Произведения чайковского для фортепиано 3 класс

Содержание
  1. Произведения Чайковского для детей
  2. Чайковский – Музыка для детей
  3. Детский альбом
  4. 16 песен для детей
  5. «Снегурочка»
  6. «Времена года»
  7. «Евгений Онегин»
  8. «Пиковая дама»
  9. Детский альбом, Чайковский
  10. Album pour enfants, P. Tschaikowsky, opus 39
  11. Москва, П. Юргенсон, 1885—1896
  12. Приложение
  13. 3 класс. П.И.Чайковский, концерт №1
  14. В концертном зале Музыкальное состязание
  15. Концерт Музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра, состоящее из 3 частей
  16. Концерт Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга
  17. Первый концерт для фортепиано с оркестром
  18. Петр Ильич Чайковский очень любил свою
  19. В третьей части — финале «Концерта №1»
  20. Украинская песня-закличка «Веснянка»
  21. Первый концерт для фортепиано с оркестром
  22. Произведения чайковского для фортепиано 3 класс

Произведения Чайковского для детей

Петя, Петя, как ты мог! Променять юриспруденцию на дудку! – примерно такими словами отчитывал разгневанный дядя нерадивого племянника, бросившего службу титулярного советника в Министерстве юстиции ради служения Эвтерпе – покровительнице музыки. А звали племянника – Петр Ильич Чайковский.

И сегодня, когда музыка Петра Ильича известна всему миру, когда проводятся международные конкурсы им. Чайковского, в которых принимают участие академические музыканты со всех стран, можно утверждать, что не зря Петя бросил юриспруденцию.

В творчестве Петра Ильича много серьезных произведений, которые снискали ему мировую славу, но писал он и музыку, понятную и доступную детям. Произведения Чайковского для детей знакомы многим с самого раннего детства. Кто не слышал песенку «Травка зеленеет»? – ее напевали и напевают многие, зачастую и не подозревая, что музыка принадлежит Чайковскому.

Чайковский – Музыка для детей

Детский альбом

Первым обращением Петра Ильича к детской тематике является сочинение им «Детского альбома», к созданию которого композитора подтолкнуло общение с глухонемым мальчиком Колей Конради – воспитанником его младшего брата Модеста Ильича Чайковского.

«Старинная французская песенка» и «Песнь менестрелей» из оперы «Орлеанская дева» – это одна и та же мелодия, при написании которой Чайковский использовал подлинный средневековой напев XVI века. Мечтательная и задушевная музыка, напоминающая старинную балладу, навевающая ассоциации с картинами старых мастеров, неповторимым образом воссоздает колорит Франции средних веков. Так и чудятся города с замками, улицами, вымощенными камнем, где живут люди в старинных одеждах, и рыцари спешат на выручку принцессам.

И совсем другой настрой у «Марша деревянных солдатиков». Четкий ритм и яркое звучание, в которых слышится сухая дробь барабана, создают образ отряда марширующих солдатиков, слаженно печатающих шаг. Бравый командир впереди, барабанщики в строю, у солдат на груди блестят медали и над строем гордо развевается флаг.

«Детский альбом» был написан Чайковским для детского исполнения. И сегодня в музыкальных школах знакомство с творчеством Петра Ильича начинается именно с этих произведений.

16 песен для детей

Говоря о музыке Чайковского для детей, нельзя не упомянуть о 16 песнях, которые знакомы всем с самого детства.

В 1881 году поэт Плещеев подарил Петру Ильичу сборник своих стихов «Подснежник». Возможно, что книга и послужила толчком для написания детских песен. Песни эти предназначены для слушания детьми, а не для исполнения.

Достаточно привести первые строчки песни «Весна», чтобы сразу стало понятно, о каких произведениях идет речь: «Травка зеленеет, солнышко блестит».

«Снегурочка»

Кто из детей не знает сказку Островского «Снегурочка»? А вот то, что музыку для спектакля написал именно Чайковский, известно гораздо меньшему количеству ребятишек.

«Снегурочка» – подлинный шедевр в творчестве Петра Ильича: богатство красок, наполненность светом и сказочные колоритные образы. Когда Чайковский писал музыку к «Снегурочке» ему было 33 года, но уже тогда он был профессором Московской консерватории. Неплохо, правда? Выбрал «дудку» и стал профессором, а мог бы быть обычным титулярным советником.

