Происхождение пианино для детей

Кто изобрел фортепиано: дата создания, история появления, развития и эволюции музыкального инструмента

Создание такого музыкального инструмента, как фортепиано, внесло большой переворот в музыкальную европейскую культуру XVIII столетия. Погрузимся более глубоко в эту историю и детально рассмотрим, где и когда изобрели фортепиано.

Начало истории

В 1709 году в таком прекрасном городе Италии, как Флоренция, было сконструировано это первое чудо музыкальной техники. Того, кто изобрел фортепиано, звали Бартоломео Кристофори. Итальянец всю свою жизнь работал над клавесинами, пытаясь усовершенствовать их и привнести что-то новое. В это время в музыкальной сфере уже давно требовался инструмент, который обладал бы широким и динамическим диапазоном. Как заверяют письменные свидетельства, Бартоломео с 1698 года работал над клавесином, который играл бы мягко и в то же время громко. С 1720 годов до своей смерти в 75 лет итальянский мастер создал своими руками около двадцати фортепиано.

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Читайте также:  Кабалевский галоп ноты ксилофон

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Промышленная революция

В течение ста лет – с 1790 по 1890 годы – фортепиано подвергалось множествам серьезных изменений, которые сформировали в итоге современную форму инструмента. Промышленная революция предоставила необходимые ресурсы для изготовления фортепиано, удовлетворяющего запросы композиторов. Требовалось постоянное улучшение качества звука, хотелось сделать его более насыщенным и долгим. Каждый, кто изобрел фортепиано, добавил в него частичку нового. Позже его изготавливали из качественной прочной стали и железных рам.

Увеличение октав

Долгое время после создания фортепиано оставалась проблема сложности игры на нем. Чтобы воспроизвести музыкальную композицию, требовалось большое напряжение мышц, и приходилось прикладывать немало усилий. Решение нашли в английской фирме «Броудвуда». Первые, кто изобрел фортепиано диапазоном в пять октав в 1790 году, были производители именно этой фирмы. Впоследствии они же расширили диапазон до шести октав в 1810 году и до семи к 1820 году. Свои усовершенствованные экземпляры организация предложила великим композиторам Гайдну и Бетховену. К 1820 году инновационный центр разместился в Париже в фирме Эрара, который в свою очередь произвел фортепиано для Шопена и Листа. Себастьян Эрар создал механизм, который мог повторять удары по струне, не полностью возвращая клавишу в исходное положение, лишь частично ее поднимая. После его механика стала использоваться в построении всех роялей.

Современное фортепиано

Свою современную форму фортепиано получило в начале двадцатого века, но с тех пор прогресс не стоит на месте и модели постоянно совершенствуются. Сейчас существует два основных его типа: рояль и фортепиано вертикальное. Рояль состоит из корпуса и струн, которые натягивают горизонтально дальше клавиатуры. Для более точного звука этому инструменту нужно большое помещение с высокими потолками.

Виды современного клавесина

По размеру можно выделить несколько категорий музыкально инструмента.

  1. Концертный рояль может весить до пятисот килограмм, быть высотой в 1,8 и длиной в 1,4 метров.
  2. Салонный рояль весит до трехсот пятидесяти килограмм, а в высоту достигает 1,4 метра.
  3. Кабинетный рояль весит не более двухсот пятидесяти килограмм, а высота составляет до 1,2 метра.

Большие виды роялей обычно используются для выступлений, масштабных концертов, ведь они обладают более громким и насыщенным звуком. Малые инструменты выбирают для небольших помещений. Тот, кто изобрел фортепиано вертикальное, рассчитывал на места, не обладающие большой площадью. Этот инструмент более компактный за счет корпуса и струн, которые натянуты вертикально, и направляются от клавиатуры к молоточкам. Звук не такой насыщенный и красивый, как у большого рояля, но современные технологии приближают его к желаемому звучанию.

Электронный наследник

Инновации 1990-х годов открывают миру цифровые фортепиано. Инструмент производит оцифрованный звук, и не так прост в использовании. Помимо клавиш и педалей, в нем имеются многочисленные приспособления в виде интерфейсов и большого количества звуков.

Фортепиано в современном виде содержит восемьдесят восемь клавиш. В некоторых моделях делают восемь октав, в нижнем регистре начинается с «фа», а вверху заканчивается «до». Пианисты, которые не используют эти дополнительные клавиши, стараются закрывать их специальной крышкой. Эти клавиши были придуманы для большего резонанса, при нажатии педали, они вибрируют с остальными струнами, создавая более насыщенное звучание.

