Произведение для фортепиано стаккато

Виды штрихов. Как играть стаккато, легато и нон легато

В предыдущих уроках вы уже научились правильно сидеть за фортепиано и познакомились с его устройством. Теперь осталась самая приятная часть — это контакт с клавиатурой.

На первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы поставить руку на фортепиано. Но на самом деле, даже на этом этапе могут возникать ошибки, которые лучше сразу искоренять. Чтобы избежать прогиба пальцев,поставьте ручку в центр ладони, таким образом образуя купол руки. Это самое правильное и естественное положение руки, чтобы играть на фортепиано. По нашей природе нам свойственно использовать пальцы либо прямыми, либо совсем согнутыми, но при игре на фортепиано важно, чтобы каждый палец представлял собой мостик из трех фаланг. Также необходимо, чтобы пальцы хорошо упирались в клавиши, чтобы вы не могли моментально убрать руки с клавиатуры.

Очень частая ошибка при постановке большого пальца — пытаться играть им при помощи фаланги. Первый палец должен устанавливаться прямо на подушечку и производить звукоизвлечение маленькой ее частью.

Теперь поговорим о штрихах. Самые популярные штрихи на фортепиано это:

легато (legato) — связно
Играя этот штрих, важно контролировать, чтобы одна нота перетекала в другую плавно, без дыр. Важнейшим приемом легато является подкладывание, которое позволяет нам играть в легато, например, гаммы, где нот больше, чем пальцев.

нон легато (non legato) — не связно
Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. Этот штрих более подчеркнутый и менее связный, поэтому поначалу он дается немного легче, чем легато. Клавиши при этом нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы между нотами были совсем небольшие паузы. Обратите внимание, чтобы клавиши на были слишком отрывистыми.

стаккато (staccato) — отрывисто
Этот штрих подразумевает собой то, что каждую ноту вы должны играть четко, отрывисто и остро. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. На этом приеме полезно играть различные этюды, гаммы и штрихи.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

(25) Прием Стаккато, Приемы мягкой игры

Существует масса литературы, описывающей способы улучшения техники, это метод ритма (изменение ритма или акцентированные ноты), постукивание и пр. Большим недостатком таких методов является то, что они требуют очень большого количества времени, поскольку ритмов, в которых вам предлагается упражняться, существует огромное количество. Особенно эффективным методом развития независимого и точного движения пальцев, преподаваемым Комбе, является прием стаккато (ПС), когда каждая нота играется стаккато. Если изначально при игре стаккато вы чувствуете «неуклюжесть», это означает, что в данной технике вы откровенно не сильны. Таким образом, как и параллельные интервалы, ПС является одновременно и средством для обнаружения Ваших слабых сторон, и способом совершенствования техники игры. С помощью ПС устраняются трудности с плавными мелизмами или точными попаданиями в ноты. Параллельные интервалы позволяют набрать темп игры так быстро, что вы сможете начать игру двумя руками одновременно, раньше чем в достаточной степени сможете точно синхронизировать обе руки. ПС является лучшим способом для трансформации данного темпа в технику (игра каждой рукой по отдельности) и точно скоординировать обе руки (игра двумя руками одновременно). ПС нужно отрабатывать как каждой рукой в отдельности, так и обеими руками одновременно.

Прием стаккато преподавал Шопен; его метод заключается в упражнениях стаккато перед легато (Эжельдинге). Этот способ хорошо работает, поскольку при выполнении упражнений легато вы постоянно нажимаете на клавиши, а вам необходима мышца-разгибатель для тренировки независимости и скорости движения пальцев.

Существует три способа играть стаккато: используя только пальцы, только запястья или руку.

Стаккато Шопена отличается от стаккато Бетховена. Поскольку вы тренируете независимость пальца, то отрабатывайте ПС одним пальцем в медленном темпе, после чего для игры в более быстром темпе вам нужно добавить всего лишь легкое движение запястья и руки. Поскольку после нажатия клавиши палец находится над ней, при ПС вы теряете контроль над молоточком. Это еще одна причина, почему ПС так важен для практики управления молоточком, когда Вы теряете контроль над ним. При отработке ПС каждый палец отвечает за свою ноту, таким образом, слабые и пропущенные ноты сразу слышны. У большинства учащихся самый слабый палец четвертый, и при использовании ПС он смотрит вверх, тем самым требуя дополнительной тренировки.

ПС помогает быстро расслабиться, поскольку пальцы не прижимаются к клавиатуре постоянно, а возвращаются к исходному положению. Бах, понимая важность ПС, включил его в восемь из своих пятнадцати Инвенций. Хотя в его рукописях и не указано стаккато, места, где оно необходимо, очевидны, и в большинстве нот они указываются.

Удивительно то, что играть стаккато можно в любом темпе в сочетании с любыми техническими приемами, это и плавность рук, и расслабление, и быстрые переходы в другой регистр, и мягко, и громко и т.д. Особенно хороший результат достигается при исполнении быстрых и мягких пассажей – заветной мечты любого пианиста. Стаккато как нельзя лучше подходит для отработки техники Пианиссимо. ПС позволяет обрести уверенную технику и играть на любом фортепиано как сложные, так и простые произведения, при этом неизменно растет исполнительское мастерство. Тренируя стаккато, не меняйте игровых движений – просто добавьте стаккато.

