Происхождение нот гвидо аретинский

Гвидо д’Ареццо. История нотной записи.

Уверен, что каждый, кто посещает наш музыкальный форум, знает (или хотя бы слышал) об истории развития письменности, а вот о том, кто и когда начал записывать музыку с помощью нот, скорее всего, знают немногие.

Первые попытки записи музыкального произведения с помощью знаков можно наблюдать еще в Древней Греции, где для обозначения звуков использовались буквы. На Руси для этого использовали «крюки» или «знамена», а в Европе — «невмы», представляющие собой специальные знаки над распеваемыми словами.

Изобретение же нотной записи в привычном всем нам виде по праву принадлежит Гвидо Аретинскому (д’Ареццо) — монаху-бенедектинцу, который обитал в монастыре неподалеку от Флоренции и обучал монастырских певчих церковным песнопениям.

На разучивание с учениками всех песнопений и гимнов католической мессы в те далекие времена (ХІ век) уходило около 10 пет, потому что передача знаний и умений происходила из уст в уста. Для того чтобы как-то облегчить себе задачу и ускорить процесс брат Гвидо решил обозначать звуки специальными знаками — нотами (nota лат. — знак), которые представляли собой заштрихованные квадратики, размещенные на четырех параллельных линиях (чем выше нота, тем более высокое положение она занимает на нотном стане). Позже к нотному стану добавили еще одну линию, а ноты стали изображать с помощью кружочков.

Для названий нот (ut, re, mi, fa, sol, la, si) д’Ареццо использовал гимн святому Иоанну, а точнее первые слоги строк, каждая из которых звучит на тон выше предыдущей.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

Как можно заметить, все ноты имеют открытый слог из-за чего их очень легко пропеть. Исключением является только первая нота октавы, поэтому ее название в ХVI веке было заменено на do (вероятнее всего от слова Господь — Dominus)

Придумав ноты, д’Ареццо не только обучил своих учеников этой необычной азбуке, но и научил их тому, что мы сейчас называем сольфеджио — петь по нотам, что позволило сократить время обучения до двух лет.

Изобретение монаха Гвидо по сей день является самым удобным способом записи музыкальных произведений. Благодаря ему, музыка покинула церковные стены и распространилась по всему миру.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Откуда взялись ноты ut, re, mi, fa, sol, la, si

Откуда взялись ноты ut, re, mi, fa, sol, la, si.

ГВИДО АРЕТИНСКИЙ (GUIDO D’AREZZO;

GUIDO MONACO),

Гвидо Аретинский.

Рисунок с утраченной росписи XIII в.

Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия

Почему у музыкальных нот такие странные названия? Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку. Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет. Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

1-я строфа гимна св. Иоанну Крестителю 2-го тона,

начальные слоги к-рой послужили основой сольмизации Гвидо Аретинского

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioannes.

(В переводе с латинского: Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн») Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц. Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, S ancte I oannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи. Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года. Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме,

