Произведение для фортепиано утро

Эдвард Григ / Edvard Grieg — Утро (драма «Пер Гюнт»)

Эдвард Григ (Edvard Grieg, 1843–1907) — норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858–62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фортепиано, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига. Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и другими участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 — в Тролльхаугене. В 80–90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учреждён 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Источник

С. Прокофьев. «Утро»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты пьесы Сергея Прокофьева из цикла «Детская музыка» под названием «Утро» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.

«Утро»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Сергея Прокофьева для фортепиано и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Сергей Прокофьев — русский и советский композитор, пианист, дирижёр. Писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 7 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.

Источник

Произведение для фортепиано утро

Сергей Прокофьев «Утро»

«Детская музыка». Эта замечательная фортепианная сюита, которая приобрела необычайную популярность и стала неизменно входить в педагогический и концертный репертуар юных пианистов, принадлежит перу выдающегося советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева . Цикл, включающий в себя двенадцать композиционно связанных миниатюр, объединён единым сюжетом, повествующем об одном дне жизни юного героя. В колоритных музыкальных картинках сюиты автор отобразил жанровые сцены и танцевальные номера, а открыл альбом великолепной пейзажной миниатюрой «Утро», в которой живо передал настроение наступающего дня.

Историю создания фортепианной миниатюры «Утро» Сергея Сергеевича Прокофьева, содержание пьесы и интересные факты читайте на нашей странице.

Краткая история

Поскольку композиция «Утро» является составляющей фортепианного цикла « Детская музыка », не вызывает никакого сомнения, что история создания этих сочинений неразрывно связаны.

К 1917 году двадцатишестилетний Сергей Прокофев был на пике своей творческой активности, однако революционные преобразования, происходившие в то время в России, рушили все планы талантливого музыканта. Концертные выступления срывались один за другим, а если и устраивались, то с большим трудом. Это очень огорчало и тревожило композитора и в конечном результате привело его к мысли покинуть Родину и с большим гастрольным турне отправиться за границу. Поначалу за рубежом всё складывалось прекрасно.

Имея большой успех, он выступал в самых лучших концертных залах и завязывал новые знакомства с интересными творческими людьми. Однако спустя время Сергей Сергеевич стал всё больше думать и тосковать по покинутой им Отчизне. В 1923 году, после длительных скитаний, Прокофьев обосновался в Париже, а в то время во французскую столицу постоянно стали наведываться советские деятели культуры. В оживлённых беседах с ними композитор узнавал о тех существенных преобразованиях, которые происходили в молодой Советской стране.

После таких встреч Сергей Сергеевич стал ловить себя на мысли, что хочет увидеть всё перемены своими глазами, тем более, что для творчества ему нужны были особенные впечатления. И вот тогда-то композитор замыслил посетить Россию с концертами. Первый визит, состоявшийся в 1927 году и затем два последующих, убедили Прокофьева, что на Родине музыканта не забыли, а внимательно следили за его успехами за рубежом.

Помимо того, сам Сергей Сергеевич радовался переменам, произошедшим в стране, значительно выросшему культурному уровню граждан и особенно тому, что слушатели хорошо воспринимали и понимали современную музыку. В конечном итоге тёплые гостеприимные приёмы и обещания властей создать благоприятные условия для творчества побудили Прокофьева к возвращению в Россию. В дальнейшем, несмотря на то, что за рубежом у композитора оставались обязательства, которые ему необходимо было завершить, он ежегодно стал выкраивать время, чтобы посетить СССР. Прокофьев выступал с концертами в Москве и Ленинграде, присутствовал на многих премьерных исполнениях произведений советских композиторов и затем об этом с восторгом упоминал в зарубежной прессе. В течение 1933 и 1934 годов Сергей Сергеевич завершил работы, которые начал за границей и обратил все свои мысли к заказам, полученным в России. То была музыка к фильму «Поручик Киже» и к спектаклю «Египетские ночи». Он теперь всё чаще приезжал на Родину, постепенно сживался пока ещё непривычной для него музыкальной атмосферой, встречался с консерваторскими друзьями, среди которых необходимо особо упомянуть пианистку Веру Алперс. Успешную исполнительскую деятельность Вера Владимировна превосходно сочетала с педагогической работой и преподавала не только в училище при консерватории, но и в музыкальной школе. Так однажды летом 1934 года, во время очередного посещения композитором Ленинграда, в дружеской беседе Алперс пожаловалась Прокофьеву на недостаточность репертуара для учеников и попросила написать несложные пьесы для обучения детей.

