Произведения для чтения с листа фортепиано

Произведения для чтения с листа фортепиано

Автор: И. Рябов. С. Рябов
Год: 1988
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 2,5 МВ
Язык: русский

Чтение с листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманных композитором, без предварительного фрагментарного проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимании, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.
Таким образом, воспитание навыков хорошего чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.
Большое значение для развития учащегося и для его будущей деятельности имеют систематические занятия по чтению нот с листа. Необходимо учитывать, что развитие этих навыков зависит от всего музыкального опыта учащегося, от общего уровня его музыкальной и технической подготовки, от богатства и яркости получаемых им музыкальных впечатлений, от количества проходимых им музыкальных произведений и его теоретических знаний. Особенно тесно навыки разбора и чтения нот связаны с развитием так называемого «внутреннего слуха». Поэтому успешное развитие этих навыков возможно лишь на основе серьезной и разносторонней музыкально-воспитательной работы.
Руководство педагога чтением с листа осуществляется путем подбора музыкального материала и практической помощи учащемуся в процессе работы. Педагог должен продуманно выбирать материал для чтения, учитывая интересы и запросы учащегося. Не следует давать для чтения произведения, которые по своему содержанию и музыкальному языку не могут доставить учащемуся удовлетворения. Материал настоящего учебно-методического пособия является доступным, увлекательным и имеет воспитательное и познавательное значение. Работать с данным пособием можно как в классе, так и дома.

Читайте также:  Окб сапр аккорд прошивка

СОДЕРЖАНИЕ:

Первый класс

  • Чтение ритмических рисунков на одном звуке
  • Мелодии из двух звуков
  • Чтение мелодий в пределах одной аппликатурной позиции
  • Мелодии с различными направлениями движения звуков в мелодии
  • Чтение на двух нотных станах
  • Артикуляционные обозначения. Добавочные линейки
  • Случайные знаки альтерации
  • Знаки альтерации при ключе. Квартовые скачки в мелодии
  • Басовый ключ
  • Расширение диапазона мелодии до октавы
  • Знаки альтерации в басовом ключе
  • Паузы

Второй класс

  • Строение фраз (повтор, суммирование). Случайные знаки альтерации
  • Мелодия и остинатное сопровождение
  • Паралелльное движение голосов

Источник

Методические рекомендации по чтению нот с листа для преподавателей Детских школ искусств с начинающими пианистами

Разделы: Музыка

Методические рекомендации по чтению нот с листа для преподавателей детских школ искусств с начинающими пианистами (диагностика развития навыка чтения нот с листа, анализ нотного текста, подбор репертуара).

Целью первого начального этапа по формированию навыка чтения нот с листа у начинающего пианиста является определение исходного уровня развития данного навыка.

Игра с листа оценивается по следующим критериям:

  • зрительно-слуховой анализ нотного текста;
  • непрерывность исполнения;
  • точность расшифровки и воспроизведения авторского текста: звуковысотность, метроритм, фразировка, динамика, штрихи;
  • аппликатурные навыки;
  • топография: умение свободно ориентироваться на клавиатуре, не
    глядя на руки;
  • выразительность исполнения: эмоциональная отзывчивость, осмысленность формы произведения, выявление жанровых особенностей.

Оценка выполнения каждого критерия, проводится по пятибалльной системе. Пять баллов выставляется за задание, выполненное полностью безукоризненно; четыре балла − выполненное, но с одной или двумя неточностями; три балла – выполненное наполовину; два балла − выполненное меньше, чем наполовину. В итоге подсчитывается общий бал.

Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является анализ нотного текста. Необходимо разработать план подготовки к чтению с листа (ученик должен принимать в этом деле активное участие):

  • определить тональность, ключевые и встречные знаки;
  • анализ структуры произведения: ритмические и мелодические
    повторы, части, разделы;
  • простучать ритм;
  • проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;
  • продумать аппликатуру;
  • определить темп;
  • обратить внимание на штрихи, динамику.

Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения её на инструменте [8, с. 66].

Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. Для того чтобы грамотно исполнить произведение с листа, пишет Г. И. Шахов [8, с. 66], необходимо предварительное прочтение нотного текста глазами, что без сомнения очень развивает внутренний слух, заставляет его активно работать. В процессе анализа необходимо приучать учащегося к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр — “Марш”, “Маленькая полька”, “Вальс”, “Ласковая просьба”, “Петрушка” и т.д.

