- Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
- Аккордовая последовательность – что это?
- Применение последовательностей аккордов
- Примеры последовательностей аккордов
- Как построить аккордовую последовательность
- Основная информация
- Кварто-квинтовый круг
- Последовательности аккордов в тональности
- Частные случаи и моменты
- Общие советы
- Как писать нестандартные и сложные аккордовые прогрессии для EDM
- Создание сложных и нестандартных аккорды. 6 советов в строение прогрессий
- Первый не совет а даже правило
- Второй совет и хороший лайфхак.
- Третий совет
- Четвертый совет.
- Пятый совет
- И вот как раз шестым шагом
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
- Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
- Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
- Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Источник
Как писать нестандартные и сложные аккордовые прогрессии для EDM
Привет, это Павел Уоллен. Как и обещал – в прошлом обучении, урок по более сложным и неравномерно переключающимся аккордам, не те простые аккорды к которым мы привыкли, а нечто менее симметричное и ровное, которые часто попадаются в жанрах Future House, Future Bass, Progressive House, Electronica или экспериментальные жанры. В целом стилистических рамок может и не быть, так как идея есть идея и в каком жанре ее лучше реализовывать она должна намекнуть Вам сама.
Речь пойдет о том, как вместо обычной прогрессии аккордов длительностью по такту каждый, нормально заморочиться и придумать нечто более оригинальное, неравномерно переключающееся и интересное, дочитайте эту статью до конца, чтобы понять все 6 важных аспектов-советов создания оригинальных последовательностей аккордов.
Создание сложных и нестандартных аккорды. 6 советов в строение прогрессий
Важное условие, перед тем как мы начнем двигаться – важен звук, как тембр или инструмент, с которым вы все это будите создавать, старайтесь все же избегать стандартных пресетов внутри родных плагинов FL studio – все они уже приелись и звучат не самым уникальным образом. Обзаведитесь плагинами Serum, Sylenth1, Spire или даже ромплер Nexus или очень хороший вариант Avanger, и еще интереснее если у вас будут пресеты от сторонних разработчиков для этих плагинов, которые специализированно созданы для вашего жанра музыки. Просто мало кому нравиться даже хороший результат в плане гармонии, наигранный на FL Keys.
И вот только на таких аккордах даже без мелодии часто продюсеры могут основывать свою идею целиком в дропах своих треков, хотя кажется, что мелодии там нет, но на самом деле мелодия в прогрессии аккордов есть всегда, дело в том, что она простейшая, и сейчас я все поясню и примерно попытаюсь донести в чем смысл сложных и ломаных прогрессий и как их строить чтобы получилось круто и цепляюще.
Давайте зададим не самую стандартную минорную тональность Amin, а хотя бы что-то менее приевшееся уху, F min, к примеру. В целом поле подстраивается под нас и это не должно вас отвлекать или каким-то образом мешать. Если у вас в целом проблемы с тональностью, и вы не понимаете, как это работает, то вам вот на это понятное видео для совсем начинающих – кликаем по подсказке.
Первый не совет а даже правило
Как и с любой последовательностью, не нужно сразу пытаться делать прогрессию из многоэтажных созвучий басовые ноты, + квинты к ним, басовые ноты (они же тоники аккордов) на октаву выше) + бесконечные попытки примерять другие ступени к ним (будь то терции, или другие вещи) и все это в еще неопределившейся последовательности аккордов.
Начинайте с простейшего и потом уже накладывайте дополнительные краски внутрь гармонии, которые там будут эту прогрессию именно улучшать насыщая. Начинайте с комбинации тоника аккорда плюс терция (это внутри любого лада нота через ступень, и лучше бы поднять это все на октаву выше, комбинацией клавиш с выделением CTRL+стрелка вверх).
Здесь роль басовых ступеней – это задача смыслового контекста тому что играет выше.
А то что играет выше – это как раз будет так или иначе служить мелодией, смысл в том, что в любой даже самой простой последовательности аккордов, человеческий слух больше всегда прислушивается к смыслу самых верхних ступеней гармонии – то есть ноты которые расположены выше остальных в своей последовательности и дают простейшую мелодию, проверка этому простой факт – мы не можем напеть или насвистеть целую гармонию из аккордов, как созвучия нескольких нот, мы можем исполнять только одну ноту за время и попробуйте напеть или насвистеть услышанную прогрессию – вы будите исполнять именно верхние ступени, именно так работает наш слух и это логично- смысл мелодии по сути это верхний регистр нот.
Но совершенно новый смысл одной и той же мелодии может задать какая-то другая прогрессия басовых ступеней.
ПРИМЕЧАНИЕ 1: Будем относиться сейчас к смене басовой ноты (то есть изменению контекста идеи) как как одному шагу гармонии.
ПРИМЕЧАНИЕ 2: И знайте, что идея имеет размер, скорее всего ваш размер это 4 или 8 тактов, что называется квадратом или частью. И часто любая идея занимает максимум 8 тактовую часть, при этом заметно частое копирование 4-х тактовой части далее и небольшие изменения в мелодии либо в завершении басовых ступеней, последние 1 или 2 такта могут завершиться по-другому.