Прокофьев в то время был загружен другими заказами, поэтому к просьбе Веры Владимировны поначалу отнёсся не очень серьёзно, хотя всегда помнил о ней. Возможность исполнить обещание у него появилась только в следующем 1935 году, после того, как он подписал договор с Большим театром на балетный спектакль «Ромео и Джульетта ». Летом композитор уехал в дом отдыха в Поленово, где ему были созданы все условия, чтобы он мог усиленно работать над музыкой спектакля. Сочетая сочинение нового балета с отдыхом, он всё же нашёл время, чтобы выполнить давнюю просьбу Веры Алперс, и на одном дыхании сочинил двенадцать прелестных фортепианных миниатюр для детей, среди которых колоритная пейзажная зарисовка «Утро». Получившейся сюите Прокофьев дал наименование « Детская музыка », а в собрание сочинений композитора она числиться с номером 65.

Интересные факты

  • Роберт Шуман был первым композитором, создавшим для детей фортепианный музыкальный альбом. Немецкий романтик, назвал сюиту, которую сочинил в 1848 году, « Альбом для юношества». Затем такую нужную для музыкальной педагогики инициативу поддержал Жорж Бизе. Французский композитор написал двенадцать пьес для исполнения на фортепиано в четыре руки и озаглавил сборник «Детские игры». Семь лет спустя, в 1878 году, великий русский маэстро Пётр Ильич Чайковский создал свой знаменитый « Детский альбом», а в начале двадцатого века, в 1908 году Клод Дебюсси сочинил замечательный цикл для детей «Детский уголок». Кроме Сергея Прокофьева данное прекрасное начинание продолжили такие советские композиторы, как Георгий Свиридов, написавший в 1948 году «Альбом пьес для детей» и Дмитрий Шостакович, сочинивший в 1952 году забавную фортепианную сюиту «Танцы кукол».
  • Сергей Сергеевич Прокофьев на протяжении всего творческого пути создавал разножанровые произведения для подрастающего поколения. Кроме фортепианного цикла «Детская музыка» особо популярными стали такие произведения композитора, как фортепианный альбом «Сказки старой бабушки», симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», балет «Золушка», «Детские песни для голоса и фортепиано».
  • «Фортепианный альбом Прокофьева «Детская музыка» после публикации стал стремительно набирать популярность. Композитор, принимая это во внимание, в 1941 году из двенадцати миниатюр выбрал семь пьес, в число которых вошёл музыкальный пейзаж «Утро», и оркестровал их. Получилась замечательная камерно-оркестровая сюита, именованная автором «Летний день».
  • Сергей Прокофьев во время гастролей в Советский Союз был удивлён тому радушному приёму, который на концертах ему устраивали советские слушатели. Успех был настолько грандиозным, что даже власти обратили на это особое внимание и пообещали композитору всевозможные привилегии, если он вернётся на Родину.
  • Талантливая пианистка и педагог Вера Владимировна Алперс, подавшая Прокофьеву идею написать несложные пьесы для детей, которые в результате были преобразованы в сюиту «Детская музыка», дружила с Сергеем Сергеевичем с консерваторских времён и до самой его кончины.
  • В рамках экранизации шедевров музыкальной классики в 1986 году знаменитый режиссёр – мультипликатор Инесса Ковалевская сняла мультипликационный фильм «Прогулка». В его основу были положены музыкальные номера из сюиты Сергея Прокофьева «Детская музыка». Открывает фильм, так же как и сюиту, композиция «Утро».
  • В США Сергею Прокофьеву дали прозвище «музыкальный большевик», во Франции после его отъезда в СССР называли предателем, а в фашистской Германии композитор попал под официальный запрет.

