Проигрыватель винила аккорд 001 стерео

Мечта детства — электрофон высшего класса AKORDS-001-Stereo, 1974 год выпуска

Хочу представить электрофон высшего класса AKORDS-001-Stereo, выпущенный рижским RRR в 1974 году.

Этот электрофон попал ко мне в нерабочем состоянии, немного копан, заменены на новодельные штатные разъемы для подключения акустики. Привести в рабочее состояние не составило труда, механика ЭПУ в полном порядке, ролик и пассик были заменены до меня. Электрофон на начало 70-х был зачетный, по сравнению с другими выпускаемыми на то время моделями, но ни на какой высший класс он конечно не тянет, даже по ГОСТ 11157-65, высший класс «притянут за уши», не даром самые ранние версии этого электрофона позиционировались как 1-й класс ( AKORDS-101-Stereo) . 1ЭПУ-73С, стоящее на AKORDS-001-Stereo, является лицензионной копией одной из средних моделей Dual начала 60-х, но порода чувствуется по плавности работы, у 1ЭПУ-73С самый тяжелый диск из всех, что я видел. На данном 1ЭПУ-73С данного электрофона три скорости 33/45/78 об/мин, на более ранних как на Dual была еще скорость 16 об/мин, в дальнейшем исключили и скорость 78.

Источник

Электрофоны из СССР.Часть первая: «Аккорд»

Электрофон (проигрыватель грампластинок+усилитель низкой частоты(УНЧ) объединённые в одном корпусе) представляются многим чисто отечественным изобретением, но так ли было на самом деле? Скорее всего — нет. Тем не менее, первый электрофон был изобретён в СССР ещё в 1932 году, однако выпуск электрофонов в промышленных масштабах стартовал лишь два с хвостиком десятилетия спустя: в 1953-м.

В данной статье я расскажу о некоторых отечественных электрофонах 70-80-х годов прошлого столетия, с которыми мне довелось ознакомиться лично. Вполне понятно, что среди представленных моделей Вы, уважаемые читатели, не увидите какие-то модели из тех, что встречались на вашем жизненном пути, поэтому делитесь в комментариях своим опытом.

Читайте также:  Кальман голландочка чардаш ноты

И первым будет … легендарный нет, ну не люблю я это слово: оно слишком часто употребляется в статьях об аппаратуре из прошлого и слишком редко его привязка к той или иной модели соответствует достоинствам описываемого продукта…Ладно, скажу так: и первым будет всем известный «Аккорд-201 стерео». На самом деле был ещё один «Аккорд-201» — монофонический. Внешние отличия от стереофонического были минимальны и для большинства невнимательных людей едва заметны: отсутствовал регулятор «баланс» как и одна колонка. Ну и немного отличался тонарм в той части, где устанавливалась головка звукоснимателя. Ну а встроенный усилитель был естественно одноканальный, монофонический.

Но вернусь к версии «стерео». Это был мой первый электрофон. И, кроме того, это был мой первый стереофонический аппарат. Но это частность. А главное это был самый доступный стереопроигрыватель в истории Страны Советов поскольку стоил он 99 руб. (вот видимо откуда пошла мода на психологические ценники наподобие 999-99,9999 и т. д))))

«Аккорд-201 стерео» выпускался с 1973 года поначалу Рижским радиозаводом им. А.С.Попова и Рижским электромеханическим заводом, а в последствие (начиная с 1976 года), Челябинским радиозаводом и с 1980 года Махачкалинским заводом радиотоваров (у меня был Челябинский). Кроме того созданные на базе «Аккорда» (и практически не имеющие внешних отличий с оригиналом) электрофоны «Россия-321-стерео» и «Россия-321-1-стерео» с 1983 и 1985 года выпускало Челябинское ПО «Полёт»( «Россия-321-стерео с 1985 года выпускал и Махачкалинский завод радиотоваров).Даже если предположить что последние выпускались сравнительно недолго, то всё равно по числу лет, проведенных на конвейере, «Аккорд-201» и его модификации бьют все рекорды. Эдакая «радиоэлектронная «Нива» ВАЗ-2121».

