Произведения баха переложение для гитары

Содержание
  1. Бах Иоганн Себастьян
  2. Переложения Баха для классической гитары:
  3. Биография Иоганн Бах
  4. Сводка
  5. Детство
  6. Произведения баха переложение для гитары
  7. Bax.GuitarBlokNot.ru
  8. Ноты произведений великого композитора И.С. Баха и его современников в обработке для классической гитары
  9. 5. Менуэт в двух частях
  10. 3. Бах И.-С.: Сарабанда
  11. Сарабанда
  12. Ноты одной из сарабанд
  13. Некоторые рекомендации по игре сарабанды
  14. 7. Иоганн Кригер (Johann Krieger)(1652-1735).
  15. 4. Маленькая пьеса
  16. Неизвестная пьеса.
  17. Ноты и табулатура пьесы.
  18. Рекомендации по исполнению.
  19. 2. Обработка для гитары: «Прелюдия ре-минор Баха».
  20. Обработка для гитары прелюдии Баха.
  21. Рекомендации по игре и чтении нот.
  22. 3. Разучим Гавот Баха.
  23. Будем повышать уровень мастерства на гитаре.
  24. В полифонии Баха нет простых произведений для гитариста.
  25. Ноты пьесы.
  26. 2. Миниатюра Баха.
  27. 6. Томазо Альбинони (Tomaso Albinoni) (1671-1750).
  28. 1. Ноты гитаристу.
  29. 4. Вы умеете играть легато? Бах — Полонез.

Бах Иоганн Себастьян

Переложения Баха для классической гитары:

Марш
Полонез
Прелюдия № 1
Прелюдия в до-мажоре
Прелюдия в ре миноре
Сарабанда
Сюита для виолончели
Бах Шутка(Scretco)
Фуга ми минор
Бах Фуга и Токката в ре миноре
Гавот
Noel (рождество)
Air on a G String
Bourree en mi mineur
Cello Suite
Courante
Double
Gigue (From Lute Suite No. 2)
Musette
Wachet auf ruft uns die Stimme
Minuet in G
Suite 1 1007
Sinfonia 12
Jesu, Joy of Man’s Desiring

Биография Иоганн Бах

Великолепный композитор эпохи барокко Иоганн Себастьян Бах с давних пор почитается за музыкальные сложности своей работы и стилистические новшества.

Сводка

Рожденный 31 марта 1685 года (Н.С.) в Айзенахе, Тюрингия, Германия, Иоганн Себастьян Бах имел престижную музыкальную традицию и занимал различные органические позиции в начале 18 века, создавая знаменитые композиции, такие как «Токката и фуга ре минор». Некоторые из его самых известных композиций — «Месса си минор», «Бранденбургские концерты» и «Хорошо темперированный клавир». Бах умер в Лейпциге, Германия, 28 июля 1750 года. Сегодня он считается одним из величайших западных композиторов всех времен.

Детство

Рожденный в Айзенахе, Тюрингия, Германия, 31 марта 1685 года (Н.С.) / 21 марта 1685 года (О.С.), Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыкантов, которая насчитывает несколько поколений. Его отец, Иоганн Амвросий, работал городским музыкантом в Айзенахе, и считается, что он научил молодого Иоганна играть на скрипке.

В возрасте семи лет Бах пошел в школу, где получил религиозное образование, изучал латынь и другие предметы. Его лютеранская вера повлияла бы на его более поздние музыкальные произведения. К тому времени, когда ему исполнилось 10 лет, Бах оказался сиротой после смерти обоих родителей. Его забрал его старший брат Йоханн Кристоф, церковный органист в Ордруфе. Йоханн Кристоф дал некоторые дополнительные музыкальные указания своему младшему брату и поступил в местную школу. Бах оставался с семьей своего брата до 15 лет.

У Баха был красивый сопрано, поющий голос, который помог ему посадить место в школе в Люнебурге. Через некоторое время после его прибытия, его голос изменился, и Бах перешел на игру на скрипке и клавесине. На Баха большое влияние оказал местный органист по имени Джордж Бем. В 1703 году он приземлился на своей первой работе в качестве музыканта при дворе герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Там он был мастером на все руки, выступал в качестве скрипача, а временами заполнял официальный органист.