Содержание произведения Прокофьева «Утро»

«Утро» — это музыкально пейзажная картинка, которой Сергей Сергеевич Прокофьев открывает сюиту «Детская музыка ». В данной выразительной инструментальной миниатюре композитор музыкальными красками, прозрачной гармонией и светлой мелодикой изображает зарождающийся день и соответственно пробуждение всего живого: людей, животных и растений, то есть, то время, когда прозрачный свежий воздух наполнен чистотой и покоем, а душа человека безгреховностью.

Светлое утреннее настроение Прокофьев очень просто отобразил присущим только ему композиторским почерком, используя особое изложение музыкального материала и такие характерные приёмы, как применение всего диапазона фортепианной клавиатуры, параллельное движение в партиях правой и левой руки, а также игра скрещенными кистями.

Композиция «Утро», написана в трёхчастной форме, тональности До мажор и с авторским темповым указанием Andante tranquillo. Первая часть миниатюры, включающая восемь тактов, начинается с тонических аккордов, которые затем как всплески возникают несколько раз. Звучащие в низком и высоком регистре, они как — будто представляют ночь и день. Между этими аккордами, как прозрачные солнечные лучи свободно звучат светлые напевы, вводящие в атмосферу летнего утра. Затем в низком регистре пару раз появляются мрачноватый мотив, напоминающий о прошедшей ночи.

Весьма развёрнутый средний раздел пьесы открывается арпеджированным движением то звукам тонического трезвучия. Затем, в следующем такте, в басовой партии вступает поступенно поднимающаяся полнозвучная мелодическая линия, которая впоследствии получает активное развитие на фоне размеренного сопровождения. Завершает композицию небольшое шеститактовое заключение, которое, как и положено репризе в трёхчастной форме, основано на тематическом материале начальной части.

Основные трудности, возникающие у юного музыканта при исполнении пьесы «Утро»:

  • Технических сложностей в данной композиции нет.
  • В пьесе особое внимание следует обратить на отработку такого важного элемента выразительности, как динамический план произведения, который автором устанавливается в пределах от pp до mp. В исполнении на фортепиано мягкое пиано вызывает определённую трудность.
  • Помимо того большое значение в создании задуманного композитором художественного образа имеет педализация. Она должна быть так отработана юным пианистом, чтобы создалось впечатление прозрачности и лёгкой воздушности.

«Утро». Эта миниатюрная живописная композиция, входящая в сюиту « Детская музыка », сочинённая выдающимся Сергеем Прокофьевым, имеет большую как художественную, так и педагогическую ценность. Юных музыкантов пьеса привлекает мелодической выразительностью, но самое главное она развивает у молодых исполнителей музыкальность и звуковое мастерство.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Утро»

Источник

«Исполнительский анализ пьесы С.С. Прокофьева «Утро» из цикла «Детская музыка» — 12 лёгких пьес для фортепиано ор. 65.

автор: Щепетова Ольга Львовна

преподаватель фортепиано МБУ ДО «Детская школа искусств № 4» г. Дзержинск Нижегородской области

«Исполнительский анализ пьесы С.С. Прокофьева «Утро» из цикла «Детская музыка» — 12 лёгких пьес для фортепиано ор. 65.

Методическая работа:

«Исполнительский анализ пьесы С.С. Прокофьева «Утро»

из цикла «Детская музыка» — 12 лёгких пьес для фортепиано ор. 65.

Автор: Щепетова Ольга Львовна

преподаватель фортепиано МБУ ДО « Детская школа искусств № 4 »

г. Дзержинск Нижегородской области

Фортепианные пьесы С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» входят в репертуар обучающихся ДМШ и ДШИ. Эти пьесы часто исполняются на зачётах, концертах, работа над каждым произведением из этого цикла приносит ученику огромную пользу в профессиональном развитии, особенно это касается обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе. При изучении этих миниатюр С.Прокофьева преподаватель и ученик встречают немало художественных и пианистических задач, преодолеть которые не так просто. В настоящее время нет методических рекомендаций, исполнительского анализа пьес из этого цикла.

