Произведения чайковского марш деревянных солдатиков ноты

П.И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты пьесы П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом» под названием «Марш деревянных солдатиков» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.

«Марш деревянных солдатиков»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.

Источник

П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Марш деревянных солдатиков

Жанр: Фортепианная миниатюра ре мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

Крайне простая пьеса. В Предисловии мы уже обратили внимание на возможность объединения этой пьесы с «Игрой в лошадки». И действительно, обе они написаны в одной тональности — ре мажор, и сопоставленные, они могут восприниматься как маленький диптих, в котором первая часть – «Игра в лошадки» — более мягкая (трехдольная), а вторая – более мужественная (двухдольная). Все это, конечно, в «детском» (игрушечном) преломлении. Эта игрушечность подчеркнута очень тонкими средствами, в частности авторским указанием на тихое ( piano ) и даже очень тихое ( pianissimo ), в самом начале, исполнение.

Фортепианное письмо П. Чайковского обнаруживает в этой, как и в других миниатюрах цикла, можно сказать, ювелирную отделку. В качестве примера можно указать на пунктирную ритмическую фигуру, характерную вообще для всякого марша. В данном случае композитор ее разнообразит, давая два ее варианта: протянутая первая нота и острая вторая (первый вариант) и – второй вариант — лаконично звучащая первая нота, затем короткая пауза и пунктирная короткая нота. Все это имеется во втором такте пьесы и далее проводится очень строго во всех аналогичных моментах. Таким образом, это не случайность, а специально задуманный ритмический прием. Совершенно очевидно, что чуткий исполнитель должен, во-первых, быть внимательным к этим вариантам, во-вторых, донести это различие до слушателя.

Здесь возникает очень хороший повод высветить роль исполнителя. От него зависит очень многое в выявлении авторского замысла в том или ином произведении. Если быть кратким, то можно так сформулировать задачу исполнителя: нужно так исполнить произведение, чтобы слушатель, записав его по слуху, получил в точности такую запись, в которой это произведение зафиксировано композитором. Это, так сказать, обратный исполнению процесс. И если композитор записал в нотах, например, нюанс pianissimo , как мы видим это в начале этой пьесы в записи П. Чайковского, то и исполнить это нужно так, чтобы у слушателя создалось ясное ощущение именно этого нюанса.

Чайковский в этой пьесе рисует музыкальный образ очень точными и экономными средствами: ощущение кукольности, деревянности передается четкостью ритмического рисунка, определенностью, выверенностью штриха. Воображаемая инструментовка (возможно, это деревянные духовые инструменты и малый барабан), тесное расположение аккордов, согласованность ритма и штрихов образно передают слаженные движения солдатиков, идущих тесным строем под сухую дробь барабанчика. Как не вспомнить здесь марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине I действия оперы Чайковского «Пиковая дама»: в опере этот эпизод пронизывает та же ритмическая фигура — барабанная дробь, – что проходит и в этой пьесе в нижнем голосе. Но здесь, в фортепианной миниатюре, ощущается некоторый комический характер – быть может, за счет того, что музыкальные акценты приходятся – конечно же, так происходит преднамеренно – на нечетные такты, то есть, в четных квадратных структурах на слабые такты.

Средняя часть пьесы представляет образ более крупным планом: звучание приобретает весомость благодаря тяжелым аккордам – «опорам» в партии левой руки. Но и это по динамике не выходит за рамки звучности piano (так указано композитором).

В репризе восстанавливается первоначальная звучность (еще тише, чем в средней части). Исполнитель вряд ли погрешит против авторского замысла, если создаст ощущение, будто игрушечное войско удаляется.