Источник

Произведения баха переложение для гитары

Я подумала,что будет интересно любителям и знатокам музыки почитать краткий конспект дипломной работы(источник указан в самом низу текста),посвященной гитарным переложениям Баха.

Существует много переложений музыки Иоганна Себастьяна Баха для классической гитары. Но все ли они так хороши и полностью передают замысел великого композитора?

Гитаристы, которые делают переложения музыки Баха для шестиструнной гитары, не всегда с должной точностью и пониманием подходят к музыке эпохи барокко, а точнее просто неграмотно трактуют ее в своих переложениях, искажая замысел музыкального произведения.

Это связано с тем, что большая часть гитаристов, делающих переложения барочной музыки, часто не знакомы с законами риторики и другими правилами той эпохи. Как правило, они привносят в свои переложения новые элементы в виде дополнительных басов, фразировочных лиг, своих указаний, дополнительных нот в музыкальной ткани, неверных или лишних мелизмов и так далее. Таким образом, изначальная идея, характер музыкальных произведений либо утрачиваются, либо происходит их искажение.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СТАРИННОЙ СЮИТЫ

Согласно определению музыкального теоретика Ирины Эдуардовны Манукян, сюита (франц. suite, букв. – ряд, последовательность) представляет собой разновидность многочастных циклических форм инструментальной музыки, основными чертами которой являются следующие:

1). Резкий контраст между составными частями, их самостоятельность и различие по характеру, ритму и темпу.

2). В то же время объединение составных частей общим художественным замыслом и часто тональным единством и мотивным родством.

3). Относительно свободная структура цикла (порядок частей, их количество и соотношение могут варьироваться в самых широких пределах).

4). Непосредственная связь с жанрами танца и песни.

Что касается последней особенности, то здесь нужно отметить, что сюита берет свои истоки именно в танцевальном жанре. Как пишет в своей книге «Музыка языком звуков» Н. Арнонкур, древняя традиция народного танца предполагала наличие в нем двух частей: «после танца в характере поступи следовал танец «прыжкового» типа.

Музыкант дважды играл ту же самую мелодию, лишь изменяя ее ритмическую структуру: сначала сдержанно, а потом живо, с огнем. Медленный танец часто исполнялся в четном размере, а быстрый — в нечетном». В середине 16 века в Европе на основе данного принципа возникли такие пары танцев, как павана (торжественный, медленный танец 2/4) и гальярда (подвижный танец с прыжками в размере 3/4). По мнению некоторых исследователей, например Б.В. Асафьева, именно эта пара положила начало истории возникновения сюиты. К началу 17 века в творчестве И. Гро, Дж. Булла, О Гиббонса наметилась новая тенденция: танец все больше терял свое бытовое, прикладное значение, его форма усложнялась (благодаря развитию полифонического начала), и постепенно он трансформировался в «пьесу для слушания».

Классическое построение старинного танца утвердил австрийский композитор И.Я. Фробергер.

Сам термин «сюита» возник в 16 веке во Франции. В 17-18 веке он проник в Англию и Германию, но долгое время применялся в различных значениях. Часто сюитой называлась отдельная часть цикла. Кроме того, наряду со словом «сюита» для обозначения группы танцев применялись другие термины, такие как «партита» (в Германии), «лессонс» (в Англии), «увертюра» (во Франции), «соната де камера», «балет» и другие.

Жанр сюиты везде развивался неодинаково, подпадая под влияние культурных особенностей разных стран.

В Германии, которая в 17-18 вв. активно заимствовала моду и музыку других стран (особенно Франции), сюита вызвала особый интерес. Сюиты Баха были написаны преимущественно во французском духе (Бах даже называл свои сюиты «увертюрами», как их в то время называли во Франции), но с огромным количеством элементов других стилей, что, собственно, и составляет собой баховский синтез.

Нужно заметить, что Бах возвел жанр сюиты на высшую ступень развития

В работе Баха особенно заметен окончательный уход сюиты от танцевального жанра.

В целом, говоря о барочной музыке времен Баха, нужно заметить, что ее отличало множество нюансов. Одним из таких нюансов можно назвать богатую и разнообразную орнаментику. Орнаментика (от лат. ornamentum — украшение) представляет собой учение о способах украшения вокальных и инструментальных мелодий.

