- Хоровая аранжировка сольных вокальных произведений в сопровождении фортепиано
- Содержание материала
- Основные виды фортепианной фактуры
- Отличительные свойства аккордово-гармонического вида фортепианной фактуры и методы его аранжировки для хора
- Основные отличия полифонического и аккордово-гармонического видов фактуры в сопровождении
- Особенности аранжировки оригинала с подголосочным сопровождением
- Сочетание различных видов полифонического сопровождения
- Фигурационный вид фактуры
- Гармоническая фигурация
- Мелодическая фигурация
- Ритмическая фигурация
- Смешанная фигурация
- Библиотека хормейстера
- Произведения для смешанного, женского и мужского хоров
- Выпуск 48. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 49. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 42. Произведения для смешанного, женского мужского хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 43. Произведения для смешанного, женского и мужского и хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 44. Произведения для смешанного, женского и мужского и хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 45. Произведения для смешанного и женского хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано (органа)
- Выпуск 47. Произведения для смешанного. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 50. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 52. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Произведения для смешанного, женского и мужского хоров
- Выпуск 48. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 49. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 42. Произведения для смешанного, женского мужского хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 43. Произведения для смешанного, женского и мужского и хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 44. Произведения для смешанного, женского и мужского и хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 45. Произведения для смешанного и женского хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано (органа)
- Выпуск 47. Произведения для смешанного. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 50. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
- Выпуск 52. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Хоровая аранжировка сольных вокальных произведений в сопровождении фортепиано
Содержание материала
Фортепианная фактура вокального произведения как основа хоровой партитуры
Определяющим фактором при хоровой аранжировке сольных вокальных произведений с фортепианным сопровождением (песня, романс, баллада) является склад, характер изложения сопровождения. Именно фортепианная фактура диктует направление и особенности хоровой аранжировки произведения.
Общие принципы переложения произведений для хора a cappella и с сопровождением
Вне зависимости от склада сопровождения хоровая аранжировка вокальных произведений имеет ряд общих черт.
- Хоровая партитура слагается из вокальной партии клавира и хоровых голосов, выведенных из мелодико-гармонической ткани сопровождения. Сопровождение может быть использовано в хоровой партитуре или целиком (в таком случае партия фортепиано обычно снимается), или частично (тогда сопровождение сохраняется).
- Как правило вокальная партия произведения остается без изменений и передается верхнему голосу хора (сопрано I или теноры I). Конечно, могут быть исключения. Но самым главным условием переложения является то, что аранжированное произведение должно быть написано для высокого голоса или транспонировано для него. Если же произведение, предназначенное для низкого или среднего голоса, аранжировать, например, для смешанного хора в авторской тональности, то сразу возникает противоречие между общим хоровым диапазоном и регистром вокальной партии. Такой эффект возникает оттого, что при передаче сопрано эта партия вместе с остальными хоровыми голосами оказывается в заниженном, а то и вовсе в неисполнимо низком для хора регистре. Если же вокальную партию в соответствии с ее диапазоном поручить не сопрано, а более низким голосам хора (альтам или басам), что в принципе возможно, то на долю верхних голосов на протяжении всего произведения могут достаться второстепенные голоса партитуры, звучащие выше мелодического голоса, или в одном регистре с ним, что нежелательно и потому может быть рекомендовано лишь как временный, эпизодический прием. Здесь прежде всего имеется в виду необходимость обеспечения верхнего голоса, независимо от его функций, мелодически осмысленной партией, необязательной для средних голосов.
- Вид хора, для которого аранжируется оригинал, диктуется прежде всего внутренними особенностями сопровождения, но в не меньшей степени и содержанием, образным строем произведения. Совершенно ясно, что в вокальной литературе можно встретить произведения, по смыслу пригодные только для женского или только для мужского хора или для любого типа хора (обобщенный текст). Но есть много произведений, имеющих изложение содержания от первого лица. В таком случае коллективное исполнение данного вокального произведения просто нецелесообразно. Исключение можно сделать лишь для обработок фольклорных песен (любого жанра), которые по народной традиции почти всегда исполняются коллективно.