Но у «двести первого» был предок (или предки) : «Аккорд-101-стерео» и «Аккорд-001-стерео» выпускаемые с 1972 и 73гг соответственно. По сути это один и тот же аппарат. Просто вначале электрофон позиционировался как первый класс, затем был переведён в высший, так как по многим своим параметрам, кроме ЭПУ, ему соответствовал. Вообще интересная штука этот советский ГОСТ: почти все комбинированные устройства (электрофоны, радиолы, магнитоэлектрофоны, магнитолы и т.д.)состояли из элементов разного класса. К примеру, если ЭПУ и усилитель были первого класса, а магнитофонная панель — второго, то в целом устройство позиционировалось как первый класс. Почему — это как раз понятно. От класса зависела цена изделия и, хотя мы жили в то время при социализме, а не капитализме, разница лишь в том, что прибыль шла государству, а не частной компании. Я не нашёл информации о том, когда был закончен выпуск «Аккордов 101/001», но, учитывая что я их в момент моего зарождающегося интереса к аудиотехнике(это был конец 70-х) уже не застал, то думаю что выпускались они не более пяти лет (хотя ещё долгое время название этих моделей было «на слуху»). Не буду фантазировать и насчёт цены «001-го» потому что мне она доподлинно неизвестна. Однако, учитывая что «Аккорд-001» был одним из первых электрофонов высшего класса в СССР, он явно не был столь доступен для народа, как «201-й». Что касается комплектной акустики 001-го — колонок 10МАС-1 то это ещё один долгожитель. Даже стереофонические катушечные магнитофоны «Сатурн-202», выпуск которых стартовал в конце 70-х, несколько лет комплектовались этой моделью АС. От себя скажу, что мне звучание 10МАС-1 в те времена очень даже нравилось. Возможно, сейчас я бы не смог их слушать, но это СЕЙЧАС, то есть 40 лет спустя. Используемое в «Аккорде-001» ЭПУ: I-ЭПУ-73С тоже достаточно популярное электропроигрывающее устройство для 70-х. И встречается оно и на других аппаратах из того времени. Например, в радиоле «Виктория-001 стерео». Остальные тех. характеристики «Аккорд-001» таковы: Полоса рабочих звуковых частот электрофона 60. 15000 Гц. Максимальная выходная мощность 2х10 Вт. Габариты модели 210х465х380 мм. Габариты одной АС — 430х270х255 мм. Вес электропроигрывателя без упаковки — 16,5 кг. Вес каждой АС — 8,2 кг. Вроде и ничего особенного, а по современным меркам так и вовсе «ниочём», но если сравнить с характеристиками «Аккорд-201»,то разница существенная.

И вот к «Аккорду-201» я и возвращаюсь. Электрофоны выпускаемые в Прибалтике отличались от более поздних Челябинско-Махачкалинских оформлением как передней панели самого электрофона, так и оформлением фронтальной части АС. На прибалтийской акустике была пластиковая декоративная решётка (по мне, так выглядевшая очень даже стильно), а на большинстве остальных(более поздних) версий была «радиоткань» в клеточку. Сейчас прибалтийские версии «Аккорда» уже редкость. А все остальные всегда можно купить. И даже иногда в хорошем косметическом состоянии. Думаю, что выпущено их было более чем достаточно, однако точные данные о «тиражах» теперь вряд ли можно найти. Особенно учитывая то, что и Махачкала и Рига теперь «заграница»( как выяснилось из комментариев термин»заграница» некоторые читатели восприняли слишком прямолинейно,а ведь он не зря был заключён в кавычки.Я не имел ввиду границу политическую,поскольку Дагестан был и остаётся субъектом Российской Федерации.Я имел ввиду другое.Ещё во времена СССР мне доводилось бывать в кавказских республиках и даже тогда для меня это было «заграницей».Там всё было другое: нравы,обычаи,менталитет.Даже полки в магазинах были наполнены тем,чего я дома ни разу и не встречал.Сейчас же насчёт магазинов не скажу,а в остальном разница наверняка стала ещё более контрастной ). Конечно же в СССР институт статистики был развит очень хорошо, но где теперь эти архивы и уцелели ли они вообще?