И.С. Бахом была составлена целая таблица используемых им украшений, включающая в себя форшлаг, трель (снизу, сверху, с нахшлагом, приготовленная трель), мордент, шлейфер, группетто, арпеджиато, аччакатуру и вибрацию. На этом перечень украшений не заканчивается, включая в себя различные комбинации названных выше украшений (например, сочетание форшлага и мордента), еще больше усложняющие ткань музыкального произведения. Стоит ли говорить, каким объемом знаний должен был обладать человек, занимающийся этой музыкой

Хорошие музыканты того времени в совершенстве владели этой наукой. Украшения были неотъемлемой частью музыки эпохи барокко.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что старинная барочная сюита – это циклическая музыкальная форма XVII – первой половины XVIII вв., основными чертами которой являются:

1). Сложная структура, отделяющая сюиту от танцевального жанра.

2). Обязательное наличие четырех основополагающих частей, различных по своему характеру, но связанных одним замыслом.

3). В то же время относительная свобода построения, выражающаяся в добавлении различных сторонних элементов и стилей.

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ БИОГРАФИИ АВТОРА ПЕРЕЛОЖЕНИЙ МУЗЫКИ БАХА ДЛЯ ГИТАРЫ (ДЖОНА ДЮАРТА)

Джон Дюарт, известный автор переложений музыки для гитары.

(John W. Duarte) родился 2 октября 1919 года в городе Шеффилде (Англия). В 1935 году закончил Манчестерскую Центральную Высшую Школу. С 1936 года по 1940 учился в Манчестерском университете на технологическом факультете. В 1969 году он принял решение оставить научную деятельность и целиком посвятить себя музыке. Гитарой Дюарт начал увлекаться еще в 30-х годах ХХ века. Особое предпочтение он в то время отдавал именно джаз-гитаре. В своей жизни Дюарт был знаком с многими знаменитыми музыкантами, такими как гитаристы Андреас Сеговия и Ида Прести. Впоследствии Дюарт написал книгу о Сеговии – «Сеговия, каким я его знал». Так же он держал связь и сотрудничал с Лауриндо Альмейдой, Александром Лагойей, Марио Кастельнуово-Тедеско, Александром Тансманом и другими не менее известными людьми.

Дюарт был известен не только как автор переложений, но и как композитор. Он создал более 140 произведений для гитары и лютни. Множество из них были опубликованы. Его произведения регулярно исполняются и по сей день солистами и ансамблями.

Дюарт был известен и почитаем в гитарном мире.

При этом значительную долю известности, ему принесли именно гитарные переложения. Нужно ли говорить, что на сегодняшний день самые распространенные и самые исполняемые по всему миру гитарные переложения музыки Баха принадлежат именно Джону Дюарту

Андре Сеговия всегда говорил, что гитара для него –

это маленький оркестр, и Дюарт, вероятно, под влиянием моды того времени тоже гармонически насыщал свои переложения музыки барокко, в духе романтиков.

В музыке Баха было много нюансов, столь очевидных для людей эпохи барокко, что они попросту никак не обозначались в нотации. Поэтому для нас – людей ХХI века – многое из этих вещей оказалось попросту утрачено.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЕРЕЛОЖЕНИЯМ.

При переложении и исполнении старинной музыки, прежде всего, необходимо руководствоваться авторитетностью источника. На сегодняшний день существует множество переложений старинной музыки, не только Баха, но и других композиторов.

Наиболее авторитетным источником можно считать Анну Магдалену Бах, современника композитора, которая застала Маэстро при жизни. Дюарт же – человек современной эпохи, в которой многое из прошлых веков потеряно или забыто. Кроме того, нужно заметить, что во время жизни Дюарта особенно серьезно вопрос о достоверности исполнения музыки барокко на классической гитаре не вставал.

И таких мест в произведении много. В таком виде прелюдия начинает звучать очень благородно и достоверно, напоминая виолончельный тембр. Тем более, виолончель и гитара имеют много схожего, например регистр, тембр Это тоже немаловажный момент в руководстве по переложению. Ну и последнее, о чем хотелось бы добавить, так это о «музыкальной честности». Человек, работающий над переложением, в первую очередь должен быть честен перед собой.