- Выбор вида хора при аранжировке редко зависит от содержания. При определении количественного состава хора руководствуются обычно практическими соображениями.
- В зависимости от хоровой фактуры произведения произношение текста хоровыми партиями может быть одновременным и разновременным.
- При сохраненном сопровождении структура аккордов хора не обязательно должна дублировать фортепианную. Например, вполне допустим секстаккорд в хоре при основном виде трезвучия в аккомпанементе.
- Вопросы нюансировки. При хоровой аранжировке оригинала может образоваться два рода партитуры: с фортепианным сопровождением и без сопровождения. В первом случае необходимо дать хору лишь самые общие, вытекающие из оригинала, динамические указания.
При a cappell’ном варианте все имеющиеся в клавире нюансы должны целиком перейти в хоровую партитуру.
Основные виды фортепианной фактуры
Принято различать следующие виды фортепианной фактуры:
- аккордово-гармонический;
- полифонический;
- фигурационный;
- смешанный.
Отличительные свойства аккордово-гармонического вида фортепианной фактуры и методы его аранжировки для хора
Аккордово-гармонический вид сопровождения является самой простой формой изложения темы, мелодии композитором. Он имеет достаточно ограниченную сферу применения: обработки народных песен, сопровождение в массовых песнях.
Характерным признаком аккордово-гармонического сопровождения является нейтральное, равномерное ритмическое движение целостными аккордовыми вертикалями. Иногда ритм чередования аккордов совпадает с ритмом мелодии, но, как правило, ритм сопровождения только лишь воспроизводит пульсацию долей такта, тогда как мелодическая линия может образовывать более сложные ритмические рисунки, тем самым отделяясь от нейтральной, равномерной ритмики аккомпанемента.
Важное отличие аккордово-гармонического вида сопровождения заключается и в том, что в нем чередуются более крупные длительности, протяженность которых или равна длительностям в мелодии, или превышает их.
Гармонизующие мелодию аккорды сопровождения могут быть четырехголосными и располагаться в хоровом регистре. При таком аккомпанементе превращение клавира в хоровую партитуру осуществляется наиболее просто.
Часто в сопровождении обнаруживаются такие элементы, как:
- многоголосная аккордика, построенная на октавных удвоениях;
- переменное количество голосов;
- расположение аккомпанемента в не отвечающих диапазону хора регистрах и т.д.
В таких случаях аккордику сопровождения надо перенести в хоровой регистр, ввести в хоре единое ритмическое начало (по вокальной партии), снять все октавные удвоения, уточнить голосоведение (применительно к хоровому изложению).
Вопрос сохранения или несохранения сопровождения следует решить в зависимости от его роли и сообразно характеру произведения. Если хоровая партитура вобрала в себя все основное, что было заложено в партии фортепиано, надобность в сопровождении отпадает и образуется хор а cappella.
В тех случаях, когда отказ от сопровождения лишает произведение каких-либо специфических черт (иллюстративность, эмоциональность, колористичность) или если в произведении есть сугубо инструментальные по замыслу эпизоды (вступление, интермедии, постлюдия), не поддающиеся превращению их в хоровую партитуру, то сопровождение следует сохранить.
Наконец, если коллектив недостаточно опытен, то сохранение аккомпанемента предпочтительно в любом случае.
Основные отличия полифонического и аккордово-гармонического видов фактуры в сопровождении
Аккордово-гармонический вид фактуры в сопровождении опирается на «вертикальный» срез музыкальной ткани. Наоборот, полифоническая фактура слагается из принципиально равноправных «горизонтальных» линий, тогда как в аккордово-гармоническом виде фактуры, иначе говоря, в гомофонии, голоса соотносятся на началах господства и подчинения.
Общеизвестно деление полифонии на три вида:
- имитационная сформировались в средние века в западноевропейском искусстве;
- контрастная
- подголосочная – сформировалась позже в русской народной хоровой песне.