А вот и тех. данные на «Аккорд-201 стерео»: Номинальная выходная мощность усилителя 2х2 Вт, максимальная 2х5 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 100. 10000 гц. Габаритные размеры проигрывателя 392x316x145 мм. Габаритные размеры каждой звуковой колонки 363Х270Х131 мм. Масса электрофона без упаковки, не более 14 кг. Конечно скромный диапазон воспроизводимых частот это в первую очередь ограниченные возможности широкополосной головки 4ГД-35(или 4ГД-28).Но учитывая сам УНЧ на германиевых транзисторах, который просто не мог в силу скромной выходной мощности раскачать колонки посеръёзнее (а может и мог, но более дорогие АС просто не вписывались в комплект по соображениям цены), надо полагать, что данный компромисс имеет право на существование. К тому же, как ни парадоксально это звучит, у этой связки был и определённый звуковой шарм. Недорогие «открытые» АС на «шириках» хотя и жанрово избирательны, но при этом обладают «воздушным», «обволакивающим» звучанием. Джаз, легкая оркестровая музыка, вокал – льётся из них легко и непринуждённо. Многие утверждают, что и звучание УНЧ на германиевых транзисторах схожее по характеру, но после «Аккорда» я таковыми не владел и потому ни подтверждать, ни опровергать подобные тезисы не стану. Зато я могу сказать так: для многих меломанов из СССР «Аккорд-201» стал «школьной партой», первым опытом на пути к хорошему звуку. Именно за это его многие любят и ценят до сих пор. И у меня на сегодня всё. Продолжение следует.

Источник

kot_ivan76

«Эта корова наша», — подчеркнул он, «и мы её доим».

ТРАНЗИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОФОН „АКК0РД-001“

Инж. Я. МИЛЗАРАЙС,
инж. А. МИЖУЕВ

Р ижский электромеханический завод приступил к серийному выпуску транзисторных электрофонов «Аккорд-001». «Аккорд-001» является первой в СССР моделью электрофона высокого класса. На международной осенней Лейпцигской ярмарке 1972 г. он был награжден Золотой медалью. Новый электрофон предназначен для высококачественного воспроизведения стереофонических и монофонических грампластинок всех форматов, в том числе и гибких.

В электрофоне имеются гнезда для подключения стереофонического или монофонического магнитофона, лампового радиоприемника или телевизора, транзисторного приемника и электромузыкального инструмента, радиотрансляционной линии, головных стереофонических телефонов. Оперативное подключение электрофона к различным внешним источникам звуковых программ или к собственному электропроигрывающему устройству возможно при нажатии соответствующей кнопки переключателя источников программ.

По многим электрическим и акустическим параметрам «Аккорд-001» отвечает требованиям ГОСТ 11157-65 на аппаратуру высшего класса.

Номинальная выходная электрическая мощность каждого канала усилителя НЧ при коэффициенте нелинейных искажений 2%, не менее 6 Вт. Максимальная выходная мощность каждого канала при коэффициенте нелинейных искажений 10%, не менее 10 Вт.

Полоса рабочих частот по звуковому давлению при неравномерности частотной характеристики, не превышающей 14 дБ, не уже 60 — 15000 Гц. Среднее (номинальное) звуковое давление каждого канала не менее 1 Па.

Чувствительность тракта НЧ со входа ЭПУ 250 мВ; транзисторного радиоприемника 25 мВ; радиотрансляционной линии 15 В. Активное входное сопротивление тракта НЧ со входа ЭПУ 500 кОм; транзисторного приемника 50 кОм; радиотрансляционной линии 10 кОм. Входная емкость тракта НЧ со входа ЭПУ не более 300 пФ. Выходное сопротивление на гнездах для подключения магнитофона не более 10 кОм.

