- Список произведений
- Симфоническая музыка
- Симфонии
- Фортепианные произведения Людвига ван Бетховена
- Содержание
- Сонаты для фортепиано
- Первая группа: №№ 1–11 (Opus 2 — Opus 22)
- Вторая группа: №№ 12-27 (Opus 26 — Opus 90)
- Поздние фортепианные сонаты: №№ 28–32 (Opus 101 — Opus 111)
- Вариации для фортепиано соло
- Фэнтези, рондо, вещицы, разное
- Фортепианные концерты
- Фортепианные сонаты Бетховена
Список произведений
Симфоническая музыка
Симфонии
- Opus 21: Симфония №1 C-dur (написана в 1799–1800, первое исполнение 1800)
- Opus 36: Симфония №2 d-moll (написана в 1801–02, первое исполнение 1803)
- Opus 55: Симфония №3 Es-dur («Героическая») (написана в 1803-04, первое исполнение 1804)
- Opus 60: Симфония №4 B-dur (написана в 1806, первое исполнение 1807)
- Opus 67: Симфония №5 c-moll (написана в 1804–08, первое исполнение 1808)
- Opus 68: Симфония №6 F-dur («Пасторальная») (написана в 1804–08, первое исполнение 1808)
- Opus 92: Симфония №7 A-dur (написана в 1811–12, первое исполнение 1813)
- Opus 93: Симфония №8 F-dur (написана в 1812, первое исполнение 1814)
- Opus 125: Симфония №9 d-moll («С хором») (написана в 1817–24, первое исполнение 1824)
Считавшаяся ранней симфонией Бетховена, Симфония До мажор «Jena» (Anh.1), сейчас признана принадлежащей Фридриху Витту (Friedrich Witt). (См. также: Симфония №0). Бетховен, как полагают, в последний год жизни собирался написать Десятую симфонию, её наиболее интересная реконструкция была осуществелна Барри Купером (Barry Cooper).
Источник
Фортепианные произведения Людвига ван Бетховена
Фортепианные произведения Людвига ван Бетховена имеют эпохальное значение в фортепианной литературе. Бетховен сам был прекрасным пианистом, который либо сам исполнял многие свои произведения, либо писал их для школьников, чтобы они репетировали с ними. В этой статье перечислены произведения для фортепиано соло и произведения для фортепиано с оркестром.
Содержание
Сонаты для фортепиано
Без трех ранних сонат из Бонна, которые не входят в канон, Людвиг ван Бетховен написал в общей сложности 32 сонаты для фортепиано . Они являются одними из самых важных произведений в фортепианной литературе. Согласно известной оценке Ганса фон Бюлова , он также известен как «Новый Завет» фортепианной литературы; «Ветхий Завет» фортепианной литературы — это « Хорошо темперированный клавир » Баха .
Первая группа: №№ 1–11 (Opus 2 — Opus 22)
Три сонаты для фортепиано op.2 (1795)
Соната для фортепиано No. 1 фа минор, соч.2 No. 1
- Аллегро
- адажио
- Менуэт / Трио: Аллегретто
- Престиссимо
Иногда его называют малыми аппассионатами . Однако сходство во многом ограничивается идентичным ключом. Типичная черта музыки Бетховена становится ясной в первой части: ритмический мотив ( пунктирная четверть, за которой следует триоль из шестнадцатой ноты ) проходит через всю часть. Для музыки Бетховена также характерны четкие акценты и резкие динамические колебания. Бетховен посвятил эту сонату Йозефу Гайдну, своему учителю в Вене. Именно с этой сонатой Бетховен впервые выступил перед публикой. По исполнению (классическая сонатная форма, обработка тем) она до сих пор во многом соответствует модели Гайдна и Моцарта. Соната для фортепиано No. 2 ля мажор, соч.2 No. 2
- Allegro vivace
- Ларго аппассионато
- Скерцо / Минор: Аллегретто
- Рондо: Грациозо
Соната для фортепиано No. 3 до мажор, соч.2 No. 3
- Аллегро кон брио
- адажио
- Скерцо / Трио: Аллегро
- Аллегро ассай
Эта соната превосходит две другие по размаху. Первая часть напоминает фортепианный концерт — она содержит две каденции , что подчеркивает виртуозный характер произведения.
Посвящается графине Бабетте фон Кеглевикс .