«Времена года»

К каждой пьесе, а всего их 12, Чайковский выбрал эпиграфы из творчества русских поэтов. Музыку «Января» предваряют строки из пушкинского стихотворения «У камелька», «Февраль» – строки из стихотворения Вяземского «Масленица». И каждому месяцу соответствует своя картинка, свой сюжет. В мае это – белые ночи, в августе – жатва, а в сентябре – охота.

«Евгений Онегин»

Разве можно промолчать о таком произведении, как «Евгений Онегин», более известном детям, как роман Пушкина, отрывки их которого их заставляют учить в школе?

Современники не оценили оперу по достоинству. И лишь в XX веке Станиславский вдохнул в оперу «Евгений Онегин» новую жизнь. И сегодня эта опера с успехом и триумфом идет как театральных подмостках России, так и Европы.

«Пиковая дама»

И опять – Александр Сергеевич Пушкин, ведь опера написана по его произведению. А заказала оперу Петру Ильичу Чайковскому дирекция императорских театров.

«Тройка, семерка, туз!» – слова призрака графини, которые как заклинание все повторял и повторял Герман, ведь она обещала ему три выигрыша кряду.

Среди произведений Чайковского для детей большую известность, конечно, получили «Детский альбом» и «16 песен для детей». Но в творчестве Петра Ильича много произведений, которые нельзя однозначно назвать «музыкой Чайковского для детей», но, тем не менее, они интересны в равной степени и взрослым, и детям – это и музыка к балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Иоланта», «Черевички» и многие другие.

Источник

Детский альбом, Чайковский

Album pour enfants, P. Tschaikowsky, opus 39

Москва, П. Юргенсон, 1885—1896

Приложение

Избранные пьесы «Детского альбома» с фразировкой, указаниями исполнения и аппликатурой в редакции Александра Буховцева (издание П. Юргенсона № 4112): Старинная французская песенка, Вальс, Болезнь куклы, Похороны куклы, Сладкая грёза, В церкви

Старинные ноты для фортепиано

Детский альбом, П. Чайковский, опус 39, посвящается Володе Давыдову

Москва, собственность издателя П. Юргенсон (№ 3347), выпуск 1885—1896 гг.

1. Утренняя молитва — Prière du matin

2. Зимнее утро — Le Matin en hiver

3. Игра в лошадки — Le petit cavalier

5. Марш деревянных солдатиков — Marche des soldats de bois

6. Болезнь куклы — La Poupée malade

7. Похороны куклы — Enterrement de la poupee

9. Новая кукла — La Nouvelle poupée

10. Мазурка — Mazurka

11. Русская песня — Chanson russe

12. Мужик на гармонике играет — Le Paysan prélude

13. Камаринская — Chanson populaire

14. Полька — Polka

15. Итальянская песенка — Chanson italienne

16. Старинная французская песенка — Mélodie antique française

17. Немецкая песенка — Chanson allemande

18. Неаполитанская песенка — Chanson napolitaine

19. Нянина сказка — Le Conte de la vieille

20. Баба-Яга — La Sorcière

21. Сладкая грёза — Douce rêverie

22. Песня жаворонка — Le Chant de l’alouette

23. Шарманщик поёт — L’Orgue de barbarie

24. В церкви — À L’Église

«Детский альбом» Чайковского великолепен; пожалуй, это сочинение — лучшее, что создано для детей в фортепианной музыке. Кто играл в юные годы «Неаполитанскую песенку» и «Сладкую грёзу», тот знает, что такое настоящее счастливое детство! Впрочем, пьесы настолько замечательны и совершенны в художественном отношении, что их можно исполнять в любом возрасте.

Издание, очевидно, точно воспроизводит первый вариант 1878 года с рисунками художника А. Степанова на заглавном листе; оно выпущено позже, скорее всего в середине 1880-х гг., когда Юргенсон начал сотрудничать с парижским нотным издателем Макаром (имя Mackar указано на обложке), кстати, — однофамильцем многочисленных персонажей знаменитых романов Эмиля Золя (написанных примерно в то же время).

