, чтобы исключить процесс запоминания сотен аккордов, на которые мы убили бы свое время. Ведь по сути, сотни аккордов повторяются один в один в разных тональностях, но как назло носят разные названия и порой этим сбивают нас с толку. Нам кажется, что это разные аккорды — это просто разные их названия, потому что они строятся в разных тональностях.

Не стройте аккорды в разных тональностях! Тональностей 30 штук (!), в них тысячи аккордов с различными названиями. Замучаетесь все запоминать и искать на клавишах. Пусть это делает машина. Она вам потом транспонирует аккорды в нужную тональность. Наша задача просто подобрать красивую гармонию.

Потому я создала шпаргалку, которая позволяет строить аккорды в самой простой тональности (до-мажор и ее грустная параллель ля-минор), где нет знаков (НЕТ черных клавиш по умолчанию). Потому подбор последовательности аккордов пойдет быстро и без проблем.

В шпаргалке представлено 17 самых распространенных и используемых аккордов. (если умножить на 30 тональностей, то по факту вы получите умение строить более 500 различных аккордов).

Создаете аккордовую последовательность из шпаргалки. И если требуется поменять тональность, то меняете ее в функции «Transpose» — переносите высоту аккордовой последовательности вверх, нажимая «+», либо опускаете тональность ниже, нажимая «-«, но играть продолжаете все те же клавиши, которые играли в любимой последовательности аккордов из шпаргалки. И весь трек, и всю композицию пишите в новой тональности. Хотя на клавиатуре продолжаете играть все в до-мажор, либо в ля-минор (то, что прописано в шпаргалке).

Ваша задача, научиться играть красиво в одной простой тональности, где нет знаков, где большая часть аккордов (а в нашем случае все аккорды) строятся на белых клавишах.

Кнопка Transpose поможет вам избежать сложности, связанной с самостоятельным подсчетом количества знаков альтерации (сколько диезов и бемолей нужно использовать в тональности), вам не придется запоминать сложные комбинации черных и белых клавиш, а главное вы просто сконцентрируетесь на заучивании самых топовых сочетаний аккордов. А вот перенос их на другие тональности за вас будет делать машина (синтезатор, миди клавиатура, рол пианино и т.д.)

Источник

Оцените статью