Регулировка тембра раздельная на высших и низших звуковых частотах. Диапазон регулировки на частоте 60 Гц +6 дБ / -12 дБ, на частоте 15000 Гц +4 дБ / -10 дБ. Максимальное изменение напряжения частоты 1000 Гц при изменении положения регуляторов тембра не более 3 дБ.

Пределы регулирования стереобаланса тракта усиления в каждом канале не менее 8 дБ. Регуляторы тембров и стереобаланса для удобства потребителей имеют индикаторные метки, позволяющие фиксировать уровень регулировки. Рассогласование частотных характеристик стереофонических каналов усиления не более 2 дБ.

Переходное затухание между стереофоническими каналами усиления при разнесенных акустических системах на частотах: 200 Гц — 35 дБ, 1000 Гц — 40 дБ, 5000 Гц — 35 дБ, 10000 Гц — 30 дБ.

Диапазон ручной регулировки громкости не менее 60 дБ. Уровень фона со входа тракта усиления — 60 дБ, для всего тракта — 50 дБ.
Питается электрофон от сети переменного тока напряжением 110, 127, 220 и 240 В, частотой 50 Гц. Мощность, потребляемая от сети при воспроизведении грамзаписи не более 80 Вт. Ток покоя не более 130 мА.

Размеры проигрывателя — 210х465х380 мм, выносной акустической системы — 430х270х255 мм. Масса проигрывателя — 16,5 кг, акустических систем — по 8,2 кг.

Принципиальная схема электрофона

Принципиальная схема электрофона «Аккорд-001» приведена на рис. 1. Она включает в себя двухканальный усилитель мощности УМ, усилитель коррекции УК, одноканальный предварительный усилитель 77У, работающий при подключении транзисторного радиоприемника, двухканальный усилитель с коррекцией УНЧЗ-2 при работе от магнитного звукоснимателя и электронный стробоскоп, блок коммутации Б К, блок питания БП и акустические системы АС.

Рассмотрим схему одного канала основного усилителя. Второй канал идентичен первому. Первый каскад усилителя с коррекцией (УК) выполнен на транзисторе 1-Т1 по схеме эмиттерного повторителя, обеспечивающего высокое (порядка 1 МОм) входное сопротивление. С эмиттера первого транзистора сигнал подается на регулятор громкости 1 R8 с тонкомпенсацией и далее на выход для записи на магнитофон. Низкое (порядка 1 кОм) выходное сопротивление каскада позволяет без завала высших частот применить для соединения выхода электрофона со входом магнитофона кабель довольно большой емкости.

Второй и третий каскады усилителя с коррекцией выполнены на транзисторах 1-Т2 и 1-ТЗ. Оба каскада охвачены отрицательной обратной связью по постоянному и переменному напряжению. Глубину обратной связи по переменному напряжению можно регулировать сдвоенным переменным резистором стереобаланса 1-R15, включенным в каждый канал таким образом, что при увеличении усиления одного из них уменьшается усиление второго. Это позволяет получить глубину регулировки стереобаланса порядка 10 — 13 дБ. Между третьим и четвертым каскадами включены регуляторы тембра по высшим 1-R17 и низшим 1-R20 звуковым частотам.

Частотная характеристика усилителя НЧ в положениях регуляторов тембра «широкая» и «узкая» полоса приведена на рис. 2.


Рис. 2

Два первых каскада усилителя мощности (УМ) выполнены по обычным схемам на транзисторах 1-Т1 и 1-Т2. Предоконечный фазоинверсный каскад выполнен по последовательной двухтактной схеме на транзисторах 1-ТЗ и 1-Т4 с различными типами проводимости. Для увеличения выходной мощности предоконечный каскад охвачен положительной обратной связью по питанию через цепочку 1-R6, 1-С5.