в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • ПРАЗДНИЧНО-ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ (372)
  • Пасха (165)
  • Новогодне-Рождественское (122)
  • Сувениры-Подарки (53)
  • Подготовка к праздникам (39)
  • Общественные праздники (6)
  • ВСЁ ДЛЯ БЛОГА (188)
  • Фоны-Бордюры-Рамки (42)
  • Ли.Ру Советы (28)
  • Комментики-Аватарки (26)
  • Разделители-Обои (20)
  • Шрифты-Анимации-Смайлики (18)
  • Схемы для Дневника (16)
  • Кнопочки-Бродилки (14)
  • Плеер-Часики (7)
  • КОМПВОПРОСЫ (287)
  • Уроки Компграмоты (117)
  • Фотошоп-Фоторедакторы (77)
  • Заработок в Инете (13)
  • Генераторы (1)
  • ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (221)
  • Страны и города (125)
  • Наш ПЕТЕРБУРГ (60)
  • Путешествия по РОССИИ (40)
  • МОЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ (1232)
  • Живопись 19-21 век (267)
  • АудиоКНИГИ (242)
  • Уроки ИЗОмастерства (168)
  • Декоративное искусство (129)
  • Живопись ДЕТАЛИ (102)
  • Живопись СТАРЫХ мастеров (73)
  • Музеи-Выставки-Галереи СПб (73)
  • Художники России (59)
  • Литература-Поэзия (51)
  • Музеи-Выставки-Галереи Мира (46)
  • Ретро-Винтаж (38)
  • Детская тема в искусстве (36)
  • Спектакли и РАДИОспектакли (36)
  • Графика (30)
  • Архитектура (26)
  • Скульптура-Пластика (24)
  • ФОТОискусство (2)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (481)
  • Иконопись (136)
  • О Православной ВЕРЕ (76)
  • Золочение (48)
  • Православные Праздники (47)
  • Библейские сюжеты в искусстве (46)
  • Храмы-Монастыри-Святые места (44)
  • Молитвы (40)
  • Искусство в ПРАВОСЛАВИИ (35)
  • ХРАМЫ Петербурга (24)
  • Мировые РЕЛИГИИ (23)
  • Религиозная Литература (12)
  • Жития Святых (4)
  • МИР ВОКРУГ НАС (423)
  • Психология (119)
  • Самопознание (62)
  • Жизнь замечательных Людей (60)
  • О РОССИИ и её истории (47)
  • ОргВопросы (46)
  • Удивительное на ЗЕМЛЕ и в Природе (30)
  • Интересное о Животных (27)
  • Притчи (19)
  • Мудрые мысли-Цитаты (12)
  • Удивительные вещи (11)
  • Непознанное (8)
  • Древняя РУСЬ. Славяне (2)
  • ДИЗАЙН (165)
  • Дизайн жилища (70)
  • Дизайн предметов (52)
  • Садовый дизайн (44)
  • МОДА и СТИЛЬ (378)
  • Работа над собой (149)
  • Аксесуары и штучки (91)
  • Дизайн одежды (75)
  • Головные уборы (54)
  • Для мужчин (18)
  • СВОИМИ РУКАМИ (1917)
  • Из бросового материала (298)
  • Декупаж (295)
  • Полезности для дома (260)
  • Техники декорирования (234)
  • Сад-Огород (163)
  • Текстиль (154)
  • Шитьё (149)
  • Вязание (137)
  • Материалы для РАБОТЫ (111)
  • Бижутерия (111)
  • Точечная техника (106)
  • Лепка из разных материалов (101)
  • Витражи-Стекло (96)
  • ХозДомБытСоветы (72)
  • Обмен опытом (47)
  • Кожа-Мех (44)
  • Кукольно- игрушечное (34)
  • Мозаика (30)
  • Пейп-Арт (19)
  • Контуры (18)
  • Кистевая роспись (17)
  • Магниты (11)
  • Вышивка разная (4)
  • Пергамано (4)
  • Кракелюр (2)
  • Для ДЕТЕЙ (73)
  • ЭЗОТЕРИКА (150)
  • Астрология (8)
  • ЗДОРОВЬЕ (348)
  • Народные рецепты (102)
  • Традиционная медицина (49)
  • Диеты (48)
  • Биоэнергетика (38)
  • Аюрведа,восточные практики (20)
  • Зрение (12)
  • КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (392)
  • Выпечка (71)
  • Первые и Вторые блюда (60)
  • Заготовки (47)
  • Закуски (45)
  • Десерты (32)
  • Рыба-Мясо (27)
  • Напитки (25)
  • Салаты (22)
  • Для микроволновки и мультиварки (12)
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (84)
  • Мой КИНОЗАЛ (152)
  • Фильмы (108)
  • Видео (42)
  • Мультики (7)
  • ЮМОР (44)

Ссылки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.

Музыка

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Полные названия нот изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо

Полные названия нот.

Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать
и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое
изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать
потомкам звуки, музыку.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн»)

А вот полные имена нот:

Do – Dominus – Господь;
Показать полностью..
Re – rerum – Материя;
Mi – miraculum – Чудо;
Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – Небеса.


Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Рубрики: МИР ВОКРУГ НАС/Жизнь замечательных Людей
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Метки: Жизнь замечательных Людей МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Оцените статью