Цель данной работы – дать подробный исполнительский анализ пьесы С. Прокофьева «Утро» ( это первая пьеса цикла), тем самым попытаться создать методическое пособие для преподавателей и обучающихся, показать, насколько интересны и разнообразны музыкально – художественные задачи этого маленького шедевра. К сожалению, в настоящее время приходится сталкиваться и с таким мнением преподавателей ДМЩ и ДШИ, что пьесы С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» мало интересны, в них нет эффектности, эстрадной яркости. Не могу согласиться с такими суждениями и хочу показать на одной только пьесе, что это – гениальная музыка, и она должна влиять на музыкально – художественный вкус наших учеников. Задачи работы — привлечь преподавателей к изучению с обучающимися пьес из цикла С. Прокофьева «Детская музыка», на примере исполнительского анализа пьесы «Утро» раскрыть музыкально – художественные задачи исполнения. Основываясь на своём педагогическом опыте, хочу поделиться практическими советами, как работать над формой, звуковой выразительностью, педализацией, осмысленностью исполнения.

1.Введение 2. Цикл «Детская музыка» С.С.Прокофьева.

  1. Исполнительский анализ пьесы «Утро». 4. Заключение.

5.Список используемой литературы.

«Самое главное, что привлекает всегда в этой

музыке и тех, кто её играет, и тех, кто её

слушает, — это тот от солнца идущий свет,

которым светится всё творчество Прокофьева».

Музыку для детей и о жизни детей писали многие известные композиторы, самые популярные циклы – «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П. Чайковского, «Детская тетрадь» Д.Шостаковича, «Детский альбом» А.Хачатуряна, «Альбом пьес для детей» Г.Свиридова. Композиторов привлекал мир детей, с его непосредственностью, наивностью, любознательностью, жизнерадостностью. В циклах пьес этих композиторов мы встречаемся с попыткой взглянуть на мир глазами ребёнка.

Немало сочинений для детей и юношества было написано и С.С. Прокофьевым. «Его детская музыка – не просто дар большого художника детям. Мир детей и юношества, запечатлённый в музыкальных образах – это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева, окрасившая своим светлым колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей или о детях» — так писал Д.Б.Кабалевский в предисловии к нотному изданию «Детской музыки» С.С.Прокофьева.

«Детская музыка», цикл из 12 лёгких пьес для детей ор.65, был

написан композитором в 1935 году, хотя идея его создания была выдвинута годом раньше соученицей и другом Прокофьева – В.В. Алперс. В «Автобиографии» С. Прокофьев пишет: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял лёгкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65… Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно…».

  1. Цикл «Детская музыка» С.С.Прокофьева.

«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку С.С. Прокофьев , — это программная сюита из пьес, каждая из которых является зарисовкой из летнего дня ребенка. На то, что речь идет именно о летнем дне, указывают программные заголовки и то, что, шесть лет спустя композитор сделал камерно-оркестровую редакцию цикла, отобрав семь пьес из двенадцати и назвав её «Летний день».

Эти двенадцать пьес очень разнообразны и по сюжетам, и по характеру музыки. Это и чудесные звуковые пейзажные зарисовки — «Утро», «Вечер», «Дождь и радуга», «Ходит месяц над лугами», и яркие сцены детских игр –«Прогулка, «Марш», «Пятнашки», «Шествие кузнечиков», и танцевальные пьесы — «Вальс», «Тарантелла». Есть в цикле и прелестные, тонкие психологические миниатюры, передающие мир непростых переживаний ребёнка — «Сказочка», «Раскаяние».