История создания фортепиано берет начало с клавесина, от которого унаследовано расположение клавиш. Поменялось только цветовое решение, стандартом для всех фортепиано конца восемнадцатого века стала черно-белая клавиатура.

Составляющие фортепиано

Материалы, из которых сооружают этот музыкальный инструмент, используют только высокого качества. Для внешней отделки берут клен или бук. Выбирают гибкую часть древесины, чтобы вибрация от звука дольше сохранялась внутри инструмента. Основание рояля делается из более мягкой древесины, чтобы не утяжелять инструмент. Струны выполняют из стали самого высокого качества, чтобы с годами они не деформировались и сохраняли свое первоначальное звучание и не допускали тонального искажения. Басовые струны дополнительно оборачивают медным проводом для большей гибкости. Металлический корпус, располагающийся внутри фортепиано, делается из чугуна. Из-за такой большой тяжелой детали инструмент может оказаться эстетически некрасивым, поэтому производители из года в год стараются это скрыть, полируя и украшая рисунками пластину. Остальные детали фортепиано делают из древесины и пластмассы. Однако использование пластмассы в 1950-х годах привело к неприятным последствиям, так как после десятилетия использования детали теряли свою износостойкость. Лишь современной фирме «Каваи» удалось создать эффективные прочные детали из этого материала.

Клавиши фортепиано должны быть легкими, поэтому для них используют ель или сорт американской липы. Тем ни менее, металлический каркас, крепкая древесина и другие детали делают этот инструмент неимоверно тяжелым. Даже самое маленькое фортепиано весит около 136 килограмм, а самое большое фортепиано модели «Фазиоли Ф308» имеет вес 691 килограмм.

Хотя история создания фортепиано насчитывает около трехсот лет, его изобретение стало настоящей революцией в мире искусства. Европейская музыка кардинальным образом поменяла свой характер, для этого инструмента писали произведения все великие композиторы. Многие получили славу благодаря фортепиано, некоторые даже стали пианистами-виртуозами. До сих пор это немаловажное изобретение остается одним из главных музыкальных инструментов.

Источник

Конспект тематического досуга «История создания фортепиано»

Людмила Крицкая
Конспект тематического досуга «История создания фортепиано»

КОНСПЕКТ тематического досуга «История создания фортепиано»

Для старших дошкольников и их родителей.

Составила музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №57 Калининского района г. Санкт-Петербурга Крицкая Людмила Александровна

Цель – приобщать детей к истории музыкальной культуры

• оказывать посильную помощь родителям в воспитании гармоничной личности.

• Вызвать интерес у дошкольников к истории музыки, к истории создания музыкальных инструментов.

• Вызвать желание у дошкольников и их родителей быть активными участниками в преобразовании развивающей среды в детском саду.

• Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания).

Дети с родителями рассаживаются свободно в зале перед экраном

МУЗ. РУК. Сегодня вы узнаете, как в нашей жизни появилось фортепиано. А скажите, задумывались ли вы когда-нибудь, что это, собственно, за инструмент -фортепиано, и почему оно занимает важное место в музыке?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое.

Давным- давно, много- много лет назад (570 до н. э.) в Древней Греции жил учёный Пифагор. Он изучал свойства различных материалов. И вот он создал не то прибор,не то музыкальный инструмент:

прямoугольный ящик, на верхней части которого была нанесена шкала, а сверху крепилась только одна струна. Назвал он это устройство монохорд. Перемещая подвижную подставку по разным точкам шкалы, Пифагор получал звучание различных по высоте звуков. Монохорд и был «прадедушкой» фортепиано.

Его начали совершенствовать, размещая на поверхности всё больше струн.

Так появились гусли.

Струн становилось все больше и больше…

Затем придумали соединить клавиатуру и многострунный монохорд.

Так родился клавикорд.

Что за удивительный получился инструмент!

Играть на нем было легко – достаточно было легкого прикосновения, чтобы он зазвучал нежно, мягко.

Клавикорд был удобным и легким.

Его можно было поставить на стол, или держать на коленях.

Всем был хорош клавикорд…

Но его звучание было очень тихим, едва слышным в большом помещении.

И еще – невозможно было извлекать звуки разные по силе звучания.

Люди хотели, чтобы звучание музыкальных инструментов напоминало пение птиц, интонацию голоса.

Но клавикорд не мог подражать этому.

Поэтому музыканты продолжали совершенствовать инструмент.