Оконечный каскад усилителя мощ-ности построен по двухтактной бестрансформаторной схеме с последовательным включением транзисторов 1-Т5 и 1-Т6. Температурная стабилизация каскада достигается резисторами 1-R16 и 1-R17 в цепи эмиттеров оконечных транзисторов. Оконечный и предоконечные каскады усилителя мощности охвачены отрицательной обратной связью, напряжение которой снимается с выхода усилителя и через переменный резистор 1-R5 и резистор 1-R15 подается на эмиттер транзистора 1-Т1.
Первый каскад двухкаскадного предварительного одноканального усилителя ПУ выполнен на транзисторе Т1 с низким уровнем собственных шумов. Предварительный усилитель обеспечивает чувствительность электрофона со входа «Радио» 25 мВ.

Предварительный усилитель с коррекцией (УНЧ З-2) обеспечивает усиление напряжения сигнала, развиваемого магнитоэлектрической головкой до уровня, необходимого для подведения ко входу основного усилителя, а также корректирует частотную характеристику головки. Он содержит два идентичных канала по пять транзисторов в каждом. Постоянная коррекция и непосредственное включение транзисторов обеспечивают устойчивую работу усилителя.

Индикатор стробоскопа выполнен на тиратроне с холодным катодом МТХ-90, обеспечивающем необходимую освещенность стробоскопических делений и продолжительный срок службы.

Выпрямитель блока питания БП построен по мостовой схеме на четырех диодах. Напряжение для пита¬ния усилителя мощности нестабилизированное и составляет 36 В. Для питания предварительного уси¬лителя ПУ и усилителя с коррекцией УНЧЗ-2 используется напряжение 22 В, стабилизированное стабилитроном Д1, установленным в блоке питания.
Блок коммутации БК состоит из односекционного кнопочного переключателя с пятью кнопками зависимого включения («Магнитофон», «Звукосниматель», «Универсальный», «Радио», «Линия») и двумя кнопками независимого включения («Моно-стерео.» и «Головные телефоны»).

В положении переключателя «Звукосниматель», «Стерео» выход предварительного усилителя УНЧЗ-2 подключен непосредственно ко входам обоих каналов. В этом положении производится проигрывание грампластинок и возможна одновременная запись на магнитофон. При записи на магнитофон сигнал с выхода эмиттерного повторителя на транзисторе 1-Т1 подается на гнездо разъема Ш1, к которому подключают кабель магнитофона. Такая схема включения позволяет производить запись с одновременным ее прослушиванием через акустические системы или через головные теле¬фоны (при нажатии кнопки «Головные телефоны»), что очень важно при использовании электрофона совмест¬но с магнитофонной приставкой, не имеющей своего усилителя мощности и акустической системы.

В режиме «Магнитофон» контакты гнезда Ш1 подключены ко входу усилителя. В этом положении переключателя В2 производится воспроизведение записи с магнитофона через усилитель электрофона. Воспроизведение и запись могут быть как стереофоническими, так и монофоническими в зависимости от типа магнитофона и положения кнопки «Моно — Стерео». В этом же положении переключателя В2 электрофон можно использовать как стереофонический усилитель НЧ.

При нажатии кнопки В6 вход усилителя через делитель, состоящий из резисторов R1 и R2 соединяется с гнездом разъема Ш4, к которому подводят шнур радиотрансляционной линии. Входы каналов усилителя включаются в этом случае параллельно (режим «Моно»). Как видно из схемы, в режиме «Линия», а также «Радио» и «Универсальный», возможна также запись на магнитофон. Для подключения радиотрансляционной линии предусмотрен шнур со стандартным штепселем, входящий в комплект электрофона.

При нажатии кнопки «Головные телефоны», акустические системы от-ключаются от усилителя НЧ, а вместо них через делитель 1-R1; 1-R2; 2-R1 и 2-R2, подключается гнездо стереофонического головного телефона.