В переписке Чайковского и Юргенсона есть интересный фрагмент по поводу «Детского альбома». В письме Петра Ильича (№ 44 от 10/22 декабря 1878 г.) из Флоренции читаем:

«Какой ты очаровательный человек! Два дня сряду получаю от тебя милые письма! Ноты получил и у ж а с н о доволен. Во-первых, издания отличные, а во-вторых, ошибок нет! Вот до чего мы с тобой дожили, душа моя! Оказывается, что если я тебя винил в опечатках по поводу прежних вещей, то был никто иной, как свинья, ибо ты в этом ни мало не виноват. Пока я мало обращал внимания на корректуры и действовал на основании знаменитого всероссийского принципа: «ничего, сойдёт!», сочинения мои кишели опечатками. Но стал я об этом больше хлопотать — и дело пошло лучше. Замечательно, что я не нашёл опечаток ни в концерте, ни в романсах, ни в детском альбоме. Ура! Мы побили немцев! Моё и Кашкинское сердце должны пылать кичливою гордостью! Нет, шутки в сторону — чудесные издания! Могу сделать только одно замечание. Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, но ничего, сойдёт, — детям будет занятно.»

К слову сказать, после прошедших художественных «ужасов» XX века можно не согласиться с Чайковским. На фоне так называемого «современного концептуального искусства», демонстрирующего полную деградацию человеческих чувств, «картиночки» «Детского альбома» выглядят совершенными шедеврами! Каждой пьесе соответствует один из рисунков на обложке; однако, пьес — 24, а рисунков — 23. Художник Степанов изобразил для двух номеров (Неаполитанская и Итальянская песенки) только один вариант — певца-итальянца с мандолиной (Неаполь ведь тоже — Италия!).

Источник

3 класс. П.И.Чайковский, концерт №1

В концертном зале Музыкальное состязание

В концертном зале

Концерт Музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра, состоящее из 3 частей

Музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра, состоящее из 3 частей.

Концерт Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга

Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга.

Чайковский, Концерт №1. Денис Мацуев

Первый концерт для фортепиано с оркестром

Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского

Этот концерт получил высокое признание во всем мире.
Музыка концерта звучит:
Восторженно
Победно
Широко
Торжественно
Энергично
Душевно
Мечтательно

Петр Ильич Чайковский очень любил свою

Петр Ильич Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил:
«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!»
Ему нравилась народная музыка, и он часто использовал ее в своих произведениях.

В третьей части — финале «Концерта №1»

В третьей части — финале «Концерта №1» П.И. Чайковский использовал украинскую народную тему — напев лирников.
Это песня-закличка «Веснянка».

Украинская песня-закличка «Веснянка»

Украинская песня-закличка «Веснянка»

Выйди, выйди, Иванку,
Заспивай нам веснянку.
Зимували, не спивали,
Весну дожидали.

Первый концерт для фортепиано с оркестром

Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, 3 часть (финал)

Мне в юности та музыка казалась Весны приходом, гласом в облаках, И чистая капель по клавишам стучала, Ручьи журчали и вливались в океан.
Таисия Ордин
(стихи, посвященные Первому концерту Чайковского)

Источник

Произведения чайковского для фортепиано 3 класс

П.И. Чайковский «Детский альбом»

Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом говорит его известная фраза о том, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его творчество, а сборник пьес «Детский альбом» и вовсе явился первым подобным произведением в России. Позже этот цикл вошел в золотой фонд сочинений, написанных специально для детей. Это не просто сборник – это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках.

Историю создания «Детского альбома» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

К мысли написать сборник небольших пьес специально для детей, Чайковского натолкнуло два фактора. Во-первых, им послужил пример Роберта Шумана . Петр Ильич тоже хотел сочинить цикл простых пьес, как « Альбом для юношества », которые смогли бы свободно исполнять дети. Во-вторых, к мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.

Впервые Чайковский упоминает о своем намерении сочинить сборник детских пьес 26 февраля 1878 года в письме к своему издателю, находясь во Флоренции. Спустя месяц композитор приступает к работе над циклом. 30 апреля 1878 года во время визита к своей сестре А.И. Давыдовой в Каменке, он пишет П.И. Юргенсону, сообщая о своей работе над «Детским альбомом».

Сведений о самом процессе сочинения цикла нет, известно, что он был написан композитором довольно быстро. Уже примерно через месяц в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Петр Ильич написал о том, что сочинил все пьесы и теперь потребуется еще полтора месяца, чтобы привести цикл в порядок и все отредактировать.