В контрастной полифонии основным ее признаком является разновременность вступления голосов. Голоса имеют ярко обозначенную мелодико-тематическую самостоятельность материала.
В имитационной полифонии, в отличие от контрастной, все поочередно вступающие голоса используют один и тот же тематический материал, как бы имитируют друг друга.
Разновидности форм имитационных произведений:
Подголосочная полифония по своей природе стоит несколько особняком. Ей не свойственна поочередность вступления голосов. Кроме запева, поручаемого обычно одному певцу, вся песня исполняется с единым текстом всеми участниками одновременно. Но каждый хорист воспроизводит (чаще импровизационно) свой вариант песни (подголосок), ритмически и интонационно дополняющий и обогащающий основную мелодию. В результате музыкальная ткань подголосочной полифонии складывается из родственных, но разных мелодических линий.
При хоровой аранжировке в характере контрастной или имитационной полифонии необходимо прежде всего точно распределить полифонические голоса между будущими хоровыми партиями. При этом в смешанном хоре вокальная партия поручается сопрано, а нижний голос сопровождения басам. Тенора и альты образуются из остальных полифонических линий. Сколько самостоятельных полифонических голосов содержится в клавире, столько же должно получиться и хоровых партий. Отсюда можно сделать вывод, что полифоническое произведение можно аранжировать только для смешанного хора. Расчленять или передавать соседнему голосу имитационно-полифоническую линию не допускается.
Наметив «немую» хоровую партитуру и убедившись в том, что составляющие ее голоса расположены в удобных для них регистрах и линеарных взаимосвязях, можно переходить ко второму этапу – к подтекстовке.
Ввиду разновременности вступления голосов, обязательной в имитационной и контрастной полифонии, становятся неизбежными разночтения в тексте. Все позже вступившие голоса просто не успеют пропеть текст вокальной партии и вынуждены будут его сокращать, сохраняя только самые необходимые для передачи смысла слова.
Все хоровые голоса в каждом новом построении должны начинать свое вступление по возможности с того же слова, что и предшествующий голос. Это условие требует особенно строгого соблюдения при имитации, где одинаковый текст усугубляет эффект схожести имитируемых голосов. Заканчивать произведение или цезурно отчлененное построение следует общим для всех партий словом или хотя бы фонетически схожим слогом.
Выдержанные ноты и залиговки в голосах, пришедшие в хоровую партитуру из партии фортепиано, целиком сохранить невозможно. Их приходится в интересах подтекстовки укрупнять, залиговывать или наоборот – рассекать и разлиговывать, избегая при этом чрезмерного дробления. Необходимо строго следить за тем, чтобы ударные слоги приходились на сильные и относительно сильные доли такта, а безударные – на слабые. Исключение – русская народно-песенная традиция перестановки акцента на безударные слоги. Привнесение в подтекстовку всевозможных междометий (ах, ох, ой, да) уместно только в том случае, если они содержатся в основном тексте.
Пение с закрытым ртом или на гласную в одном из голосов хора на протяжении нескольких нот допустимо, но нежелательно.
Чаще всего полифоническое сопровождение целиком переносится в хоровую партитуру.
Особенности аранжировки оригинала с подголосочным сопровождением
Поскольку для подголосочной полифонии разновременность голосов нетипична, произведения аранжируются для хора приемами, близкими к приемам при аккордово-гармоническом складе.
Необходимо иметь в виду лишь три дополнительных обстоятельства:
- Сопровождение почти без исключений поглощается хоровой партитурой.
- Сопровождение может иногда содержать элементы ритмической разновременности между солистом и фортепиано, которые могут привести к кратковременному нарушению общего слогового ансамбля. Этого опасаться не следует.
- В подголосочной полифонии не так строго ограничивается количество голосов, поскольку голоса здесь менее индивидуализированы, а количество их может быть непостоянно.
Сочетание различных видов полифонического сопровождения
Все три вида полифонического сопровождения, за исключением подголосочного, относительно редко встречаются изолированно друг от друга. Гораздо чаще они используются во всевозможных сочетаниях.