Какие можно сделать выводы? Берясь за работу по переложению музыки, человек должен быть в первую очередь компетентен в данном вопросе.

Национальная Академия Гитары представляет новую работу Вячеслава Шувалова — потрясающую музыку Иоганна Себастьяна Баха в переложении для гитары — Air (Воздух).

Источник

Bax.GuitarBlokNot.ru

Ноты произведений великого композитора И.С. Баха и его современников в обработке для классической гитары

5. Менуэт в двух частях

В те времена (далекие уже), когда я учился в музыкальной школе, мой преподаватель принес на урок сборник пьес Баха в обработке для классической гитары какого-то венгерского музыкального издания. Я был по натуре попрошайка, когда касалось интересных нот, поэтому, выпросив на два дня этот сборник, аккуратно переписал его в новую нотную тетрадь. Пьесы были несложные и первым произведением, которое меня поразило и сделало на некоторое время фанатом баховской музыки, был Менуэт, ноты которого я и представляю на этой странице.

Это произведение еще долго было в моем личном репертуаре. Правда, обработка там была немного другая и посложней. Звучала отменно, выразительно, чувственно. Я очень гордился этой пьесой и часто ее исполнял по случаю и без случая.

Надеюсь, она вам понравится и в данной аранжировке.

Ноты Менуэта Иоганна Себастьяна Баха:

Нотный текст в хорошей редакции, с темповыми и динамическими знаками, которые помогают правильно исполнять произведение, понять наиболее точно замысел композитора.

Напоминаем некоторые из таких знаков.

  • Динамический знак mf означает звучание пьесы в данном месте и далее (до следующего знака) «не слишком громко«, указание mp, наоборот, предписывает играть «не слишком тихо» (но все же тише, чем mf).
  • Динамический знак > означает постепенное снижение громкости звука на протяжении зоны его написания. Обратный знак Рубрика Полифонические пьесы Баха | Метки в моем личном репертуаре, звучание пьесы, Менуэт, ноты которого я и представляю на этой странице, ноты Менуэта, сборник пьес Баха в обработке для классической гитары | Добавить комментарий

3. Бах И.-С.: Сарабанда

Сарабанда

На этой странице представлена композиция, которая широко известна среди гитаристов — Сарабанда. Конечно, она имеет невообразимое количество обработок для гитары, одну из которых вы и видите перед собой.

Что такое за слово «сарабанда»? Это — старинный испанский танец XVI века, который в XVII-XVIII веках широко распространился по Европе и считался бальным танцем. Танец медленный, чопорный, с раскланиваниями и женскими реверансами. Размер чаще 3/4 (иногда 6/4) с характерным акцентированием 2-й доли такта.

Сарабанда была одной из обязательных частей больших музыкальных произведений XVIII века. Например, в сюитах Баха, Генделя и других композиторов сарабанда занимала обычно III часть.

Ноты одной из сарабанд

Бах И.-С.: Сарабанда — ноты обработки для классической гитары:

Некоторые рекомендации по игре сарабанды

Нотный текст соответствует всем канонам нотной записи, чтобы можно было без труда разбираться с характером произведения, его динамикой, темпом, аппликатурой, артикуляцией и позицией исполнения.

Первые три аккорда исполняются приемом арпеджиато, то есть нужно мягко провести по указанным звукам аккордов большим пальцем правой руки, начиная с басовых струн, создавая эффект быстрого перебора. Этот прием еще несколько раз встречается в тексте (обозначен волнистой вертикальной чертой перед аккордом).

Не забудьте про характерное для пьес такого жанра выделение второй доли такта, о котором говорилось выше.

7. Иоганн Кригер (Johann Krieger)(1652-1735).

Немецкий композитор и органист эпохи барокко Иоганн Кригер родился в немецком городе Нюрнберге и происходил из семьи ткачей. У него был старший брат, Иоганн Филипп, также известный композитор. Примечательно то, что жизнь обоих братьев проходила по одному сценарию, а в 1671 году они оба учились в Цайце композиторскому делу.