Так появился Клавесин — первый клавишно-струнный инструмент

Клавесин звучал немного громче клавикорда.

Внешний вид клавесина стал богатым – мастера расписывали его красивыми узорами, резьбой, украшали инкрустацией.

Клавесины были разными по форме,но основных форм было две:

у одной струны располагались горизонтально (прототип рояля, у другой – вертикально (прототип пианино).

Как и клавикорд, клавесин имел недостаток — звук был почти одинаковой громкости.

Невозможно было извлекать громкие и тихие звуки.

И вот, в самом начале 18 века, итальянский мастер и коллекционер клавесинов Бартоломео Кристофори, изобрел «клавесин с тихим и громким звуком» — так он сам назвал свой инструмент.

Он усовершенствовал механизм инструмента и обтянул молоточки кожей.

Все оценили его «улучшенный клавесин».

Никто даже не подозревал, что этот новый клавесин даст жизнь новому «королевскому» инструменту – роялю…

На «трон» взошел рояль (что значит «королевский», а клавикорды и клавесины перестали изготавливать.

На рояле можно было играть тихо и громко.

Мастера стали улучшать звучание рояля.

Они делали струны, по которым ударяли молоточки, более толстыми и длинными, и еще больше натягивали их.

Но корпуса роялей ломались от сильного натяжения.

Когда люди научились использовать металл, они сделали чугунную раму, на которую и натянули струны.

Рама выдерживала натяжение струн до 20-ти тонн!

Изменились и молоточки – их стали покрывать войлоком.

И рояль «запел» — звук стал громче, ярче.

Позже изобрели педали для продления звука.

Педаль делает звук еще ярче, выразительнее.

Рояль был замечательным инструментом, но очень… большим!

Он помещался в больших залах.

А в небольших помещениях его нельзя было использовать…

Тогда мастера принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования – пианино.

Так что рояль и пианино – совсем близкие «родственники».

Их называют «фортепиано», потому, что сила звука может быть разной — от едва слышного (пиано) до очень громкого (форте!

На фортепиано можно исполнять и певучие мелодии, и многозвучные аккорды.

Чем отличается пианино от рояля? (ответы детей)

Музыкальный руководитель предлагает посмотреть видео, в котором пианист исполняет музыкальное произведение.

Музыкальный руководитель благодарит за внимание и прощается с детьми и их родителями

Список источников

• Медушевский В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта М; Педагогика 1985 г.

• https://www.youtube.com/watch?v=rl5sTS56k-AЭнциклопедия для детей. Искусство. Аванта +. Москва, 2001 г.

• Гельберквит М. Рождение фортепиано – М. : Детская литература, 1984 г.

• Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М. : Всесоюзное издательство советских композиторов, 1986 г.

• Об истории создания фортепиано – http://euro-piano.ru/reviews/

История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html

Прикреплённые файлы:

prezentacija_jn2js.pptx | 1852,73 Кб

Проект «История создания книги» Проект «История создания книги». Дети с раннего детства любят книги: сначала их привлекают красивые, яркие картинки, затем, когда они научились.

«Воспоминания о лете». Сценарий тематического досуга для детей старшей группы ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ (Тематический досуг для детей старшей группы) Зал украшен разноцветными шарами. Оформлена выставка рисунков о лете.

Хоровод снеговиков. История создания первого снеговика Зима… Снег… Прекрасная возможность повеселиться: сыграть в снежки, спуститься с невероятной горки на санках, покататься на лыжах, совершить.

История создания мультфильма «Сказка как лесная фея защитила зверей». Часть 1. Литературный сценарий В далёкой стране властвовал когда-то король Владислав, и был у него любимый сын — принц Игорь. Ко всем подданным король был добр, беспощадным.

Конспект НОД в старшей группе «История создания предметов посуды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Колобок» Занятие НОД по образовательной области «Познание».

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История создания часов» Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновения часов.

Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов» Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов» по трансдисциплинарной.

Сценарий тематического досуга в подготовительной группе «Капустные посделки» Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 43» УДП РФ Тематический.

НОД «Путешествие по «реке времени». История создания книги» НОД «Путешествие по «реке времени». История создания Книги». Воспитатель: Цареградская Анна Сергеевна. Цель: Расширить и систематизировать.

Сценарий тематического досуга «Князь Владимир Красно Солнышко и Крещение Руси» для детей подготовительной группы Цель: Дать детям представления о Крещении, о приходе Христианства на Русь, о роли князя Владимира – Красно Солнышко. Задачи: Содействовать.

Источник

Оцените статью