Если вы раньше не упражнялись в стаккато, то поначалу вам будет нелегко. В этом нет ничего необычного; главное — упражняться, и с течением времени вы сможете играть каждую ноту с явно выраженным стаккато. И что показательно – преобразится ваша техника! Замедляя темп, играйте каждую ноту стаккато. Как только это станет получаться, постепенно увеличивайте темп. С увеличением темпа выделять каждую ноту стаккато будет все сложнее. Это говорит о необходимости дальнейших упражнений в ПС. Безошибочный признак того, что вы достигли определенного уровня в ПС, – это плавность рук. [ Плавность рук и пальцев ].

ПС повышает исполнительскую точность, поскольку в этом случае каждый палец «ищет» свою ноту самостоятельно, без помощи других пальцев, как это делается при игре легато. При этом гораздо легче набирается темп, потому что движение стаккато по своей природе быстрее, чем движение легато. Практикуя стаккато в одном темпе, вы отрабатываете движения, которые необходимы при игре в более быстром темпе, это достигается благодаря тому, что стаккато требует более быстрого движения пальцев. Можно сказать, что ПС – это один из способов выхода за ограничения по темпу. В самом быстром темпе, как правило, происходит слияние стаккато и нормальных движений: отсюда можно сделать вывод о том, что является залогом хорошей быстрой игры: самый быстрый темп достигается именно при движениях стаккато! О явных преимуществах ПС невозможно рассказать в нескольких предложениях, любой пианист, достигший определенного уровня, практикуя ПС, найдет бесконечное количество способов извлечь пользу из своего умения.

Применение ПС способствует лучшему запоминанию произведений, потому что по своей сути прием совсем не похож на механическое запоминание. Сигналом о том, что вы не запомнили произведение как следует, будет осознание необходимости еще поработать над запоминанием.

Чтобы улучшить координацию левой и правой рук, стаккато следует отрабатывать при игре двумя руками одновременно. Это особенно важно для тех, кто упражняется в игре каждой рукой в отдельности и в параллельных интервалах; хоть это и сокращает время, необходимое для начала игры двумя руками, в результате вы получаете их раскоординированность. Потеря компенсируется игрой ПС двумя руками. И еще раз: важность ПС нельзя переоценить.

Мягкая игра: Практические занятия, особенно проходящие с отработкой ПС, будут более результативными, если использовать прием мягкой игры. Вы долго не устаете, напряженность сводится к минимуму, расслабленное состояние позволяет сосредоточиться на технике. Громкое исполнение скрывает огрехи в технике, громко играть легче. Соответственно, за счет громкости можно увеличить темп, однако техничности это не добавит. Играя громко, вы получаете взамен плохие привычки, теряете в музыкальности и осваиваете технику медленнее, чем могли бы.

В большинстве случаев слушать, как занимаются учащиеся не доставляет большого удовольствия, потому что играют они чересчур громко. Музыка Бетховена преподает очень важный урок – музыка в основном мягкая, и на этом спокойном фоне короткие громкие пассажи звучат особенно ярко. Однако его музыка может быть настолько захватывающей, что все мы поддаемся искушению играть ее громче, чем следует, а от этого страдает и музыкальность, и исполнительская техника. Таким образом, даже громкие пассажи следует играть мягко, и делать это нужно вплоть до тех пор, пока не будет поставлена техника; в противном случае, она останется для вас несбыточной мечтой.

Высший пилотаж заключается в том, чтобы играть быстрые места мягко и четко, чтобы тот или иной исполняемый пассаж напоминал собой изящную нитку жемчуга. Мягкий ПС без педали [ (39) Игра с демпферной ( правой) педалью, физика фортепианного звука ] – это единственный способ достичь высокого уровня мастерства.

Источник

Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.

Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.

Итак, что же такое артикуляция?

Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.

Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:

  • легато (legato)
  • нонлегато (nonlegato)
  • стаккато (staccato).

Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.

Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.

В нотах штрих legato обозначается лигой.

Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.

Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.

На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).

Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.

Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.

Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.

Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.

Стаккато акценто – еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.

Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:

Источник

Методическая разработка лекции » Приёмы игры стаккато».

специалист в области арт-терапии

Методическая разработка лекции.

«Приёмы игры стаккато».

Преподаватель- методист фортепианного отдела

Стаккато- короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом легато. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания. Этот штрих придаёт произведениям тонкость, лёгкость, грациозность. При исполнении стаккато мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения.

Палец ударяет по клавише и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зёрна. На нотном стане стаккато обозначается над нотой или под ней. Лично я начинаю обучение одновременно с трёх штрихов- стаккато, нон легато, портаменто ( неполное легато). Очень полезно совмещать игру стаккато и нон легато. При чём прикосновение к клавишам абсолютно разное .