Дальше их музыкальная судьба также имеет много схожестей (занимаемые должности, карьерная лестница при дворах), только в разных местах (правда, совсем недалеко друг от друга). Иоганн с 1682 года и до самой своей смерти обосновался в Циттау, где руководил хором и органной музыкой при церкви Св. Иоганна. Это было хорошее место: центр города, несколько органов, прекрасный хор, много прихожан. Оно нравилось Иоганну и поэтому он свою должность не сменил до конца жизни.

Примерно с 1684 года композитор стал издавать свою музыку. Музыка Кригера ставится в один ряд с известными композиторами того времени, а его клавесинные сочинения высоко ценил Г.Ф.Гендель. К сожалению, многие произведения Кригера были безвозвратно утеряны при пожаре в Циттау в 1757 году.

Представляем известный в среде гитаристов менуэт И.Кригера (ля минор). Думаем, что вам будет интересно послушать его в следующем видео, где он исполняется на лютне эпохи барокко.

А теперь ноты произведения, по которым вы можете сами сыграть эту красивую музыку.

4. Маленькая пьеса

Неизвестная пьеса.

Нашел среди своих нот отрывок (вернее, обрывок) неизвестной пьесы Баха без начала и конца, и решил ее обработать, при этом «придумав» всю концовку (которую просто оторвали). Источника я не стал искать, потому что не знал никакой, кроме тональности, отправной для поиска информации. И назвал этот отрывок сочинения «Маленькая пьеса«, каковой она и получилась.

Ноты и табулатура пьесы.

Рекомендации по исполнению.

Основная сложность при исполнении обработки — научиться воспроизводить «чистые» звуки при постоянных сменах позиций с взятием аккордов, в том числе и приемом баррэ.

Темп исполнения не высокий, но это еще больше накладывает ответственность на музыканта за получение хороших звуков и аккордов.

Первый аккорд в пьесе сыграйте арпеджиато — это красивый прием многих струнных музыкальных инструментов и его обязательно нужно научиться играть (часто применяется как в сольной игре на гитаре, так и в аккомпанементе).

Арпеджиато в данном случае — то же восходящее арпеджио из четырех звуков, которое нужно очень быстро исполнить, добиваясь ясности и ровности всех этих звуков. И это должен быть как один рывок (атака на струны) чуть поднапрягшимися пальцами правой руки, участвующих в приеме. И бас, и все остальные звуки исполняются приемом тирандо.

Послушайте МИДИ ПЬЕСЫ и желаю успеха в ее собственном исполнении. (В миди арпеджиато нет).

2. Обработка для гитары: «Прелюдия ре-минор Баха».

Обработка для гитары прелюдии Баха.

Довольно непростая обработка для гитары самого Андреса Сеговии: «Прелюдия ре-минор Баха».

Но все же мне пришлось немного ее подредактировать (все обозначения красным цветом в нотном тексте — редакция администратора сайта):

Рекомендации по игре и чтении нот.

Некоторые рекомендации по игре и объяснение обозначений нотного текста прелюдии:

  • Играйте арпеджио прелюдии приемом тирандо, а бас, по возможности с опорой на соседнюю струну.
  • Выделяйте мелодию баса везде.
  • Обозначение типа BV———/ означает прием баррэ на пятом ладу грифа гитары, а пунктирная черта ограничивает зону баррэ.
  • Обозначение, например, III поз. означает игру пальцев левой руки в пределах третьей позиции на грифе гитары (первый палец левой руки находится или может находиться на третьем ладу).
  • Если в обозначении баррэ присутствует дробь, например, 1/2ВII, то, значит, нужно прижать всего три или четыре (по ситуации) струны приемом полубаррэ.
  • Обозначение трех красных восклицательных знаков ( . ) в нотном тексте обращает ваше внимание на трудность момента, так как в этом месте присутствует некоторая растяжка пальцев левой руки, когда пальцам, находящимся в определенной позиции, придется поднапрячься и расширить свою традиционную четырехладовую (по количеству играющих пальцев левой руки) ширину захвата.
  • Длинные знаки под нотным станом — это динамические изменения при игре (первый — постепенно увеличивать громкость от такого-то места, где он начинается и до места, на котором он кончается, а второй, соответственно, уменьшать громкость воспроизведения).
  • Латинские буквы под нотным станом (mf, f ) означают также динамические оттенки (первый — играть не очень громко, второй — громко).