Электрофон «Аккорд-001» состоит из трех блоков: электропроигрывающего устройства со стереофоническим усилителем НЧ и двух выносных акустических систем. Использованное в «Аккорде-001» стереофоническое электропроигрывающее устройство 1ЭПУ-73С по своим параметрам отвечает требованиям ГОСТ 8383-66, предъявляемым к электропроигрывающпм устройствам 1 класса.

Работает 1ЭПУ-73С от асинхронного конденсаторного электродвигателя КД1-2. Скорости вращения диска 16 2/3; 33 1/3; 45 и 78 об/мин. Имеющийся в ЭПУ механизм установки скорости вращения диска со встроенным стробоскопическим устройством позволяет потребителю самому устанавливать и контролиро¬вать скорость 33 1/3 об/мин как при номинальном напряжении сети, так и при отклонениях его от номинального значения на ±10%. ЭПУ-73С снабжено универсальной магнитной головкой звукоснимателя ГЗКМ-73С, укомплектованной двумя иглами: алмазной — для проигрывания грампластинок с узкой канавкой (16 2/3; 33 1/3 и 45 об/мин) и корундовой — для проигрывания грампластинок с
широкой канавкой (78 об/мин). Для уменьшения влияния внешних магнитных полей на параметры головки магнитоэлектрическая цепь ее защищена экраном из пермаллоя 79НМ. Обмотка головки содержит 2250 ± 10 витков провода ПЭВ-1 0,02.

Устройство для регулировки приведенного веса обеспечивает установку его в пределах от 0 до 40 мН с точностью ±5 мН. Звукосниматель сбалансирован как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Механизм полуавтоматического управления звукоснимателем устанавливает звукосниматель на начало записи проигрываемой грампластинки диаметром 17, 25, 30 см и возвращает его после окончания проигрывания в исходное положение. Микролифт плавно опускает звукосниматель на пластинку и поднимает его по окончании записи. Отличитель¬ной особенностью механизма полуавтоматического управления работой звукоснимателя является независимость скорости установки и возврата звукоснимателя от скорости вращения диска.

Тонарм звукоснимателя — металлический, трубчатой конструкции, имеет съемную вставку (колодку) на которой могут крепиться головки с размерами крепления 12,7 мм.
Устройство компенсации скатывающей силы (бокового давления) устраняет паразитные силы, действующие на звукосниматель в направлении центра пластинки.
Электропроигрывающее устройство имеет встроенный предварительный усилитель коррекции УНЧЗ-2, который при необходимости может быть отключен специальным микровыключателем (такой же выключатель разрывает цепь питания электродвигателя). Этот усилитель смонтирован на печатной плате из фольгированного гетинакса размерами 163х80 мм (рис. 3).


Рис. 3

Усилитель НЧ электрофона выполнен на четырех печатных пластах из фольгированного гетинакса. Усилитель мощности УМ смонтирован на плате размерами 160х55 мм (см. рис. 5), усилитель коррекции УК на плате размерами 160х70 см (см. вкладку), предварительный монофонический усилитель для подключения транзисторного приемника ПУ на плате размерами 52,5X42,55 мм (см. складку) и блок коммутации БК на плате размерами 130×45 мм (рис. 4).

Транзисторы оконечного усилителя установлены на литых ребристых нормализованных радиаторах. Для циркуляции воздуха на нижнем основании электропроигрывателя против радиаторов и печатных плат, а также на его задней стенке сделано несколько рядов отверстий.

Силовой трансформатор собран на сердечнике из пластин УШ 26, толщина набора 39 мм. Обмотка 1-2-3 содержит 389+60 витков, 3-4-5 — 329+70 витков, 7-8 — 18 витков, а 9-10 — 101 виток провода ПЭВ-1 0,44.


Рис. 4

В электрофоне «Аккорд-001» применены малогабаритные акустические системы закрытого типа 10 МАС-1 с унифицированными разъемами, исключающими возможность
неправильного подключения акустической системы к усилителю. Аналогичная конструкция разъемов применена в серии электрофонов«Аккорд», «Аккорд-стерео» и «Аккорд 202».

Источник

Оцените статью