- Allegro molto e con brio
- Ларго, кон гран эспрессион
- Аллегро
- Рондо: Poco allegretto e grazioso
Бетховен назвал ее Большой сонатой . На самом деле, он обязательно превосходит своего предшественника не по длине, а по внутренним размерам. Современники называли ее влюбленной — во время сочинения Бетховен бредил своей ученицей графиней Бабеттой фон Кеглевикс, которой посвящено произведение.
Три сонаты для фортепиано op.10 (1798)
Сонаты посвящены графине Анне Маргарет фон Браун.
Посвящается князю Карлу фон Лихновскому .
- Могила — Allegro di molto e con brio
- Адажио кантабиле
- Рондо: Аллегро
Две сонаты для фортепиано op.14 (1799)
Соната для фортепиано No. 9 ми мажор, соч.14 No. 1 Посвящается баронессе Йозефе фон Браун.
- Аллегро
- Аллегретто
- Рондо: Allegro comodo
Соната для фортепиано No. 10 соль мажор, соч.14 No. 2 Посвящается графине Анне Маргарет фон Браун.
- Аллегро
- Анданте
- Скерцо: Allegro assai
Посвящается графу Иоганну Георгу фон Браун-Камю .
- Аллегро кон брио
- Adagio con molta espressione
- Менуэтто
- Рондо: Аллегретто
Вторая группа: №№ 12-27 (Opus 26 — Opus 90)
Эта соната, посвященная князю Карлу фон Лихновскому, знаменует собой новый этап в фортепианном искусстве Бетховена.
- Andante con variazioni
- Скерцо / Трио: Allegro molto
- Marcia funebre sulla morte d’un eroe
- Аллегро
Две сонаты для фортепиано op.27 (1801)
Оба имеют прозвище Sonata quasi una fantasia . Вторая популярна под названием «Лунная соната».
Посвящается Йозефу Эдлему фон Зонненфельсу .
- Аллегро
- Анданте
- Скерцо / Трио: Allegro vivace
- Рондо: Allegro ma non troppo
Три сонаты для фортепиано op.31 (1801–1802)
Часто цитируемое высказывание Бетховена после завершения Сонаты op.28: «Я не удовлетворен своей предыдущей работой, с этого момента я хочу пойти другим путем», относится к этим трем произведениям, особенно к работе ре минор , которая получила прозвище «Шторм» получил. Три сонаты были опубликованы между 1803 и 1805 годами.
Эти сонаты — легкие произведения, предназначенные для изучающих фортепиано.
Соната для фортепиано No. 19 соль минор, соч.49 No. 1
- Анданте
- Рондо: Аллегро
Соната для фортепиано No. 20 соль мажор, соч.49 No. 2
- Аллегро, ма не троппо
- Tempo di menuetto
Посвящается графу фон Вальдштейну .
- Аллегро кон брио
- Введение: Adagio molto
- Рондо: Allegretto moderato — Prestissimo
- In Tempo d’un Menuetto
- Аллегретто
Эта соната, считающаяся одним из главных произведений фортепианного искусства Бетховена, посвящена графу Францу фон Брунсвику .
- Аллегро ассай
- Andante con moto
- Allegro ma non troppo — Престо
Посвящается графине Терезе фон Брунсвик .
- Адажио кантабиле — Allegro ma non troppo
- Allegro vivace
- «Прощай»: Адажио — Аллегро
- «Отсутствие»: Andante espressivo
- «Воссоединение»: Vivacissimamente
Бетховен посвятил эту фортепианную сонату эрцгерцогу Рудольфу .
В нашем сборнике эта соната, посвященная графу Морицу фон Лихновскому, представляет собой конец второго творческого периода Бетховена; однако это стоит обсудить.
- С живостью и определенно с чувством и выражением
- Не слишком быстрая и очень певучая для исполнения
Поздние фортепианные сонаты: №№ 28–32 (Opus 101 — Opus 111)
«Маленькая соната для фортепиано» посвящена барону Доротее фон Эртманн .
- Немного живо и доставляет самые интимные ощущения (Allegretto, ma non troppo)
- Оживленный. Марш (Vivace alla marcia)
- Медлительность и тоска (Adagio, ma non troppo, con affetto)
- Быстро, но не слишком много и решительно (Аллегро)
Бетховен посвятил свою величайшую сонату для фортепиано эрцгерцогу Рудольфу .