Послушайте МИДИ записи.

3. Разучим Гавот Баха.

Будем повышать уровень мастерства на гитаре.

Думаю, что в разделе «Полифонические пьесы Баха» мы можем шагать побыстрее в смысле возрастания сложности представляемых произведений.

Последовательно и добросовестно разучив пьесы предыдущих разделов («Одноголосные пьесы» и «Двухголосные пьесы»), мы можем себе позволить здесь более решительные эксперименты по повышению своего исполнительского уровня игры на гитаре.

Для этого разучим, например, Гавот Баха, значительно сложнее предыдущих пьес. Но сначала еще несколько слов о таких пьесах Баха, обработанных для гитары.

В полифонии Баха нет простых произведений для гитариста.

Я пишу эту статью и ощущаю себя так, как будто диссертацию защищаю…

Нет, кроме шуток, написать такой заголовок — это как бы сказать, что для фортепиано или органа полифонические произведения композитора до бессовестности просты.

Отметаю напрочь такую интерпретацию моего заголовка, потому что хорошо знаю и понимаю, как Бах и его произведения сложны для современных музыкантов, среди которых возникает много споров по исполнению многих пьес.

Как известно, композитор не утруждал себя какими-то указаниями в рукописном нотном тексте насчет того, чтобы музыкант лучше его понимал: не расставлял знаков динамики, не указывал фразировку, мест перемены темпа, не обозначал акцентов и тому подобное, что было принято в его время). Это облегчало бы работу музыковедов и исполнителей наших дней.

Вы понимаете суть всего выше написанного?

Бах — это серьезно и его нельзя воспроизводить лишь бы как. И такое понятно для каждого музыканта, который играет его пьесы по оригиналу (органист, пианист, виолончелист и др.).

А играть то же самое в обработке — ответственно вдвойне, если относиться к этому с такой же серьезностью. Отсюда — такой заголовок.

Ноты пьесы.

На этот раз, как я уже обмолвился выше, разучим обработку одного из «гавотов» композитора. Гавот — это древний французский танец и во многих крупных музыкальных сочинениях прошлого он включался, как отдельная часть.

2. Миниатюра Баха.

Разучите следующую небольшую пьеску, прямо-таки, как я ее назвал, миниатюра Баха, даже миниатюрка, потому что обнаружил отрывок нот для фортепиано, скорей всего, из какого-то большого произведения без названия и роду-племени, но мне понравившийся своей жизнерадостностью и светлостью и мне пришлось назвать его так самому при обработке для гитары.

В такте №3 линии между нотами означают скольжение пальцев по струнам при переходе от одного звука к другому (прием глиссандо, или слайд по-современному).

На протяжении всей пьесы в мелодической ее части — триольные ноты (три восьмых ноты на один счет). При триольных восьмых нотах счет нужно вести восьмыми долями, например, «раз-два-три», где на каждый счет играется одна из трех нот триоли).

Аппликатура левой руки обозначена почти везде, постарайтесь придерживаться ее.

В правой руке придется разобраться самостоятельно. Двойные ноты в верхнем голосе играются, в основном, пальцами m/i (если струны соседние). И только в такте №2 в последнем двухзвучии нижний звук (Ре) возьмите большим пальцем.

Обязательно чередуйте пальцы правой руки в мелодии (ее одиночные ноты). Играть одним пальцем подряд в гаммообразной последовательности нот — грубейшая ошибка!

Послушайте МИДИ пьески и разучите ее.

6. Томазо Альбинони (Tomaso Albinoni) (1671-1750).

Томазо Альбинони, соотечественник и современник Вивальди , родившийся и умерший в Венеции, — скрипач-виртуоз и композитор, чьи инструментальные сочинения были высоко оценены Иоганом Себастьяном Бахом, который переписывал их для собственного использования, как, впрочем, и сочинения Вивальди.

О жизни композитора в молодые годы сохранились довольно скудные сведения, неизвестно, у кого он учился музыке, но известно то, что происходил из довольно не бедной семьи и в течение жизни не стремился получить какие-нибудь высокие должности, довольствуясь тем, что имел и занимался музыкой и своими сочинениями в свое удовольствие.