Источник

П. Чайковский Детский альбом

ноты для фортепиано произведений композитора Петра Чайковского


П. Чайковский
Детский альбом

для фортепиано
редакция Я.Мильштейна и К.Сорокина
«Музыка», 1974г.
номер 6213

1. Утренняя молитва
2. Зимнее утро
3. Игра в лошадки
4. Мама
5. Марш деревянных солдатиков
6. Болезнь куклы
7. Похороны куклы
8. Вальс
9. Новая кукла
10. Мазурка
11. Русская песня
12. Мужик на гармонике играет
13. Камаринская
14. Полька
15. Итальянская песенка
16. Старинная французская песенка
17. Немецкая песенка
18. Неаполитанская песенка
19. Нянина сказка
20. Баба Яга
21. Сладкая греза
22. Песня жаворонка
23. Шарманщик поет
24. В церкви. Хор

Скачать ноты

Источник

Произведения чайковского марш деревянных солдатиков ноты

Пётр Ильич Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, который своим творчеством внёс неоценимый вклад в развитие не только русской, но и всей мировой музыкальной культуры. Сочиняя великолепные произведения в различных жанрах, он в каждом из них воплотил свой уникальный талант. Музыка Чайковского – это целый мир, который выдающийся маэстро выразил в чарующих звуках. Творческое наследие композитора велико, однако особо важное место в нём занимают сочинения, которые он написал для юных музыкантов, как например цикл фортепианных пьес «Детский альбом». Входящие в сборник двадцать четыре чудесных миниатюры живописно рассказывают об одном дне из жизни ребёнка, наполненном увлекательными занятиями, сказками доброй няни и любимыми игрушками, такими как маленькие солдатики. Стремясь угодить юным исполнителям, Пётр Ильич посчитал, что миниатюра с названием «Марш деревянных солдатиков» обязательно должна входить в сборник детских пьес.

Историю создания пьесы Петра Ильича Чайковского «Марш деревянных солдатиков», а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

История создания миниатюры «Марш деревянных солдатиков» неделимо связана с возникновением сборника фортепианных пьес для юных исполнителей « Детский альбом », написанный Петром Ильичом Чайковским в период с мая по июль 1878 года. Композитор в то время гостил у своей сестры Александры Ильиничны, которая вместе со своим мужем Львом Васильевичем и детьми проживала в большой усадьбе Каменка, принадлежащей большой семье Давыдовых. Это поместье, располагавшееся недалеко от Киева, было любимым местом выдающегося маэстро.

Уютная домашняя обстановка и живописная природа располагала его к созданию выдающихся произведений. Вторая, третья, четвёртая симфонии , оперы: «Опричник», «Вакула», « Евгений Онегин », а также знаменитый балет «Лебединое озеро» — к тому времени все эти великолепные шедевры Чайковский создал именно в Каменке. Однако была ещё одна причина, по которой композитор стремился в поместье — это семеро его обожаемых племянников и племянниц.

Пётр Ильич относился к ним как к родным детям: любил и баловал, каждый раз привозя и одаривая множеством подарков. Юные родственники тоже с нетерпением ждали приезда любимого дяди, ведь он так интересно рассказывал о своих путешествиях в разные страны. Вместе им было весело: они играли и гуляли, запускали фейерверки, устраивали танцевальные вечера. Общение с детьми, их проказы и весёлая болтовня так забавляли композитора, что от этого он чувствовал себя необычайно счастливым.

Вот в такой милой сердцу Чайковского атмосфере и появился цикл фортепианных миниатюр «Детский альбом», однако его созданию предшествовала череда неприятных событий, которые произошли за год до этого в личной жизни композитора. В июле 1877 года Чайковский совершил необдуманный поступок, женившись на Антонине Милюковой. Супруга своим истерическим характером так разочаровала Петра Ильича, что он оказался на гране сильного нервного расстройства. Чтобы разогнать мрачные мысли, которые могли привести к самым непредсказуемым последствиям, композитор решил срочно сменить обстановку и на полгода уехать из России. Путешествуя по странам Европы, Чайковский немного развеялся, но ему не хватало общения с близкими людьми, поэтому он написал брату Модесту и предложил ему приехать в Италию. Модест откликнулся на просьбу старшего брата, но прибыл не один, а вместе со своим глухонемым воспитанником Колей Конради.