Нужно отметить, что все пьесы сюиты композиционно связаны, их объединяет сюжетная линия музыкального повествования, в котором перед нами проходят события целого дня ребёнка – с утра и до позднего вечера. С.С. Прокофьев начинает цикл с пьесы «Утро», а завершает его пьесой «Ходит месяц над лугами».

Интересно, что, не смотря на всё разнообразие образов и характеров, все эти пьесы написаны в трёхчастной форме , это и есть та самая «сонатинность», о которой говорил сам композитор.

  1. Исполнительский анализ пьесы «Утро».

Цикл «Детская музыка» С.С.Прокофьева начинается с пьесы «Утро». Композитор создал в настолько вдохновенный образ пробуждающейся после ночи природы, жизни, что эта пьеса вызывает эмоциональный, художественный отклик у ребёнка, желание соприкоснуться с этой музыкой, исполнить пьесу «Утро».

Задача преподавателя — донести до ученика с помощью показа, объяснения, совместного анализа весь образный мир произведения, процесс его развития. Педагог должен показать ребёнку, какими музыкальными средствами – интонационными, ритмическими, гармоническими, фактурными, С.Прокофьев создаёт эту чудесную картинку природы. С самого начала работы над пьесой ученик должен понять художественную необходимость, красоту различных видов изложения музыкального материала, применяемых композитором для создания художественного образа пьесы, связать этапы развития, музыкальную форму, появление новых видов фактуры с событиями, происходящими в природе с наступлением утра, с восходом солнца.

С первых тактов пьесы ученику необходимо почувствовать темп и характер движения музыки. Авторское указание Andante tranquillo необычайно точно передаёт неспешный, даже торжественно – спокойный шаг музыки, неторопливую поступь развёртывающейся картины пробуждения природы. Характер движения спокойного шага четвертей нужно сохранить на протяжении всей пьесы, во всех разделах формы, а также при смене фактуры. Успешное выполнение этой метро – ритмической задачи придаёт исполнению стройность, гармоничность и цельность.

Вступительный раздел состоит из двух одинаковых по структуре предложений, построенных Прокофьевым из простых фактурных элементов.

Композитор использует чередование До — мажорных трезвучий в крайних регистрах фортепиано. Создаётся широкий объём звукового пространства, некая вселенная, в то же время, эти аккорды образуют некую «рамку», внутри которой звучит мелодия среднего регистра. Аккорды, звучащие то в низком, то в высоком регистре как бы символизируют уходящую тьму ночи и первые лучи солнца. Нужно постараться, чтобы аккорды в низком регистре звучали мягко, красиво, а в верхнем регистре – светло и звонко. Следующий за аккордами элемент фактуры напоминает приветливую речевую интонацию, в которой ясно слышится фраза — «с добрым утром», причём не только в интонации мотива, но и в ритмическом строении. Далее мы встречает третий фактурный элемент, напоминающий хоральный мотив.

Следует обратить внимание, что при повторном проведении в этот мотив автор вводит хроматические интонации, изменяя ритмическую картину (появляются восьмые и шестнадцатые длительности), что создаёт образ уходящих ночных теней, а может и уходящих сновидений. Задача исполнителя — играть их легко, естественно и мелодично, не нарушая мягкой опорности аккордов, теплоты и пластичности интонаций мотивов среднего регистра.

Очень интересна ритмическая организация. Во вступительном разделе ритм не привязан к сильным долям, тактовой черте, он как бы свободно «дышит». Ритмические смысловые акценты идут от строения мотивов, чередования регистров и могут приходиться на разные доли такта. Создаётся впечатление, что ощущение метро – ритма движения только зарождается.

Средний раздел пьесы «Утро» открывается типичной для С.Прокофьева кантиленой широкого дыхания. Мелодия, чётко организованная структурно и ритмически, звучит в начале этого раздела в низком регистре, звучит важно, торжественно, по указанию композитора – gravamente – серьёзно, тяжело в звучности меццо – форте . Постепенно тема переходит в удобный вокальный регистр первой и второй октав, звучит тепло и выразительно, по ремарке автора – cantabile – мягко, напевно. В самом характере сопоставления регистров, где звучит тема, можно найти интересные для ребёнка образные характеристики. Основная мелодия среднего раздела, состоящая из двух предложений, сопровождается широким по диапазону, равномерным, волнообразным движением восьмых. В первом предложении эти восьмые, звучащие в верхнем регистре, представляют собой мелодическую фигурацию, охватывающую широкий диапазон – полторы октавы.