Ученик начинает играть штрихи нон легато и стаккато только третьим пальцем. При игре этих штрихов без лишних движений рука совершает взлёт от клавиши и дуговым движением через- две октавы опускается с опорой на другую клавишу. Затем, тем же способом возвращаемся на первую клавишу с опорой. Эти упражнения ученик выполняет отдельно правой и левой рукой ( вверх, вниз, в разные стороны по всей клавиатуре). Такие полётные украшения помогают полнее ощутить и услышать клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. Очень важно следить за осанкой, за качеством звука, чтобы не занятые пальцы не напрягались.

Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватываёт оба нотных стана.

Ю. Щуровский « Мышонок»

К. Лонгшамп- Дружкевичова « Полька»

А. Рубах « Воробей».

Потому то в этих пьесах сочетается стаккато и нон легато. Нон легато помогает почувствовать вес руки, а стаккато- ощутить её целостность. Игра всех трёх штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния мои обязательные приёмы обучения.

Обычно разделяют стаккато на два вида: в клавишу и от клавиши. Рассмотрим несколько видов, которые я применяю на практике.

I . СТАККАТО ПАЛЬЦЕВОЕ ( от клавиши).

Это приём звукоизвлечения обычно применяется в слабой динамике. Рука, запястье и кисть абсолютно свободны, приготовленные пальцы лежат на клавишах. После слабого лёгкого и короткого удара палец тот час отскакивает, почти не отделяясь от клавиши.

Д. Кабалевский « Маленькая полька»

II . СТАККАТО ПАЛЬЦЕВОЕ ( от клавиши). СТАККАТИСИМО.

Очень отрывисто, представляет разновидность острого стаккато, играется очень коротко и максимально отрывисто. Часто обозначается

Звук резкий, жесткий, отрывистый.

А. Гедике « Скерцо.

И. Гайдн « Соната С- dur .

III . СТАККАТО ПАЛЬЦЕВОЕ ( сверху в клавишу).

Играющие пальцы перед звукоизвлечением слегка приподняты. Клавишу нажимают как можно легче, прямо с верху и предельно пружинисто. Этот приё м применяется при исполнении быстрых эпизодов и пьес.

С. Майкапар « Стаккато- Прелюдия».

IV . СТАККАТО РУКОЙ, ПРЕДПЛЕЧЬЕМ, ЗАПЯСТЬЕМ. ( от клавиши).

Кисти и пальцы зафиксированы, коротким ударом кисть отталкиваем по направлению к крышке инструмента, сжимаются, как бы сворачиваясь в кулак. Это сильный и резкий приём применяется в эпизодах с ярко выраженной драматической кульминацией.

Л. Бетховен « Соната №1. f — moll .

V . СТАККАТО РУКОЙ, ПРЕДПЛЕЧЬЕМ, ЗАПЯСТЬЕМ ( утяжелённое стаккато свободным падением руки- Портаменто).

Главной заботой при иг8ре свободным падением руки в утяжелённом стаккато является, прежде всего, качество звука.

И. С. Баз « Буре h — moll .

VI . СТАККАТО ЗАПЯСТНОЕ .

Это стаккато применяется только при исполнении лёгкого вибрато в очень быстрых эпизодах, когда нужно играть отрывистые звуки слабой динамике. Вследствие пружинистого и лёгкого удара по клавишам кисть снова отскакивает в исходное положение. Отскок совершается только движением запястья( без вмешательства пальцев). Движения лёгкие, пружинистые, непрерывные от запястья. Рекомендую заниматься этой вибрацией на одном звуке или октаве.

С. Майкапар « Этюд №35».

И. С. Бах Двухголосная инвенция « 8 F – dur ».

Исключительно разнообразно применял К Черни приём стаккато в этюдах.

Наряду с мягким стаккато Пример « Этюд №8» опус 740, в его произведениях представлены стаккато- моркато, легчайшее стаккато, близкое к струнному пиццикато.

К. Черни различал несколько граций стаккато подобно Л. Бетховену. Стаккато- единственный вид артикуляции, который имеет по его мнению темповый « потолок». В случае чрезмерного утомления исполнения стаккато в пьесе или даже пассаже, идущего в быстрых темпах. Черни советовал обратится к щипковому способу звукоизвлечения, снимающем, как он считал, напряжение руки.

Г Свиридов « Музыкальный момент».

В связи с рассмотренными приёмами стаккато- эта система позволяет с первых шагов фиксировать внимание ученика на звуковых задачах, облегчает выражение характера и настроения музыки в то время, когда пальцы ещё развиты слабо. Вместе с этим эти игровые приёмы освобождают двигательный аппарат, что приводит гармоничному развитию разных видов пианистической техники стаккато. Эти навыки облегчают переход к быстрому темпу, потому что создают технические условия для реализации более крупного музыкального произведения. Остается добавить, что многие из рекомендованных технических упражнений в более простых и доступных вариантах вводятся в начальном периоде занятий. Таким образом, в первые годы обучения формируются основные принципы технического развития ученика. Точность в исполнении штрихов необходимо воспитывать в учениках с первых этапов обучения.

Успешность работы во многом зависит от внимательного вслушивания в звучании каждого вида штриха.

Источник

Оцените статью