Пётр Ильич и ранее был знаком с этим мальчиком, которого характеризовал как очень смышлёного и кроткого по нраву. Композитору нравилось ухаживать за мальчиком, заниматься с ним, наблюдать за его реакцией от впечатлений, которые доставляли путешествия. Однако Коля был не единственным ребёнком, с которым Чайковский общался во время своего зарубежного странствия. На улицах итальянских городов он довольно часто встречал детей, зарабатывавших себе на пропитание выступлениями перед случайно собравшейся публикой. Особое впечатление на Петра Ильича произвёл флорентийский мальчик Витторио. Обладавший красивым голосом, он настолько душевно исполнял народные песни, что заставил композитора искренне восторгаться его мастерством. Вот такие интересные знакомства и подтолкнули композитора к замыслу о создании сочинений, которые бы помогали творческому развитию молодых талантов. Чайковский и ранее обращал внимание на то, что репертуар, используемый для обучения детей весьма беден. Из того что было особого внимания заслуживал « Альбом для юношества » — сборник фортепианных миниатюр, написанных немецким композитором романтиком Робертом Шуманом в подарок для его семилетней дочери Марии. Загоревшись этой идеей, Пётр Ильич решил в первую очередь заручиться поддержкой главы музыкального издательства Петра Ивановича Юргенсона, и в феврале 1878 года отправил ему письмо. В ответном послании издатель одобрял интересную и нужную задумку композитора.

В апреле 1878 года Чайковский, вернувшись на родину, сразу направился в Каменку. В этот приезд, которому как всегда все были очень рады и в первую очередь дети, Пётр Ильич особенно внимательно наблюдал за музыкальными занятиями своих племянников и племянниц. Таким образом, он подготавливал себя к сочинению детских фортепианных пьесок, у которых, как он считал, обязательно должны быть привлекательные названия.

Работу над циклом детских миниатюр, в который вошло вышеназванное произведение «Марш деревянных солдатиков», Чайковский начал в последних числах апреля, а завершил в мае. Затем на редактирование эскизных материалов всего сборника у него ушло ещё полтора месяца. В июле Пётр Ильич отправил сборник в музыкальное издательство Юргенсона, на обложке которого сделал пометку, что посвящает его своему любимому племяннику Володе Давыдову. «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» впервые был напечатан накануне нового 1879 года

Содержание «Марша деревянных солдатиков»

«Марш деревянных солдатиков». В этой забавной и весёлой по характеру миниатюре Пётр Ильич Чайковский с большим чувством юмора нарисовал военный парад, в котором под звуки миниатюрных барабанов и флейт маршируют маленькие деревянные солдатики. Несмотря на лёгкость звучания, чёткая музыка ярко отображает отважных и решительных игрушечных воинов, которые на плацу слаженно чеканят шаг.

Пьеса написана композитором в тональности Ре мажор, в простой репризной трёхчастной форме, которую можно отразить в формуле: А В А.

Вся тематика композиции, имеющей бодрый маршевый характер, подчёркнута акцентированным пунктирным ритмом. Её мелодические линии, сопровождаемые почти сплошной гармонизацией, ненавязчиво интонационно устремляются вверх. В первой части, чтобы нарочито подчеркнуть «игрушечность» музыки, автор выставляет динамический оттенок пианиссимо.

В среднем, кульминационном разделе произведения, где звучность достигает меццо форте, музыка приобретает тревожный характер. Основная тема, представленная здесь в довольно изменённом виде, звучит немного взволнованно. Следующий далее тематический материал третьей части полностью повторяет первую часть.

Основные трудности, возникающие при разучивании фортепианной миниатюры «Марш деревянных солдатиков».

  • Для точного воплощения задуманного композитором образа произведения необходимо добиваться лёгкости звучания при чётком и упругом исполнении пунктирного ритма и аккордов.
  • Акцентированные ноты должны только поддерживать «игрушечность» музыки и сильно не выделяться из общего динамического плана.
  • Ещё одной технической сложностью в пьесе являются репетиции в партии левой руки в 8, 16 и 40 тактах. Здесь обязательно следует придерживаться аппликатурных рекомендаций указанных в тексте.
  • Важное значение в произведении имеет педализация. Короткая педаль на сильную долю такта помогает акцентированию, а также лучшему восприятию звучания фактуры.

«Марш деревянных солдатиков» — эта фортепианное произведение Петра Ильича Чайковского , как и все пьесы «Детского альбома», является миниатюрой не только высокой художественной, но и педагогической ценности. В работе над созданием образа, задуманного композитором в произведении, перед юным исполнителем встают определённые технические трудности, преодоление которых помогут ему в дальнейшем творческом развитии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Источник

Оцените статью