Формирование навыка чтения с листа является главным условием развития самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста. Для решения этой задачи необходимо подбирать яркий музыкальный материал, который мог бы вызвать интерес у учащегося.

Одна из основных и важнейших задач начального этапа музыкального обучения − привить ребенку любовь к музыкальной речи, научить его понимать содержание произведения и выразительность языка. Простейшая мелодия была и остается основой начального музыкального воспитания и обучения игре на любом инструменте. На образцах простейших народных детских песенок ученики постепенно осваивают принципы чтения нотного графика и под руководством преподавателя вырабатывают прочные первоначальные навыки интонирования голосом и на фортепиано по нотам − навыки, которые крайне необходимы для самостоятельной творческой работы по освоению музыкальной литературы.

Первоочередная задача − сделать занятия по чтению нот с листа увлекательными. Нетрудные переложения классических произведений, музыка из мультфильмов развивает музыкальный кругозор и в то же время повышает интерес детей к чтению с листа.

Необходимо вырабатывать у ребенка следующие умения: определять тональность произведения, понимать ритмический рисунок, видеть и осознавать мелодическую линию, расстояние между звуками по вертикали в интервалах, аккордах, проводить элементарный анализ строения музыкального произведения.

Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов − от “простого к сложному”, от лёгких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках, более сложные ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т. д.

Наиболее сложной задачей для ребенка является чтение с листа двумя руками одновременно. На первом этапе целесообразно давать пьесы, для которых характерно параллельное движение голосов в октаву. Далее, необходимо развивать у учащегося умение осмысленно читать нотный текст одновременно по горизонтали и вертикали. Для этого подбираются произведения с мелодией в одной аппликатурной позиции и выдержанными звуками, интервалами или аккордами в аккомпанементе.

Важными составляющими навыка чтения нот с листа является, во-первых, свободная ориентировка пальцев и рук на клавиатуре, а во-вторых – аппликатурная техника. Этого можно достичь при игре гамм, аккордов, арпеджио, а также в процессе транспонирования.

Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам. При этом необходимо придерживаться жанрово-стилевого подбора произведений для чтения с листа. Таким образом, педагог сможет расширить исполнительский опыт и музыкальный кругозор ученика.

Следует читать с листа больше мелодий, пьес и ансамблей построенных на материале русских народных песен, песен советских композиторов, произведений классиков русской музыки и песен других народов. Сверх того, включать в репертуар ряд музыкальных произведений западноевропейских композиторов, музыку из детских мультфильмов, популярные и джазовые пьесы.

Подбор нотного материала необходимо осуществлять с установкой на многообразие, опорой на различные метры, ритмические обороты и лады. Желательно обеспечивать широкую “начитанность” в разных стилях фортепианной музыки и с другой стороны – развивать динамичное музыкальное мышление, воспитывать установку на всевозможные повороты и сюрпризы музыкального текста.

Успех работы зависит от следующих условий и факторов:
– регулярности и систематичности занятий по чтению с листа;
– хорошо подобранного (интересного и разнообразного) репертуара для чтения нот с листа, не превышающего по своей сложности уровень способностей и подготовленности данного ученика;
– хорошей теоретической подготовки ученика;
– развития внутренних слуховых представлений.

Эффективной формой работы является игра в ансамбле с различными вариантами распределения партий: учитель-ученик, два ученика, два ученика и учитель. Это придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у учащихся умение предельно концентрировать свое внимание.

Чтобы познакомить ученика с разнообразием нотной литературы необходимо подбирать обширный репертуар, включающий — народные песни, классику, детскую музыку, песни для голоса и фортепиано, джазовую и популярную музыку.

Примерный репертуарный список.

I. Народные песни.

  1. Висла. Польская народная песня.
  2. Ехал казак. Украинская народная песня (ансамбль).
  3. Здравствуй, гостья зима. Русская народная песня (ансамбль).
  4. Каравай. Русская народная песня.
  5. Козлик. Русская народная песня.
  6. Пчела. Чешская народная песня.
  7. У Мэри был ягненок. Японская народная песня.
  1. Бетховен Л. Ода “К радости” (отрывок).
  2. Брамс И. Колыбельная.
  3. Брамс И. Петрушка.
  4. Глинка М. Марш Черномора (ансамбль, отрывок).
  5. Глинка. Ты, соловушка.
  6. Прокофьев С. Петя. Из симфонической сказки “Петя и волк” (ансамбль).
  7. Чайковский П. Отрывок из балета “Лебединое озеро”.
  8. Чайковский П. Колыбельная песнь в бурю (отрывок).
  1. Гедике А. На черных клавишах.
  2. Лемуан А. Вечный двигатель.
  3. Лефельд Я. Кошечка.
  4. Рамо Ж. Тамбурин.
  5. Сигмейстер Э. Прыг-скок.
  6. Слонов Ю. Матрешки.
  7. Тетцель Э. Прелюдия.
  8. Хватал Ф. Маленькие друзья.