- Аллегро
- Скерцо: Assai vivace
- Adagio sostenuto. Appassionato e con molto sentimento
- Ларго — Allegro risoluto
Соната посвящена Максимилиану Брентано.
- Vivace, ma non troppo — Adagio espressivo
- Престиссимо
- Пение с глубочайшими ощущениями (Andante molto cantabile ed espressivo)
- Moderato cantabile, molto espressivo
- Allegro molto
- Adagio, ma non troppo; Фуга: Allegro, ma non troppo
Последняя фортепианная соната Бетховена посвящена эрцгерцогу Рудольфу.
- Маэстосо — Allegro con brio ed appassionato
- Ариетта: Adagio molto, semplice e cantabile
Вариации для фортепиано соло
Бетховен написал множество вариаций, в том числе:
Фэнтези, рондо, вещицы, разное
- Фантазия op.77 соль минор (1809)
- 2 рондо op.51 (1796–1800)
- Алла Ингарезе quasi un Capriccio соль мажор, соч. 129 ( Гнев из-за потерянного пенни ) (1795–1798)
- 7 вещиц op.33 (1802)
- 11 вещиц op.119 (1820–1822)
- 6 Багателей op. 126 (1823–1824)
- Для Элизы WoO 59 (1810)
- Andante Favori фа мажор WoO 57 (1803)
- Полонез до мажор op.89 1814
Фортепианные концерты
Бетховен также написал пять фортепианных концертов с номером опуса и фантазией для фортепиано, хора и оркестра.
- Аллегро кон брио
- ларго
- Рондо: Аллегро
- Аллегро кон брио
- адажио
- Рондо: Molto allegro
- Аллегро кон брио
- ларго
- Рондо: Аллегро
Третий фортепианный концерт занимает особое место среди пяти фортепианных концертов Бетховена: это единственный концерт в минорной тональности, отличающийся стилистическим единством. Кроме того, здесь находится Концерт Моцарта KV 491 , который тематически, формально и атмосферно стал решающей отправной точкой для Бетховена.
- Аллегро модерато
- Andante con moto
- Рондо: Vivace
- Аллегро
- Adagio un poco mosso
- Рондо: Аллегро
Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор op.61a (1808) (транскрипция Концерта для скрипки op.61 )
- Allegro ma non troppo
- Ларгетто
- Рондо: Аллегро
- Аллегро модерато
- Ларгетто
- Рондо: Аллегретто
Хоровая фантазия (для фортепиано, хора и оркестра) до минор op.80 (1809)
- адажио
- Финал: Аллегро
- Аллегретто, ма не троппо
Источник
Фортепианные сонаты Бетховена
Бетховен никогда не мыслил свои 32 сонаты для фортепиано как единый цикл. Однако в нашем восприятии их внутренняя целостность неоспорима. Играя и слушая сонаты, мы проходим вместе с мастером долгий путь от юношеских попыток “штурмовать небеса” (выражение самого Бетховена) до мистического слияния с Богом и Космосом в заключительной части последней сонаты.
Даже для Гайдна и Моцарта жанр фортепианной сонаты не значил столь много и не превращался ни в творческую лабораторию, ни в своеобразный дневник сокровенных впечатлений и переживаний. Уникальность бетховенских сонат объясняется отчасти и тем, что, стремясь уравнять этот прежде сугубо камерный жанр с симфонией, концертом и даже музыкальной драмой, композитор почти никогда не исполнял их в открытых концертах. Фортепианные сонаты оставались для него жанром глубоко личным, обращенным не к абстрактному человечеству, а к воображаемому кругу друзей и единомышленников. Впрочем, каждый из нас вправе войти в этот круг, привнеся в восприятие бетховенских сонат что-то новое и неповторимое.
32 сонаты охватывают почти весь творческий путь мастера. Над тремя первыми сонатами (opus 2), посвященными Йозефу Гайдну, он начал работать в 1793 году, вскоре после переезда из Бонна в Вену, а две последние завершил в 1822. И если в сонатах opus 2 использованы некоторые темы из совсем ранних сочинений (трех квартетов 1785 года), то поздние имеют точки соприкосновения с Торжественной мессой (1823), которую Бетховен считал своим величайшим творением.