До 41 года под своими произведениями подписывался не иначе, как «венецианский любитель», хотя им написаны не только симфонии, скрипичные концерты, сонаты, но и оперы.

К сожалению, до нас дошли далеко не все сочинения композитора, но в последнее время интерес к нему заметно повысился, его концерты и сонаты звучат в концертных залах и записываются в студиях.

Для простого человека (имеется в виду «не музыканта) Альбинони известен, прежде всего по популярному «Адажио Соль минор», кусочек из которого я намерен привести в нотах в обработке для гитары:

Послушайте МИДИ АДАЖИО и вы сразу узнаете это произведение.

1. Ноты гитаристу.

Раздел Ноты гитаристу будет содержать произведения для гитары, которые адресованы, в первую очередь, уже состоявшимся исполнителям, умеющим играть не только простые по сложности пьесы, но и «замахивающимся» на серьезные опусы настоящих композиторов.

Но, как известно, замахнуться на миллион у нас многие горазды, а вот как бы не получилась в результате копейка…

Я это тем, кто не знает ни теории, ни нот, ни незаурядного музыкального дарования, чтобы играть на слух с первого раза. Если у вас сразу «не пойдут» размещенные здесь произведения, значит, не мучайте себя, а тем более слушателей, своей несовершенной игрой и лучше поучитесь в разделе Ноты для начинающих гитаристов на более простых примерах, выполняя все рекомендации и оттачивая каждый свой звук, а не по принципу «в общем, пойдет».

Но и в этом разделе буду стараться размещать произведения по уровню сложности, начиная с относительно простых. Вам будет легче ориентироваться в своем мастерстве. Не стоит также забывать, что людей мало самокритичных, способных сказать самим себе: «Стоп! Я что-то делаю не то, нужно на шаг вернуться назад!»

Для вас сейчас один шаг назад — это начать с самого начала, благо, что вы еще недалеко от него.

Первой пьесой в данном разделе будет баховская мелодия из кантаты №208 под названием (один из вариантов) «Овцы могут спокойно пастись» (Sheep May Safely Graze):

В нотах указан полностью вариант аппликатуры обеих рук. Обозначения вида (а/Р) означает, что данное двузвучие (или аккорд) берется пальцами правой руки: верхний звук безымянным пальцем (а), нижний — большим (Р).

В первых четырех тактах звукоизвлечение — приемом тирандо, далее нужно совмещать тирандо (где мелодия извлекается с басом) с апояндо (одиночные ноты).

Перед разучиванием советую несколько раз прослушать МИДИ ПЬЕСЫ .

4. Вы умеете играть легато? Бах — Полонез.

Если вы уже знаете и умеете играть легато на гитаре, то сегодня в нашем музыкальном меню полонез Баха.

Если еще не знаете, что такое «легато» (или забыли, потому что учились в музыкалке «лет сто назад»), то немного намекну, что это за зверь такой…

Легато в широком смысле — связная игра на музыкальном инструменте, когда один звук плавно, без ощущаемого разрыва, переходит в следующий.

На гитаре это осуществляется так: первый звук извлекается пальцем правой руки, а последующие, которые должны звучать связно с первым, извлекаются только пальцами левой руки, а правая рука в этом процессе временно участия не принимает.

А для того, чтобы звуки получались достаточно громкими и не было «провалов» в динамике, пальцам левой руки нужно очень энергично, с размаха, опускаться на струны для их прижатия на нужном звуке.

Легато обозначается дугой между двумя залигованными нотами или между первой нотой и последней в группе таких нот. В нашем произведении легато встречается несколько раз (например, первая доля такта №2).

В нотах указана аппликатура обеих рук практически для каждой ноты, поэтому не выдумывайте свою, если вы — начинающий гитарист. Аппликатура — логичная и придерживайтесь ее в процессе разучивания.

Напомню, что аппликатура для левой руки расположена под табулатурой цифрами в кружочке.

Прослушайте МИДИ ПОЛОНЕЗА и начинайте работу над сочинением великого Баха.

Источник

Оцените статью