Пробуйте начинать с первой басовой ступени тональности, так как большинство идей, так и реализовываются, и на роли ноты в мелодии чаще пробуйте терцию, также можете тонику (туже ступень на выше на октаву или квинту (пятую ступень от басовой ступени ниже). Куда пойти затем – просто нужно пытаться и первые три построенные шага в гармонии дадут вам уже понять куда вы хотите двигаться – ваш слух как совокупность того чтобы услышали в музыке за всю свою жизнь и что вам из этого нравиться больше всего – даст понять вам куда двигаться, опыт Вас как музыканта это уже – скорость реализации этого на Piano Roll, того что вы хотите, что у вас из продолжения этого начала прозвучало в голове.
Второй совет и хороший лайфхак.
Если комбинировать мелодию никак не получается, то возьмите за шаблон отношения терции в мелодии к басовой ноте, то есть от басовой ноты всегда идите через ступень в рисунке мелодии.
Просто терцовые отношения от тоники это и есть основной смысл любого простого аккорда. Когда прогрессия будет готова полностью – вы уже попробуете поменять некоторые ступени мелодии на соседние либо совершенно другие – так будет намного проще, если вы начинающий.
Третий совет
Последовательность должна нести в себе смысл и содержательность, пробуйте множество уде работающих последовательностей, Вас никто за это из знаменитых артистов не убьет – они все равно все повторяются постоянно (сейчас я говорю про 3 первые шага в гармонии), если считать по ступеням лада в басовых нотах – вот несколько вариантов:
1-6-7, 1-6-3, 1-7-6, 1-5-7, 1-7-5, 1-3-7, 1-4-7, и не совсем бесконечное кол-во такие троек первых аккордов, но есть и еще.
Вы можете пробовать начинать не от первой ступени тональности, в таком случае это может быть:
6-7-1, 3-7-1, 3-4-1.
Четвертый совет.
Ломать аккорды, так как мы говорим в таких идея не про потактовое переключение, а нечто чуть более сложное – можете пробовать как это не странно, но как угодно, главное знайте свой темп будущей идеи и хорошо бы знать примерный жанр, чтобы понять какой будет бит прямой (House, Trance или Techno, или ломаный Dubstep, Future Bass или Drum’n’Bass). Так как прописав бит (пусть даже пока не подбирая семплы на роль этих ударных – вы упростите себе картинку будущей структуры переключения аккордов, это все-таки влияет на восприятие и может хоть и косвенно, но помочь вам определиться со структурой этих аккордовых долей.
И далее главное заполнить 2 первые такта, и эти два первые такта могут уже задать для вас схему деления и переключения этих самых аккордов по сетке времени, и скорее всего аккорды будут другие в 3-м и 4-м такте, но схема переключения может сработать прежняя, так как иначе, идею так слушать будет проще, слух ищет повторения и циклы, в этом случае в шагах гармонии. Но это не строгое правило – работать может все прекрасно и без повторений на отрезке 2 такта, но оно точно нужно далее, иначе идею будет слушать максимально трудно.
Пятый совет
Это уже все комплексные действия по улучшению имеющегося наброска. Когда четырех тактовая часть готова, пробуем ее копировать и, если слушается однообразно – что скорее всего так, в 90% случаев это так – меняем немного либо только ступени мелодию, либо и басовые ноты в конце тоже (в конце это 1 или 2 последних такта).
После того как будет готова простейшая идейка, можно пробовать погонять некоторые ступени мелодии по соседним вверх и вниз, можно не просто по соседним и далеко вверх и далеко вниз, это если вы выбрали путь изначально простой мелодии по аккордам и рисовали ее по терциям этих аккордов.
Когда все точно получилось красиво, и вы все разбросали, тогда стоит участить местами переходы именно мелодии, разбавить все переходящими ступенями, опять же идея должна намекать вам где это сделать хочется, а если не намекает, то это просто у вас пока совсем мало опыта, даже как слушателя ну или вы совсем может быть устали уже, короче тогда просто пробуем и анализируем пока не получиться уместно в смысле мелодии.
И вот как раз шестым шагом
Вы можете включать много этажность этих аккордов и подбирать копии дубляжи существующих ступеней на октавы выше или ниже, либо добавлять какие-то гармонические сложности в виде новых ступеней в аккорде. До тех пор, пока Вам не покажется все это звучащим гармонически насыщенно и все еще адекватно и понятно с перспективы первичной идеи, что у Вас изначально получилась, только с использованием басовых ступеней и верхней мелодии.
Вот примерно такие существуют правила и советы в зарисовке подобных идей.
Если вы хотите капнуть намного глубже и понять все подобные принципы – у нас для этого есть относительно свежий и объемный видеокурс с тренажерами и упражнениями, который считается музыкальным образованием для современных продюсеров электронной музыки, ознакомиться или забрать курс можно тут.
А в свою очередь, надеюсь, что помог ответить на очередной ваш вопрос и значительную трудность с аккордами и идеями в целом, на которую по сути мало кто дает ответов. Быть может стоит больше посвящать этому внимания.
А сейчас я говорю вам до скорой встречи – уже совсем скоро. Желаю вам крутых мелодий и постоянного потока идей! Пока.
Источник