Первая группа сонат (№№ 1-11), созданная между 1793 и 1800 годами, чрезвычайно разнородна. Лидируют здесь “большие сонаты” (так обозначал их сам композитор), по размерам не уступающие симфониям, а по трудности превосходящие едва ли не всё, написанное тогда для фортепиано. Таковы четырехчастные циклы opus 2 (№№ 1-3), opus 7 (№ 4), opus 10 № 3 (№7), opus 22 (№11). Бетховен, завоевавший в 1790-х годах лавры лучшего пианиста Вены, заявлял о себе как о единственно достойном наследнике умершего Моцарта и стареющего Гайдна. Отсюда – дерзновенно-полемический и в то же время жизнеутверждающий дух большинства ранних сонат, мужественная виртуозность которых явно выходила за рамки возможностей тогдашних венских фортепиано с их ясным, но не сильным звуком. Впрочем, в ранних сонатах Бетховена изумляет также глубина и проникновенность медленных частей. “Уже на 28-м году жизни я был вынужден стать философом”, — сетовал позднее Бетховен, вспоминая, как начиналась его глухота, поначалу незаметная для окружающих, но окрашивавщая в трагические тона мировосприятие художника. Авторское название единственной программной сонаты этих лет (“Патетической”, № 8), говорит само за себя.
В то же время Бетховен создавал изящные миниатюры (две легкие сонаты opus 49, №№ 19 и 20), рассчитанные на девичье или дамское исполнение. Родственны им, хотя далеко не так просты, и прелестная соната № 6 (opus 10 № 2), и излучающие весеннюю свежесть сонаты №№ 9 и 10 (opus 14). В дальнейшем эта линия продолжалась в сонатах № 24 (орus 78) и № 25 (opus 79), написанных в 1809 году.
После воинствующе образцовой сонаты № 11 Бетховен заявил: “Я недоволен своими прежними работами, хочу встать на новый путь”. В сонатах 1801-1802 годов (№№ 12-18) это намерение было блистательно реализовано. Идею сонаты-симфонии сменила идея сонаты-фантазии. Две сонаты opus 27 (№№ 13 и 14) прямо обозначены “quasi una fantasia”. Однако это обозначение можно было бы предпослать и другим сонатам данного периода. Бетховен словно пытается доказать, что соната – это скорее оригинальная концепция, нежели застывшая форма, и вполне возможен цикл, открывающийся вариациями и включающий вместо традиционной медленной части строгий “Траурный марш на смерть героя” (№ 12) — или, наоборот, цикл сонаты № 14, в начале которого звучит пронзительно-исповедальное Adagio, вызвавшее у поэта-романтика Людвига Рельштаба образ ночного озера, осиянного лунным светом (отсюда – неавторское название “Лунная соната”). Совершенно лишенная драматизма соната № 13 ничуть не менее экспериментальна: это дивертисмент почти калейдоскопически меняющихся образов. Зато соната № 17 с ее трагическими монологами, диалогами и говорящими без слов речитативами близка к опере или драме. Если верить свидетельству Антона Шиндлера, Бетховен связывал содержание этой сонаты (равно как и “Аппассионаты”) с “Бурей” Шекспира, однако отказывался давать какие-либо пояснения.
Даже более традиционные сонаты этого периода необычны. Так, четырехчастная соната № 15 уже не претендует на родство с симфонией и выдержана скорее в нежных акварельных тонах (не случайно за ней закрепилось название “Пасторальная”). Бетховен очень ценил эту сонату и, по свидетельству его ученика Фердинанда Риса, особенно охотно играл сдержанно-меланхолическое Andante.
Другая четырехчастная соната, № 18, имеет уникальный цикл, в котором нет медленной части, но есть и скерцо, и менуэт. Подобное решение Бетховен повторил позднее в своей Восьмой симфонии (1813).
Кульминационным периодом творчества Бетховена считаются 1802-1812 годы, и немногочисленные сонаты этих лет также принадлежат к вершинным достижениям мастера. Такова, например, создававшаяся в 1803-1804 годах, параллельно с Героической симфонией, соната № 21 (opus 53), которую иногда называют “Авророй” (по имени богини утренней зари). Любопытно, что первоначально между первой частью и финалом помещалось прекрасное, но чрезвычайно протяженное Andante, которое Бетховен по зрелому размышлению издал в качестве отдельной пьесы (Andante favori — то есть “Любимое Andante”, WoO 57). Композитор заменил его кратким сумрачным интермеццо, соединяющим яркие “дневные” образы первой части с постепенно высветляющимися красками финала.