IV. Детская музыка.

  1. Гладков Г. Песенка львёнка (ансамбль).
  2. Савельев Б. Две песенки кота Леопольда (ансамбль).
  3. Островский А. Спят игрушки.
  4. Уотт Д. Три поросёнка (ансамбль).
  5. Шаинский В. Кузнечик.

V. Популярная музыка.

  1. Дмитриевская П. Рождественский гимн (ансамбль).
  2. Легран М. Мелодия (ансамбль).
  3. Штраус Р. Вальс.

VI. Джазовые пьесы.

  1. Градески Э. Задиристые буги.
  2. Игнатьев В. Песенка-марш барбоса.
  3. Прима Л. Пой, пой (ансамбль).
  4. Роджерс Р. Голубая луна (ансамбль).
  5. Шеринг Д. Колыбельная.
  6. Шмитц М. Буги (ансамбль).

VII. Песни для голоса и фортепиано.

  1. Дунаевский М. 33 коровы.
  2. Калинников В. Кисонька.
  3. Кикта В. Я на скрипочке играю.
  4. Компанеец З. Весёлый поезд.
  5. Кочурбина М. Мишка с куклой.
  6. Красев М. Маленькой ёлочке.
  7. Крылатов Е. Это знает всякий.
  8. Эрнесакс Г. Едет, едет паровоз.
  1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А.Баренбойм – М.: Советский композитор, 1973. – 270 с.
  2. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / Т.Л. Беркман – М.: Просвещение, 1977. – 104 с.
  3. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста [Текст] / Ф.Д. Брянская – М.: Музыка, 1971. – 56 с.
  4. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа [Текст] / Р.З. Верхолаз – М.: АПН РСФСР, 1960. – 45 с.
  5. Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев — М.: Классика XXI , 2006. – 95 с.
  6. Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста [Текст] / М.О. Лерман //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. – М.: Музыка, 1971. – С.68–76.
  7. Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано.
    Интенсивный курс [Текст] / Т.И. Смирнова – М.: ЦСДК, 1994. – 55 с.
  8. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в
    классе баяна. [Текст] / Г.И. Шахов – М.: Музыка, 1996. – 189 с.
  9. Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез. [Текст] / Т.Б. Юдовина – Гальперина – СПб: Союз художников, 1996. – 237 с.

Источник

Обучение Фортепиано

Чтение с листа. Т.Камаева, А.Камаев

«Назовите пять наиболее распространенных ошибок учащихся при чтении нот с листа» — с таким вопросом мы на протяжении нескольких лет обращались к опытным педагогам, преподающим фортепиано в ДМШ и ДШИ. Ответы их с удивительной и где-то даже настораживающей точностью из года в год повторялись. Наиболее часто они звучали так:

• элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

• игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

• потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим;

• невнимательность к динамическим знакам;

• пренебрежение знаками агогики.

Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того — без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с листа зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного учреждения — это нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями — популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами.

Между тем отечественная фортепианная педагогика обладает колоссальной методической базой. Еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей из разных слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные любители, как известно, составляли основу русской интеллигенции.

В советское время в системе ДМШ чтение с листа находилось в числе обязательных форм работы, и, начиная с 4 класса, оценивалось отдельной отметкой на ежегодном техническом зачете. Существовали специальные пособия и даже хрестоматии по чтению с листа с детальной и продуманной программой по усложнению этой формы работы 1 .

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы, жизнеспособность которых может проверить только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а потому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачету) или вовсе исчезают. Зачастую часы по специальности приходится «делить» с синтезатором — инструментом, стремительно входящим в музыкальную практику 2 .

Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60—80-х годов прошлого века 8 . Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный ре

1 См.: Пособие по чтению с листа на фортепиано / Сост. Ф. Брянская, Л. Ефимова, С. Ляховицкая. JL, 1964; Баренбойм Л .f Перунова Я. Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Л., 1988.

2 На сегодняшний день факт обостренной конкуренции синтезатора с фортепиано особенно заметен в ДМШ и ДШИ столичных городов.

Источник

Оцените статью