Особого внимания при исполнении заслуживают повторяющиеся звуки в фигурациях восьмых. Первый из двух повторяющихся звуков необходимо дослушать, придержать пальцем, не бросать, превращая в короткий, почти стаккатный звук, для этого преподаватель должен подсказать ребёнку правильную, удобную аппликатуру, где на повторяющиеся звуки подменяются пальцы. Тема же торжественно и важно звучит в низком, басовом регистре. Средний регистр остаётся незаполненным, он пустует, но за счёт густой насыщенности обертонами нижнего регистра. Этим звуковым эффектом Прокофьев создаёт необыкновенно яркое ощущение большого звукового пространства. Задача преподавателя – добиться цельности и выразительности звучания мелодической линии, передать в исполнении её структуру и живое дыхание. Нужно так же найти необходимый звуковой, интонационный, динамический баланс основной темы и мелодической фигурации верхнего голоса, понять сам художественный смысл сочетания этих двух элементов фортепианной фактуры. Первое предложение заканчивается неожиданно: после торжественного, насыщенного звучания басовой темы на меццо – форте и как бы ожидания кульминационной точки в развитии, Прокофьев ставит знак пианиссимо и указание dolce , музыка звучит нежно, мягко и таинственно. Звуковой диапазон голосов расширяется до предела – от соль контроктавы до ми третьей октавы. Звук фа – диез , встречающийся и во вступительном разделе, и в первом предложении средней части, вносящий эмоциональное напряжение ( гармония двойной доминанты в До – мажоре), мягко переходит в фа – бекар. Здесь музыка словно замирает, мелодия таинственно уходит вниз – тьма отступила, открывая дорогу наступающему утру.

Второе предложение среднего раздела – итог развития музыки, смысловая кульминация всей пьесы, благодарственная песнь наступающему утру, новому дню жизни. Это предложение написано более традиционно и более привычно для исполнителя. Мелодия звучит в привычном для слуха среднем, вокальном регистре и становится гармонической, двух и трёх – голосной фигурацией, создавая впечатления, что начал петь вокальный ансамбль или хор. Фигурации восьмых, которые звучали в верхнем регистре в первом предложении, теперь переместились в левую руку и звучат в низком, басовом регистре, таким образом они стали гармонической фигурацией, превратились в гармоническую основу.

В этом разделе очень важно помочь ученику, найти необходимые приёмы, чтобы передать вокальный характер, интонационную выразительность мелодии, песенную или даже романсовую фактуру изложения материала. Необходимо добиваться мягкой опоры свободными руками на гармонические басы и мелодические звуки, умения дослушивать их звучание. Гармонические фигурации левой руки должны звучать легко и воздушно, тихо и ровно заполняя глубокие, звучащие на педали басы. Завершается средний, самый важный раздел, на диминуэндо и pochiss. rit .- совсем маленьким замедлением на последних четвертях такта.

Таким образом осуществляется переход в заключительный раздел пьесы, где музыкальный материал возвращается к музыке вступительного раздела, но повторяются только первые три такта первого предложения, а далее мелодия звучит в высоком регистре, просто и светло, построенная по звукам До – мажорного трезвучия, но неожиданно завершается в верхнем голосе на звуке ре, а в нижнем голосе — на звуке фа – диез, Прокофьев ставит указание крещендо к этим звукам и меццо – форте на завершении.