Полная противоположность этой лучезарной сонате – написанная в 1804-1805 годах соната № 23 (opus 57), получившая от издателей название “Аппассионата”. Это сочинение огромной трагической силы, в котором важную роль играет использованный затем в Пятой симфонии стучащий “мотив судьбы”.
Соната № 26 (opus 81-a), созданная в 1809 году – единственная из 32, имеющая подробную авторскую программу. Три ее части озаглавлены “Прощание – Разлука – Возвращение” и выглядят как автобиографический роман, повествующий о расставании, тоске и новом свидании влюбленных. Однако, согласно авторской ремарке, соната была написана “на отъезд его императорского высочества эрцгерцога Рудольфа” — ученика и мецената Бетховена, который 4 мая 1809 года был вынужден вместе с императорской семьей спешно эвакуироваться из Вены: город был обречен на осаду, обстрел и оккупацию войсками Наполеона. Помимо эрцгерцога, из Вены тогда уехали почти все близкие друзья и подруги Бетховена. Возможно, среди них была и истинная героиня этого романа в звуках.
Почти романтический характер носит и написанная в 1814 году двухчастная соната opus 90 (№ 27), посвященная графу Морицу Лихновскому, который имел смелость полюбить оперную певицу и вступить с нею в неравный брак. Согласно Шиндлеру, Бетховен определял характер смятенной первой части как “борьбу между сердцем и рассудком”, а ласковую, почти шубертовскую музыку второй сравнивал с “беседой влюбленных”.
Пять последних сонат (№№ 28-32) относятся к позднему периоду творчества Бетховена, отмеченному загадочностью содержания, необычностью форм и предельной сложностью музыкального языка. Эти очень разные сонаты объединяет еще и то, что почти все они, кроме № 28 (opus 101), написанной в 1816 году, сочинялись в расчете на виртуозные и выразительные возможности фортепиано нового типа – шестиоктавного концертного рояля английской фирмы “Бродвуд”, полученного Бетховеном в подарок от этой фирмы в 1818 году. Богатый звуковой потенциал этого инструмента наиболее полно раскрылся в грандиозной сонате opus 106 (№ 29), которую Ханс фон Бюлов сравнивал с Героической симфонией. Почему-то именно за ней закрепилось название Hammerklavier (“Соната для молоточкового фортепиано”), хотя это обозначение стоит на титульных листах всех поздних сонат.
В большинстве из них обретает новое дыхание идея сонаты-фантазии со свободно устроенным циклом и прихотливым чередованием тем. Это вызывает ассоциации с музыкой романтиков (то и дело слышится Шуман, Шопен, Вагнер, Брамс, и даже Прокофьев и Скрябин). Но Бетховен остается верен себе: его формы всегда безупречно выстроены, а концепции отражают свойственное ему позитивное мировосприятие. Распространившиеся в 1820-х годы романтические идеи разочарованности, неприкаянности и разлада с окружающим миром остались ему чужды, хотя их отзвуки можно услышать в музыке скорбного Adagio из Сонаты № 29 и страдальческого Arioso dolente из Сонаты № 31. И все же, невзирая на пережитые трагедии и катастрофы, идеалы добра и света остаются для Бетховена незыблемыми, а разум и воля помогают духу восторжествовать над страданиями и земной суетой. “Иисус и Сократ служили мне образцами”, — писал Бетховен в 1820 году. “Герой” поздних сонат – уже не победоносный воитель, а скорее творец и философ, оружие которого – всепроникающая интуиция и всеобъемлющая мысль. Недаром две из сонат (№№ 29 и 31) завершаются фугами, демонстрирующими мощь созидающего интеллекта, а другие две (№№ 30 и 32) – созерцательными вариациями, представляющими собой как бы модель мироздания в миниатюре.
Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина называла 32 сонаты Бетховена “Новым заветом” фортепианной музыки (“Ветхим заветом” был для нее “Хорошо темперированный клавир” Баха). Действительно, они смотрят далеко в будущее, вовсе не отрицая породивший их XVIII век. И потому каждое новое исполнение этого гигантского цикла становится событием современной культуры.
(Лариса Кириллина. Текст буклета к циклу концертов Т.А.Алиханова (Московская консерватория, 2004))
Источник