29 июня в своем письме к издателю Чайковский отправил рукописи всех, написанных на тот момент сочинений, в том числе и сборник детских пьес.

Исследователи предполагают, что мысль о посвящении сборника своему племяннику Володе Давыводу возникла у Чайковского уже после окончания работы над сочинением. Известно, что летом 1878 года композитор очень много времени проводил с ним в Каменке. В автографе сборника посвящения нет, но в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Чайковский уже подробно рассказывает о том, что решил посвятить цикл своему племяннику, который очень сильно любит музыку и даже обещает стать музыкантом. Очевидно, что распоряжение о своем решении Чайковский высказал издателю при личной встрече в конце сентября, начале октября 1878 года.

Интересные факты

  • Известно, что за свое сочинение Чайковский получил 240 рублей от издательства. Именно такую цену назначил сам композитор – по 10 рублей за каждую пьесу.
  • Есть еще один фактор, повлиявший на решение Чайковского сочинить «Детский альбом», – это общение с Колей Конради (воспитанником брата композитора). Известно, что с Колей и с М.П. Чайковским он провел часть зимы 1877-1878 годов. Они вместе посещали достопримечательности, много путешествовали.
  • Изначально Чайковский замыслил несколько иной порядок пьес, который был изменен уже в первом издании, осуществлявшемся при его участии.
  • Несмотря на то что изначально сборник предназначался именно для детей, он прочно вошел в мировую музыкальную литературу и его часто исполняют даже профессиональные артисты. Достаточно вспомнить версию Я.В. Флиера, которая знакома многим благодаря сохранившимся аудиозаписям. Высокохудожественным образцом являются версии М. Плетнева и В. Постниковой. Плетнев вносит свое видение в прочтение этого произведения. Он меняет порядок номеров, выдвигая свою версию драматургической концепции сборника.
  • Петр Ильич высоко оценил первое издание своего сборника, однако некоторые моменты ему все же не понравились. Так, он сожалел по поводу внешнего вида «Детского альбома». Он хотел, чтобы формат сборника был иным, так как Володе (которому посвящено сочинение) будет очень неудобно смотреть на ноты при игре. Претензии у композитора были и к иллюстрациям.
  • Исследователи считают, что причиной, побудившей композитора заняться написанием сборника детских пьес, могли быть очень яркие впечатления от услышанной песни уличного певца во Флоренции. Об этом случае Чайковский даже писал в письме к своему брату 27 марта 1878 года. Особенно потрясло композитора исполнение такой «недетской» песни мальчиком-певцом, звучавшей в его интерпретации не так трагично, как в оригинале.

  • Во всех издания советского периода название последней пьесы «В церкви» было специально изменено на «Хор».
  • Интересно, что к идее создать подобные сборники миниатюр для детей позднее обращались такие композиторы, как А.С. Аренский, В.И. Ребиков, С.М. Майкапар.
  • Существует большое количество переложений детского сборника Чайковского для самых разных инструментов и даже оркестров. Например, Владимир Мильман и Владимир Спиваков сделали переложение для камерного оркестра. Благодаря стараниям Роберта Грослота, появилось переложение для камерного оркестра и духового ансамбля. Есть партитура «Детского альбома» и для ансамбля ударных инструментов, которую переработал Анатолий Иванов, а чуть позже, в 2014 году появилось переложение для струнного оркестра и ударных инструментов, сделанное композитором Дмитрием Батиным.

Содержание «Детского альбома»

В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Кроме того, в цикле просматривается сразу несколько сюжетных линий.

Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня.

«Утренняя молитва» — это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о Боге, о душе. Чайковскому удалось удивительным образом передать в фортепианной музыке пение хора. Мелодия этой пьесы будто соткана из живых интонаций, благодаря особому изложению. Настроение сосредоточенности помогают передать также равномерное ритмическое движение, фактура изложения, простой гармонический язык и светлая тональность.

Вторая пьеса «Зимнее утро» вносит иное настроение в утреннюю умиротворенную атмосферу. Ненастную погоду (холодную, с метелью и вьюгой) очень точно передает встревоженная и сменяющая ее прозрачно просветленная музыка. Средняя часть вносит некий оттенок грусти, который еще больше оттеняет наступление репризы.