Фигурационный вид фактуры
В этом распространенном виде сопровождения существует четыре употребительные разновидности:
- гармоническая,
- мелодическая,
- ритмическая,
- смешанная.
Природа фигураций, в основном, инструментальна. Поэтому при хоровой аранжировке произведений с фигурационным сопровождением, его всегда следует сохранять в первоначальном, данном в оригинале виде, а на его фоне строить хоровую партитуру.
Идея создания хора a’cappellа на основе клавира с фигурационным сопровождением практически неосуществима. В этом заключается одно из коренных отличий аранжировки с фигурационным видом фактуры от предыдущих.
При фигурационной фактуре сопровождения проще всего изложить хор аккордово-гармонически, то есть четырехголосно с ведущей партией сопрано.
Гораздо труднее к сопрановой партии в каком-то эпизоде найти второй голос, который был бы самостоятельным, индивидуализированным.
Гармоническая фигурация
Это организованная форма движения обычно короткими длительностями по аккордовым звукам в пределах одной или нескольких октав (простейшая форма – арпеджио). Возможно движение интервалами и целыми аккордами. При этом ясно прослушиваются гармонические функции и не составляет труда построить четырехголосную хоровую партитуру аккордового склада.
Мелодическая фигурация
Мелодическая фигурация, в отличие от гармонической, включает в свое движение и неаккордовые звуки (и диатонические, и хроматические). Образуются гаммообразные движения, опевания звуков и др. Определение гармонических функций дается сложнее. При написании хоровой партитуры возникают известные неудобства, т. к. неаккордовые звуки в сопровождении могут совпадать с аккордовыми звуками в хоре. Приходится отдельные интонации в побочных хоровых партиях корректировать применительно к сопровождению, особенно при задержаниях.
Ритмическая фигурация
Этот вид фигурации строится на выдержанной ритмоформуле какого-либо созвучия, аккорда или отдельного звука. Гармонические функции определить очень просто. Типовые метроритмические формы: вальс, болеро, мазурка, полонез.
Смешанная фигурация
Этот вид фигурации в сопровождении наиболее распространен в вокальной литературе. Он предусматривает полную свободу чередований и различных комбинаций раннее рассмотренных форм сопровождения. При аранжировке содержащееся в оригинале сопровождение сохраняется.
Аранжировка произведений с изменяющимся характером сопровождения является наиболее трудным и тем самым наиболее творческим процессом.
Источник
Библиотека хормейстера
Произведения для смешанного, женского и мужского хоров
Выпуск 48. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Б. Ляшко
Выпуск 49. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Дм. Семеновский
Выпуск 42. Произведения для смешанного, женского мужского хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель И. Корчмарский
Выпуск 43. Произведения для смешанного, женского и мужского и хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Э. Елисеева
Выпуск 44. Произведения для смешанного, женского и мужского и хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель В. Новоблаговещенский
Выпуск 45. Произведения для смешанного и женского хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано (органа)
Составитель В. Судаков
Выпуск 47. Произведения для смешанного. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель А. Кузаков
Выпуск 50. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Р. Моисеев
Выпуск 52. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Б. Критский
Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон
Скачать другие произведения / части книги или многотомника.
Произведения для смешанного, женского и мужского хоров
Выпуск 48. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Б. Ляшко
Выпуск 49. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Дм. Семеновский
Выпуск 42. Произведения для смешанного, женского мужского хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель И. Корчмарский
Выпуск 43. Произведения для смешанного, женского и мужского и хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Э. Елисеева
Выпуск 44. Произведения для смешанного, женского и мужского и хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель В. Новоблаговещенский
Выпуск 45. Произведения для смешанного и женского хора. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано (органа)
Составитель В. Судаков
Выпуск 47. Произведения для смешанного. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель А. Кузаков
Выпуск 50. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Р. Моисеев
Выпуск 52. Произведения для смешанного, женского и мужского и хоров. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Б. Критский
Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.
Источник