Это даёт музыке необычное звучание, заставляет удивиться, словно показывая, как можно в привычно наступающем новом дне увидеть особую, неповторимую красоту, ведь каждый миг, каждое утро по — своему прекрасно, надо учиться замечать эту красоту. Далее звучит гармония доминаты, но с продолжительным задержанием на звуке фа – диез с динамическим указанием меццо – пиано . В последнем такте всё стихает до пианиссимо , наконец, звучит трезвучие До мажора, но опять необычно, с задержанием гармонии доминанты в среднем регистре на первой, сильной доле такта, а гармония тоники возникает совсем тихо и умиротворённо. У этой пьесы совсем необычный конец, преподаватель должен тщательно проработать финальные такты, их необходимо исполнять осмысленно, вслушиваясь в каждую гармонию, дослушивая и как бы любуясь красотой созвучий.

Очень важную роль в создании художественного образа этой пьесы играет педаль, её грамотное и осмысленное применение. Педаль здесь выполняет формообразующие и колористические задачи. Формообразующая педаль, проставленная автором во вступительном и заключительном разделах, связывает, объединяет разные регистры, пласты фактуры, а также передаёт объём звукового пространства. Благодаря педали создаётся звуковой образ, задуманный автором, контрастные мотивы, передающие различные музыкальные образы, объединяются в единый процесс повествования.

Колористическая педаль особенно важна в среднем, центральном разделе пьесы, она помогает услышать и передать в исполнении протяжённость, вокальность мелодии, подчеркнуть их тембровую окраску. В первом предложении С.Прокофьев подробно педаль не указывает, просто ставит – Con Pedale , здесь необходимо использовать запаздывающую педаль. Во втором предложении стоит педаль, проставленная композитором, она носит явный гармонический характер. Педаль здесь помогает удерживать басы, организующие движение музыки, собирает восьмые в левой руке в выразительные гармонические структуры, передаёт звуковую объёмность партии аккомпанемента.

Успешное, грамотное выполнение поставленных в пьесе задач педализации, не только делает исполнение произведения художественным, красочным, убедительным и завершённым, но и развивает музыкальные представления ученика, его художественный вкус, раскрывает новые звуковые возможности рояля. Педализация в пьесе «Утро» помогает научить ребёнка осознанно относиться к элементам фактуры и самой структуре произведения и, что очень важно, приучает его слушать себя в процессе исполнения.

Пьесу С.С.Прокофьева «Утро» смело можно назвать маленьким шедевром композитора. Исполнение этой пьесы требует от ученика ритмической точности, пианистической свободы, умения фразировать на широком дыхании, учит слышать краски разных регистров рояля, пользоваться красочной педализацией. Эта чудесная пьеса, впрочем, как и все 12 пьес из цикла «Детская музыка», очень полезна нашим ученикам, она развивает творческую фантазию ребёнка, его музыкальные представления, пианистические умения. А ещё исполнение этой пьесы прост доставляет ребёнку удовольствие от соприкосновения с настоящей, гениальной музыкой С.С.Прокофьева.

Д.Б. Кабалевский справедливо замечал, что искусство С.Прокофьева несёт с собой радость всем, кто с ним соприкасается – и взрослым, и юношеству, и детям.

5.Список используемой литературы.

  1. Блок В.М. Детская музыка С. Прокофьева // Вопросы фортепианной педагогики. — Вып. 3 — М.: Музыка, 1971
  2. Блок В.М. Музыка Прокофьева для детей. — М, 1969
  3. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. — М., 1973
  4. Кабалевский Д.Б. Предисловие к «Детской музыке» Прокофьева.
  1. Нестьев И.В. Прокофьев. — М., 1957
  2. Николаев А.А. Несколько слов о детском фортепианном репертуаре // Вопросы фортепианной педагогики. — Вып.1 – М.:

ГМИ (Государственное Музыкальное Изд-во), 1963

  1. Орджоникидзе Г.Ш. Мимолётности С.Прокофьева // Черты стиля

Прокофьева. — М.: Советский композитор, 1962

  1. Прокофьев С.С. Автобиография. — М., 1973
  2. Аудио – записи исполнителей Б.Бермана, И.Жукова, И.Урьяша с сайта

Источник

Оцените статью