Третья пьеса «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерной ритмической пульсации, сближающей ее с токкатой. Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.

В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. В целом пьеса эта очень гармоничная, мягкая, даже размер композитор выбрал неслучайно, так как трехдольность придает музыке округлость и мягкость.

В пьесе «Марш деревянных солдатиков» Чайковский раскрывает главный образ очень четким ритмическим рисунком и выверенными штрихами. Композитору удалось очень точно передать четкие, почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика.

Следующие пьесы (6,7,8,9), образующие небольшую сюиту, раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые.

«Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй. Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая настолько заигралась, что принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой кукле. Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии. Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой.

Пьеса «Похороны куклы» имеет еще один подзаголовок, который дал сам автор – «В подражание Шуману». По образному строю эта миниатюра очень похожа на «Первую утрату» Роберта Шумана из его «Альбома для юношества». Композитор со всей серьезностью отнесся к переживаниям ребенка, отобразив неподдельные чувства маленькой героини.

«Вальс» совершенно внезапно врывается в ход повествования, сменяя печаль и грусть на веселье. Почему именно вальс? Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу именно домашнего праздника.

«Новая кукла» — это продолжение веселья, ведь девочка очень рада своей новой игрушке. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Пьеса напоминает вальс, правда, звучит он очень быстро, привычный размер 3/4 ускорен в два раза.

Стремительный польский танец «Мазурка» продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике. Вот только у Чайковского он носит более камерный характер, поэтому и первая тема пьесы спокойная, элегическая.

Следующие три пьесы «Детского альбома» (11,12, 13) раскрывают народную линию и ее можно даже назвать своеобразной «русской сюитой».

Все три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит и в них Чайковский использует один и тот же прием развития – вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству.

Сменяет русскую тему чешский народный танец «Полька». Он звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла.

В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. В эту сюжетную линию входят пьесы 15,16,17,18 и к ним еще примыкает 23 номер. Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке.

Неслучайно предпочтение автор отдает именно итальянским, ведь как раз осень и зиму 1877-1878 годов он проводит в путешествии по европейским городам, в частности, Чайковский посещает Италию. Из Милана он пишет Н. Ф. фон Мекк о своих ярких впечатлениях, полученных там.

Любопытно, что «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» и даже в некотором смысле «Старинная французская песенка» объединены одной идеей. Все они напоминают звучание шарманки. Эти впечатления у маэстро сохранились еще с самого детства, когда его отец привез из Петербурга механический орган. Благодаря этому устройству, Чайковский смог познакомиться с произведениями великих композиторов.

Не обошлось в «Детском альбоме» и без сказок, их тут две, а вместе с пьесой «Сладкая греза» они образуют сказочно-мечтательную линию.

«Нянина сказка» — это страшная история, рассказанная старушкой-няней. Сказочный образ, раскрытый в пьесе, выражен при помощи гармонического языка и музыкально-выразительных средств. В целом музыка звучит очень настороженно.

«Баба-Яга» — это еще одна сказка в цикле, в которой композитор очень точно передал фантастический полет главного персонажа. Колдунья стремительно проносится мимо слушателей. Музыка звучит резко, с характерными «выкриками» Бабы-Яги и «свистом ветра». С помощью музыкально-выразительных средств Чайковскому удалось очень точно охарактеризовать этот сказочный персонаж.

Пьеса «Сладкая греза» носит спокойный, мечтательный характер. Мягкость этой миниатюры подчеркнута резким звучанием предыдущих сказочных номеров.

«Песня жаворонка» — это яркая и невероятно живописная картинка, передающая щебет птиц. Музыка звучит очень легко, этому способствует отсутствие ритмических акцентов, а также то, что мотивы мелодии начинаются и заканчиваются в основном на слабые доли.

Заключительная пьеса цикла «В церкви» – это снова обращение к молитве, как и в первой миниатюре. Музыка звучит достаточно строго и серьезно. Связано это с тем, что в ней маэстро использовал подлинную мелодию молитвы. Вероятнее всего, Чайковский специально не стал упрощать музыкальный язык, воплотив в таком довольно небольшом построении всю глубину чувств.

«Детский альбом» Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

П.И. Чайковский «Детский альбом»

Источник

Оцените статью